Журнал для интеллектуальной элиты общества  
 
 

Архив статей

 2005 / №01-02

22.06.2005 Стёб и тоска (постсоветские рок-хиты 1990-х) <часть 1>
/С. Курий/ "Твое Время" №1-2/2005 (о хитах групп ДДТ, НОГУ СВЕЛО, АГАТА КРИСТИ)

 Павловская реформа цен. Ельцин на танке. Раздел СССР в Беловежской Пуще. Обнищание большинства и обогащение меньшинства. "Челноки" и ларечники. Бандиты и олигархи. Танки у Белого дома и танки в Чечне… Мы привыкаем жить в новом мире, а на смену приходит поколение, ничего не знающее о "холодной войне" и "руководящей роли Компартии", но почему-то от этого не ставшее более счастливым.
 Все это 1990-е — время, когда иллюзии о свободном и благоустроенном "демократическом рае" рассыпаются в прах. Для революционной романтики и высоких идей больше нет ни душевных сил, ни времени. Население с головой погружается в "борьбу за существование". И уже спустя каких-то года два начинает подсознательно ностальгировать о стабильных и спокойных временах "советского застоя". Былые рок-трибуны отныне не просто не модны, они раздражают своим идеализмом… В эфире царит оголтелый попс: Богдан Титомир и наследники ЛАСКОВОГО МАЯ.
 И тем не менее единичным рок-группам удается не только удержать status quo народного признания, но даже приумножить свою славу. А во второй половине 1990-х происходит частичный и противоречивый "ренессанс" рок-музыки. О редких, но характерных рок-хитах конца ХХ века мы и поговорим.


ДДТ — "Что Такое Осень" (1992 г.)

           "Что такое осень — это ветер
           Вновь играет рваными цепями.
           Осень — доползем ли, долетим ли до ответа:
           Что же будет с родиной и с нами?".

 До выхода в 1992 году альбома "Актриса Весна" творчество Юрия Юлиановича Шевчука одновременно существовало в двух почти не пересекающихся мирах. В то время как со сцены группа ДДТ во всю силу "электрического" звука вскрывала социальные язвы, пела о "Революции", "Перестройще" и "Террористе Иване Помидорове", на акустических квартирниках звучали несколько иные песни: бытовая сатира, философские размышления и даже любовная лирика.
 Особенно много было песен про Осень. Это была воистину навязчивая тема в творчестве нашего героя (у Цоя таковой была тема Ночи, а у Кинчева — тема Солнца). "Осень невеселая…" (Посвящение С. Есенину), "Осень, мертвые дожди…", "В Последнюю Осень", "Агидель", из последних — "Осенняя". Но, бесспорно, самой знаменитой песней об унылой поре зрелости и увядания стало размышление Шевчука над вопросом "Что Такое Осень".
 Ее выход в народ в 1992 году был подкреплен незатейливым, но весьма симпатичным клипом, в котором Шевчук со своими коллегами Кинчевым и Бутусовым шлялись по осеннему лесу и всячески безобразили. Успех песни "Что Такое Осень" был ошеломительным.

 "…я на набережную летом вообще не мог выйти. Стояли — "девятки", "мерседесы", и везде орало: "Что такое Осень?", а я, как Маугли, за деревьями — не дай Бог, думаю, меня узнают. Иначе — все. Кранты. Пить придется — неделю. Понимаешь, я же говорил где-то — хорошей песне хитом на горло не наступишь. Ха — никаким. Никакой популярностью. Это раз. А во-вторых, ну… она от души была написана, она была какой-то маленькой революцией в группе, потому что мы писали до этого какие-то тяжелые такие песни, боевые".
(Ю. Шевчук)


 Думаю, Шевчук не врал, ТАКОГО успеха он предвидеть не мог. Да и ставил он больше на другую "осеннюю" песню — "В Последнюю Осень", которую как-то особенно любил, и на концерте памяти Цоя в 1990 году даже безо всякой просьбы исполнил ее два раза. По моему мнению, "Последняя осень" — действительно, лучшая песня ДДТ, но народной любви не прикажешь. И в успехе другой "Осени" есть своя "сермяжная правда".
 Дело в том, что в песне "Что Такое Осень" в нужных пропорциях было слито все, что массы любили в Шевчуке. Во-первых, бардовская основа песни, что в сочетании с хрипловатым вокалом давала милые сердцу народа ассоциации.1 При этом бардовская суть была упакована в энергичную и мощную рок-аранжировку, украшенную чудесным соло "дяди Миши" Чернова на флейте.
 Подобная гармония была достигнута и в тексте. Казалось бы, в отвлеченно-лиричную тему песни были привнесены и характерные для Шевчука гражданские нотки (недаром лучше всего врезаются в память слова: "Что же будет с родиной и с нами?"). В результате тема Осени предстает перед нами не только в фенологическом ракурсе природной зарисовки. В этом тягостном грустном наблюдении отражены и настроение  автора, и дух времени.

 "Ее я написал на кладбище, на Никольском, в Александро-Невской лавре. Я там рядом жил в коммуналке на Синопской набережной, бродил в Лавре практически каждый день. Мелкий дождь моросил, ощущение было такой тоски, печали и колоссальной тревоги... Так грустно стало, что просто невмоготу — я всегда один — и просто она взяла так — бах и написалась. В 91-м году, в конце сентября. Вспомнилось, что ли…".
(Ю. Шевчук)


 К сожалению, появление мощного хита может стать и началом конца для группы. Любому настоящему творцу, если он не попсовик, горько наблюдать, когда люди приходят на концерт, чтобы послушать пару-тройку хитов, а все остальное воспринимают либо как прелюдию, либо как неизбежное приложение. С этим же столкнулся и Шевчук. На концертнике 1993 г. "Черный Пес Петербург" слышно, как он успокаивает орущую толпу: "Осень", ребятки, как и старость, будет в конце". А спустя время, привыкший прямо рубить Гордиевы узлы, лидер ДДТ вообще накладывает на исполнение песни "Что Такое Осень" временный мораторий.

 "Группа "ДДТ" вполне могла быть похоронена песней "Осень". Я и ребята тогда здорово испугались. Ну, написалась такая народная песня, но нам-то скучно ее по тыще раз играть. И мы целый год вообще не играли, зубами скрипели, но не играли. Зал орет, а мы, как танки. И победили. Я этим искренне горжусь".
(Ю. Шевчук)


 Тем не менее песня сделала свое дело. Шевчук, как и ценимые им Лев Толстой и Сергей Есенин, наконец-то стал настоящим "народным творцом". И написал еще множество "народных" хитов — про Осень и не только…

 "— Музыка, которую заказал бы на свои похороны…
 — "Что Такое Осень". Ничего тут не поделаешь, пусть будут веселые похороны. …Мы тут дергаемся — философия, русская идея, поиски истины, а останется только "Осень". Да…".
(из интервью с Ю. Шевчуком)



НОГУ СВЕЛО — "Хару Мамбуру" (1993)

 "А Чекету Чейси Фари Ю
 Рамамба Хару Мамбурум
Рамамба Хару Мамбурокс
Рамамба Хару Мамбуру".

 Петь на иностранном языке для отечественного рокера — попытка рискованная и неблагодарная. Причин этому несколько. Здесь и массовое незнание добротного английского,2 и устойчивое преобладание качества текстов над качеством музыки. В мире и так хватало "настоящих" талантливых иностранцев, чтобы мучить уши отечественными завываниями на плохом английском под гитару "Урал" на пленке "Свема". Перестроечная "матрешка" в виде группы ПАРК ГОРЬКОГО какую-то долю успеха снискала, но любовь народная ей не светила — это была продукция на экспорт. Ну а англоязычный альбом АКВАРИУМА "Radio Silence" вообще вызвал в среде поклонников группы недоумение и неприязнь.
 Группа НОГУ СВЕЛО в начале карьеры также предпочитала эксплуатировать "великий и могучий", сочиняя на нем всяческие дурковато-веселые "чернушки" про лысых девочек и прочие неполноценные личности. Пока в 1992 г. в голове лидера группы Макса Покровского внезапно не вызрела мысль поиздеваться над другими языками (да и над языком как таковым). И ему это удалось, благо, в отличие от БГ или ПАРКА ГОРЬКОГО, Макс и не пытался работать на западный рынок, а следовательно — и вкладывать в тексты песен какой-нибудь глубокий смысл. Удар был сделан именно на звучание, на фонетику, на то, что зарубежные слова большинством нашего населения воспринимаются как забавная белиберда.
 Иноязычный "детский лепет" был подкреплен заводной бесшабашной отвязной подачей, тем, что называется английским словечком "drive" и без чего мертв любой настоящий рок-н-ролл. И эта энергетика сработала на все сто — альбом "Хару Мамбуру", несмотря на его чистую "альтернативность", принес НОГУ СВЕЛО всенародную славу, а заглавная песня на какое-то время стала просто суперхитом. Показательно и то, что песня "Хару Мамбуру" написана на языке, которого вообще не существует в природе. Это настоящая тарабарщина и бессмыслица, хотя мне на первых порах и чудилось, что в припеве нас настойчиво заставляют помнить ("рамамба" ассоциировалась с англ. "remember") какого-то Хару Мамбуру.

"Язык — инструмент, который настраивает на определенный лад. С языком экспериментировала еще группа ДВА САМОЛЕТА, но не очень удачно в коммерческом плане. И мы, занимаясь музыкальной формой как таковой, подумали, что несколько вещей можно попробовать не по-русски. И они получились, вышли близкими нам по духу и, наверное, будут долго жить. Рекордсменом стала, конечно, "Хара". Она появилась на кухне, когда я что-то наигрывал на гитаре. Слова пришли ниоткуда, из глубины, какие-то неразгаданные мной самим словосочетания… Помнится, запись шла в студии в подмосковном городке Яхрома. Светило солнце, три недели мы купались в канале имени Москвы. И сделали две версии "Хары". А потом сплавили их в одну, вторую — внутрь первой, и так получился этот хит".
(М. Покровский)


 Выход хита в народ сопровождался аж двумя клипами, из которых особенно запомнился первый — мультипликационный. Сюжет его пересказать невозможно, ибо это был полный абсурд. Тем не менее психоделлические похождения эдакой "африканской вороны" идеально передавали энергетику песни, ее ребячливый игровой дух. Слава не заставила ждать и вскоре НОГУ СВЕЛО получают гран-при на фестивале "Поколение-93". И несмотря на то, что нередко массы приходили на концерт группы, ожидая Ту Самую Песню, Покровский до сих пор относится к своему хиту с благодарностью.

 "— …Ты сейчас относишься к этой песне как к милому, но ненужному прошлому или как к точке отсчета, взлету?
 — Однозначно взлет. И сейчас ругать "Хару Мамбуру" глупо. По крайней мере мы сами себе доказали, что у нас есть (как мы иногда нахально пишем в пресс-релизах) национальные хиты! Это, конечно, нескромно, зато верно по сути. В списке наших хитов "Хара Мамбуру" первая".
 — …Почему у нее нет продолжения и язык, удачно придуманный, не развивается?
 — В этом языке нет больше слов. У нас есть песни на другом языке, скажем, песня "Диблопопс", есть ее брат "Новый Диблопопс", еще несколько песен, а "Хару Мамбуру" не должна продолжаться. Это вам не "Брат-2".
(Из интервью с М. Покровским)



АГАТА КРИСТИ — "Сказочная Тайга" (1994)

 "Когда я на почте служил ямщиком,
 Ко мне постучался косматый геолог,
И глядя на карту на белой стене,
Он усмехнулся мне.
Он рассказал, как плачет тайга,
Без мужика она одинока,
 Нету на почте у них ямщика —
 Значит нам туда дорога
Значит нам туда дорога".

 Выпустив в 1991 году превосходнейший (по скромному мнению автора статьи) альбом "Декаданс", группа АГАТА КРИСТИ вошла в период стагнации. Особого успеха пластинка не имела, денег не было, братья Самойловы постоянно ругались и группа была на грани распада. Но этого к счастью не произошло, то ли благодаря воле братьев, то ли благодаря внезапно обретенному спонсору в лице бывшего земляка — директора фирмы "Росремстрой". Так или иначе, АГАТА КРИСТИ выпускает в 1993 году блестящий, хотя и несколько "опрощенный" альбом "Позорная звезда",3 и вскоре пикантную песню "Я на тебе, как на войне" начинают распевать даже школьники. Но настоящий прорыв произошел через год, когда, еще до выхода знаменитого альбома "Опиум", группа выстрелила хитом "Сказочная тайга".
 Автором музыки выступил на этот раз не один из Самойловых, а третий композитор группы — клавишник Александр Козлов (ныне покойный). Правда, первоначальная версия "Тайги" имела совершенно другую форму: по одним воспоминаниям более похожую на "гимн", по другим — на медленное "регги". Однако вскоре музыканты заметили, что начало мелодической линии припева до боли напоминает песню из советской кинокомедии "Иван Васильевич меняет профессию" ("Звенит январская вьюга, и ливни хлещут упруго…" — сл. Л. Дербенева, муз. А. Зацепина). Вместо того, чтобы это сходство как-то заретушировать, они пошли другим путем — наоборот, сделали на этом узнавании основной акцент.4 В результате преобразилась и сама песня: ритм ускорился, а гитара зазвучала в стиле ВИА 1970-х годов. До логического завершения эту ностальгическую линию довел и оригинальный видеоклип, в котором были собраны почти все актеры, исполнявшие главные роли в старой кинокомедии. Клип музыканты посвятили памяти Леонида Гайдая. Как ни странно, эта рок-песня действительно оказалась прекрасным напоминанием о режиссере "Ивана Васильевича…".

 "Хороший клип получился, грустный, ностальгический. Мы использовали кадры из фильма "Иван Васильевич меняет профессию", это было до всех "Старых песен о главном". Большая заслуга режиссера клипа, что смог собрать всех актеров, снимавшихся в фильме. Из Израиля звонила дочь Яковлева и рассказывала, что когда смотрели клип — все рыдали. Я же ответил, что нечего было уезжать…"
(Г. Самойлов)


Текст песни тоже был построен несколько необычно. Первый куплет о косматом геологе вышел иронично-ностальгическим, начинающимся с одной цитаты (строчка из известного романса "Когда я на почте служил ямщиком…") и заканчивающимся другой ("Значит нам туда дорога…" — из песни Л. Утесова "Брестская улица"). Однако во втором куплете своеобразная "поездка на БАМ" превращается в типично "агатовскую" страшилку с сатаной, собирающим души, и розовым снегом. Основной автор текста — Глееб Самойлов — сказал, что это вызвано тем, что первый куплет он писал под себя, а второй под брата Вадима — натуру более страстно-романтическую, которая сможет более убедительно выкрикнуть страшные слова "И тебя она получит!".

 "…второй куплет построен на страшных особенностях национальной тайги (о диких зверях). "Розовый снег" — это снег, орошенный кровью растерзанных дикими зверями тунгусов. А поскольку тунгусы некрещеные, то их души по ночам собирает сатана (тоже герой этой песни). Так что тот, кто говорит, что тексты АГАТЫ КРИСТИ бессмысленны — дурак (тунгус — и ныне дикий). Текст посвящен Пушкину А.С., который воспел одного тунгуса ("и ныне дикого"). А музыка, соответственно, посвящена фильмам Леонида Гайдая.
(братья Самойловы о песне "Сказочная Тайга")


 Ностальгический антураж, яркая мелодия и разнохарактерный текст (который можно воспринимать совершенно по-разному) превратили "Тайгу" в главный хит группы. В отличие от Шевчука, в АГАТЕ КРИСТИ никто с хитом не "боролся", его и до сих пор можно услышать на любом концерте. А повторить успех "Тайги" не удалось даже написанному в той же манере "Ковру-Вертолету".

"…мы сами считаем, что наша музыка достаточно тонкая, и в ней много сложных построений внутри. Другое дело, что она сделана доступным языком, поэтому люди воспринимают ее по-разному. Например, "Сказочную тайгу" мы сами воспринимаем как эстетскую шутку, а люди иного склада — иначе".
(Г. Самойлов)

часть 2 >>>




Статьи рубрики "РОЖДЕНИЕ ХИТА":



Официоз и самодеятельность (рок-хиты эпохи застоя), часть 1:
МАШИНА ВРЕМЕНИ, ВОСКРЕСЕНЬЕ, КРУИЗ, ДИНАМИК, ПИКНИК,  >>>

Официоз и самодеятельность (рок-хиты эпохи застоя), часть 2:
ЗООПАРК, Ю. Лоза & ПРИМУС, АЛЬФА, ЗЕМЛЯНЕ, БРАВО >>>

Герои перестройки (рок-хиты второй половины 1980-х):
АКВАРИУМ, АЛИСА, КИНО, НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС, ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА >>>

Хиты 1950-х: "детство" рок-н-ролла, часть 1:
Bill Haley, Little Richard, Carl Perkins >>>

Хиты 1950-х: "детство" рок-н-ролла, часть 2:
Elvis Presley, Chuck Berry, Ritchie Valens >>>

Хиты 1970-х: "динозавры" хард-рока, часть 1:
Eric CLAPTON, BLACK SABBATH, URIAH HEEP >>>

Хиты 1970-х: "динозавры" хард-рока, часть 2:
LED ZEPPELIN, DEEP PURPLE, QUEEN >>>

Хиты 1970-х: панк, реггей и рок-н-ролл, часть 1:
SHOKING BLUE, PINK FLOYD, Bob Marley >>>

Хиты 1970-х: панк, реггей и рок-н-ролл, часть 2:
SMOKIE, EAGLES, SEX PISTOLS >>>

Новогодние хиты
("Елочка", "Jingle Bells" и "Happy New Year") >>>

Украинские хиты второй половины ХХ века, часть 1:
"Пісня про рушник", "Києве мій", "Черемшина", "Червона рута" >>>

Украинские хиты второй половины ХХ века, часть 2:
"Червона рута", "Весна", "Наркомани на городi" >>>

 

 

   

« назад «





Комментарии к статье


"Старые песни могут просто группу похоронить. Очень много хороших групп убила суперпесня. Вспомните EAGLES —"Hotel "California". И все, больше ничего никто не знает. Они до сих пор ее чешут".
(Ю. Шевчук)






Песня "Что Такое Осень" впервые вышла в альбоме ДДТ "Актриса Весна" (1992).






"— Юра, и все же — что означает "в небе жгут корабли"?
— В этом есть какой-то смысл, может быть, он несколько туманный. Совершенно не обязательно, чтобы все было конкретно. Вот конкретное слово — унитаз. А "в небе жгут корабли" — это не конкретно. И слава Богу".
(из интервью с Ю. Шевчуком)















1 — Недаром пресса часто, следуя этому формальному признаку, называла Шевчука "новым Высоцким".










Кадры из видеоклипа "Что Такое Осень".













2 — Для того, чтобы получить в школе "четверку", достаточно было знать несколько коронных фраз вроде "Ху ис эпсон тудэй", "Май нейм ис Васья" или "комсомол мэмба".





"Я довольно часто начинаю писать тексты с каких-то звуков. Конечно, не с самых примитивных — я же не совсем дебил".
(М. Покровский)









Релиз к альбому "Хару Мамбуру" гласил: "Тексты песен на английском и немецком языках написаны М.Покровским с помощью Анечки. Тексты на "оригинальном языке" явились результатом экспериментов …и не имеют отношения к имитации иностранных языков". Кстати, знаменитая песня представлена в альбоме аж в трех вариантах.










Птица неизвестной породы из анимационного клипа "Хару Мамбуру".












Глеб Самойлов, Вадим Самойлов и Александр Козлов — три композитора группы АГАТА КРИСТИ.

 

3 — "К 90-му году свобода на ТВ закончилась, в систему наших взаимоотношений вошло слово "бизнес", который предусматривал оплату всех телеэфиров, и потихоньку мы из ящика исчезли, стали о нас забывать, и период 90-92 годов мы как бы доживали на прежней славе, количество гастролей все уменьшалось, и это были года достаточно тяжелые и в материальном отношении, и в духовном смысле. И вот опять же это ощущение, что надо что-то делать по-другому, вылилось в то, что мы записали альбом, нарочито популярный по звучанию, по подаче — "Позорная звезда". …Был момент эпатажа, как бы немного назло… Говорят — гитары, а мы возьмем и сыграем электронный бас, говорят — живые барабаны, а мы возьмем и спрограммируем эти барабаны, самую что ни на есть синтетическую выберем кассу. Было такое легкое озлобление, захотелось наплевать на все окружающее мнение".
 (А. Козлов)


4 — Даже песню какое-то время музыканты именовали просто "Иван Васильевич".












Кадры из видеоклипа "Сказочная Тайга" (режиссер В. Конисевич).