Журнал для интеллектуальной элиты общества  
 
 

Архив статей

 2007 / №01

13.05.2008 О сущности мироздания и о Любви (философские размышления, навеянные написанием повести "Нет ничего невозвратимого")
/С. Аксененко/ "Время Z" №1/2007

<<< См. повесть "Нет ничего невозвратимого"

Автор: Аксёненко Сергей

 Когда я написал стихотворение, завершающее повесть "Нет ничего невозвратимого", то не мог понять, почему в пятой строфе говорится о "богах" во множественном числе. Хотя в тексте, когда русалка наконец-то решается произнести слово "Бог" (хотела сказать "добрый", но не смогла, и сказала "не злой"), она говорит о нем в единственном числе. А в стихотворении бог не один.
 Надо сказать, что в стихах такого типа, как "Звёзды мёртвы, словно пески…", я не позволяю себе вольность со строчками, пришедшими по вдохновению. Хотя чисто технически совсем нетрудно переписать строку так, чтобы Бог был один. Но очень часто случалось, что смысл многих своих стихотворений я понимал через много лет после того, как они были написаны,1 поэтому решил не экспериментировать, а подумать над лежащим передо мной текстом.
 И тут я вспомнил, как зарождался христианский культ Богоматери. Ведь если прочесть Новый Завет непредвзято, постаравшись не вспоминать о том развитом культе Богоматери, который сложился через несколько веков после написания Евангелий, то мы увидим, что Дева Мария здесь не совсем та, которую мы знаем из позднейшей церковной традиции. Упоминается она крайне редко. Основное внимание ей уделяется там, где надо вывести родословную Иисуса и засвидетельствовать Его непорочное зачатие. После этого Мария выглядит так, как практически все женщины, упомянутые в Писании — персонажем второго плана. Это потом уже Дева Мария, а также Мария Магдалина и ряд других евангельских женщин обрели яркие индивидуальные черты, а евангелисты к ним относятся так, как было принято относиться к женщинам в то время и в том именно месте — в Иудее первого века нашей эры. То есть, женщины в Евангелиях, находятся в тени мужских персонажей. Кстати, для евангелистов факт непорочного зачатия имел значение лишь по отношению к главному мужскому персонажу, то есть, к Христу. Ведь если мы будем исходить только из текста Евангелий, то увидим, что после рождения Иисуса Мария стала женой Иосифа не только формально, но и фактически. В Евангелии от Матфея (1:24–25) об Иисусе говорится, как о первенце Иосифа. А так как нигде не упоминается о том, что у Иосифа были другие жены, мы можем предположить, что Мария родила не только Иисуса. В Новом Завете говорится о братьях Иисуса — Иакове, Иосии, Симоне, Иуде, а также о его сестрах. Позже, когда сформировался культ Богоматери, церковь доказывала, что речь идет о двоюродных ,или о сводных братьях. Не хочу здесь углубляться в теологическую полемику. Хотя мне бы хотелось верить, что после всего пережитого Мария обрела наконец-то простое женское счастье и прожила нормально хотя бы три десятилетия — до того, как ее Сын начал нести в мир свое учение. Может быть, я не прав.

 Когда христианство укрепилось и стало общенародной религией, то обнаружилось, что на вершине божественной иерархии явно не хватает женского образа. Бог Отец, Бог Сын, Дух Святой — это конечно хорошо, но народное сознание всё равно ощущало какую-то пустоту. То, что приемлемо для теологов — не приемлемо для народных масс, еще не забывших о языческих пантеонах с их бесчисленными богинями, начиная от Матери богов Кибеллы (Кибелы)2 и заканчивая многочисленными музами, наядами, нереидами, дриадами…

Если мы представим мир средневекового человека, то увидим, что этот мир прост и логичен. В нем каждое живое существо имеет пару. У быка есть корова (но не кобыла), у коня есть кобыла (но не овца), у барана есть овца (но не коза), у селезня — утка (но не курица), у петуха — курица (но не утка).3 Точно так же у людей. У крестьянина — крестьянка (но не боярыня), у боярина — боярыня (но не царица), у царя — царица (но не… богиня).

 Нужно отметить еще одну важную особенность мышления средневекового человека — границы между сословиями казались тогда непроницаемыми. Разве что церковь (и то большей частью формально) снимала эту непроницаемость, уравнивая всех перед Богом. То есть, крестьянин теоретически мог дослужиться до высших иерархических постов в обществе только по церковной линии (даже стать папой римским или православным патриархом). Конечно, во время войны при определенных условиях он мог перейти в рыцарское сословие. Но такое случалось исключительно редко, и если встречались повышения подобного рода, то, как правило, не больше, чем на одну ступень. Да и то — новоявленному дворянину и его ближайшим потомкам новые коллеги по сословию постоянно напоминали, что он выскочка. Разные сословия по-разному одевались, имели разный стиль поведения, разные стереотипы мышления, и различия между крестьянином и дворянином тогда казались куда более важными, чем между уткой и курицей. Крестьяне думали, что царь имеет особые знаки на теле, что он ведет себя по-другому, что он существо иного порядка. И в этом плане народное мышление Средневековья мало отличалось от мышления язычников, которые прямо называли своих фараонов и принцепсов — богами. Во времена Средневековья говорили немного поскромнее — помазанник Божий, наместник Бога на земле.


 Итак, мы видим, что стройная иерархия на самом верху не имела завершения. Вернее, имела, но только по мужской линии. Конечно была еще и горизонтальная иерархия — с приоритетом мужчины. Крестьянин немного главней крестьянки, но не боярыни, дворянин чуть-чуть главней дворянки (то есть, убить ее, как свою холопку, для него было затруднительно), но не царицы. Естественно, если бы на вершине иерархии рядом с богом была его жена — богиня, все бы согласились, что бог главней богини, но она — самая главная после него, то есть, главнее всех царей земных. Но вот беда — монотеизм церковь считала одной из своих главных особенностей, главным отличием от язычников, и никаких богинь она допустить не могла. Разумеется, с появлением культа святых и ангелов, а также непонятной для простого человека теории о триединстве Бога (един, но в трех лицах), монотеизм оставался лишь теоретической доктриной, уделом самых просвещенных богословов. В низах он только декларировался. По сути, культ древних богов сменился культом местных святых, а христианские Отец, Сын и Дух Святой лишь завершали эту иерархию. Но в любом случае никакую богиню наверху церковь официально допустить не могла. Даже при том, что среди святых было немало женщин. Но ни одна из святых (даже самая "раскрученная" из них — Мария Магдалина) не могла занять пустующий трон. Не могла его занять также и Праматерь Ева — тоже весьма почитаемый христианами женский персонаж. И вот тут-то вспомнили о Деве Марии. Почему именно о ней? Да потому, что в христианском пантеоне не было женщин, равных ей по положению. Да, в Евангелиях ее роль пассивна. Даже Мария Магдалина выглядит куда более активной. Так, в Евангелии от Иоанна говорится, что Дева Мария вместе со своей сестрой Марией Клеоповой и Марией Магдалиной присутствовали при казни Иисуса. Но после воскресения Христос являлся другим людям — Марии Магдалине, апостолам, но не Своей Матери. Однако, несмотря ни на что, Дева Мария была МАТЕРЬЮ Христа, и в этом качестве она является как бы ЖЕНОЙ Бога-Отца. Поэтому нет ничего удивительного в том, что вакантное женское место на вершине христианской иерархии досталось именно Деве Марии. И ее культ (особенно в Испании и России) стал сопоставим с культом самого Христа.4 Люди нуждались не только в суровом мужчине-спасителе, но и в женской материнской защите…

 А причем здесь стихотворение "Звёзды мёртвы, словно пески…"?
 А притом, что после его написания я пересмотрел некоторые свои взгляды, и теперь я думаю, что народный культ Девы Марии отразил не только чаянья людей, но и кое-что более глубокое. Выше я описал зарождение этого культа, исходя из социально-исторических позиций. И это описание адекватно (на мой взгляд) отражает процессы, происходящие в обществе. Сейчас бы я хотел рассмотреть это с другой стороны. С позиций онтологии.
 Еще в Ветхом Завете есть глухой намек на то, что Бог не один. Для такого образа есть даже соответствующее имя — Элохим. Разумеется, каждая из школ, исследующих Библию, объясняла этот феномен по-своему. Атеисты говорили, что словосочетание "Бог богов" (Второзаконие 10:17) возникло тогда, когда одно племя древних евреев победило остальные племена. После чего племенной бог победителей стал сначала главой языческого пантеона, а позже остальные боги из этого пантеона исчезли. Богословы, в свою очередь, говорят, что множественное число лишь подчеркивает могущество бога, и не более. Как бы то ни было, факт остается фактом — из Библии слова не выкинешь.
 Другой аспект. Во многих религиозных и философских доктринах постоянно указывалось на наличие в мире двух противоположных начал. Свет — тьма, янь — инь, мужское — женское. Эта доктрина очень хорошо вписалась в научную картину мира после того, как было установлено, что материя на более глубинном уровне состоит в том числе из положительных и отрицательных частиц — плюса и минуса, протона и электрона. Было доказано существование частиц и античастиц. Причем противоположности могут взаимодействовать и при столкновении аннигилируют, исчезают и превращаются во что-то другое, освобождая при этом огромное количество энергии. Теперь вспомним о теории Большого Взрыва, в результате которого, как предполагают, примерно 15 млрд. лет назад возникла наша Вселенная. В самом начале она представляла собой как бы чистую энергию, конечно, если такое словосочетание допустимо.

И вот какая картина возникла предо мной после написания строчки: "Свет нетленный боги зажгли…".
 Мужское и женское начало, плюс и минус, частица и античастица5 (только в глобальном плане) соприкасаются между собой и аннигилируют (самоуничтожаются). Происходит Большой Взрыв. Появляется материя, подчиняющаяся в своем бытии определенным законам. А если выразиться по-другому — УПРАВЛЯЕМАЯ определенными законами.6 Причем сейчас, когда, описывая все четыре известных базовых взаимодействия,7 физики приводят их к единой основе, когда представители различных наук находят в их основании общие корни, мы можем говорить не о законах, а о едином Законе. А если по-другому — о Боге. Понятно, что высказанное мной похоже на доктрины различных деистов, пантеистов и дуалистов. Но человечество много тысячелетий осмысливало мир, в котором мы живем, поэтому любую идею, любое учение можно разбить на составляющие и найти похожие моменты у философов прошлого. Кстати, большинство философов древности рассматривали материю как пассивное женское начало (минус в нашем понимании),8 а Бога, как активное мужское начало (плюс в нашем понимании).
Давайте согласимся с древними мудрецами, и вот что мы получим. Те боги (плюс и минус, мужчина и женщина), из брака которых возник в результате Большого Взрыва наш мир, появляются снова. Может не они, может их дети. Но так или иначе, мы снова видим мужчину и женщину. Мужчина — Бог в понимании "Закон, Абсолют, Творящее, Деятельное Начало". Женщина — материя,9 подверженная воздействию Бога, подчиняющаяся установленным Им законам. Тут наш "Бог" начинает в чем-то походить на библейского Бога. Обратите внимание — Бог в Библии изображен мужчиной, иногда он выступает в качестве мужа по отношении к тем или иным общинам избранного им народа, а один раз — в роли мужа всей Земли.

 Обратите также внимание на терминологию, которую использует Бог устами пророков в приведенных ниже цитатах из Ветхого Завета:
 "Не бойся, ибо не будешь постыжена; не смущайся, ибо не будешь в поругании: ты забудешь посрамление юности твоей и не будешь более вспоминать о бесславии вдовства твоего.
 Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф — имя Его; и Искупитель твой — Святый Израилев: Богом всей земли назовется Он".
(Книга пророка Исайи, 54:4-5)

 "Говорите братьям вашим: "Мой народ", и сестрам вашим: "Помилованная".
 Судитесь с вашею матерью, судитесь; ибо она не жена Моя, и Я не муж ее; пусть она удалит блуд от лица своего и прелюбодеяние от грудей своих, дабы Я не разоблачил ее донага и не выставил ее, как в день рождения ее, не сделал ее пустынею, не обратил ее в землю сухую и не уморил ее жаждою.
 …и погонится за любовниками своими, но не догонит их, и будет искать их, но не найдет, и скажет: "пойду я, и возвращусь к первому мужу моему; ибо тогда лучше было мне, нежели теперь".
 …И будет в тот день, говорит Господь, ты будешь звать Меня: "муж мой", и не будешь более звать Меня: "Ваали".
 …И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа".
(Книга пророка Осии, 2:1–3,7,16,20)

 "И будет в тот день, Я услышу, говорит Господь, услышу небо, и оно услышит землю,
 и земля услышит хлеб и вино и елей; а сии услышат Изреель.
 И посею ее для Себя на земле, и помилую Непомилованную, и скажу не Моему народу: "ты Мой народ", а он скажет: "Ты мой Бог!"
(Книга пророка Осии, 2:21–23)

 "…сын человеческий! выскажи Иерусалиму мерзости его
 и скажи: так говорит Господь Бог дщери Иерусалима: твой корень и твоя родина в земле Ханаанской; отец твой Аморрей, и мать твоя Хеттеянка;
 при рождении твоем, в день, когда ты родилась, пупа твоего не отрезали, и водою ты не была омыта для очищения, и солью не была осолена, и пеленами не повита.
 …И проходил Я мимо тебя, и увидел тебя, брошенную на попрание в кровях твоих, и сказал тебе: "в кровях твоих живи!" Так, Я сказал тебе: "в кровях твоих живи!"
 Умножил тебя как полевые растения; ты выросла и стала большая, и достигла превосходной красоты: поднялись груди, и волоса у тебя выросли; но ты была нага и непокрыта.
 И проходил Я мимо тебя, и увидел тебя, и вот, это было время твое, время любви; и простер Я воскрилия риз Моих на тебя, и покрыл наготу твою; и поклялся тебе и вступил в союз с тобою, говорит Господь Бог, — и ты стала Моею.
 Омыл Я тебя водою и смыл с тебя кровь твою и помазал тебя елеем.
 И надел на тебя узорчатое платье, и обул тебя в сафьяные сандалии, и опоясал тебя виссоном, и покрыл тебя шелковым покрывалом.
 И нарядил тебя в наряды, и положил на руки твои запястья и на шею твою ожерелье
 …Так украшалась ты золотом и серебром, и одежда твоя была виссон и шелк и узорчатые ткани; питалась ты хлебом из лучшей пшеничной муки, медом и елеем, и была чрезвычайно красива, и достигла царственного величия.
 И пронеслась по народам слава твоя ради красоты твоей, потому что она была вполне совершенна при том великолепном наряде, который Я возложил на тебя, говорит Господь Бог.
 Но ты понадеялась на красоту твою, и, пользуясь славою твоею, стала блудить и расточала блудодейство твое на всякого мимоходящего, отдаваясь ему.
 И взяла из одежд твоих, и сделала себе разноцветные высоты, и блудодействовала на них, как никогда не случится и не будет.
 И взяла нарядные твои вещи из Моего золота и из Моего серебра, которые Я дал тебе, и сделала себе мужские изображения, и блудодействовала с ними.
 …И взяла сыновей твоих и дочерей твоих, которых ты родила Мне, и приносила в жертву на снедение им. Мало ли тебе было блудодействовать?
 …И при всех твоих мерзостях и блудодеяниях твоих ты не вспомнила о днях юности твоей, когда ты была нага и непокрыта и брошена в крови твоей на попрание.
 …ты построила себе блудилища и наделала себе возвышений на всякой площади;
 при начале всякой дороги устроила себе возвышения, позорила красоту твою и раскидывала ноги твои для всякого мимоходящего, и умножила блудодеяния твои.
 Блудила с сыновьями Египта, соседями твоими, людьми великорослыми, и умножала блудодеяния твои, прогневляя Меня.
 Когда ты строила себе блудилища при начале всякой дороги и делала себе возвышения на всякой площади, ты была не как блудница, потому что отвергала подарки,
 Но как прелюбодейная жена, принимающая вместо своего мужа чужих.
 Всем блудницам дают подарки, а ты сама давала подарки всем любовникам твоим и подкупала их, чтобы они со всех сторон приходили к тебе блудить с тобою.
 Так говорит Господь Бог: за то, что ты так сыпала деньги твои, и в блудодеяниях твоих раскрываема была нагота твоя перед любовниками твоими и перед всеми мерзкими идолами твоими, и за кровь сыновей твоих, которых ты отдавала им…
 …Я буду судить тебя судом прелюбодейц и проливающих кровь, — и предам тебя кровавой ярости и ревности;
 …Сожгут домы твои огнем и совершат над тобою суд перед глазами многих жен; и положу конец блуду твоему, и не будешь уже давать подарков.
 …Большая же сестра твоя — Самария, с дочерями своими живущая влево от тебя; а меньшая сестра твоя, живущая от тебя вправо, есть Содома с дочерями ее.
 …Но ты и не их путями ходила и не по их мерзостям поступала; этого было мало: ты поступала развратнее их на всех путях твоих.".
(Книга пророка Иезекииля,
16:2–4, 6–11, 13–17, 20, 22, 24–26, 31–33, 36, 38, 41, 46, 47)

 Не правда ли, Его слова больше напоминают слова разгневанного мужа, обращенные к жене-изменнице, чем слова беспристрастного верховного Абсолюта.


 Исходя из вышесказанного, будет логичным предположить, что когда Бог — мужское начало — посылал в мир Сына Своего, то сочетался он с Девой Марией не только, как с воплощением материального бренного мира, с воплощением всех людей, но и как с воплощением женского начала. В языческих мифологиях нередки упоминания о контактах богов с земными женщинами. Например, Даная родила от Зевса Персея, того самого, что убил Медузу Горгону. Тот же Зевс, кроме Данаи, имел внебрачные связи с Ледой, Европой, Алкменой. Подобный мотив встречается не только в христианстве, но и в других мировых религиях . Скажем, Будда Шакьямуни родился от девы, в тело которой он сам проник, сойдя с неба.
 В христианстве тема непорочного зачатия Спасителя стала одним из краеугольных камней учения. Хотя исходя из вполне понятных причин, Богородицу не величают женой Бога, а только Матерью. Правда, один из ее титулов — Царица Небесная — вбирает в себя и то, и другое.
 Обратим внимание на то, что Дева Мария родила от Бога МАЛЬЧИКА. То есть, в мир приходит активное мужское начало, приходит плюс. Кто же теперь тот минус, то женское начало, которое будет Его женой? Женским началом теперь выступают спасенные души людей в образе Церкви — будущего Небесного Иерусалима. Поэтому Церковь называют "телом Христовым", и в этом контексте подчеркнуто Его активное мужское начало, ее — пассивное женское. Церковь называют также девой (2 Кор. 11:2–3), девой, обрученной с Христом, Его невестой и женой10 (Откр. 19:7; 21:9). Взаимодействие такого плюса и минуса будет означать Конец Света. Спасенные души сольются с Божественной инстанцией и войдут в Небесный Иерусалим.
 Исходя из вышеизложенного, понятно, почему Церковь так рьяно отстаивает идею безбрачия Христа, отстаивает то, что у него не было плотских связей с земными женщинами. В противном случае это означало бы, что Бог изменил. А такое невозможно. Допущение подобного означало бы также то, что люди не смогут спастись.

 В этом контексте становится понятной вся чудовищность античеловеческих провокаций, типа появления книги и фильма "Код да Винчи". Когда эта бездарная поделка только появилась, я думал, что это всего-навсего дешевая провокация группы коммерсантов, пожелавших "срубить легкие бабки". Ведь не секрет, что попадание в информационное поле способно приносить огромные деньги. Услышат люди о скандальной книге, о скандальном фильме, захотят узнать, что к чему, и понесут свои денежки в книжные лавки и кинотеатры. Львиная доля этих денег достанется создателям поделки. Да и телекомпании купят у них право показа, чтобы в свою очередь с выгодой отбить затраты на рекламе. Раньше тоже подобное случалось. Например, в начале ХХ века поэт Игорь Северянин прославился на всю Россию после того, как его стих ОБРУГАЛ Лев Толстой. В случае с "Кодом да Винчи" роль Льва Толстого выполнила католическая церковь. Создатели поделки иезуитски поинтересовались мнением одного из иерархов (как будто не знали, какой будет его реакция). Иерарх вместо того, чтобы промолчать, публично высказал свое отрицательное мнение, чем создал хитрецам такую рекламу, которую бы они и за миллионы долларов не купили бы.
 Однако позже я понял, что суть провокаций не только в том, чтобы задаром обогатиться. Истоки лежат глубже. Планировался мощный удар по всему христианству, с использованием мирового информационного пространства, с использованием возможности зомбирования людей через СМИ. Из всех христианских церквей самой уязвимой оказалась католическая. Православных спасает их консерватизм, а у протестантских (типа мормонов) и не такое найдешь. А вот католики с их увлечением новациями оказались не готовы к подобному удару. Паства, привыкшая к тому, что церковь постоянно модернизируется, приняла "Код да Винчи" как очередной шаг к обновлению, типа догмата о непогрешимости пап или догмата о непорочном зачатии Девы Марии. Причем, очень большой процент католиков (судя по соцопросам) допускает, что у Христа могла быть плотская связь с земной женщиной, то есть, по сути отрицает возможность спасти свои души. Иными словами, те, кто уверовал в "Код да Винчи", лишились возможности войти в Небесный Иерусалим.
 То, что провокация тщательно планировалась, видно и по составу артистов. Играли "звезды", а оплата труда "звезд" — главная расходная статья при съемках блокбастеров. Значит, такой дорогой проект могла осуществить лишь сила, обладающая мощными финансовыми ресурсами.
 А какая влиятельная сила заинтересована в уничтожении христианства и действует подобными методами? Вряд ли это мусульманские фанатики — те действуют куда прямее. Да и Христа они по-своему почитают. Вряд ли это атеисты — фильм совершенно не атеистический. Методы, которые используют атеисты в пропаганде, просты до грубости. К тому же, в мире нет сейчас влиятельных атеистических сил.


 Итак, Христос может жениться лишь в Конце этого Мира, возможно перед рождением новых миров. Марие Магдалине после своего воскресения он говорит четко и ясно: "…не прикасайся ко мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему".
 Подобные доктрины существуют не только у христиан. Идея о душах, входящих в лоно Бога, в Нирвану, в Рай, сливающихся с Абсолютом, весьма популярна в различных религиозных и философских учениях. Но как души идут к Богу? Посредством какого механизма? Обычно таким механизмом называют Любовь.11 Любовь к Богу.
 Да и настоящая Любовь между мужчиной и женщиной - на самом деле чувство той же природы. Дело в том, что немногие люди, исходя из своих духовных умственных и физических возможностей, способны сразу постичь Любовь к Богу. Почувствовать ее, пропустить через свое бренное тело. На помощь таким людям приходят те же плюс и минус, о которых мы говорили выше. Только теперь в роли частиц выступают не Божественные эманации, а конкретные индивиды. Разумеется, под термином "любовь" разные люди понимают разное. Кто никогда не любил по-настоящему, под этим термином подразумевает чувства другого рода — простую симпатию, дружбу, родственные привязанности, половое влечение. Тем, кто не любил, нельзя узнать, как выглядит Любовь изнутри. Также как тем, кто никогда не пробовал манго, нельзя никакими средствами описать его вкус. Но несмотря ни на что, тема Любви, причем именно между мужчиной и женщиной, является, по сути, основной в мировой культурной традиции. Да и соединение противоположных полюсов (называемые свадьбами) — для людей практически всех культур —одно из самых волнующих событий в жизни. Свои свадьбы люди обставляют более пышной атрибутикой, чем рождения и смерти.

 Надо сказать, что чувство настоящей ЛЮБВИ не связано напрямую с личностью того человека, на которого оно направлено. Личность любимого дает как бы толчок для пробуждения подлинной Любви. Влюбляясь человек испытывает то же чувство, что и при любви к Богу (правда, в более ослабленном варианте), только направлена она на человека противоположного пола. Любят не конкретного человека, а отражение его образа в своей душе. Различие между полами (инстинкт размножения) служит как бы ракетой, помогающей достичь подлинной Любви, является как бы разрядом, позволяющим прорваться к Богу. То есть, половой инстинкт  (энергия, порождаемая взаимодействием плюса и минуса) — лишь средство подняться в Небо для тех, кто не готов к этому сам по себе. Для того, кто любит, образ любимого выглядит всегда лучше, чем конкретный человек, на которого эта Любовь направлена. В такой момент ангельские черты может приобрести порой самый отъявленный негодяй. Недаром в народе говорят "Любовь зла — полюбишь и козла". Но это не страшно. Негодяй важен не сам по себе. Он лишь окно, через которое любящий видит Божественное Сияние. И в этом плане негодяй ничуть не хуже самого идеального человека. Другое дело, что чувство Любви, как правило, не длится бесконечно. Рано или поздно пелена спадет с глаз. И Любовь того, кто влюбился в достойного человека постепенно перерастет в привязанность, в дружбу,12 и чувство этой, теперь не Небесной, а земной любви будет направлено уже на конкретного человека, а не на Божественную эманацию в его лице. Тот, кто влюбился в негодяя, после того, как спадет с глаз пелена Любви, увидит простого негодяя и ничего больше.
 Казалось бы, что чувства той же природы, что и рожденные НАСТОЯЩЕЙ ЛЮБОВЬЮ, пусть даже более низкого уровня, должны испытывать те, кто заразился легкой влюбленностью, кто возбужден от флирта с особой противоположного пола.13 На самом деле это не так. Те чувства совсем другой природы. Другую природу, отличную от настоящей Любви, имеет и чувство семейной привязанности. Такие чувства возникают даже между людьми, вступившими в брак не по Любви, а по расчету, или подчиняясь желанию родителей. Возникают, если эти люди подходят друг другу по характеру и привыкли жить вместе.
 Чувства же той природы, которую имеет настоящая Любовь, испытывают лишь поэты, когда к ним приходит Вдохновение (не путать с возбуждением от удачной зарифмовки), дети, романтично смотрящие на звезды или картинки далеких стран, и верующие, когда во время молитвы на них сходит благодать.14
 Поэтому, когда я слышу о каком-то ПОДВИГЕ монахов, заточивших себя в темницы, отказывающихся от всех земных благ ради служения Богу, ничего кроме усмешки это у меня не вызывает. Какой там подвиг! Величайший кайф испытывают те, кто смог раскрыть свою душу Богу, узреть Фаворский Свет, постичь подлинную Любовь НАПРЯМУЮ, а не при помощи энергии плюса и минуса, не при помощи особы противоположного пола. Никакие земные блага не способны повторить даже миллионную долю того, что даровано отшельнику, замурованному в келье и питающемуся лишь хлебом с водой.15
 Другое дело, что мало кто даже из монахов16 способен увидеть Божественный Свет. Для таких, если они заточились добровольно, существуют компенсации другого рода. Скажем, чувство того, что вот он (она) ушел от мира ради Господа, ради спасения людей, что он (она) в рай попадет, что он (она) облегчил чьи-то страдания. Но конечно с ощущением подлинной Любви такие чувства сравниться не могут. Человек, лишивший себя всех благ земных и не увидевший Божественного Света, возможно, и вправду совершает подвиг, если чисты его помыслы. Не мне судить.
 Вернемся однако к теме мужчины и женщины, плюса и минуса. В контексте вышесказанного понятно, что сторонники однополых браков выступают в качестве антибожественных сил. Я здесь не говорю, что их надо преследовать, но ПРОПАГАНДА однополой любви, на мой взгляд, должна быть однозначно запрещена, если мы хотим придерживаться христианских ценностей. В Библии Бог повелевает: "Плодитесь и размножайтесь!". Он же уничтожил Содом и Гоморру, в том числе и за гомосексуальные извращения. И если страны Запада начинают приветствовать содомский грех, то это означает только то, что они вырождаются — и морально и физически. Во всех общественных формациях, начиная с древних греков, пресыщение благами цивилизации означало начало конца. Излишество материальных благ (особенно полученных за счет других людей17) как правило, приводит пресыщенных скучающих бездельников к извращениям. За этим следует неизбежная гибель.

 Но довольно об извращенцах — вернемся к нормальным людям.
 В сказаниях всех времен и народов тема Любви постоянно соседствует с темой Смерти. Для европейской культурной традиции характерными в этом плане являются образы Ромео и Джульетты —юноши и девушки, чья любовь закончилась смертью.
 Еще вспомним о древнегреческой легенде об андрогинах — древних существ, вобравших в себя как мужское, так и женское начало. После того, как андрогины посягнули на власть богов, они были разделены. Появились люди. Но каждая половинка пытается найти свою утраченную половинку. Кстати, в легенде об андрогинах говорится, что когда поиск заканчивается удачей, обе половинки умирают.
 Теперь обратимся к биологии. Бесполые одноклеточные существа, размножающиеся делением (например, знаменитая амеба), знают смерть лишь как случайность. Естественно, простейшие гибнут миллиардами — гибнут от хищников, высыхания, радиации, холода. Но ИДЕЯ смерти не заложена в их генетической программе. Клетка, размножаясь, не умирает — на ее месте появляются две клетки, те в свою очередь тоже длятся на две и т. д. СМЕРТЬ, гарантированная внутренним устройством организма, обязательная, а не случайная, заложенная в генетический код, возникла лишь с появлением полового размножения. С появлением мужского и женского начала в природе. Если исходить с точки зрения биологии, то многоклеточные существа, размножающиеся половым путем, имеют какую-то часть, которая должна не умереть, а продолжить свое существование в материальном мире. Половые клетки — мужская и женская гаметы, сперматозоид и яйцеклетка, соединившись друг с другом, образуют зиготу. Зигота растет путем деления — так появляется новое живое существо. То есть, по аналогии с одноклеточными — половые клетки, встретившие свою половинку, по-прежнему бессмертны. Они как бы идут через поколения, передаваясь от родителей детям. А весь остальной организм, включая наше сердце и мозг, — это как бы балласт, нужный для обеспечения жизнедеятельности бессмертных половых клеток. Генетически заложено, то, что он будет отброшен за ненадобностью через несколько десятилетий после появления на свет. Эти несколько десятилетий и составляют срок нашей земной жизни.18 Но если вдуматься глубже, то вышесказанное можно понимать по-другому. Мужская и женская гамета, объединившись, УМИРАЮТ сразу же. Зигота — это новый организм, созданный из материала, который принесли гаметы. И в этом плане встреча мужской и женской гамет подобна встрече частицы и античастицы, которые, умирая, рождают что-то новое.
 Таким образом, на уровне биологии мы можем наблюдать, что смерть появляется там, где встречаются мужское женское начало. Как в глобальном плане, затрагивающем всю эволюцию живых существ, так и в плане индивидуальном, касающемся появления на свет нового живого существа.
 Но если при встрече частицы и античастицы гибель неизбежна, то в реальном мире встреча мужчины и женщины не заканчивается столь печально. И Слава Богу! Мне кажется, что смерть не приходит потому, что редко кому удается найти именно СВОЮ половинку.
 Давайте для простоты изобразим человеческую личность черточкой —, мужчина будет + (плюс), а женщина — (минус). Теперь расставим различных людей в столбики. Мужчины — слева. Женщины — справа. Пронумеруем их:

1 +    —       —   - 1
2 +    —       —   - 2
3 +    —       —   - 3
4 +    —       —   - 4

 Если мужчина № 1 встречает женщину № 4, то мы видим, как далеко они друг от друга. То есть, мужчина нашел явно не свою половинку, а что-то очень далекое. Брак таких людей будет омрачен непониманием. Если мужчина № 1 встретит женщину № 2, то мы видим, что их  "я" очень близки. Они найдут взаимопонимание по всем вопросам. Это идеальный брак для земной жизни. Мужчина ПОЧТИ нашел свою половинку. А вот, если убрать слово ПОЧТИ, то ничего хорошего в земной жизни у таких людей не выйдет.
 Если мужчина № 1 найдет женщину № 1 (для других номеров закономерность та же), то есть, именно СВОЮ половинку, когда его личность сможет беспрепятственно входить в личность другого человека — неминуем межличностный прострел, который закончится прекращением земной жизни.19

   Издавна люди уважали
   Одно старинное звено,
   На их написано скрижали:
   "Любовь и Жизнь — одно".
   Но вы не люди, вы живете,
   Стрелой мечты вонзаясь в твердь,
   Вы слейте в радостном полете
   Любовь и Смерть…
                                   (Н. Гумилев)


Плюс и минус, встретившись, взаимоаннигилируют. Души таких людей возвращаются туда, откуда пришли. К Богу. Объединяются с Ним. Наступает то, что одни называют нирваной, другие — раем.
 Что происходит с теми, кто не нашел своей нирваны? Может, они рождаются снова, чтобы продолжать поиски? Может, часть приходит к Богу непосредственно, увидев Божественный Свет в этой жизни? Я не знаю. Схему я составил, проанализировав учения мировых религий, архетипы человеческой культуры, данные науки и свое стихотворение, написанное под воздействием вдохновения.
 Когда подходила к концу повесть "Нет ничего невозвратимого", я думал, что она закончится гибелью главного героя в этом мире. Из стихотворения я узнал, что всё обстоит несколько более трагично, а может, наоборот — более счастливо. По-видимому любовь настолько преобразила русалку, что она смогла вернуться к Богу, несмотря на все свои русалочьи грехи. Ведь спастись душа может лишь через Любовь.

 Если говорить точнее, она не совсем виновата в том, что стала русалкой. Художественное произведение, на мой взгляд, должно иметь глубинную структуру, должно в чем-то напоминать айсберг, когда на поверхности воды находится лишь малая часть. В моей повести (сюжет ее пришел во сне) многое осталось за кадром. В числе прочего не сказано о том, как появились русалки в краю Зубчатых сел. А появились они так.
 Когда возник их мир (мир в седьмом измерении, мир параллельный нашему, может быть, чистилище), он вначале был полностью изолирован от нашего. Потом появились люди (по одному человеку на каждый населенный пункт), которые могли входить в наш мир, но не напрямую, а через особую древнюю языческую область. Область эта появилась давно — еще до того, как миры стали делиться, до появления параллельных миров. То есть, эта область лежит как бы в основании древа миров. Первая погибшая в том или ином селе девушка становилась русалкой, первый погибший парень — сталкером (как водитель ПАЗика). В земном теле наша героиня старела, как все прочие люди. Преобразовавшись в русалку, она выглядела вечно восемнадцатилетней девушкой. Когда заканчивалась земная жизнь, ее душа не уходила туда, куда уходили души прочих людей. Она оставалась русалкой навечно.
 Обратите внимание на то, что главные герои (он и она) умирают по три раза.



 И в заключение.
 Я прошу не рассматривать данную статью как работу хоть как-то связанную с богословием. Это чисто философская работа. Написана она в том же ключе, что и философствования Гегеля, Канта, Лейбница и т.д. То есть, я ни в коем случае не посягаю на Святое Писание. Не претендую на обладание истиной в последней инстанции. Хотя толчком послужило вдохновленное стихотворение, весь текст статьи — произведение философствующего разума, а не откровение свыше. В религиозном плане я поддерживаю мысль Наполеона, который заявил, что человек должен придерживаться религии своих предков. Я — православный христианин. Но я думаю, что христианин, придерживаясь своей веры, имеет право заниматься наукой философией.


Сергей Аксёненко

См. также:

С. Аксёненко "Нет ничего невозвратимого" (повесть) >>>

Стихотворение "Бегство в Египет" (приложение к статье "О сущности мироздания и о Любви") >>>

   

« назад «





Комментарии к статье




1 — Об этом см. статьи "Пропуск в Истинный мир" ("Твое Время" № 4/2003) и "Профессионализм и вдохновение"  ("Время Z" №2/2006).


2 —См. мое стихотворение:

ГИМН КИБЕЛЛЕ
или ПЕСНЬ КАРИБАНТОВ

В честь могучей Богини Кибеллы
Начинаем мы Лунную песнь
И ложатся послушно пантеры,
И покойники рвутся воскресть.

О, Великая Рея-Кибелла!
О, богов беспокойная мать!
Чтобы грозная кровь закипела,
Мы готовы все жизни отнять!

Об алтарь твой ломаются стрелы,
Твой престол в глубине глубины —
О, Великая Рея-Кибелла,
Ты есть мать Олимпийской войны.

О, Высокая Рея-Кибелла,
Звон взлетел к небесам и застыл,
Твоё смуглое гибкое тело —
Воплощенье земной красоты.

Материнства безудержный символ
На алтарь твой бросают солдат,
Чтоб мужские цветущие силы
Поглощал твой божественный взгляд.

Высочайшая Рея-Кибелла,
Жуткой мощи немыслим предел —
У богов не бывает предела,
Ты их мать и пожар их сердец.

В твоей грозной клубящийся бездне
Затаились любовь и борьба
Возвращайся, останься, воскресни —
Мир ослаб и померк без тебя.

Из заоблачной огненной выси,
Из горящего жерла Земли
Возродись, воплотись, появись и
Души храбрых мужей окрыли.

Так раздвиньтесь же недра скорее,
Грозный клич разнося в пустоте,
Так восстань же, Великая Рея,
В своей сеющей смерть красоте…

В честь могучей Богини Кибеллы
Положили мы Лунную песнь —
Отблеск древней божественной эры
Вновь напомнит нам юность небес.

05.12.1994 г.



3 — Обратите внимание, что для домашних животных, то есть, для тех, кого люди знают лучше, были придуманы отдельные названия для обозначения пола и возраста. То есть, петух — курица —цыпленок, бык — корова — теленок, кобель — сука —щенок. Конечно, здесь есть небольшие исключения (в разных языках — разные, в русском, например, для котов и коз), но тенденция налицо. У диких животных, как правило, все названия возникают путем обработки названия взрослого самца: волк — волчица — волчонок. Это неудивительно. Человек различает детали в том, что ему хорошо знакомо. Например, белым людям все китайцы кажутся на одно лицо, а китайцам — все белые. А в тех местах, где эти народы живут вместе такого феномена не наблюдается.



Икона Богоматери из Деисусного чина. Начало XVIII века.


4 — В приложении к этой статье я привожу свое стихотворение "Бегство в Египет". Оно состоит из двух частей. В первой части — описание ребенка с традиционной для таких стихов символикой. В том числе рождественской — образ снега. Вторая часть — избиение младенцев по приказу царя Ирода. Здесь каждая сцена с описанием гибели того или иного ребенка отделена от другой пятистрочным рефреном. В рефрене каждый раз меняется третья строка. Она как бы отражает развитие образа Марии. От земной девушки, через расшифровку ее имени ("гладь морская"), до Матери-Заступницы.



Эль Греко "Поклонение Святой Троице" (фрагмент).




Ученые считают, что Вселенная возникла примерно 15 млрд. лет назад в результате Большого Взрыва.

 

5 — Не спрашивайте, откуда взялись изначальные плюс и минус, что было до того и почему они соприкасаются. Я не отвечу на это. Но в этом незнании у меня неплохая компания. ВСЕ религиозные, философские, научные школы не знают, что было ДО ТОГО. Добросовестный богослов не станет рассуждать о том, что делал Бог до сотворения мира, а добросовестный физик не станет рассуждать о том, что было до Большого Взрыва.
 Широко известен остроумный ответ Августина Аврелия, когда его спросили, чем занимался Бог до сотворения Вселенной. Святой ответил, что Бог создавал ад для людей, задающих такие вопросы.
 Даже если и найдется смельчак, способный ответить на вопрос, что было ДО ЭТОГО, ему никогда не избежать вопроса: А ДО ТОГО ЧТО БЫЛО? Разве что можно сказать, что все ходит по кругу. Тогда изначальные бог и богиня, плюс и минус явились из древнего мира, который погиб. Но это из области сказок.

6 — Многие из этих законов физики открыли для сознания людей второй половине второго тысячелетия нашей эры.

7 — Сильное, электромагнитное, слабое и гравитационное.

8 — Само собой разумеется, что минус и плюс в данной статье не нравственные категории в смысле плохой-хороший, зло-добро, это равноценные начала.

9 — Слово "материя" созвучно слову мать, причем не только в русском языке.











Слова Бога-Отца, обращенные к избранному им народу, больше напоминают слова разгневанного мужа, сказанные жене-изменнице, чем слова беспристрастного верховного Абсолюта.







































Даная родила от Зевса Персея, того самого, что убил Медузу Горгону.






10 — То есть, Христос женится на Церкви, и в этом плане он испытывает к ней то же чувство, которое обыкновенный человек испытывает к своему любимому, только на более высоком уровне. То есть, Христос ЛЮБИТ людей. С другой стороны, верующие должны испытывать подобные чувства к Нему.





























Христос может жениться лишь в Конце этого Мира.



11 — "Любовь — все о ней слышали, но что это такое — знают лишь те, кто ее пережил, прошел сквозь нее. И даже они не всегда могут вспомнить, как она "звучит" изнутри. А некоторые из тех, кто любил, даже умудряются забыть, что такое Любовь, настолько, что становятся в один ряд с теми, кто никогда не любил. Впрочем, это отдельная тема. Остальные  принимают за любовь простую симпатию к женщине или вообще половое влечение, которое помпезно именуют "страстью". Понять, что они никогда не любили такие люди смогут лишь в одном случае — когда влюбятся".
("Пропуск в истинный мир")




Любовь — как луч, проходящий через прозрачную призму. Призмой выступает конкретный человек, на которого эта Любовь направлена. Призма преломляет луч Любви к Богу. Через Любовь Бог напоминает нам о том, что Он есть. О том, что Он ЗДЕСЬ.






12 — Любовь — такое многогранное слово, что это чувство тоже называют любовью. Поэтому здесь, когда мы говорим о настоящей Любви, употребляем это слово с большой буквы.


13 — Сознательно или нет, но такое возбуждение всегда вызвано лишь возможностью предстоящего сексуального контакты. Пусть даже флиртующие (например, сидящие в соседних креслах самолета) знают, что никакого сексуального контакта между ними не будет, что в аэропорту каждый из них поспешит к своей половинке. Подсознание в таких ситуациях в любом случае включает тему секса, и ничего с этим не поделаешь. Влюбленность можно отнести к телесным, половым чувствам, а  настоящую Любовь — к сфере высшей духовности. Можно сказать, что в какой-то мере настоящая Любовь внесексуальна. К сожалению, громадное количество людей под словом "любовь" понимают именно влюбленность. И то, что они не знали настоящей Любви, такие люди не поймут никогда. Они будут думать, что все корифеи мировой культуры писали именно об этом вполне земном чувстве. Хотя с другой стороны слово "любовь" в массовой культуре используется, как правило, не в значении высокой Любви. Когда артист поет "Девочка моя, я люблю тебя", то скорее всего он поет о влюбленности, а не о Любви.

14 — Некоторые чувства, испытываемые во время медитации, тоже можно сравнить с чувством подлинной Любви.

15 — В контексте вышесказанного становится понятным, почему для монахов принципиально важен обет безбрачия. Это наблюдается не только у христиан, но и у буддистов. Подобные феномены встречались и в древних религиях. Действительно, зачем посредники человеку, который может почувствовать Любовь непосредственно к Богу? Но с другой стороны, целибат священников, принятый у католиков, на мой взгляд, неоправдан. Священник, в отличие от монаха, лишь должностное лицо, задачей которого является обслуживание религиозных потребностей мирян. И в этом плане православная традиция, согласно которой поп должен иметь попадью, вполне соответствует тем задачам, которые церковь ставит перед священниками.


16 — Я имею в виду настоящих монахов, а не людей, облачившихся в рясы ради благ земных.


17 — В Древней Греции — за счет труда рабов, а "золотой миллиард Запада" обогатился за счет ограбления стран "третьего мира".





Для, размножающихся простым делением, амеб смерть — не биологическая закономерность, а лишь досадная случайность.







18 — Я не углубляюсь здесь в тему бессмертия души. Об этом у меня есть другая работа.






19 — Разумеется, чувства настоящей Любви может испытывать и пара № 1–№ 4, совершенно не подходящая друг другу в РЕАЛЬНОЙ жизни. Выше я уже писал, что ЧУВСТВО Любви и личность человека, на которого эта Любовь обращена, точнее, через которого любящий направляет свою  Любовь к Богу — разные вещи. В ситуации № 1–№ 1 мы говорим не только о ЧУВСТВЕ, но и о приближении реальной Любви, к Абсолюту, к черте максимально возможной в подлунном мире. То есть "доза" Любви здесь становится смертельной, невозможной для нашего мира. Такая Любовь возможна лишь на небесах.















Преображение Господне на горе Фавор.