Журнал для интеллектуальной элиты общества  
 
 

Архив статей

 2006 / №02

13.05.2007 Официоз и самодеятельность (рок-хиты эпохи застоя), часть 2
/С. Курий/ "Время Z" №2/2006

<<< вернуться к части 1


ЗООПАРК —
"Дрянь", "Дк Dance (Мажорный Рок-н-Ролл)" (1983 г.)

"Ты клянчишь деньги на булавки — ты их тратишь на своих друзей.
Слава Богу, у таких, как ты, не бывает детей.
Ты хочешь, чтоб все было по первому сорту,
Но готова ли ты к пятьсот второму аборту?
Ты — дрянь!"

"Я посмотрел на часы — было восемь ноль одна,
Мы танцевали, вместе с нами танцевала луна.
Рок-н-ролл танцуют все кругом.
Мы прыгали, вертелись и кружились так, что пол ходил ходуном!"
                                                          (Михаил "Майк" Науменко)

 "Я считаю Майка единственным настоящим питерским рокером", — говорил Кузьмин. С этим не спорил даже скептически настроенный по отношению к русскому року Юрий Лоза. Я сознательно не привожу панегириков из уст бывших членов Ленинградского рок-клуба — для них Михаил "Майк" Науменко — общепризнанный классик. И хотя лидеру группы ЗООПАРК так и не суждено было вкусить той всенародной любви, как Макаревичу, Кузьмину, Гребенщикову и Цою, он все-таки был какое-то время достаточно популярен. К своему "куску пирога" Майк шел долго. Подобно Никольскому он очень быстро исписался. Большую часть своего "золотого фонда" рокер создал еще в конце 1970-х — начале 1980-х, и половина этого наследия уместилась на первом "двойном" акустическом сольнике "Сладкая N и др." (1980). Поэтому многие хиты с последующих "элетрических" альбомов в субкультурной среде открытием не стали. Что не помешало ЗООПАРКУ после выхода в 1983 году альбома "Уездный Город N" пробиться в "Парад популярности" питерской газеты "Смена". Правда, первой пробилась песня в общем-то незамысловатая и танцевальная, шутливо окрещенная автором "Дк14 Dance (Мажорный Рок-н-Ролл)".

 "Когда я услышал "Мажорный рок-н-ролл" впервые, то сказал, что вещь настолько коммерческая, что может понравиться даже Садчикову из "Смены", который составляет там "Парады популярности". И что же — действительно, открываем газетку и видим — Майк в списках. Но сделана эта песня с таким драйвом и чувством, что не восхищаться ею нельзя. И потом, разве "Рок вокруг часов" Билла Хэйли не был коммерческим номером?"15.
(К. Кич, "РОКСИ" №6, 1983г.)

 "Это песни ни о чем — веселые, незатейливые, дурашливые. Этим и нравятся, наверное. А вообще-то, глупую песню гораздо сложней написать, очень трудно, чтобы это не было такой, знаете, ахинеей. Поэтому надо балансировать, выдерживать стиль. Стиль рок-н-ролла не позволяет быть совсем уж глупым".
(Майк Науменко)


 Странное дело — человек, совершенно не умеющий петь, играющий в основном известные рок-н-ролльные стандарты и пишущий тексты, далекие от изящного стихосложения, оказался (вместе с Макаревичем и Гребенщиковым) одним из тех, кто решающим образом изменил направление русского рок-н-ролла. А сделал лидер ЗООПАРКА следующее: а) нашел для зарубежной музыкальной формы соответствующее русскоязычное наполнение и б)…

 "…Насколько я знаю из разговоров с очень многими музыкантами из разных групп и разных городов: какое-то влияние я оказал в том плане, что, может быть, одним из первых стал писать очень конкретные песни тем языком, которым мы общаемся друг с другом, простыми обычными словами и о ситуациях, может быть, не совсем приятных, гаденьких; но описывал нашу жизнь такой, какая она есть. Не призывая ни к чему и не выводя мораль".
(Майк Науменко)


 Одной из ярких иллюстраций этого тезиса может стать знаменитая песня "Ты — Дрянь". Написавший множество самых проникновенных песен о любви, Майк одновременно подарил стране Советов, наверное, самый яростный и безжалостный "антифеминистический гимн". Поверьте, тогда подобная песня звучала пугающе откровенно.
 Создавался этот хит еще в 1970-м году, и в рок-среде до сих пор ходят слухи о его прообразах.

 "Песни его я принял сразу. Может быть это потому, что я знал, кому посвящена та или иная песня. …"Ты — дрянь" …посвящена подружке моей жены. Это были две подружки, мы у них часто оттягивались в Апраксином переулке. Потом я женился на Зине, а Майк вот песню написал".
(Михаил "Фан" Васильев)


 Эта песня принесла Майку и первый скандал. Первое публичное выступление нашего героя в Москве (вместе с Макаревичем, АКВАРИУМОМ, Никольским) не только шокировало лидера МАШИНЫ ВРЕМЕНИ,16 но и раскололо пополам зрительный зал: одни — возмущенно свистели, другие — неистово аплодировали. После концерта накал страстей и вовсе перерос в потасовку между слушателями.

 "Опять же публика была не урловая, а дрались там интеллигенты с интеллигентами, как это бывает при каких-то литературных спорах. Очень обломался Макаревич — был недоброжелателен, огорчен и раздражен. Майк же совершенно на это не рассчитывал, он жил в этом мире, а у людей был шок".
(А. Троицкий)


 "Ты — Дрянь" не переставала шокировать даже, когда Майк, воспроизводя ее в "электричестве", осторожно заменил грубоватую строчку про аборты нейтральной: "Прости, дорогая, но ты бьешь все рекорды…". Приземленность тематики песен и "грязная" раздолбайская манера исполнения сделали ЗООПАРК в глазах слушателей чуть ли не первой советской "панк-группой". Традиционный "рок-н-ролльщик" Майк над этим только посмеивался.

 "Делая шаг вверх, к воздушным замкам АКВАРИУМА, Майк всегда гнал лажу — равно как и БГ, спускаясь в пропущенный сквозь его рок-н-ролльные символы хаос, никогда не дотягивал до майковской трезвости восприятия. Достаточно сравнить антифеминистические вещи БГ с майковской "Дрянью" — абсолютным андерграундным шедевром. Тут есть все, что надо: горечь, злоба, пощечина и любовь. При этом у него есть целый ряд песен с чудовищным процентом безвкусицы, как у какого-нибудь символиста третьего ряда: какая-то "слепая колдунья, которая учит летать", какие-то "золотые львы, стоящие на границе между мной и тобой", все это похоже на засахаренное варенье. Настоящая лирика Майка была вот где:
 Ты спишь с моим басистом и играешь в бридж с его женой,
 Я все прощу ему, но скажи, что мне делать с тобой…
 В какой-то мере эта строка "ты спишь с моим басистом" —квинтэссенция майковской лирики. Мне рассказывали, что на концерте в городе Челябинске группа женщин, отслушавши песенку, стала прорываться к музыкантам громить аппаратуру с криками "сам ты дрянь".
 Интересно, о чем таком пел Орфей, что его растерзали взбешенные вакханки?
 …в иные минуты что-нибудь вроде "ты — дрянь, ты продала мою гитару и купила себе пальто" радует куда больше, чем "я вас любил, любовь еще быть может…". Первое как-то роднее. Да и кто из стариков-литераторов мог так емко, без метафорических спекуляций, положившись на две вещи — пальто и гитара — выразить суть противостояния Инь и Ян?"
(В. Соловьёв "Часть мира, которого нет")


Ю. Лоза & ПРИМУС — "Девочка в баре" (1983 г.)

"Девочка сегодня в баре,
Девочке пятнадцать лет,
Рядом худосочный парень
На двоих один билет.
…Девочка, сдурев от шума
И от дыма окосев,
Что-нибудь решать и думать
Отучается совсем".
                                     (Ю. Лоза)

 Неудивительно, что Юрий Лоза так уважал Майка. "Реалистично-бытовые" песни Лозы произвели в свое время не меньший шок и, в отличие от творчества ЗООПАРКА, разошлись куда более широким тиражом. Правда, имя автора хита про девочку в баре народ долгое время не знал, зато все знали группу ПРИМУС и в этом названии долго ощущался привкус чего-то крамольного. А произошло это так…
 В 1983 году ряды московских фарцовщиков пополнились юношей по имени Юра. А что оставалось делать безработному музыканту,17 не поступившему в ГИТИС, без прописки и известности? Известности не было, зато были песни.
 В это же время у коллеги Лозы по "фарцовым" делам — музыканта Ярослава Ангелюка — оказался в руках комплект дефицитнейшей по тем временам аппаратуры, что навело последнего на мысль о создании первой в Союзе англоязычной электропоп-группы. Группу Ангелюк решил назвать ПРИМУС (от лат. "первый", а не от того аппарата, что "починял" булгаковский кот).
 Пока владелец аппаратуры ездил по делам, в гости к группе забрел Лоза. Обнаружив в студии "крутой" аппарат и музыкантов Александра Бондаря и Игоря Плеханова, Юрий предложил попробовать сваять на всем этом "добре" несколько его песен. "Дело было вечером, делать было нечего"… Музыканты затарились ящиком пива и приступили к процессу записи. За 10 часов альбом, названный позднее "Путешествие в Рок-н-ролл", был готов.

 "Я им сказал, что с этими штуками хорошо играть рок-н-ролл. "Забил" в драм-машину несколько барабанных структур, потом выдернул из своей книжки двенадцать подходящих песен, и мы их тут же записали. Я пел, играл на гитаре, один музыкант подбрякивал мне на "соляке", а другой переключал драм-машинку. Помню, записывали без единого наложения на магнитофон "Нота" с проваленными каналами. Несмотря на то, что все инструменты были электронными, получился смешной живой альбом.
 …Сделать с музыкантами "Примуса" что-нибудь помимо рок-н-ролла было невозможно. Как только я показывал им сложную гармонию, все шло "мимо кассы". Они сидели, раскрыв рты, и мы технически не могли исполнять другие песни, а техническая сторона рок-н-ролльной структуры подразумевает использование примитивных формул — когда в ритм-бокс забивается один такт, а следующий повторяет его при ручном переключении тональности".
(Ю. Лоза)


 Когда Лоза удалился со своей копией записи восвояси, музыканты группы, не долго думая, доклеили в начало альбома фразу "Для вас поет свои песни группа ПРИМУС" и в таком виде запустили ее по каналам звукозаписи. В результате Лоза жутко обиделся, с ПРИМУСОМ разругался, но было поздно. Песни под маркой ПРИМУСА стали известны каждому второму советскому юнцу. Удачное сочетание компонентов в раннем творчестве Лозы сделало его песни одновременно и модными, и близкими. Тут вам и рок-н-ролл, и дворовая манера исполнения, и знакомые каждому картинки из жизни: стерва-жена с тещей ("Достала"), алкоголики ("Пора по чуть-чуть", "Утро с похмелья"), стенания о джинсах ("Купи мне, мама") и даже еще новая в то время скандальная тема — "Мой приятель —"голубой". Ну, и безусловный хит о бестолковой 15-летней девочке, прожигающей свою жизнь в баре. Что говорить — это были те неприглядные стороны реальности, о которых советская песня предпочитала умалчивать. Слово "ПРИМУС" стало "жупелом" для учителей, родителей и деятелей культуры. В "Комсомольской правде" опубликовали статью, где "Девочку" назвали "очернением советской действительности", а песни ПРИМУСА — "пошлыми и мещанскими".18
 Это была обратная сторона славы, в итоге развалившая ПРИМУС Ангелюка. К тому же, попытки группы писать англоязычный электропоп отныне вызывали у слушателей лишь недоумение. Лоза же, наигравшись в рок-н-ролл, уходит в эстраду и завоевывает сердца слушателей уже более лирическими песнями, вроде знаменитого "Плота". Но и старое он не забыл, и не так давно перезаписал множество своих прошлых хитов, в том числе и "Девочку", которая, правда, вряд ли сможет удивить современную молодежь.19 Оно и понятно — 15-летних девочек сегодня полно не только в баре, но и на панели.


АЛЬФА — "Гуляка" (1983 г.)

"Я московский озорной гуляка.
По всему тверскому околотку
В переулках каждая собака
Знает мою лёгкую походку.
Каждая задрипанная лошадь
Головой кивает мне навстречу.
Для зверей приятель я хороший,
Каждый стих мой душу зверя лечит".
                                              (С. Есенин)

 Вы еще не забыли Сергея Сарычева — автора музыки к песенке "Крутится Волчок"? Так вот, в КРУИЗЕ он долго не задержался, решив создать в 1983 году собственный проект под еще одним "скромным" названием — АЛЬФА. Кстати, в этой группе играли будущие участники "металлической" группы АРИЯ — гитарист Холстинин и басист Дубинин. Конечно, никаким "металлом" в те годы и не пахло, музыка АЛЬФЫ представляла собой этакий арт-рок с упором на клавишные и изрядным налетом эстрадности. Первый альбом группы стал и самым знаменитым. Многие меломаны первой половины 1980-х легко вспомнят и энергично-героический "Шторм", и перепетый позднее И. Понаровской "Театр", и чудесную балладу "Зеркало-Река"… Но эти вполне пристойные песни однозначно утонули в лучах славы скандального хита "Гуляка". Несмотря на то, что полный текст песни можно было найти в любом объемном стихотворном сборнике Сергея Есенина, в исполнении АЛЬФЫ он производил куда более мощный эффект. Разухабистое исполнение, откровенно полукабацкая стилизация плюс проигрыш, повторяющий знаменитый мотив "Цыпленка жареного", превращали песню в настоящий хулиганский хит.
 Каких-то особых репрессий к перепевке советского классика-деревенщика не применялось, но нервы Сарычеву эта песенка все же попортила. Слава — славой, но АЛЬФУ из-за этого хита не принимали ни в одну филармонию. Сарычев бился долго, АЛЬФА то распадалась, то собиралась, пока в 1989 году не распалась окончательно, а ее лидер не эмигрировал в США.

 "— Меня забудут через пять-десять лет, если уже не забыли…
 — Твои песни поют сейчас и по радио передают…
 — Ерунда все это. Известными стали песни из трех аккордов. А то, что я считаю музыкой — никому не пригодилось…".
(Из интервью с С. Сарычевым)



ЗЕМЛЯНЕ — "Трава у Дома" (1983 г.)

"Земля в иллюминаторе, земля в иллюминаторе,
Земля в иллюминаторе видна.
Как сын грустит о матери, как сын грустит о матери,
Грустим мы о Земле — она одна.

…И снится нам не рокот космодрома,
Ни эта ледяная синева,
А снится нам трава — трава у дома —
Зеленая, зеленая трава".
                                               (А. Поперечный)

 Почему-то вместе с группой ЗЕМЛЯНЕ у меня постоянно всплывает в памяти и шведская группа EUROPE. Наверное потому, что каждая из них создала хит на космическую тему, и эти хиты зачастую — единственное, что слушатель способен об этих коллективах вспомнить.
 При всем при этом ЗЕМЛЯНЕ, наверное, самые успешные представители той ветви рок-групп, которые сразу же направились по пути сотрудничества с официальной эстрадой, не постеснявшись делать карьеру, исполняя песни советских композиторов. Результатом подобных компромиссов стало стабильное существование, при сохранении всех внешних рок-признаков: от героических хардовых стоек музыкантов на сцене, до хриплого вокала и кожаных одежд. К тому же, материал советских композиторов ЗЕМЛЯНЕ аранжировали в своей манере и звучал он после этого вполне по-молодежному. Во многом успех группы был обусловлен коммерческой хваткой и изворотливостью их создателя и организатора — небезызвестного Владимира Киселева.

 "Я, извиняюсь за высокую оценку самого себя, очень быстро поднял ЗЕМЛЯН над двором. А своим союзом с Фрадкиным (советский композитор, подаривший ЗЕМЛЯНАМ хит "Красный конь" — С.К.), песни которого я взял в репертуар группы, еще и вывел ЗЕМЛЯН из-под прицела КГБ. …Одно время меня постоянно вызывали в горком партии и увещевали: "Если вступите в Ленинградский рок-клуб, мы вам базу дадим, вы выступите". А я говорил: "Зачем, у нас и так все есть". Мы настолько резко стартанули, настолько выскочили над уровнем города, что никакой рок-клуб, куда гэбэшники загоняли любительские группы, нам был просто не нужен. Я умудрился создать вокруг своего коллектива такой имидж, что нам платили в пять раз больше, чем иным профессиональным коллективам. они получали 100–120 рублей за концерт, мы же — по 500".
(В. Киселев)


 В результате у ЗЕМЛЯН были: официальный статус рок-группы, один из лучших комплектов аппаратуры, пиротехники и светотехники,20 а также пластинки и выступления на ТВ. А тексты… Ну, тексты песен были в меру героичными, в меру гражданскими, в общем — вполне приличными и советскими. Для молодежи рекламировались экстремальные виды спорта ("Каскадеры", "Каратэ", "Дельтоплан", "Бокс"), для властей пелись гражданские песни о мире на земле и любви к Родине ("Прости, Земля", "Путь домой").
 К 1982 году ЗЕМЛЯНЕ уже активно вытесняли с первых мест хит-парадов МАШИНУ ВРЕМЕНИ. Настоящей удачей стало сотрудничество группы с членом Союза композиторов Владимиром Мигулей. Он уже подарил им такой яркий хит, как "Каскадеры", а в 1983 году создал песню, которую ЗЕМЛЯНЕ сделали настоящим "гимном советской космонавтики".

 "Алла Дмитриева, главный редактор музыкальной редакции ЦТ, вполне логично решила, что группе с таким названием неплохо было бы выступить на празднике, посвященном Дню космонавтики. И предложила нам какую-то совершенно "знаместоящую" песню, типа "Он сказал: "Поехали!". У нее же я впервые и услышал "Траву дома" в исполнении Гнатюка. И сказал: "Алла, дай мне эту". Делали мы ее примерно полтора дня, в гримерке "Олимпийского". Причем в соседней комнатке стоял видак с включенной записью концерта Клиффа Ричарда. Вот его ритмику мы и взяли за основу. Мигуля, как, впрочем, и другие композиторы, остался очень недоволен нашим вариантом песни. Не то что они были такие уж ретрограды — просто боялись, что их нетленки в таком виде не пропустят в эфир."
(В. Киселев)


 Тем не менее, песню не только пропустили… "Трава у Дома" стала лауреатом всесоюзного конкурса "Песня-83" и вышла на пластинке-сборнике "Парад ансамблей"! Космонавты брали эту запись с собой в космос, а вокалист ЗЕМЛЯН Сергей Скачков уверен, что за последние два десятка лет исполнил ее не менее тысячи раз.
 Однако времена сменились. Достигнув пика к середине 1980-х, популярность группы пошла на спад. Тут сказалось и наступление "любительского" рока (ЗЕМЛЯН презиравшего особенно)21 и дрязги в самом коллективе. В итоге, несмотря на недавние попытки ЗЕМЛЯН раскрутить новый материал, им, видимо, суждено остаться завсегдатаями Дней Космонавтики и ностальгических концертов. Да и "Трава у дома", к сожалению, вызывает у нынешней молодежи зачастую отнюдь не космические ассоциации…

 "Вот 12 апреля в День космонавтики — мы эту дату в шутку считаем Днем "Землян" — нас каждый год все просто обожают: и радио, и телевидение. Все остальное время, чтобы тебя показали, говорят: "Приезжай, пой". Что пой? "Траву у дома". …Меня это абсолютно не ломает. Песня,по-моему, прекрасная. И можно только позавидовать нашим космонавтам, потому что у американцев нет ничего подобного".
(С. Скачков)


БРАВО — "Верю Я" (1984 г.)

"Верю я — ночь пройдет,
Сгинет страх.
Верю я — день придет
Весь в лучах.
Он пропоет мне
Новую песню о главном.
Он не пройдет, нет,
Лучистый, зовущий, славный —
Мой белый день".
                    (С. Бритченков)


 "…при той феминизации рока на Западе, которая наблюдается в последнее время, у нас вот как-то дамы отставали в этом деле. И вот наконец-то Иванна Андерс открывает дорогу для остальных! …Голос у Иванны не сильный (ну, в смысле там, например, Клавдии Шульженко), но очень современный, именно такой, какой хочется слышать в данный момент. С другой стороны, Иванна уникальна, так что сравнивать-то особенно не с кем (это намек в адрес других вокалисток)".
(Д. Морильеро, "РОКСИ" № 7, июнь 1984 г.)


 Не сомневаюсь, что многие из читателей не сразу поймут, о какой это "первооткрывательнице" Иванне с "не сильным" голосом писал легендарный самиздатовский журнал. Все-таки в музыкальном мире эту скандальную певицу знают под другим именем — Жанна Агузарова, а вокал ее ныне почти безоговорочно признан и сильным, и оригинальным. Жанна вообще личность загадочная, я так и не смог выяснить ни даты, ни места рождения солистки группы БРАВО. Но думаю, что руководителя группы Евгения Хавтана это меньше всего интересовало, после того, как он услышал, КАК поет "дочь шведского дипломата и студентка мединститута" (так Иванна представилась Хавтану при знакомстве).
 Сам Евгений, до того как придумал БРАВО, играл в 1983 г. в группе ПОСТКРИПТУМ, которой заправлял небезызвестный Гарик Сукачев. Эстетические вкусы вскоре развели коллег по разным группам. Сукачев отправился создавать свой "оркестр пролетарского джаза" — БРИГАДУ С, а более изысканный Хавтан начал работать в модном тогда стиле "новой волны", плавно перешедшей впоследствии в ретро-эстетику "стиляг".
 Уходя из ПОСТКРИПТУМА создатель БРАВО прихватил не только барабанщика, но и одну милую песенку…

 "Я до "Браво" играл в группе, где пел Гарик. Такие были длинноволосые хиппи с надписями на куртках "Black Sabbath". И эта песня их репертуара в тот момент звучала, как у группы "Smokie", но Гарик там написал только слова.22 Потом нам с Жанной не хватало материала, и мы решили "Верю я" сделать. Кстати, Маша Макарова спродюсировала еще в этот трек Геру Моралеса, кубинца, чей отец, как гласит легенда, воевал в отрядах Че Гевары. Так он сказал про "Верю я", что это лучшая регги-песня, которая появлялась в этой стране. Лучшего комплимента из уст растамана, по-моему, не услышишь".23
(Е. Хавтан)


 Вскоре эта знаменитая вещь, озвученная незабвенной Жанной, была зафиксирована на первом магнитоальбоме БРАВО, записанном в начале 1984 года. Оставался один шаг до славы и тут… Не забудем — на дворе был 1984 г., и рок-концерты сопровождались постоянными милицейскими облавами и арестами за незаконную продажу билетов. БРАВО не повезло особенно. Один из их первых публичных концертов в ДК "Мосэнерготехпром" чуть не стал последним. Именно во время исполнения "Верю Я" в зал нагрянула милиция.

 "Мы с перепугу не останавливались и играли, Жанна все пела, а менты не могли понять, в чем дело, они выдергивали все провода подряд и не могли понять, откуда идет звук. Мы играли до тех пор, пока они не перерезали все шнуры и наступила тишина".
(Е. Хавтан)


 Насчет билетов поймать музыкантов не получилось, но чтобы придраться хватило и паспорта Жанны…

 "А у солистки, надо сказать, был обнаружен чей-то чужой паспорт, в который она вписала что-то дурацкое — вроде "Иванна Андерс, датско-подданная". Счесть это изделие документом можно было только после основательной порции циклодола. Тем не менее, Иванну-Жанну в течение более чем полугода перевозили из одного застенка в другой — из тюрьмы на экспертизу, с экспертизы обратно в тюрьму, чтобы отыграться на ней за проигранную партию".
(И. Смирнов "Время колокольчиков")


 В общем, "датско-подданную" потаскали по изоляторам и психдинспансерам, и в конце концов выдворили из Москвы. Над группой нависла угроза исчезновения. Хавтан стремился удержать разбегающийся состав, потихоньку подыскивал новый вокал, в то время как Жанна слала ему слезные письма с просьбами ее дождаться.
 Вскоре ветер переменился. Рок-музыку не только не запрещали, наоборот — стали поощрять. В 1985 году Ивонна Андерс становится Жанной Агузаровой и возвращается в БРАВО. Через год "Верю Я" зазвучало со сцены концерта "Счет 904" (в помощь Чернобылю), ТВ-шоу "Музыкальный ринг" и фестиваля "Рок-панорама", где БРАВО получило приз зрительских симпатий.24 Еще год — и выходит пластинка группы. Рок-музыка гремела по Советскому Союзу, в головах витал "призрак свободы", и многим казалось, что "белый день", о котором пела Жанна, уже наступил…

Сергей Курий




Статьи рубрики "РОЖДЕНИЕ ХИТА":

 

Герои перестройки (рок-хиты второй половины 1980-х):
АКВАРИУМ, АЛИСА, КИНО, НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС, ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА >>>

Стёб и тоска (постсоветские рок-хиты 1990-х), часть 1:
ДДТ, НОГУ СВЕЛО, АГАТА КРИСТИ >>>

Стёб и тоска (постсоветские рок-хиты 1990-х), часть 2:
АУКЦЫОН, МУМИЙ ТРОЛЛЬ, СПЛИН, ЗЕМФИРА >>>

Хиты 1950-х: "детство" рок-н-ролла, часть 1:
Bill Haley, Little Richard, Carl Perkins >>>

Хиты 1950-х: "детство" рок-н-ролла, часть 2:
Elvis Presley, Chuck Berry, Ritchie Valens >>>

Хиты 1970-х: "динозавры" хард-рока, часть 1:
Eric CLAPTON, BLACK SABBATH, URIAH HEEP >>>

Хиты 1970-х: "динозавры" хард-рока, часть 2:
LED ZEPPELIN, DEEP PURPLE, QUEEN >>>

Хиты 1970-х: панк, реггей и рок-н-ролл, часть 1:
SHOKING BLUE, PINK FLOYD, Bob Marley >>>

Хиты 1970-х: панк, реггей и рок-н-ролл, часть 2:
SMOKIE, EAGLES, SEX PISTOLS >>>

Новогодние хиты
("Елочка", "Jingle Bells" и "Happy New Year") >>>

Украинские хиты второй половины ХХ века, часть 1:
"Пісня про рушник", "Києве мій", "Черемшина", "Червона рута" >>>

Украинские хиты второй половины ХХ века, часть 2:
"Червона рута", "Весна", "Наркомани на городi" >>>

 

 

   

« назад «





Комментарии к статье





Майк Науменко — пьющий и поющий.











14 — Для совсем юных поясню, что ДК — Дворцы Культуры — в советское время были популярным местом проведения молодежных дискотек и музыкальных сейшенов.

 


15 — Кстати, эта блестящая стилизация,  пережила очередной взлет популярности, когда ее взяла на вооружение группа СЕКРЕТ. С тех пор многие и не подозревают, что "Мажорный рок-н-ролл", а также "Буги-вуги Каждый День" отнюдь не принадлежат авторству Леонидова/Фоменко.













Альбом ЗООПАРКА — "Уездный Город N" 1983 г.















16 — "Подошел к пульту тихий, необыкновенно интеллигентный человек с большим носом и в темных очках. Долго и вежливо объяснял звукорежиссеру, какой бы он хотел звук. Потом вышел на сцену, и вдруг в лице его что-то изменилось, нижняя челюсть выехала вперед, и с удивительно неприятными интонациями он затянул "Ты — дрянь…". Очень мне не понравилась такая метаморфоза. Был я тогда поборником тотальной чистоты и считал, что если человек в жизни один, а на сцене корчит из себя что-то другое, то, значит, в одном из двух случаев он врет. Ну, такой вот детский максимализм".
(А. Макаревич)






























Юрий Лоза — фривольный и скандальный…








17 — До этого Лоза кочевал по весям страны с группой ИНТЕГРАЛ, которой руководил будущий продюсер группы НА-НА Бари Алибасов.















18 — В то время, Лозе даже приходилось оправдываться за раскрутку альбома на BBC в передаче знаменитого Севы Новгородцева: "Сева Новгородцев пытается вылавливать во всем "скрытый смысл", и он прекрасно знает, за что ему платят. Его волею я стал автором песен, чуть ли не пропагандирующих пьянство, но это полнейшая чепуха…".

 

19 — "Я показал их молодежи, та не врубается. Я мог бы адаптировать, если бы прописал "бочку" в стиле бум-бум-бум и потом уже нанизал бы что-нибудь на этот костяк. Набор барабанов для дискотечной музыки должен быть очень конкретным, с давящим низом, но это так скучно, так усредняет музыку".
(Ю. Лоза)






Группа АЛЬФА времен записи первого альбома.


 

 




К 1982 году ЗЕМЛЯНЕ уже активно вытесняли с первых мест хит-парадов МАШИНУ ВРЕМЕНИ.































Советский композитор В. Мигуля, автор таких хитов ЗЕМЛЯН, как "Каскадеры" и "Трава у дома".












20 — Если я не ошибаюсь, популярный в середине 1980-х стелющийся по сцене "дым" я увидел именно наблюдая выступление ЗЕМЛЯН.

 

21 — См.:
"По субботам я хожу в рок-клуб.
В рок-клубе так много хороших групп.
Я гордо вхожу с билетом в руке,
А мне поют песни на родном языке.
Я люблю АКВАРИУМ!
Я люблю ЗООПАРК!
Я люблю СЕКРЕТ!
Я люблю СТРАННЫЕ ИГРЫ!
Я люблю КИНО!
Я не люблю ЗЕМЛЯН -
Я люблю только любительские группы!".
(Майк Науменко
"Песня простого человека")



















"Дочь шведскоподданного" Иванна Андерс и студент Московского института инженеров железнодорожного транспорта Евгений Хавтан в начале своей карьеры.









 


Первое выступление БРАВО на дискотеке в "Крылатском" в декабре 1983 г.




 

22 — В других интервью Хавтан ясно говорит о том, что автором слов был басист ПОСТКРИПТУМА Сергей Бритченков, а музыки — Сукачев.


23 — В 2004 г. группа БРАВО выпустила диск "Звездный каталог", на котором можно услышать вариант "Верю Я" в исполнении Сукачева.









Милицейская облава на концерте БРАВО 18 марта 1984 г.

















24 — Кстати, А. Градский, МАШИНА ВРЕМЕНИ, АВТОГРАФ были против выступления на этом фестивале новичков-"непрофессионалов".