Журнал для интеллектуальной элиты общества  
 
 

Архив статей

 2003 / №02-03

19.11.2004 Женская красота во времени и пространстве <часть 1>
/К. Сергеев (С. Курий)/ №2-3/2003

 Женская красота на протяжении всей человеческой истории была чуть ли не одним из самых сильных источников вдохновения для людей искусства. Однако, даже общепризнанные и растиражированные эталоны красоты при непредвзятом подходе вряд ли восхитят многих наших современников. Знаменитая Нефертити кому-то может показаться сутулой и нескладной, рубенсовские красавицы — чересчур полными, а кто-то сочтет непривлекательными  высокий лоб и выбритые брови Джоконды.
 Все попытки найти каноны красоты (начиная c древнегреческого "золотого сечения" и заканчивая современными расчетами) никогда не приводили, и вряд ли приведут, к какому-то общепризнанному, математически выверенному, идеалу.1 Если даже не принимать во внимание человеческую субъективность, ясно, что эпоха и национальный менталитет всегда вносят в понятие идеала красоты свои собственные поправки. Женской красоты это касается в первую очередь, ведь ее восприятие во многом основывается на эротике. А ведь в этом плане нет ничего хуже однообразия, даже если оно совершенно.
 Данная статья не претендует на подробнейшее освещение всех нюансов, которыми так богата история.2 Поэтому не стоит думать, что представления о женской красоте менялись последовательно, подобно временам года. Мы остановимся лишь на нескольких самых ярких и характерных моментах, особенно тех, которые нашли богатое воплощение в искусстве. Но даже их достаточно, чтобы показать всю относительность идеала.


Дикари и их "Венеры"

 Самолюбие наших читательниц наверняка будет польщено, когда они узнают, что первыми произведениями искусства были именно женские фигурки. Археологи прозвали их "палеолитическим Венерами". Разумеется, с изрядной долей шутки, ибо выглядят эти "Венеры" по нашим меркам крайне непривлекательно. Лицо, руки и ноги, как правило, даже не намечались, зато первобытный художник  богато наделил фигурки гипертрофированными женскими признаками — обвисшими грудями, резко выделенным, свисающим до колен животом и большими бедрами.
 Однако, это не значит, что все женщины палеолита представляли собой подобные "туши". Да и вряд ли эти фигурки были канонами красоты. При изготовлении "Венер" художником двигали не столько эротические, сколько культовые мотивы: здесь проявлялось уважительное отношение к зрелой женщине, этакому "сосуду" для беременности. Учитывая, что жизнь людей эпохи палеолита была тяжела и опасна, такие "плодородные" женщины, дожившие до зрелости, были в большой цене (тем более, если учесть господствующий в то время матриархат).3 Исходя из более поздних наскальных изображений, первобытные женщины были стройны, мускулисты и мало чем отличались от мужчин.

 Изучение разнообразных племен, ведущих и поныне первобытный образ жизни, наиболее ярко подтверждает то, насколько разнообразными и экстравагантными могут быть представления о женской красоте. Приведем лишь несколько примеров:
— Женщины из Мьянауна (Бирма) гордятся в первую очередь своими шеями. И гордиться есть чем — шеи красавиц порой достигают 50 см! Вытягивают их при помощи медных колец,  одеваемых на шею с детства,  число которых постоянно растет.
— Девушки из эфиопских племен сурма и музи аналогичным образом "раскатывают" себе губу: вживляют в нее глиняный диск, постепенно увеличивая его размер. Это ужасное, с точки зрения европейца,  украшение носит и "экономическую" подоплеку: чем больше девушка "раскатает" губу, тем больше скота дадут ее семье, когда придет время выходить замуж. Некоторые исследователи считают, что "губатая" традиция зародилась как способ избежать увода женщин племени захватчиками.
— Жительницы же острова Борнео считают верхом красоты оттянутые до плеч уши, чего добиваются, подвешивая к мочкам бронзовые гирьки. Со временем вес таких "сережек" может достигнуть 3 кг!
— Для племени карамоджонгов (на границе Судана и Уганды) украшением женщины считаются особые фигурные наросты на теле. Ради этих "прелестей" женщинам приходится вытерпеть мучительную процедуру: кожа лица и тела надрезается железными крючьями и затем  в течение месяца посыпается пеплом,  чтобы рана не заживала слишком быстро.
— Жительницы Соломоновых островов, вступая в брак, лишаются верхних резцов. Их торжественно выбивает дядя невесты по материнской линии с помощью камня и заостренной палки.
— Матери из племени индейцев типо (Бразилия) сдавливают лица своих дочерей деревянными палками. И это не наказание за плохое поведение — просто, не дай Бог, вырастет дочка с круглым лицом и будет посмешищем! Лицо должно быть вытянутое и очень узкое.
— А в племени туарегов из пустыни Сахара позором для женщин считается… худоба! Красавица должна иметь множество складок на боках, большой живот и лоснящееся лицо. Достичь этого "идеала" ненамного легче, нежели сбросить лишний вес. Для «увеличения красоты» девочек с малолетства помещают в палатки, где они мало двигаются и в обилии поглощают верблюжье молоко.



Красавицы Египта и Крита

 Разглядывая древнеегипетские изображения, нетрудно заметить, что нагота в те времена не воспринималась в Египте как нечто предосудительное. Одежды египтянок   —  тонкие и полупрозрачные, практически не скрывающие линий тела, а танцовщицы обычно вообще выступали "топлесс".
 Идеалом женской красоты считалась высокая, стройная брюнетка с широкими плечами, плоской грудью, по-мальчишески узкими бедрами и длинными ногами. Черты лица древней египтянки были тонкими, особенно выделялись глаза. Чтобы придать глазам блеск и расширить зрачки, в них капали сок беладонны, так называемую "сонную одурь".4 Идеальной формой глаз считалась миндалевидная — ее подчеркивали, обводя глаза зеленой краской5 из углекислой меди и удлиняя контур к вискам. Считалось красивым также и выделение синей краской вен на шее и висках. В Древнем Египте уже были все основные виды косметических средств: от пудры и помады до краски для ногтей и различных мазей. Известны даже письменные работы по косметике, как, например, трактат Клеопатры "О лекарствах для лица".
 Любили египтянки и пышные прически. Правда, вместо того, чтобы естественным образом отращивать волосы, они поступали проще: брились налысо, а на голову надевали парики из овечьей шерсти. Чтобы увеличить прическу один парик нередко одевался на другой. Парики носили не только знатные особы, но и простые люди (правда, их парики должны были быть "поскромнее").
 Египтянки стремились к тому, чтобы кожа была гладкой, без единого волоска, поэтому они еще тысячи лет назад практиковали известную и нашим современницам восковую эпиляцию. После удаления волос кожа умащивались маслами и благовониями, а с помощью белил ей придавали "модный" светло-желтый оттенок.6
 Одежды, как уже писалось, были прозрачны. При этом юбка знатных дам настолько плотно облегала икры, что походка становилась медлительной и величественной. Грудь у египтянок часто обнажалась, но никогда специально не подчеркивалась. Натурализм Древнего Египта был сдержан, чего нельзя сказать о критской моде.
 В древней культуре острова Крит, судя по всему, именно женщина была центром особого внимания. В отличие от элегантной величественной египтянки, женщина Крита была яркой и раскрепощенной. Она всячески старалась подчеркнуть свои прелести. Фрески и статуэтки изображают женскую фигуру с тонкой талией7 и приподнятой грудью, откровенно выглядывающей из глубокого выреза жилета. Бедра подчеркивались широкой юбкой, полностью скрывавшей ноги.
 Оживленные курносые лица критянок на фресках сильно накрашены и имеют кокетливое выражение. Недаром изображения критских красавиц наводили исследователей на мысли о современницах (одну из фресок даже окрестили "Парижанкой").
 Вообще все сохранившееся искусство древнего Крита поражает полным отсутствием мрачных мотивов. Оно красочно, весело, даже безмятежно — кажется, что жизнь критяне воспринимали как нескончаемый праздник. Вряд ли, конечно, люди на Крите не знали горя, но оно никак не отобразилось в их удивительном радостном искусстве.


Античный образец

"Здоровье — благо высшее для смертных,
Второе — быть красивого сложенья…"
(из древнегреческого гимна)

 Когда мы говорим о красоте человеческого тела, перед нашим взором тотчас возникают образы древнегреческих Венер. И неудивительно: в изображениях гармонически развитого человеческого тела греческие скульпторы до сих пор являются образцом совершенства.

Греческие каноны:
 В Древней Греции, чуть ли не впервые в истории, попытались математически вычислить и определить каноны красоты человеческого тела. Изучая законы гармонии и пропорциональных соотношений, знаменитый математик Пифагор в VI в. до н.э. открыл принципы "золотого сечения" (сам термин был введен Леонардо да Винчи), в котором целое относилось к своей большей части, как большая к меньшей (если С — целое,  А — большая часть, В — меньшая, то "золотое сечение" выражается формулой — С:А=А:В). Это послужило основой для расчета пропорциональных соотношений.
 Доскональный расчет канонов красоты произвел древнегреческий скульптор Поликлет в V в. до н.э. (его сочинение на эту тему так и называется — "Канон"). По его мнению, идеальное тело должно быть таким: голова — 1/7 всего роста, кисть руки — 1/10, ступня — 1/6, а центр тела должен приходиться на уровень пупка.8


 Однако, если отвлечься от бесспорного авторитета греческих скульпторов и приглядеться к "Венерам" непредвзятым оком, то можно заметить, что их красота по нынешним меркам является не такой уж идеальной. Во-первых, древнегреческая женская фигура толстокостна, массивна, с мягкими округлыми формами. Во-вторых, у нее небольшая, абсолютно симметричная грудь, довольно широкая талия, почти плоские ягодицы и коротковатые ноги. Для примера приведем "модельные" параметры Афродиты Книдской, исполненной знаменитым Праксителем: рост —164 см, грудь — 86, талия — 69, бедра — 93.
 По статуям мы также можем составить представление и об идеальных чертах лица древней гречанки: большие глаза с широким межвековым разрезом, маленький рот и классический "греческий" нос, прямой и фактически продолжающий линию лба. Несмотря на благородную белизну греческих статуй,9 гречанки, как и египтянки, вовсю пользовались косметикой: подкрашивали глаза и брови, румянили щеки. Самая популярная прическа тех времен нам тоже прекрасно знакома: это завязанный на затылке греческий узел "коримбос". Волосы чернявые гречанки предпочитали обесцвечивать при помощи щелочного мыла и солнечных лучей.

 Греческие каноны красоты перешли к римлянам с некоторыми поправками. Идеальной римлянке предписывалось быть статной, дородной, уж ни в коем случае не худой. Однако полнота требовалась отнюдь не рыхлая, фигура должна была сохранять грациозность и стройность. Для римлянок, скелет которых был генетически тоньше, чем у гречанок, выполнить это условие было нелегко. Они активно занимались физическими упражнениями, а также туго бинтовали грудь и бедра.
 Желание стать блондинками перешло от греков к римлянам вместе с остальными канонами красоты. Именно светлые, русые, рыжие волосы особенно ценились в Древнем Риме. Проститутки же были просто обязаны иметь желтый или белый цвет волос.10 Так как постоянная процедура обесцвечивания была рискованна не только "солнечными ударами", но и полным облысением, в моде были парики из светлых волос, поставляемые обычно из завоеванной Галлии. Кожу римлянки тоже отбеливали, и тоже довольно опасным способом — свинцовыми белилами, что нередко приводило к отравлению. Были и другие, менее опасные "рецепты": например, крем из хлебного мякиша и молока, мыло из козьего жира и пепла букового дерева. А римскую императрицу Поппею во всех поездках сопровождал караван из пятисот ослиц, в молоке которых она ежедневно купалась.


"Бабочка в коконе" (женщина Китая и Японии)

 Однако нигде красота не была столь искусственной, как в странах Дальнего Востока. Недаром один китайский мудрец писал: "Любоваться красавицей за утренним туалетом лучше после того, как она напудрит свое лицо".
 И действительно, лица китайских и японских женщин обильно гримировались: на лицо накладывался такой большой слой белил, что оно напоминало маску из фарфора. По канону лицо красавицы должно было выглядеть как можно бесстрастнее. Лоб должен быть как можно выше, для чего волосы на лбу сбривались, а сам лоб по краю волос обводился тушью. В результате получался желанный удлиненный овал. Японки сбривали даже брови, а вместо них как можно выше рисовали короткие толстые черточки.
 И китаянки, и японки ценили сложные объемные прически со множеством узлов, которые поддерживались специальными палочками. Чтобы не нарушить эту сложную "архитектуру", укладываясь спать, красавицам приходилось подкладывать под шею подушечку.
 Рот должен выглядеть маленьким (губы "бантиком"). Показывать зубы всегда считалось дурным тоном, поэтому китаянки до сих пор смеясь прикрывают рот ладошкой. Японки же многие века с 12-14 лет чернили зубы (сейчас этот обычай исчез).
 Фигура дальневосточной красавицы должна быть миниатюрной, хрупкой. Особенно ценилась маленькая стопа, из-за чего китаянкам с детства туго пеленали ноги. Идеальная стопа — "цзилань" ("золотой лотос") — имела длину всего в 10 см! Кожа у девушек должна быть нежная, тело —тонкое, почти прозрачное, грудь — маленькая, пальцы — длинные и тонкие, с длинными накрашенными ногтями.
 В целом, для японской и китайской культур особенности женского тела не имели самодовлеющего интереса. Главным для женщины было умение преподнести себя, сдержанно и плавно двигаться, красиво носить кимоно, вести умные беседы, предчувствовать желания мужчины за минуту. Кстати, кимоно было настолько хитро завязано, что раздевание женщины-"куколки" само по себе становилось искусством. Японец испытывал от этого ритуала не меньшее удовольствие, чем от самого сексуального контакта. Кстати, к наготе японцы относились совершенно спокойно и не придавали ей особого эротического контекста.
 Одним словом, японская женщина должна была воплощать в одном лице мать и служанку, сестру и любовницу, рабыню и партнершу. Красота и ритуал в Японии — понятия нерасторжимые.


Знойная женщина — мечта азиата

 Представление о женской красоте у европеоидных народов Азии (будь-то арабы, или индийцы) весьма схожи. Это должна быть "жгучая" восточная красота Шахерезады из  "1000 и одной ночи": большие черные глаза с влажной поволокой ("как у газели"), зубы "как жемчуг", волосы и брови — густые и черные "как смоль", груди — подобные "двум холмам, увенчанным алыми вишнями, полные бедра и при этом тонкие пальцы и щиколотки.
 Полнота вообще весьма ценилась азиатскими народами. Достаточно вспомнить сомнительные для наших женщин комплименты индийцев: "красива как корова" и "грациозна как слониха". Вспомним также и об интересе турок к нашим украинкам, страдающим на родине от комплекса полноты. Ведь нижняя часть торса настоящей азиатки должна быть широкой и тяжелой. Живот красавицы обычно сравнивается со множеством свитков, уложенных друг на друга. В идеале он должен иметь три глубоких складки и "красиво выступать".
 По этому поводу хотелось бы отметить, что рецепты широко разрекламированного на Западе древнеиндийского любовного трактата "Кама-Сутра" не всегда подходят стройным европейкам. Например, любовные укусы, доставляющие удовольствие полной индианке, на коже европейского "идеала" могут оставить болезненные синяки.

часть 2 >>>

   

« назад «





Комментарии к статье


"Венера перед зеркалом" кисти Веласкеса.

1 — Даже такие, казалось бы, "естественные" требования к красоте, как симметричность или здоровье, не всегда принимались в определенные эпохи. Древние инки ценили, например, женское косоглазие (для чего девочкам с детства вешали у виска на уровне глаз специальные шарики). А в Средние Века (да и позже) в среде дворянства считались "модными" бледность и изможденность.

2 — Кстати, говоря о женской красоте, невозможно избежать упоминания об одежде. Ведь издавна именно одежда была призвана подчеркнуть достоинства или спрятать телесные недостатки, одним словом — свести внешность таких разных "модниц" к некоему "среднеарифметическому" идеалу. Однако, упоминать одежду мы будем главным образом в контексте того, как она формирует силуэт женской фигуры.

 


 "Палеолитическая" Венера из Виллендорфа (Австрия).



3 — По описаниям путешественников, в некоторых африканских племенах до сих пор ценятся  невесты (!) на девятом месяце беременности, как доказавшие свою "плодоносность".




Так называемые, "женщины-жирафы" из Бирмы.









Древнеегипетская красавица Нефертити  сегодня  кому-то может показаться сутулой и нескладной.



Богиня Изида провожает королеву Нефертари в загробный мир.


4  — Эта процедура была популярна и в Средневековье. Тогда беладонна и получила свое название (bella donna — "красивая женщина").

5 — Зеленый цвет вообще был популярен в Древнем Египте. Зеленой краской (из растертого малахита) красили также ногти и ступни ног.

6 — У мужчин ценился другой цвет кожи - красно-коричневый.


Богиня со змеями, Крит, XVII в. до н.э.


7 — Исходя из этого, предполагают, что именно на Крите был впервые использован корсет.



Это изображение критской красавицы археологи окрестили "Парижанкой".




Из древнегреческих богинь одна богиня охоты Артемида по роду своих занятий обладала подтянутой мальчишеской фигурой.

8 — Антропологи установили, что деление человеческого тела точкой пупа — важнейший показатель "золотого сечения". Мужские пропорции колеблются в пределах среднего отношения 13 к 8 (1,625). Они ближе к "золотому сечению", равному 1,618, чем женские, составляющие 8 к 5 (1,6). У женщин ноги... короче!

9 — На самом деле греки всегда ярко раскрашивали статуи, а "классическая благородная" белизна (которая так восхищала гуманистов Возрождения) появилась лишь под влиянием безжалостного времени.



Венера Милосская.


10 — Кстати, согласно римским законам, матронам менять свой цвет волос возбранялось.









В целом, для японской и китайской культур особенности женского тела не имели самодовлеющего интереса.































Индийский идеал — "грациозна как слониха" и "красива как корова".