Журнал для интеллектуальной элиты общества

Архив статей

2005 / №01-02

22.06.2005 "Блестящее" вымирание динозавров
/С. Аксененко/ "Твое Время" №1-2/2005

Автор: Аксёненко Сергей

В детстве меня (как и многих детей) очень занимала одна из научных тайн — занимала гораздо больше, чем другие тайны. Это тайна вымирания динозавров. Теперь же мне кажется, что эта "тайна" родилась во многом именно потому, что она меня занимала. Не меня, естественно, как индивида, а меня как потребителя информации. То есть, шум вокруг вымирания динозавров был непропорционально раздут газетчиками и научно-популярной литературой, склонной к сенсациям.
 Да, в исчезновении этой колоритной группы рептилий много неясного. Но много неясного и в вымирании трилобитов и нуммулитов, в вытеснении брахиопод моллюсками и т.д. и т.п. Однако эти представители животного мира не так колоритны для рядового человека, как "ужасные ящеры" (именно так переводится слово "динозавры"). Ведь хотя среди представителей этой группы встречалась и мелочь (вроде компсогнатов размером с кошку), в массовом сознании динозавры присутствуют в виде сильных, страшных, опасных великанов, вооруженных зубами, когтями, шипами, рогами и панцирями. Они так и просятся в сенсационную заметку. Куда до этих "настоящих драконов" мелюзге вроде брахиопод! И поэтому научная загадка, которая для ученых была лишь ОДНОЙ ИЗ МНОГИХ таких же, благодаря газетчикам XIX–XX вв., а позднее — телевизионщикам, стала в воображении публики ВЕЛИЧАЙШЕЙ ТАЙНОЙ древних эпох. Здесь сработало то, что я называю термином "взгляд журналиста".

А что было в действительности? Я не могу ответить на этот вопрос компетентно в том, что касается серьезной науки, но могу с помощью метода исторической психологии проследить психологию исследователей и популяризаторов науки, раздувших именно эту тайну.
 Массовых вымираний в истории Земли было немало. Одно из величайших приходится на пермский период - конец палеозойской эры (251 млн. лет назад, когда динозавров еще, как таковых, и не было). Если бы вы знали какие жаркие дискуссии кипят в ученом мире по поводу загадки пермского вымирания! Тогда, судя по ископаемым останкам, исчезло более 88% (!) всех существовавших родов животных. Вымерли трилобиты, фузулиты, четырехлучевые кораллы, многие отряды мшанок, брахиопод, морских лилий, бластоидеи, хиолиты и многие другие. Не думаю, что эти названия вызовут у публики какой-то интерес, скорее вгонят в сон, хотя по количеству исчезнувших отрядов и семейств пермское вымирание намного превосходит вымирание в конце мезозоя наших "ужасных ящеров". Правда, вымирали динозавры отнюдь не в одиночку, а вместе с компанией разных летающих и морских ящеров (которые, кстати, к динозаврам не относятся).
 Не стоит также забывать, что "ужасные ящеры" начинали свою эволюционную "карьеру" с мелких двуногих существ (подотряд текодонты). И начиналось это все на фоне исполинских амфибий и проворных хищных звероподобных ящеров, от которых, казалось бы, шаг до "прогрессивных" млекопитающих. Но благодаря мягкому климату мезозоя, той же двуногости и другим факторам именно текодонты совершили свой эволюционный "прорыв". Появившиеся динозавры просуществовали на Земле 160 млн. лет, а млекопитающим пришлось прозябать все это время в тени гигантов в виде мелких крысоподобных существ, пока в конце мелового периода не произошли глобальные катаклизмы.
 Скорее всего, в это время совпали два "стрессовых" фактора: климатические изменения (резкое похолодание) и падение на Землю гигантского астероида (возможно, эти изменения и вызвавшего). Все крупные существа (и крупные динозавры, и крупные акулы, и крупные крокодилы) вымерли. Вымерло также много мелких животных ("динозаврики", "акулки", "крокодильчики" и даже некоторые из зверьков-млекопитающих — наших "прогрессивных предков"). Здесь вымирали в основном узкоспециализированные виды, для которых любые резкие изменения смертельны.1
 Потом сработал "закон зерна", и обживать Землю и вытеснять остальных стали те "зерна", у которых была большая приспособленность к новым условиям, больший шанс на рывок — те же мелкие млекопитающие и птицы. Они довольно быстро вытеснили оставшуюся от динозавров мелюзгу, а вскоре и среди них повились исполины.

Крупнейшее из известных сухопутных млекопитающих — безрогий носорог индрикотерий (6 м — высота, 9 м — длина). Под его брюхом мог спокойно пройти средних размеров носорог!
 Ну, а водных млекопитающих гигантов знают все — это синие киты (33 м — длина, 150 т — вес), превзошедшие размерами крупнейших динозавров и морских ящеров. Кстати, киты быстро заняли нишу, которую освободили ихтиозавры, плезиозавры и мозазавры.
 Из крупных птиц можно вспомнить новозеландских страусоподобных моа (высота — 4 м), которые дожили аж до середины XVII века.

Но "повезло" не только теплокровным животным. В укромных уголках планеты выжили мелкие акульчики и крокодильчики, которые в палеозое также довольно быстро достигли крупных размеров (акула кархародон имела 25 м в длину!). Но это были НЕ ПРЯМЫЕ ПОТОМКИ древних исполинских акул и крокодилов, а "прапрапра…внуки" их мелких уцелевших собратьев.2 То есть, крокодильчик сохранился чисто случайно, а динозаврик может быть и сохранился, но, например, его яйца сильно полюбились прытким осмелевшим млекопитающим. Так и не стало динозавров — ни мелких, ни крупных. Но если бы крупных вообще не было (или кости их не нашли), то на мелких динозавров и тайну ИХ вымирания обратили бы внимание только ученые и любители науки, а не широкие массы.

Кстати, представлять вымирание динозавров как "дружный" одномоментный процесс — глубочайшее заблуждение. Крупные динозавры вымирали много раз. В конце мелового периода, когда землю еще сотрясали рогатые трицератопсы и двуногие хищные тираннозавры, уже не было знаменитых длинношеих ящеров вроде диплодоков и бронтозавров (т.н. зауроподы), а также "красавцев" стегозавров с "забором" на спине. То есть, ко времени "сенсационного вымирания", на Земле уже не было одних из самых "раскрученных" ныне СМИ видов. Но в голове непритязательной публики сложилось мнение, что динозавры вымерли за один мах и все сразу. Так что вроде бы похвальное желание заинтересовать публику, благодаря "взгляду журналиста" в результате приводит к значительному упрощению, утрированию и искажению фактов. Избегая необходимых оговорок, подобные "сенсации" вбивают в головы людей набор представлений, далеких от реального научного багажа.

Сергей Аксёненко

Комментарии к статье

Вымирание членистоногих трилобитов (вверху), одноклеточных нуммулитов (посередине) и похожих на моллюсков брахиопод (внизу) по вполне понятным причинам не было столь "раскручено", как вымирание динозавров.

Один из крупнейших динозавров — брахиозавр — достигал в высоту 12 м, а в длину — 26 м! Стегозавр — 7,5 м в длину — рядом с брахиозавром выглядит мелкой кошкой (рис. вверху). А вот динозавр компсогнат (рис. внизу) действительно был размером с кошку!

1 — Кстати, все крупные животные уже от природы узкоспециализированы и не имеют возможности эволюционного маневра. Недаром после мезозойского вымирания около восьми миллионов лет на суше не было животных крупнее свиньи (эпоха палеоцена).

Восхищаясь размерами динозавров, мы всегда забываем, что крупнейшие из животных — киты, наши современники и относительные родственники (млекопитающие все-таки). Кстати, останки древних китов обнаружены еще на заре кайнозойской эры — и они уже имеют внушительные размеры (на рис. 25-метровый кит зеуглодон).

2 — Представьте, если бы вдруг вымерли тигры и львы, а спустя тысячи лет из кошек-мурок произошли новые крупные кошачьи.

Катаклизмы конца мелового периода подтвердили пословицу "Мал да удал".