Журнал для интеллектуальной элиты общества  
 
 

Архив статей

 2007 / №01

11.01.2007 Хиты 1970-х: "динозавры" хард-рока <часть 1>
/С. Курий/ "Время Z" №1/2007

 К концу 1960-х рок, следуя теории Дарвина, породил столько разнообразных музыкальных стилей, что следующие годы занимался почти исключительно разработкой найденных идей. Эволюция пошла в сторону "укрупнения", породив на свет настоящих рок-динозавров. Начало 1970-х — время многомиллионных гонораров, стадионных концертов и ярких шоу, выполненных с поистине королевским размахом. Размах, глобальность и недетские амбиции стали символом этой эпохи. Теперь рок-музыка смело претендовала на роль настоящего искусства, а не только средства развлечения тинэйджеров. Пронзающие стратосферу фальцеты, виртуозное владение инструментами, мастерство импровизации, использование классики и фольклора, сложное построение композиций и длинные соло превращали песни в десятиминутные сюиты со своей драматургией. Все это характерно, в первую очередь, для двух царящих в 1970-х стилей — арт- и хард-рока. И если арт-рок1 иногда отличался чрезмерной сложностью (а то и занудностью), то хард быстрее покорял  слушателя своим напором и экспрессией.2
 Хард, или тяжелый рок, — тот стиль, который является чуть ли не визитной карточкой всей рок-музыки. Он совместил в себе эмоциональность и шумность ранних рок-н-роллов с инструментальной виртуозностью. Ревущие и воющие гитары, выдвинутая на передний план ритм-секция (ударные и бас), предельная громкость, сравнимая со звуками аэродрома, — все это и определило название стиля.
Черты хард-рока многие отыскивают даже в творчестве BEATLES, но непосредственными предшественниками стиля принято считать тяжелый блюз группы CREAM и незабвенного Джимми Хендрикса, показавшего всему миру, на что способна электрогитара.
 К сожалению (или к счастью) законы эволюции приводят любой стиль к логическому завершению. Когда к середине 1970-х хард-рок приобрел устойчивые черты и форму, он тотчас творчески окостенел и стал скучным и вычурным. Дальнейшая его эволюция пошла в сторону тяжести, скорости и громкости, в результате чего стиль породил (или выродился) хорошо известный хеви-металл — весьма бедный на творческие открытия. На смену старым кумиром пришли молодые, но какими бы древними не казались нам "динозавры", они не перестают поражать и ныне своей мощью и совершенством.


1970 — DEREK & the DOMINOS — "Layla" ("Лэйла")

"What'll you do when you get lonely
And nobody's waiting by your side?
You've been running and hiding much too long.
You know it's just your foolish pride.
 
 Layla, you've got me on my knees.
 Layla, I'm begging, darling please.
 Layla, darling won't you ease my worried mind".

 Чтобы никого не путать, скажу сразу, что DEREK — это "зашифрованный" Эрик. Тот самый Эрик Клэптон, который играл в вышеупомянутых CREAM и про которого восторженные поклонники писали на стенах, что он ни много, ни мало, "бог". Однако сам "бог" всегда был личностью довольно скромной и прежде всего творческой. Славу и деньги он воспринимал довольно спокойно, хотя относительно славы… она, скорей всего, мешала. Богатые "боги", как выяснилось, тоже плачут, и в конце 1960-х Эрик чуть было совсем не упал духом — как в профессиональной, так и в личной сфере. Уйдя из перессорившихся CREAM, Клэптон попытался создать новую группу — BLIND FAITH, но громкое имя превратило ее в машину для выбивания денег. Поклонники были в восторге уже от одного появления "бога" на сцене, а собственно творчество отошло на третий план. Проект пришлось закрыть.
 В личной же жизни Эрик попал в крайне неприятную ситуацию классического любовного треугольника, а именно — по уши влюбился в Патти Бойд. Мало того, что Патти была женой "битла" Джорджа Хариссона, так еще и сам Хариссон приходился Эрику другом.3 Роковое знакомство Клэптона с Патти произошло в июле 1967 г. после концерта CREAM…

 "Я ездил в Эшер несколько раз, и каждый раз, уходя, проведя приятный вечер, чувствовал страшную пустоту. Я знал, что никогда подобную женщину больше не встречу. Я был влюблен, влюблен в первого взгляда и чувство это становилось день ото дня тяжелее. Я поставил себя в безвыходное положение, потому что уводить жену у одного из BEATLES было нельзя, так не делается. Все они были видными, известными людьми, награжденные Орденом Кавалеров Британской Империи. А тут, понимаете ли, какой-то заезжий молодец вроде меня пытается влезть в семью с черного хода. Ситуация была невозможной как для меня, так и для Патти. Для меня был выход один — забыться".
(Э. Клэптон)


 Получив очередной "от ворот поворот" Клэптон совсем упал духом, начал употреблять наркотики, а его терзания вылились в песню "layla" — настоящую неистовую мольбу, обращенную именно к Патти. "Но почему же тогда "Лэйла"? — спросите вы. — "Откуда в песне взялось арабское имя, хорошо знакомое по фильму "Белое солнце пустыни"? (помните "…Лэйла! Зульфия! Гюльчатай!").

 "Суфи,4 вернее, один англичанин, который стал называть себя Суфи, дал мне книжку с персидской поэзией. Меня потрясло сходство истории, описанной в книге, с тем, что происходило со мной в жизни".
(Э. Клэптон)


 Речь шла об "Истории Лэйлы и Меджнуна", написанной великим персидским поэтом Низами. "Лэйла" в переводе с арабского значит "темная ночь", а "Меджнун" — "безумец". Легенда берет свои истоки аж с VII века и представляет собой арабский вариант темы "Ромео и Джульетта". Юноша Кайс ибн аль-Мулаввах полюбил девушку из враждебного рода, но ее выдали замуж за другого. После этого он совершенно "обезумел" от горя и посвятил всю свою жизнь слаганию песен о своей несчастной любви. Его даже возят в Мекку, чтобы исцелить от пагубной страсти, но безумец-Меджнун просит Бога не лишать "больного" его "высокой болезни":

"…Они спросили: "Где река?" А я: "Не лучше ль два колодца?
Смотрите: влага чистых слёз из глаз моих всё время льётся!"
Они спросили: "Отчего?" А я ответил им: "От страсти".
Они: "Позор тебе!" А я: "О нет, — мой свет, мое несчастье!
Поймите: Лэйла — светоч мой, моя печаль, моя отрада,
Как только Лэйлы вспыхнет лик, — мне солнца и луны не надо.
Одно лишь горе у меня, один недуг неисцелимый:
Тоска во взоре у меня, когда не вижу я любимой!"


 В итоге оба любовника погибают от тоски, а суфии в характерной для них манере начинают трактовать эту историю символично, как разлуку души с божеством.5


 Свое воплощение песня обрела в 1970 г., когда Клэптон собрал очередную группу под названием DEREK & the DOMINOS. Группа представляла собой компанию друзей и знакомых, которые постоянно тусовались в огромном особняке Эрика. Там они пили-курили, но, в отличие от многих других компаний, еще и беспрерывно творили. Они могли "долбить" одну и ту же песню в течение пяти дней, создавая сразу несколько вариантов. Песня "Лэйла" обрела свой законченный вид именно во время таких сейшенов.

 "Я понятия не имел, какой в ней будет Лэйла. Это была просто еще одна песенка. Когда доходишь в ней до конца, тогда и энтузиазм растет, и ты понимаешь, что у тебя появляется нечто мощное. А когда я ее начинал, она мне не казалась чем-то особенным".
(Э. Клэптон)


 Вряд ли бы песня обрела такой успех, если бы в ее создании не приняли участие еще два музыканта. Решающий штрих внес Дуэйн Оллмэн — гитарист группы ALLMAN BROTHERS BAND. Именно он сыграл на слайд-гитаре6 знаменитый гитарный рифф, которым открывается "Лэйла". Сам рифф представлял собой ускоренный вариант гитарного хода из блюза Альберта Кинга "As The Years Go Passing By". Ну а фортепианный эпилог вообще был вставкой со стороны. Его написал Джим Гордон — участник DEREK & the DOMINOS.7
 В том же 1970 году группа разродилась целым двойным альбомом "Layla and Other Assorted Lovesongs". Помня о тяжком бремени славы времен BLIND FAITH, Эрик выпустил пластинку без всяких сопроводительных надписей, чтобы его имя не стало искусственным катализатором успеха. Ну так оно и не стало. Эрика в Дэреке не узнали, в США альбом поднялся не выше 16-го места, а в английские "топы" не попал вообще. Лишь через два года, когда шифры были вскрыты, "Лэйла", изданная на сингле, получает заслуженную славу и становится хитом. В следующем году выходит и концертный альбом DEREK & the DOMINOS. Штука только в том, что группа к тому времени уже два года не существовала. Клэптон начал сольную карьеру, и в 1974 г. вышел на новый виток славы.

 "— Не могли бы вы назвать несколько своих любимых песен? Вероятно это "Layla"…
 — Вы имеете в виду мои собственные песни? Нет, только не "Layla", потому что меня каждый раз вынуждают ее играть.
 — Однако похоже, что на последних двух концертах вы играли "Layla" лучше, чем когда-либо.
 — Это просто оттого, что группа наконец научилась играть эту песню; она очень сложная, потому что в ней много изменений. Я все-таки думаю, что на пластинке она звучит лучше.
 — Если оглянуться сейчас назад, то что вы думаете об альбоме "Layla"? Считаете ли вы его шедевром?
 — Это прекрасный альбом, но не знаю, шедевр ли он — он очень грубый.
 — Но его грубость — это достоинство; музыка "Лейлы" очень открытая и прочувствованная. Даже спустя десять лет страсть этого альбома по-прежнему не оставляет слушателя спокойным.
 — Да, страсть скрывает многие недостатки".
(Из интервью с Э. Клэптоном)


 В 1993 году за "Лэйлу" и акустический концертник "Unplugged" Эрик получает аж шесть премий "Грэмми". Правда к тому времени вся тяжесть из музыки Клэптона улетучилась, и неистовый крик о любви стал звучать, как неторопливый меланхоличный блюз…
 На этом можно было бы и закончить, но читатель вправе спросить, чем же закончилась история с Патти. Ну что же… Вернемся снова назад.
 В 1974 году, не в силах дальше мучиться, Клэптон прямо говорит Хариссону, что любит его жену. Бывший "битл" философски сказал нечто вроде "Поступайте, как знаете". Отношения Хариссона с Патти к тому времени и так не фонтанировали, а тут "Лэйла" на муженька и вовсе обиделась и переехала к Клэптону.

 Все эти перипетии обросли легендами, самую известную из которых озвучил Сева Новгородцев:
 "Вскоре Джордж Харрисон пригласил их обоих к себе на серьезный разговор. Когда Эрик и Патти пришли к нему, выяснилось, что они не одни, что там собралась группа друзей (всего человек 6) и когда Эрик и Патти, наконец, заявились, в некотором подпитии, в гостиной стояло два усилителя и лежали две гитары. Харрисон пригласил Эрика поиграть. По словам очевидцев, все это выглядело как дуэль в стиле 18 века, только вместо холодного оружия у участников дуэли в руках были гитары. Более того — состязание было не очень честным, потому что Харрисон подсунул Клэптону гитару и усилитель похуже. Все происходило почти без слов, оба музыканта играли подряд два часа, напряжение в воздухе висело как электрический заряд, никто не произносил ни слова. По воспоминаниям очевидцев, Харрисон был возбужден и давил мелкой техникой, а Клэптон, хоть и навеселе, в общем правильно оценил обстановку и сосредоточился на музыкальной сути, мелодичности и фразировке".

А вот что сам Хариссон говорил о разводе с Патти:
 "…я бы сказал, что сдал свою жену с рук на руки. Когда это произошло, мои отношения с Патти уже прекратились, так что, с моей точки зрения, никакой особой проблемы не было. Он женился на ней, и это факт, но вот настоящая проблема возникла у Эрика: его страшно злило, что я на него совсем не злился! Как любой нормальный мужчина, который уложил в постель жену друга, он в глубине души мечтал о страданиях друга, он никакой не злодей и не садист, просто это нормальный ход мыслей. А я был счастлив, что она, наконец, убралась из моего дома! Если бы не Эрик, нам пришлось бы пройти через кучу всяких неприятных вещей, которые обычно сопровождают развод, — склоки, ссоры, битье посуды и раздел черепков. А так она оказалась в надежных руках и, что самое главное, ей не пришлось менять образ жизни, к которому она привыкла: виски, приемы, новые машины и платья, не очень здоровое веселье и музыка — все то же самое, только в других местах и под руку с другим музыкантом".


 Как бы то ни было, но известно одно — Джордж и Эрик остались друзьями. И когда весной 1979 г. Клэптон и Патти все же сыграли свадьбу, на ней в числе прочих присутствовал и Хариссон.
 Дальше тянет произнести банальность, вроде "Любовь преходяща, искусство — вечно". В 1988 г. Эрик расстался с Патти. История любви, длившаяся 20 лет, закончилась, зато осталась замечательная песня.
 В 1991 году произошло концертное турне, где Хариссон и Клэптон выступали вместе. На нем Джордж спел свою знаменитую песню "Something", а Клэптон — "layla" и "Wonderful Tonight". Все песни были написаны как посвящение Патти…

 "Я ужасно горжусь этой песней. Владеть чем-то настолько мощным — я к этому не привыкну никогда. Я пытался воссоздать это ощущение снова и снова. Повторить это нельзя, и я понял, что нет смысла и пытаться. Нужно просто оставить все как есть".
(Э. Клэптон)



1970 — BLACK SABBATH — "Paranoid" ("Параноик")

"Finished with my woman 'cause she couldn't help me with my mind
People think I'm insane because I am frowning all the time
All day long I think of things but nothing seems to satisfy
Think I'll lose my mind if I don't find something to pacify
    Can you help me occupy my brain?"

 Первых "страшил" рок-музыки неспроста окрестили прадедушками хеви-металл. Именно они создали всю эту "могильную" эстетику с кладбищами, черепами, колдунами, вампирами и прочей нечистью. При этом не стоит забывать, что, создавая новое, они во многом оставались детьми своей эпохи — посмотрите только на их высокие каблуки и бахромчатую одежду! Да и музыку они сперва пытались писать более сложную, но не очень оригинальную.8 Со временем они выработали свой стиль — тягучий и устрашающий, и тут же задумались — какой имидж под все это избрать.
 Идею подкинул басист Терри "Гизер" Батлер, интересующийся готическими романами, черной магией и прочими "ужастиками". Группу назвали BLACK SABBSTH — "Черный шабаш". Мрачноватую музыку в ней писал Тони Йомми, не менее мрачные тексты — Гизер, а голосом и лицом всего этого безобразия стал Оззи Осборн. В эпоху миролюбивых цветастых хиппи эстетика BLACK SABBSTH оказалась громом среди ясного неба. Не менее странной показалась современникам и музыка. Коллега по тяжелому року Ян Гиллан недоуменно говорил: "Я знаю, где лежат истоки музыки DEEP PURPLE, но откуда черпает свою музыку BLACK SABBSTH — не понимаю". Что уж говорить о критиках, которые поначалу приняли группу "шабашников" в штыки.
 Группа перешагнула через головы критиков. Их дебют был впечатляющим. BLACK SABBSTH вообще можно назвать рекордсменами по скорости записи альбомов. Дебютная работа была записана всего за два дня, а вся запись обошлась им всего в 600 фунтов стерлингов. Альбом под названием "Black Sabbath" вышел в пятницу (!) 13 (!) февраля 1970 г. И не успел слушатель отойти от первого впечатления, как летом того же года группа села за запись второго альбома. Писался он "тщательнее" — аж целых пять дней, поэтому у "ударников" остался целый час неиспользованного студийного времени. А тут еще и одна сторона виниловой пластинки оказалась неизрасходованной на сто процентов — туда можно было втиснуть еще три минуты музыки. Да вот беда — в творческих закромах было пусто. Но не пропадать же добру! И вот Гизер пишет текст, а Йомми — довольно незамысловатую музыку. Таинство творчества происходит так быстро, что Оззи приходится петь сей экспромт по бумажке.

 "Мы уже завершили запись альбома, когда внезапно сочинили "Paranoid". Эта композиция тоже появилась в результате небольшой импровизации, о которой нас попросил продюсер диска. Я сделал вокальную линию, Тони — гитарную, а Гизер (Батлер, басист Black Sabbath) написал текст. Песня была готова за час".
(Оззи Осборн)


 Так на свет появился чуть ли не самый знаменитый хит BLACK SABBSTH, который представлял собой довольно смутный по смыслу монолог человека с расстроенной нервной системой. Говорят, что после записи песни Оззи невинно спросил: "Ребята, а что это такое — параноик?".

 "Когда мы писали текст песни "Paranoid", то плохо представляли, что означает это слово. По крайней мере за себя я могу сказать вполне определенно. Но мне нравилось звучание этого слова. Тогда многие ходили и говорили: "Что-то я сегодня как параноик". И это звучало круто. В общем, с этими настроениями мы и записали эту песню. Конечно, к истинному значению слова "параноик" она не имеет никакого отношения".
(Терри "Гизер" Батлер)


 Простенькую, но очень энергичную и эффектную песенку впоследствии назовут предтечей не только панк-рока, но и стиля "speed-metal". Но это потом, а тогда новоиспеченная песня неожиданно дала название всему альбому. Сначала его хотели назвать "War Pigs" ("Свиньи войны"), но группе предстоял тур по США, где лишнее напоминание о Вьетнаме властями не приветствовалось.
 Выходу альбома предшествовал выход сингла "Paranoid", который занял 4-е место в английских и 61-е в американских "топах". Сам же диск занял соответственно 1-е и 12-е места.
 Мрачная эстетика группы создала во время их американского тура нездоровый ажиотаж. Группу постоянно осаждали сатанисты и прочие неадекватные личности. "Черные шабашники" порядком струхнули, заявили, что они "изображают зло, а не поклоняются ему", и даже поголовно нацепили на шеи христианские кресты. Не помогло. Пришлось включить иронию.

 "Как-то вечером, закончив концерт, мы вернулись в отель и обнаружили в коридоре, ведущем к нашим комнатам, скопище людей в черных плащах, сидящих на полу со свечами в руках и распевающих. Мы едва пробрались сквозь них в наши комнаты, но все равно, даже сквозь стены было слышно их пение. Мы позвали секьюрити, но и это не сработало. Тогда мы сверили часы, открыли свои двери одновременно, задули свечи и спели: "С днем рожденья". Это привело их в большое замешательство. Они ожидали, что мы поможем им провести сатанинскую мессу…".
(Тони Йомми)


 В дальнейшем "кладбищенскую" эстетику возьмет на вооружение Эллис Купер, а бравые металлисты доведут ее до полнейшего абсурда и бутафорщины. Что касается хита "Paranoid", он надолго останется в репертуаре как BLACK SABBSTH, так и концертов Оззи, давно выступающего соло, но периодически наведывающего родную группу. Только если раньше этот хит открывал концерты, то теперь он их торжественно завершает.

 "Все происходило как-то странно. Наш первый альбом уже который месяц висел в чартах, а мы еще ни разу не выступали. Потом вышел "Paranoid", мы отыграли первое американское турне, и такое началось! До сих пор закончиться не может…".
(Оззи Осборн)



1971 — URIAH HEEP — "July Morning" ("Июльское утро")

"There I was on a July morning
Looking for love
With the strength of a new day dawning
And the beautiful sun
At the sound of the first bird singing
I was leaving for home
With the storm and the night behind me
And a road of my own

 With the day came the resolution
 I'll be looking for you…"

 Группе URIAH HEEP, как и BLACK SABBАTH, больше везло со слушателями, чем с критиками. Последние постоянно выдумывали "Хипам" обидные прозвища, то называя их "третьесортной копией JETHRO TULL", то награждая сомнительным титулом "самой успешной среди худших рок-групп". По "гамбургскому счету", особых новаций в музыке URIAH HEEP действительно не было, зато им удалось создать немало талантливых и по-настоящему прекрасных песен. В ряду хитов группы безусловное первенство принадлежит (по крайней мере, на советско-постсоветском пространстве — точно) 10-минутной композиции "July Morning" ("Июльское утро").
 Она действительно была написана и записана в июле 1971 года для третьего альбома группы "Look At Yourself". К тому времени основным композитором группы стал клавишник Кен Хенсли. Именно ему принадлежит подавляющее большинство "золотых" хитов URIAH HEEP, в том числе и основная мелодическая линия "Июльского утра". Гитарист Мик Бокс вспоминал, что песня родилась прямо во время репетиции и была, по сути, "склеена" из трех разных заготовок.

 "Песня "July Morning" первоначально была сочинена только под акустическую гитару. Это произошло в конце дня, когда группа заканчивала репетировать. Потом подключились остальные музыканты, и песня обрела свою плоть и кровь. Вы знаете, когда я сочиняю какую-то композицию, то вначале она звучит совсем иначе, чем в окончательном варианте в исполнении группы. Обычно при сочинении я использую либо только гитару, либо только пианино".
(Кен Хенсли)

 "На момент работы над песней я приболел, когда же после простуды я снова появился на репетиции, то увидел, что ребята так и не продвинулись с мертвой точки. Дело в том, что все три отрывка были сочинены в одной тональности — си минор, что для столь продолжительной композиции грозило однообразием. И нам уже вместе пришлось добиваться, чтобы эти части органично, и в то же время рельефно, сочетались друг с другом. Так и появилась "July Morning".
(Мик Бокс)


 Нежное органное вступление, похожее на первые лучи солнца, постепенно наполняется звуками других инструментов и, развиваясь, приобретает поистине драматический накал. Вокалист и автор текста песни Дэвид Байрон поет о поисках любви и приходе утра после грозовой ночи. В музыке соревнуются три инструмета — гитара Мика Бокса, "Hammond" Кена Хенсли и синтезатор "Moog" Манфреда Мэнна, специально приглашенного на запись. Тревожное наступательное гитарное соло, возможно, несколько затянуто, но тогда такие долгие инструменталы были в моде…

 "Когда мы записывали в студии эту песню, в первом дубле, играя соло, я сделал ошибку. У меня большие и довольно толстые пальцы, и иногда я цепляю лишние ноты. Мы сделали еще четыре дубля, я больше не ошибался. Но когда прослушали, звучало как-то не так… В результате мы оставили тот первый вариант".
(Кен Хенсли)


 Со второй половины 1970-х URIAH HEEP преследовали неудачи. Последнее время группа в сильно урезанном составе гастролирует в основном по странам Восточной Европы, где благодарные слушатели, готовы в сотый раз восторженно слушать "July Morning", "Lady in Black", "Easy Living", "Sympathy" и другие хиты своего детства и юности. Давно покинувший группу Кен Хенсли также не забыл свое детище, и перезаписал "Июльское утро" для сольника.

Часть 2 >>>




Статьи рубрики "РОЖДЕНИЕ ХИТА":



Официоз и самодеятельность (рок-хиты эпохи застоя), часть 1:
МАШИНА ВРЕМЕНИ, ВОСКРЕСЕНЬЕ, КРУИЗ, ДИНАМИК, ПИКНИК,  >>>

Официоз и самодеятельность (рок-хиты эпохи застоя), часть 2:
ЗООПАРК, Ю. Лоза & ПРИМУС, АЛЬФА, ЗЕМЛЯНЕ, БРАВО >>>

Герои перестройки (рок-хиты второй половины 1980-х):
АКВАРИУМ, АЛИСА, КИНО, НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС, ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА >>>

Стёб и тоска (постсоветские рок-хиты 1990-х), часть 1:
ДДТ, НОГУ СВЕЛО, АГАТА КРИСТИ >>>

Стёб и тоска (постсоветские рок-хиты 1990-х), часть 2:
АУКЦЫОН, МУМИЙ ТРОЛЛЬ, СПЛИН, ЗЕМФИРА >>>

Хиты 1950-х: "детство" рок-н-ролла, часть 1:
Bill Haley, Little Richard, Carl Perkins >>>

Хиты 1950-х: "детство" рок-н-ролла, часть 2:
Elvis Presley, Chuck Berry, Ritchie Valens >>>

Хиты 1970-х: панк, реггей и рок-н-ролл, часть 1:
SHOKING BLUE, PINK FLOYD, Bob Marley >>>

Хиты 1970-х: панк, реггей и рок-н-ролл, часть 2:
SMOKIE, EAGLES, SEX PISTOLS >>>

Новогодние хиты
("Елочка", "Jingle Bells" и "Happy New Year") >>>

Украинские хиты второй половины ХХ века, часть 1:
"Пісня про рушник", "Києве мій", "Черемшина", "Червона рута" >>>

Украинские хиты второй половины ХХ века, часть 2:
"Червона рута", "Весна", "Наркомани на городi" >>>

 

 

   

« назад «





Комментарии к статье


"Отцы" тяжелого рока — Джимми Хендрикс и группа CREAM.




1 — Арт-рок часто называют также прогрессивным роком.

2 — Конечно же, деление на стили — вещь условная. В песнях многих арт-групп (например, JETHRO TULL) можно найти немало элементов тяжелого рока. А такие хард-группы, как LED ZEPPELIN и QUEEN никогда и не стремились выдерживать чистоту стиля и постоянно экспериментировали.




Несмотря на то, что Эрик Клэптон был одним из "отцов" хард-рока и популяризатором регги, он всегда и прежде всего любил блюз — только блюз. Он говорил: "Блюз — это песня о мужчине, у которого нет женщины. Или о мужчине, которого покинула женщина. Или о человеке, у которого нет ничего похожего на женщину. В любом случае это не связано с материальным миром, это связано с состоянием сердца".



Джордж Хариссон познакомился с Патти Бойд в 1963 г. на съемках фильма "A Hard Day's Night", в котором бывшая белокурая манекенщица играла эпизодическую роль.




3 — Гитару Клэптона можно услышать в хариссоновской песне "While My Guitar Gently Weeps" из "Белого Альбома" BEATLES.








4 — Суфизм — направление в исламе, где большое внимание уделено чувству, так называемой мистической любви.


Персидский поэт Низами, автор "Истории Лэйлы и Меджнуна", которая вдохновила Клэптона на создание своего хита.




5 — Подобным образом иудеи трактовали любовную "Песнь Песней" царя Соломона.









 

6 — Это когда на палец руки надевается специальный колпачок. При игре им на грифе гитары получается специфический "скользящий", плавно вибрирующий звук.

7 — "Эту мелодию он написал сам по себе и хотел сыграть ее на своем сольном альбоме. Я тогда как-то обнаружил, что Джим Гордон каждый день рано утром приходит в студию и записывает свои песни. Он играл на клавишных инструментах, на гитаре и на барабанах. И на самом деле, пока мы все вместе записывали наш альбом, он успел сделать еще и свой собственный!"
(Э. Клэптон)


Дуэйн Оллмен (из группы ALLMAN BROTHERS BAND) был автором знаменитого гитарного рифа из "Лэйлы". До славы этой песни он не дожил. 29 октября 1971 г гитарист разбился на мотоцикле.




В 1974 г. Патти перешла жить к Эрику, а в 1979 г. они поженились.



В 1983 г. бывший героинист и алкоголик Клэптон открыл на Антигуа реабилитационный центр для наркоманов. Для этого он организовал аукцион, где в числе прочего продал и гитару, на которой была написана "Лэйла".




В 1993 году Эрик Клэптон получил аж шесть граммофончиков "Грэмми".









8 — Гитарист Тони Йомми даже немного поиграл в "прогрессивной" группе JETHRO TULL.



Свой псевдоним Джон Майкл Осборн позаимствовал из любимой сказки Ф. Баума о стране Оз.




"В юности я попал в аварию, после чего стали плохо сгибаться пальцы, но я не мог отказаться от гитары, поэтому стал левшой, переделал гриф и был вынужден выдумать совершенно новую технику игры. Сначала было очень трудно, но сейчас, по-моему, у меня получается даже лучше, чем у некоторых других гитаристов".
(Тони Йомми)





"Осборн: Сначала мы назвали альбом War Pigs, в честь какого-то шабаша, о котором прочитали в книге Алистера Кроули. Поэтому чуваки на обложке одеты в розовое и в руках держат щиты и мечи.
Йомми: Цензура запретила использовать War Pigs в качестве названия. Ведь альбом был в основном о Вьетнаме".
(Из интервью с участниками BLACK SABBATH, 2004)




Не желая ассоциировать себя с сатанистами, "шабашники" поголовно нацепили на себя кресты. Через несколько лет "металлисты" будут обвешивать себя крестами просто так — для эффектности.








URIAH HEEP.








Кен Хенсли — автор большинства хитов "Хипов".








URIAH HEEP на концерте.










Посередине конверта диска, куда вошла песня "Июльское утро", была вклеена фольга, и покупатель мог лицезреть свое лицо, после чего читал название альбома —"Look At Yourself" — "Вглядись в самого себя".