Журнал для интеллектуальной элиты общества  
 
 

Новости

02.04.17  На сайте kursivom.ru опубликован полный текст книги Сергея Курия "Оседлать Пегаса, или Как писать стихи (пособие для начинающего поэта). Автор излагает основы поэтического творчества понятным простым языком, свободным от всего того, что затрудняет первое
   
   


Сергей Курий
 

"Оседлать Пегаса,
или
Как писать стихи"

(пособие для начинающего поэта)

Ростов-на-Дону, Феникс, 2012.



Количество страниц - 220
Переплет - мяг.цел.
Формат  - 84Х108/32


"Необходимо постоянно изучать технику своего искусства,
чтобы не думать о ней в минуты творчества".
(Эжен Делакруа)



АННОТАЦИЯ ИЗД-ВА:

Эта книга приоткроет дверь в удивительный мир поэзии, обучит основным правилам стихосложения, поможет сформировать у читателя представление о самом предмете и сути поэзии, покажет все разнообразие технического арсенала и форм, уже накопленных предыдущим поэтическим опытом, и поможет предостеречь от самых характерных и распространенных ошибок всех неофитов. Без всего этого начинающий поэт будет постоянно бродить уже вытоптанными дорогами и «изобретать велосипед».
Книг по стихосложению существует немало, однако большинство их написано тяжелым научным языком. Человека, впервые соприкасающегося с поэзией, они, вероятнее всего, отпугнут. Автор этой книги излагает основы поэтического творчества понятным простым языком, свободным от всего того, что затрудняет первое знакомство с поэзией.


Прочесть книгу "Оседлать пегаса" можно здесь >>>

---------------------------

СОДЕРЖАНИЕ:

ВСТУПЛЕНИЕ

1. Чем поэзия отличается от прозы?
Поэзия на границе с прозой. - Рифмовать не обязательно. - Что такое "складно"? - Поэтический язык и "проза жизни". - "Имей слова - мысли придут". - Определения поэзии от великих людей.

2. Зачем люди пишут и читают стихи?
Видеть и чувствовать иначе. - Можно ли писать стихи "для себя"? - Пропуск в мировую культуру. - Практическая польза поэзии.

3. Ритм и размер
Ритм - каркас стихотворения. - Стихи, строфы и паузы. - Системы стихосложения. - Стопа. - Кому нужны стихотворные размеры? - Ямб, хорей, дактиль, амфибрахий анапест. - Вольный стих. - Убывание и рост (логогрифы и ропалики).

4. Звукопись: рифма
Благозвучие и звуковые повторы. - Чем хороша и плоха рифма? - "Палка-селедка", или как нельзя рифмовать. - Рифмы закрытые и открытые, мужские и женские. - Рифмы в конце, начале и середине. - Рифмы богатые и бедные, точные и приблизительные. - Можно ли рифмовать "палку" с "палкой"? - Три "косы": каламбурные рифмы. - Монорим и рассеченная рифма. - "Читатель ждет уж рифмы "розы"..." (банальные рифмы). - Способы рифмовки (aa bb, abab и др.) - "Не рифмуется..." (холостая рифма)

5. Звукопись: еще о звуковых повторах, приемах и ошибках
"Чуждый чарам черный челн..." (аллитерации и ассонансы). - "Каркнул ворон "Nevermore!"... (звукоподражание). - Никакого "Р"! (липограммы) - Только "П"! (тавтограммы) - Повторенье - соль стихотворенья. - "У, жопа, стой!" (неблагозвучные скопления и неожиданные слияния).

6. Строгие строфические формы
Строгие стражи поэзии. - Может ли стихотворение быть в одну строку или вообще без слов? - Двустишия и четверостишия. - Терцинами проложен путь в ад. - Катрены + терцеты = Сонет. - Тяжел же ты, "Венок Сонетов"! - Онегинская строфа. - "Любимая, дай спеть тебе канцону..." - Октава. - Тасуем рифмы и строки (секстины, триолеты, рондо и рондели). - Лимерики - английские "чепушинки".

7. О других формах и жанрах
Эпос, лирика и драма. - Такая разная баллада. - Раздумья и грусть (стансы и элегия). - Хвалебные жанры (ода и мадригал). - "Мораль сей басни такова..." - "Огонь нежданных эпиграмм..." - "Три гирлицы под виндом..." (макароническая поэзия). - Подражание подражанию рознь. - Стилизация и реминисценция. - Центон - модель для сборки. - Зачем посвящают стихи?

8. Стихотворения без рифмы
Века без рифмы. - Белые стихи. - Как верлибр приблизился к прозе. - Стихотворения  в прозе. - Стоит ли злоупотреблять верлибром и выдавать прозу за поэзию?

9. Восточная поэзия
Танка и хайку (хокку). - В чем прелесть знаменитого хайку о прыгнувшей лягушке? - Можно ли создать русское хайку? - Страсть к повторениям в мусульманской поэзии. - Рубаи, газель, касыда, муссадас, диван.

10. Визуальная поэзия и графические приёмы
Акростихи, мезостихи, телестихи, абецедарии. - Образы, составленные из строчек (фигурные стихи). - Задом наперед (палиндром, анацикл, реверс). - Как графически оформить стихотворение? - "Лесенка" Маяковского, тире Цветаевой и мобильные "смайлики".

11. Слова. Образы. Темы.
Мир глазами поэта. - Что такое «рвакля», «шорьки» и «убещур»? (неологизмы и заумь) - Абсурдная поэзия ОБЭРИУтов. - Что поэт может делать со словами? - Образы, одетые  в эпитеты, метафоры, гиперболы. - Образы банальные, двусмысленные и ошибочные. - Какие темы в поэзии наиболее популярны? - Что такое «поток сознания»?

12. От вдохновенья до стихотворенья (поэтическая практика)
Что такое вдохновенье и стоит ли его ждать? - Как не стать "чукчей-писателем"? - Что иметь под рукой? - Черновики и чистовики. - Править? Сократить? Отложить? Бросить? - Творческое "похмелье". - К кому обращаться за помощью?

13. Графоманы, критика и поэтическая среда
Стихотворение написано. Что дальше? - Зачем нужна поэтическая среда: ее плюсы и минусы.  - Как оценить поэта? - Как реагировать на критику? - Ищите своего читателя. - Поэтические игры и конкурсы. - Кто такой графоман и как им не стать?

14. Поэтический сборник
Как оформить поэтический сборник? - Вступительные статьи, биография, комментарии. - Картинки и рамочки. - Отбор и расположение стихотворений. - Осторожно: редактор!

15. Чему служит поэзия? (о «высоком» и «низком»)
Поэзия - «штык» или «замок из слоновой кости»? - Политическая конъюнктура. - Должна ли поэзия быть понятной? - Нужно ли стремиться к простоте? - Поэзия от Бога или от Дьявола?

ЭПИЛОГ




 

   « назад «

архив новостей »






Последний номер
2015/№1 (виртуал.)