Журнал для интеллектуальной элиты общества  
 
 

Новости

01.08.18  На сайте опубликована статья Сергея Аксёненко «Поэзия – ритм жизни».
   
   

Поэзия – ритм жизни

Notre-Dame-de-Paris5.jpg

Автор статьи: Сергей Аксёненко

Поэзия издавна была выражением самого возвышенного и божественного, что есть в людской душе. Присутствует поэзия в колыхании моря, в шуме леса, в звенящей тишине гор, в порывах человеческой любви. Поэтому люди издавна слагали стихи, которые вначале были неотрывны от музыки.

Поэзия – это, прежде всего, ритм – ритм чувства, ритм действительности, ритм жизни. Издавна считалось, что поэзия существует сама по себе и задача поэта лишь войти в ритм с природой, запечатлеть его и через бумагу, через изложение передать людям. В некоторых системах мироздания поэзии отводилась роль первой реальности (всё остальное считалось вторичным), и люди вкладывали поэзию в молитвы, притчи и заклинания. Первичная поэзия передаётся человеку через особое состояние, которое называется вдохновением или «приходом музы».

Но поэзия, помимо прочего, имеет и внешние законы – метрику, рифму, размер строки. И вот некоторые люди вместо того, чтобы улавливать поэзию, чувствовать мир, занялись сочинительством стихов (графоманией). Примерно это выглядит так: берётся мысль и зарифмовывается.

Таких сочинителей развелось очень много, они сочиняли на потребу момента и вскоре заполнили своими «творениями» почти всю печать. Как результат, народ перестал интересоваться стихами – кому интересно читать чужие зарифмованные мысли, которые не отличаются, как правило, ни мощью, ни глубиной (а если и отличались, то утратили их в процессе зарифмовки). Рифмовать ведь не трудно, это чисто техническая сторона, и любой человек без особого труда может научиться рифмовать любую мысль. Не трудно овладеть даже искусством стилизации – подлаживаться под любой стиль – под стиль Блока, Пушкина, Маяковского и т. д. Но всё это к поэзии никакого отношения не имеет.

И вот научившийся рифмовать человек, в радостном возбуждении, возомнив себя поэтом, бежит быстрей печататься, выносить на люди свои недоделки. Беседуя с такими авторами о поэзии, понимаешь, что их интересует не поэзия, а возможность выразить себя через стихи, прославить своё имя. А поэзию они, как правило, не знают, с трудом называют своих любимых поэтов и не могут прочесть наизусть ни одного чужого стихотворения (помимо школьной программы).

Но, с другой стороны, можно ли их винить в этом? Кто сумеет поправить их, натолкнуть на путь высокой поэзии? Обычно эту функцию берёт на себя критика, которая является необходимым компонентом любого образованного общества. 


***
P.S.


О теории поэзии мне приходилось писать много. Но обычно эта тема включалась в большие работы. Например, в
«Эссе о живописи» из книги «Договорные ценности» немало места уделено теории поэзии. Размышления о поэзии есть и в других моих статьях. Неоднократно приходилось говорить об этом в интервью на радио и в телевизионных передачах. Кстати, в замечательной книге Сергея Курия, «Оседлать Пегаса», есть несколько выдержек из моих работ. Книга вышла в 2012 году в издательстве «Феникс». Заметок теории поэзии у меня накопилось на целую книгу. Но вот отдельных напечатанных статей мало.
Одна посвящена в большой мере описанию вдохновения и напечатана в киевском интеллектуальном журнале «Твоё Время» в 2003 году. Называется она
«Пропуск в истинный мир».
Другая напечатана в журнале «Время Z» в 2006 году и называется
«Профессионализм и вдохновение» с подзаголовком «как грамотно писать стихи и рисовать картины».

Статья «Поэзия – ритм жизни», самая первая из напечатанных мною работ о поэзии. Она опубликована в Лутугинской районной газете «Трудовая Слава», где я работал корреспондентом. Вот выходные данные районки.
Газета «Трудовая Слава» №1 (4230) от 1 января 1993 года (на самом деле вышла 28 декабря 1992). Подписная цена – 4 копейки, в розницу – 2 рубля.
Забавно,  что подписная цена 4 копейки, а в розницу 2 рубля. Эта разница в стоимости показывает какой была инфляция в 1992 году на Украине. То есть цены на газету за год возросли в 50 раз. А на предметы первой  необходимости в сотни раз. Причём, инфляция в следующем 1993 году была примерно такой же.

Но вернёмся к теории поэзии. Я специально не стал менять в статье напечатанной более четверти века назад ни слова. Просто сел за компьютер и перепечатал текст из старой газеты. Сейчас об этом я бы написал немного по-другому, хотя принцип разделяю. Он берёт свои истоки в древности и подробнее об этом я писал в статье «Пропуск в истинный мир».
С другой стороны статья «Поэзия – ритм жизни» в электронном варианте явно незакончена. Это потому, что здесь приведена лишь половина статьи. Она предваряла литературную страничку, и дальше было о том, что у нас на Луганщине нет полноценной литературной критики (сейчас ее, по сути, нигде нет). Следствие этого - отсутствие литературной жизни и крупных поэтов. Заканчивалась статья разбором напечатанных на этой же страничке стихотворений местных лутугинских поэтов.
Начало статьи я тоже убрал. Районная газета (по замыслу её руководителей) - не место для серьёзных теорий. Поэтому я сделал так, что теория оказалась спрятанной внутри статьи. Начиналась статья типично для новогодней районной газеты. «Пушистый снег мягко падает на еловые ветви, иней слегка подрагивает и искрится, сосульки задумчиво преломляют в своей матовой глубине неровный лунный свет. Везде присутствует ощущение чего-то необычного, и кажется будто что-то вот-вот произойдёт…». И ещё один подобный абзац. Набираю его, и «прикольно» становится от того, что когда-то по долгу службы приходилось писать такую чушь. Я думал это можно делать только из-под палки. С появлением интернета понял, что миллионы людей пишут нечто подобное вполне добровольно и считают это творчеством. И таких людей большинство. И не только в Сети, в жизни их ещё больше, только многие, слава Богу, не пишут, предпочитают заниматься другими делами. И то, что СМИ, в том числе та районная газета, в которой я работал более 25-ти лет назад, потакают массовому вкусу, вполне закономерно. Массовый вкус определяет спрос. Отсюда низкий уровень нашего телерадиовещания, газет и журналов, интернета.
Но это тема отдельного разговора.

Поместить в интернет статью четвертьвековой давности меня вынудило то, что без неё мои теоретические работы о поэзии выглядят неполными. Когда я печатал их, всегда отталкивался от того, что о «ритме жизни» я уже сказал. Всё-таки статья моя была напечатана вполне пристойным  тиражом 11433 экземпляра. Часть тиража я раздал любителям поэзии из других регионов. Да и в библиотеки газета направлялась. Но, понятное дело, что с появлением интернета именно он, а не библиотеки стал первым источником информации. Поэтому статья «Поэзия – ритм жизни» появилась здесь.

Автор: Сергей Иванович Аксёненко


См. также:

"Пропуск в Истинный Мир"

"Профессионализм и вдохновение"
 

 

   « назад «

архив новостей »






Последний номер
2015/№1 (виртуал.)