Журнал для интеллектуальной элиты общества  
 
 

Новости

07.06.16  На сайте опубликована статья «Знаменитые кинонаряды. Часть 6: Одри Хепбёрн и МПЧ всех времён».
   
   

Знаменитые кинонаряды - 6:
Одри Хепбёрн и МПЧ всех времён

Audrey_Hepburn_dress_01.jpg

Автор статьи: Сергей Курий

<<< Часть 5: Сколько раз и почему переодевалась Грейс Келли в к-ф «Окно во двор»?

У Одри Хепбёрн было два мужа, два сына, но только один любимый модельер. Она называла его "лучшим другом", а он её не иначе, как "сестрой".

Знакомство Хепбёрн с Юбером Живанши состоялось, когда она отправилась в Париж в поисках костюмов для фильма «Сабрина» (1954).
Сначала актриса зашла к заслуженному мэтру моды - Кристобалю Баленсиаге. Но тот был занят подготовкой очередной коллекции и направил Одри к своему бывшему ученику - Юберу Живанши, который, несмотря на молодость, уже имел собственный Дом моды.
Когда Живанши доложили, что с ним желает встретиться «мадемуазель Хепбёрн», он поначалу подумал о Кетрин Хепбёрн - кинозвезде 1930-40-х годов. Впрочем, однофамилица его не разочаровала. Кутюрье сразу был восхищён её тонкой девичьей красотой.

Audrey_Hepburn_dress_02.jpg
Хёпберн и Живанши.


Юбер Живанши:
«Моим первым впечатлением было ощущение, что она похожа на хрупкую зверушку – с такими огромными глазами и совсем без косметики. Она была очаровательна».

Восхищение было взаимным.

Одри Хепберн:
«Это единственная одежда, в которой я чувствую себя самой собой. Он гораздо больше, чем кутюрье, он - творец личности».

Актриса тут же решила, что именно платья Живанши идеально подойдут для «Сабрины». Работу модельера оценили и зрители. Наибольшие похвалы вызвали два платья: одно – белое с цветочным узором и открытыми плечами, второе – чёрное с высоким трапециевидным воротником, который тут же прозвали "декольте-Сабрина" (актриса хотела, чтобы платье прикрывало её ключицы).

Audrey_Hepburn_dress_03.jpg

Сближению актрисы и модельера в чём-то поспособствовал и скандал, разразившийся после выхода фильма. Началось с того, что в титрах «Сабрины» вообще "забыли" упомянуть Живанши. На его месте стояло имя Эдит Хэд, которая лишь контролировала процесс подготовки костюмов. Дальше - больше. Когда фильм получил "Оскар" за лучшие костюмы, статуэтку вручили всё той же Эдит Хэд, а та в своей речи не сказала об истинном авторе одежды ни слова.
Хепбёрн пришла в ярость и даже выдвинула ультиматум - отныне Живанши становится её постоянным модельером. И, действительно, он создавал костюмы для таких фильмов, как «Забавная мордашка», «Любовь после полудня», «Шарада», «Париж, когда там жара», «Как украсть миллион»...

Audrey_Hepburn_dress_04.jpg
Одри Хёпберн в плптье от Живанши на церемонии вручения "Оскара" за фильм "Римские каникулы" (1954).

Однако самой культовой работой Живанши для Хепбёрн стало платье из к-ф «Завтрак у Тиффани» (1961), которое называют "лучшим маленьким чёрным платьем всех времён". Получается, что он обошёл саму Коко Шанель, которая это "маленькое чёрное платье" (МПЧ), собственно, и изобрела.

По легенде, модельерша создала МПЧ в память о своём любовнике - Артуре Кейпеле, который в 1919 году погиб в автокатастрофе. Злые языки язвили, что Шанель не могла официально носить траур, поэтому заставила это сделать всех женщин Франции.
То, что до Коко де Шанель чёрный цвет не являлся модным шиком и использовался в основном в траурной одежде - правда. Что же касается Артура Кейпела - то между его смертью и появлением первой модели знаменитого платья прошло целых семь лет.

Audrey_Hepburn_dress_06.jpg
Коко Шанель.

Более достоверной выглядит история о том, что на эту идею Шанель натолкнула черная униформа французских продавщиц. Чрезмерную яркость, пышность, крикливость платьев Коко всегда недолюбливала. Она заявляла: «Чем дороже выглядит платье, тем беднее оно становится. Я всех облачу в чёрный, чтобы развить у них вкус».
Шанель видела в чёрном цвете не мрачность, а таинственность (а «вернуть женщине таинственность – значит, вернуть ей молодость»). Кроме цвета МПЧ отличали простота формы и отсутствие декоративных элементов (разнообразить его предлагалось с помощью аксессуаров). Такое платье было уместно в любое время суток и доступно даже для женщин скромного достатка. «Даже дурной вкус не способен испортить это платье» – говорила Коко, а журнал "Vogue" в 1926 г. назвал его таким же универсальным, как автомобиль "Форд".

МПЧ героини «Завтрака у Тиффани» также стало одним из переломных моментов в истории моды. Господствовавший до этого "New Look" с его пышными бальными платьями постепенно уступал место более простым и молодёжным формам.

Audrey_Hepburn_dress_05.jpg

Возможно, всё было бы по-другому, если бы на роль Холли Голайтли - провинциалки, пытающейся всеми силами пробиться в светское общество - согласилась Мэрилин Монро (как того настойчиво хотел автора романа «Завтрак у Тиффани» - Труман Капоте). Однако окружение актрисы посчитало, что роль "девушки по вызову" повредит её имиджу. Так вместо роскошной Монро на экране появилась трогательная, забавная и непосредственная девчушка в исполнении Хепбёрн. А там, где Хепбёрн, там и Живаши...

Одри Хепберн:
«Я должна быть стильной Холли Голайтли. Даже если это единственное, что я могу привнести в роль».

Audrey_Hepburn_dress_07.jpg

Знаменитое "МПЧ всех времён" представляло собой длинное облегающее платье из атласа, слегка собранное на талии, и без рукавов. Одной из «фишек» платья были специфические вырезы сзади, оголяющие лопатки. Следуя заветам Шанель, Живанши большое внимание уделил аксессуарам, в число которых вошли:
- классические нити жемчуга на шее,
- хрустальная тиара на голове, украшающая причёску "а-ля пчелиный улей",
- длинные чёрные перчатки,
- огромные солнцезащитные очки-вайфареры,
- длинный мундштук.

Audrey_Hepburn_dress_09.jpg

Именно этот образ Хепбёрн был растиражирован на постерах и рекламных фото. Хотя в самом платье героиня предстаёт лишь в самом начале фильма, когда ранним утром выходит на безлюдную 5-ю авеню, чтобы съесть свой завтрак у витрины ювелирного магазина «Tiffany» и помечтать о красивой жизни...

Хотя имя Живанши на этот раз упомянуть не забыли, в дизайн платья снова вмешались голливудские продюсеры и Эдит Хэд. Дело в том, что изначально платье было несколько короче и имело разрез вдоль левой ноги. Странно, но разрез показался слишком фривольным даже для девушки по вызову, и Эдит Хэд заставили полностью переделать низ платья.
В результате она убрала разрез, сильно удлинила подол и при этом затянула его снизу. Неудивительно, что Хепбёрн в этом платье не ходила, а, скорее, семенила мелкими шажками, подобно гейше. Кроме того, чтобы платье держало форму, его начинили конским волосом и развесили в нужных местах свинцовые грузики.

Audrey_Hepburn_dress_08.jpg

А вот художник постера к фильму - Роберт Макгиннис - разрез на платье оставил и ногу героини продемонстрировал, заявив, что так афиша выглядит привлекательнее.

Audrey_Hepburn_dress_10.jpg

Тем не менее, ни одна из трёх копий оригинального платья Живанши так в фильме и не засветилась. Зато они остались для истории (считается, что по просьбе Хепбёрн "фальшивые" платья от Эдит Хэд после съёмок были уничтожены).
В ноябре 2006 года на обложке журнала «Harper's Bazaar» в оригинальном МПЧ от Живанши появилась актриса Натали Портман. Как оказалось, снимок предварял аукцион, на котором одна из копий была продана за 923 тыс. долларов.

Audrey_Hepburn_dress_11.jpg

А в 2010 году компания "Lovefilm" присудила платью из «Завтрака у Тиффани» титул самого лучшего женского наряда в кино. Интересно, что 6-е место занял ещё один наряд Одри Хепбёрн - из к-ф «Моя прекрасная леди» (1964). Но на это раз его создавал не Живанши...

Audrey_Hepburn_dress_13.jpg

Дело в том, что фильм был киноадаптацией успешного бродвейского мюзикла 1956 года. А мюзикл, в свою очередь, был поставлен по знаменитой пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион» - той самой, где профессор-лингвист побился об заклад, что превратит вульгарную цветочницу Элизу Дулитл в истинную леди.

Audrey_Hepburn_dress_17.jpg

Разработкой декораций и костюмов для мюзикла занимался Сесил Битон. Поэтому режиссёр, недолго думая, решил привлечь Битона и к работе над фильмом - всё в том же амплуа дизайнера и декоратора.

Самым ярким нарядом в фильме стал тот, в котором "преображённая" Элиза впервые выходит в свет, а именно - посещает аристократические скачки в Эскоте.

Audrey_Hepburn_dress_15.jpg

В этой сцене Сесил Битон уделил особое внимание не одной Элизе, а всем посетительницам скачек. Он умудрился одеть аж 400 женщин, при этом так, что ни один из нарядов не повторялся.

Audrey_Hepburn_dress_18.jpg

Прежде, чем приступить к работе, Битон опросил очевидцев той эпохи - в частности, свою мать, а также мать актрисы Дайаны Купер - герцогиню Ратленд.
Ещё одним источником вдохновения для Битона стал т.н. "Чёрный Эскот" 1910 года - первые скачки, состоявшиеся после смерти короля Эдуарда VII. Тогда все наряды были решены в чёрной траурной гамме. Битон тоже решил использовать только монохромные цвета, но основной упор сделал на белый цвет.

Audrey_Hepburn_dress_12.jpg

Самым шикарным, безусловно, был наряд Элизы Дулитл. Бывшая цветочница предстала в платье из кремового шёлка, покрытом кружевами ручной работы и перевязанном полосатыми чёрно-белыми лентами (одна из которых была завязана в бант на "сердечной" стороне груди). Под стать этому белоснежному великолепию были лёгкие перчатки, кружевная муфта, зонтик и огромная шляпа с теми же лентами и двумя страусовыми перьями.

Audrey_Hepburn_dress_16.jpg

Стоит ли удивляться, что бывшая цветочница тут же покорила сердца окружающих джентльменов. Правда, она чуть было не "прокололась", когда вошла в раж и заговорила на привычном кокни-сленге: «А вот где её шляпа соломенная, новая, которая мне должна была достаться? Спёрли! Вот и я говорю, кто шляпу спёр, тот и тетку укокошил».

Фильм «Моя прекрасная леди» получит аж восемь "Оскаров", два из которых достанутся Сесилу Битону ("лучшие костюмы" и "лучший художник"). А в 2011 году роскошное "Эскот-платье" продадут на аукционе за 3,7 млн. долларов.

Audrey_Hepburn_dress_19.jpg

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Автор: Сергей Курий 

   « назад «

архив новостей »






Последний номер
2015/№1 (виртуал.)