Журнал для интеллектуальной элиты общества  
 
 

Новости

28.05.16  В рубрике «ИСТОРИЯ ПЕСЕН» опубликована статья, посвящённая двум психоделическим хитам 1960-х - «Kites» от группы SIMON DUPREE & THE BIG SOUND и «Hole In My Shoe» от группы TRAFFIC.
   
   

Два психоделических хита 1960-х:
«Kites» и «Hole In My Shoe»


Автор статьи: Сергей Курий

Во второй половине 1960-х годов в рок-музыке буйным цветом расцвело такое направление, как "психоделия". Поводом для возникновения этого дивного стиля послужило не только увлечение галлюциногенными наркотиками, но и тяга молодёжи "изменить и расширить сознание" за счёт поиска необычного звучания в музыке и необычных образов в текстах.


SIMON DUPREE & THE BIG SOUND - «Kites» (1967)

Одним из представителей раннего психоделического рока является британский коллектив SIMON DUPREE & THE BIG SOUND, основанный братьями Дэреком, Рэем и Филом Шульменами.
В 1967 году они выпустили свой главный хит - песню «Kites» ("Воздушный змей"), написанную Хэлом Хекили и Ли Покрассом.

Дэрек Шульман:
«Мы попросили Джона (Джона Кинга – продюсера группы – С.К.) найти нам хит, потому что писать собственный материал – дело неслыханное в те времена. И Джон пошел в Ribbins Music и взял песню под названием "Kites", которая нам показалась полным мусором. Мы сказали: "Нет, спасибо, мы не собираемся записывать это. Мы - рок-группа. Забудь"».

Продюсеру буквально пришлось заставить группу взяться за песню. И за два с половиной часа любовная баллада про то, как лирический герой запускает в небо змея со словами "Я люблю тебя", превратилась в образец психоделии. В аранжировке зазвучали такие - экзотические для поп-музыки - инструменты, как меллотрон (прообраз будущих сэмплеров), ксилофон и даже аппарат, имитирующий звук ветра.

Так как родиной воздушного змея является Китай, то музыканты решили добавить и в текст толику восточной экзотики и загадочности. Конкретно - вставить туда отрывок на китайском языке. Текст написал какой-то работник китайского ресторана, а прочла его знакомая группы - актриса Джеки Чан. Забавно, что ни один участник SIMON DUPREE & THE BIG SOUND не понимал, о чём говорится в этом отрывке.
Не парились по этому поводу и слушатели, которые поместили сингл «Kites» в ТОП-10 британского хит-парада.

Дэрек Шульман:
«Мы не могли поверить, что баллада выстрелила, а не другие вещи. Она поднялась до пятого места, мы съездили в еще несколько сборных туров. И хотя не по своей воле, мы стали более поп-ориентированными».

Рэй Шульман:
«Ирония в том, что до хит-сингла мы делали то, что хотели, а денег с выступлений не больно прибавилось. Мы были крутой рок-группой, и вдруг у нас сложился имидж на основе глупой баллады».

Через два года братья Шульманы распустят SIMON DUPREE... и обретут творческую свободу, создав новый коллектив GENTLE GIANT - очень экспериментальный и завёрнутый.


TRAFFIC - «Hole In My Shoe» (1967)

Похожая история приключилась и с другой британской психоделической группой TRAFFIC. Почти все её участники свой главный хит - «Hole In My Shoe» ("Дыра в моём ботинке") - терпеть не могли. Лидер TRAFFIC - Стив Уинвуд - называл его "банальной песенкой", которая "портит имидж группы".


Такому неприятию способствовали и натянутые отношения с автором песни - гитаристом Дэйвом Мэйсоном. В то время, как остальные члены группы пытались творить в хипповском духе - жили коммуной, совместно музицировали - Мэйсон оставался индивидуалистом и писал песни сам по себе.

По своему тексту и мелодии «Hole In My Shoe» напоминала абсурдную детскую песенку - нечто похожее уже сотворил Джон Леннон в своей «Lucy in the Sky with Diamonds». Как и Леннона, Мэйсона постоянно спрашивали - а не принимал ли он в процессе творчества что-нибудь "расширяющее сознание"? Тот отвечал, что ничего не принимал, а песня ему просто приснилась (кстати, это была первая песня, написанная им в жизни).

Я посмотрел в небо,
Где слона глаз
Смотрел на меня
Из дерева-жвачки.
И всё, что я знал -
Была вода, просачивающаяся
Сквозь дыру в своём ботинке...

Как и в «Lucy in the Sky with Diamonds», в «Hole In My Shoe» звучал ситар (благодаря BEATLES, звучание этого индийского струнного инструмента уже начало превращаться из экзотической "фишки" в модное психоделическое клише). В песне можно услышать и детский голос, который читает отрывок про гигантского альбатроса (он принадлежал падчерице Криса Блэквелла - одного из руководителей Island Records).

Несмотря на то, что «Hole In My Shoe» в итоге зазвучала достаточно психоделично и заняла в британских чартах 2-е место, Мэйсон назвал свой хит "началом конца". И действительно - TRAFFIC никогда не исполняла песню на сцене, а её автора, в конце концов, из своих рядов изгнала.

Тем не менее, «Hole In My Shoe» осталась достаточно ярким образцом музыки той эпохи. Подтверждение этому - успех кавера, который в 1984 году актёр Найджел Плэнер исполнил в британском ситкоме "Подрастающее поколение", где сыграл роль комичного отмороженного хиппаря.


Автор: Сергей Курий 


   « назад «

архив новостей »






Последний номер
2015/№1 (виртуал.)