Журнал для интеллектуальной элиты общества  
 
 

Архив статей

 2007 / №01

11.01.2007 Хиты 1970-х: "динозавры" хард-рока <часть 2>
/С. Курий/ "Время Z" №1/2007

<<< вернуться к части 1


1971 — LED ZEPPELIN — "Stairway to Heaven" ("Лестница в небо")

"There's a lady who's sure all that glitters is gold
And she's buying a stairway to heaven.
When she gets there she knows, if the stores are all closed
With a word she can get what she came for.
Ooh, ooh, and she's buying a stairway to heaven…".

 В троице основателей хард-рока LED ZEPPELIN бесспорно занимают первое место. Их переломный в истории этого стиля альбом "led Zepellin–II" вышел в 1969 году, за год до не менее эпохальных альбомов DEEP PURPLE и BLACK SABBATH. С включенной на полную мощность песней "Whole Lotta Love" американские солдаты шли в атаку во время войны во Вьетнаме. Мощнейшая по тяжести ритм-секция, гитарные пассажи Джимми Пейджа и неистовый фальцет Роберта Планта9 сделали "цеппелинов" одной из самых востребованных групп мировой поп-сцены. Предельная эмоциональность исполнения облагораживала даже далеко не глубокие тексты.10 В музыкальном же плане LED ZEPPELIN была, наверное, одной из самых интересных групп тяжелого рока — группой, не вписывающейся в узкие рамки ярлыков. Она была настолько же хард-роковой, насколько и джаз-роковой, фолк-роковой, блюз-роковой… Не помню, кто привел классное сравнение двух корифеев харда: "Когда слушаешь DEEP PURPLE, то кажется, что идешь по прочному прямому коридору. Когда же слушаешь LED ZEPPELIN — ты будто бы петляешь в лабиринте".

 Джимми Пейдж когда-то жутко обиделся на то, что какие-то критики стали называть группу "металлической": "Ублюдочное название не для нас. Не могу связать себя с "металлом", так как большинство людей считает, что такая музыка разрушительна, а мы никогда не занимались разрушением. Наша музыка полна динамики, света и тени, драматизма и поэзии. Вот на что следует опираться".
 Далее гитарист пускал "шпильку" в сторону арт-рока: "Чувствую, что некоторые так называемые прогрессивные группы зашли слишком далеко в своем персонифицированном интеллектуализме по отношению к бит-музыке. Наша музыка эмоциональна по своей окраске, так же, как и все рок-звезды прошлых лет… Мы не собираемся делать каких-либо политических или моральных заявлений. Просто наша музыка — это мы".


 Как вы уже догадались, автор статьи неравнодушен к этой группе, поэтому несколько отвлекся от заданной темы. Вернемся к песням.
 Несмотря на то, что появление "Whole Lotta Love" стало ключевым моментом в истории стиля хард-рок, и казалось бы именно ей суждено остаться главной песней группы, основной свой хит LED ZEPPELIN явили миру спустя два года, находясь уже в ранге суперзвезд.
 Итак, весной 1971 года музыканты сняли для репетиций пустующий склад в английском поместье Хедли Грандж. Семь песен для будущего (четвертого по счету альбома) уже были практически готовы. Но Джими Пейдж чувствовал: не хватает ключевой, центральной песни.

 Идея о записи большого многослойного музыкального полотна зародилась у Пейджа давно. Еще в ноябре 1970 г. он заявлял в интервью: "Это идея действительно длинного произведения. Вы знаете, насколько "Dazed and Confused" и песни такого типа разбиты на секции. Мы хотим попытаться создать нечто новое, с органом и постепенным нарастанием звучания акустической гитары, а затем — включением партии электрогитары … Композиция будет длиться 15 минут".


 Запасливый гитарист всегда возил с собой пленки разных музыкальных заготовок. И вот, когда новая тема стала вырисовываться, за работу взялся "текстоплет" Роберт Плант. И тут случилось чудо, хорошо знакомое всем настоящим поэтам. Планта окатила волна вдохновения, текст стал рождаться будто бы ниоткуда.

 "Я просто сидел рядом с Пейджи в Хэдли Грандж напротив огня. Пейджи записывал аккорды и наигрывал их мне. Я держал в руках бумагу и карандаш… и почему-то у меня было отвратительное настроение. Вдруг, моя рука сама стала писать слова. "Жила-была леди, и она была уверена, что все, что блестит — золото, и она покупает лестницу на небеса". Я посмотрел на слова и подскочил на месте от радости".
(Р. Плант)

 "Три четверти слов он написал сходу. Он думал, никуда не уходя. Поразительно, ведь правда!?"
(Д. Пейдж)


 Будущий хит назывался "Stairway to Heaven" — "Лестница в Небо". Название не имеет ничего общего с библейским сном Иакова, где он увидел лестницу, по которой ангелы ходили с неба на землю и обратно (см. Быт. 25, 27–34). Напротив, песня была полна языческих фольклорных образов. Это и Майская королева, и зовущий в путь человек с дудочкой, и внезапно понятные голоса птиц, ручьев и деревьев. Во всем звучал призыв к духовному совершенствованию, обретению внутреннего зрения, возвращению к природе. Как утверждал сам Плант, образы родились после прочтения книги Л. Спенсера "Искусство магии в кельтской Британии".11

 Стоит сказать, что Пейдж и Плант в то время были чрезвычайно увлечены языческой мистикой. Дошло до того, что Пейдж даже выкупил дом известного сатаниста Алистера Кроули. Лишь после того, как Плант попал вместе с женой в аварию, музыканты охладели к мистическим играм. Но и после этого отдельные идиоты продолжали крутить диски LED ZEPPELIN в обратную сторону и утверждали, что таким способом можно услышать в "Stairway to Heaven" призывы поклоняться дьяволу…
 Какими бы глупостями не увлекались участники группы, стоит сказать, что никакой дьявольщины их тексты не содержат. А "Лестница в небеса" до сих пор считается самым большим поэтическим достижением Планта.

 Итак, план композиции был готов, пора было переходить к ее студийному воплощению. А оно, надо сказать, было не из легких. Песня состояла из трех частей: балладное гитарное вступление, струнный квартет в средней части и грохочущая экстатическая концовка в лучших традициях хард-рока. Для исполнения "Лестницы…" на концертах Пейджу даже пришлось заказать гитару с двумя грифами (на 6 и 12 струн).

 "Я бренчал на акустической гитаре. Придумал несколько секций, которые потом слепил в одно целое. Мне хотелось сделать такую песню с барабанами в средней части с переходом в широкое крещендо. Кроме того, я знал, что будет быстрая часть, которая как бы противопоставлялась музыкальной. …это была еще одна фишка Zeppelin. Пусть вещь начинается в каком-то темпе, не беспокойся, она сама найдет свой собственный темп. …Вот так мы и добились этого великолепного оргазма в конце…
 Таким образом, у меня в голове сложилась определенная структура. Я поделился своими соображениями с Джоном Пол Джонсом. Он кое-что добавил от себя. На следующий день приехал Джон Бонэм - и мы начали репетировать. Помню, что поначалу никто не мог ничего запомнить. …Для записи в студии я придумал три варианта соло. Они немного отличались друг от друга, но на пластинке звучит лучший. Отвечаю!
 …Я считаю, что в "Stairway…" выкристаллизовалась суть группы. В ней было все, она показывает группу с самой лучшей стороны… как группу, как единое целое. Не говоря уже о соло и обо всем остальном, в ней было все. Мы специально позаботились о том, чтобы она никогда не вышла синглом. Для нас это веха. Каждый музыкант хочет сотворить то, что останется надолго, и мы, по-моему, добились этого со "Stairway…".
 (Д. Пейдж)


 В итоге в 8-минутной композиции LED ZEPPELIN удалось соединить полярные вещи: нежность и лирику с яростью и экстазом, акустику с электричеством, фолк и хард. Четвертый альбом обрел завершение и был готов к выходу, если бы не одно "но". Выпускающую фирму "Atlantic" шокировала идея музыкантов выпустить альбом… без единой сопроводительной надписи.

 "Мы решили, что 4-й альбом не будет содержать названия группы и вообще на внешнем конверте не будет никакой информации. Имена, названия и прочие детали ровно ничего не значат… Играет роль только наша музыка. Мы просто хотели положиться на музыку в чистом виде".
(Д. Пейдж)


 Безумная (с коммерческой точки зрения, конечно) идея не понравилась бы никакой компании. Но "Цеппелины" были богаты и востребованы, поэтому могли диктовать условия. Менеджер группы Питер Грант (которого поныне считают эталоном среди рок-менеджеров) был всецело на стороне своих подопечных. После отчаянного сопротивления фирма сдалась, и альбом, названный впоследствии "led Zeppelin–IV", вышел, как и было задумано, — со стариком на обложке и вкладышем, содержащим картинку из карт "Таро" и текст "Лестницы в Небо".

 "До этого мы никогда не писали тексты на обложках альбомов. Я хочу сказать, мы понимали, что "Stairway…" — необычная песня. Можно возразить, что "When The Levee Breaks" тоже была вехой. Конечно, была. Но Stairway… — это нечто очень искусное. И фантастический текст". 
(Д. Пейдж)


 Публика группу узнала и оценила новый хит по достоинству. Альбом не покидал британский хит-парад 62 недели И если раньше концерт LED ZEPPELIN завершался ударной "Whole Lotta Love", то теперь она стала лишь прелюдией к финальной "Лестнице".

 "Мы играли в Дублине на двадцатитысячном стадионе. В нашу программу уже входили композиции с нового альбома - "Rock'N'Roll", "Black Dog", "Going To California" и "Stairway To Heaven". Последнюю мы решили припасти на окончание концерта. Мы с Джонсом достаточно много репетировали вступление и добились хорошей сыгранности. Так вот, я вступил, Джонси подхватил и вдруг явственно сбился. Я удивился — с ним такого не было никогда. Каково же было мое удивление, когда Роберт забыл вступить и пропустил первую строчку. Черт, да что такое творится? Я взглянул (гневно!) в сторону Планта и увидел, как он опустил микрофон и смотрит в зал. За моей спиной был Бонэм и краем глаза я увидел, что он привстал за барабанами и тоже напряженно вглядывается вперед. Тут и я обратил свой взор на публику… Потрясающе! Почти весь зал светился самодельными огоньками — зажигалками, газетами, спичками… Я был ошеломлен — такого торжества звука я в своей жизни еще не встречал. Именно в этот момент я осознал, что LED ZEPPELIN создали хит, который обеспечил нам всем Вечность!"
(Д. Пейдж)


 К моменту распада группы песня о Леди и лестнице исполнялась на концертах около 350 раз, и до такой степени осточертела Планту, что тот заявил, что петь ее больше никогда не будет. Даже когда остатки LED ZEPPELIN собрались в 1988 г., чтобы дать единственный концерт на юбилее фирмы "Atlantic",12 вокалист заартачился.

 "Мы репетировали "Stairway…", и все было замечательно. А потом, прямо перед концертом, он позвонил мне вечером и сказал: "Я не буду ее петь". Я спросил его: "Ты о чем? Ты что, не будешь петь "Stairway…"? Но это именно та вещь, которую люди хотят услышать!". Он сказал: "Я не хочу ее петь. Понимаешь, я написал ее, когда был молод, а сейчас я ощущаю все совершенно иначе. Я уже не соотношу себя с этим текстом". ...В конце концов, он сказал: "Ну, ладно, я спою ее. Но больше никогда ее петь не буду!". И я подумал: "Боже, к чему весь этот шум? …Если Пол Маккартни не считает зазорным в миллионный раз спеть "Yesterday", почему я должен вставать в позу и делать вид, что "Stairway To Heaven" мне надоела? Вовсе нет, я по-прежнему обожаю эту старую зануду".
(Д. Пейдж)


 "…наступает неловкая пауза, Джимми тяжело кряхтит, и я уже понимаю, что произойдет. Я выхожу из студии, и едва за мной закрывается дверь, в спину вонзается этот чертов перебор гитары: ту-ду-ду, мать его! Это отличная песня! В свое время она была очень даже уместной, но петь ее еще десять лет — нет, увольте!"
(Р. Плант)


 Постоянное исполнение "Лестницы в Небо" "достало" не только Планта. Во многих американских магазинах музыкальных инструментов можно увидеть интересную табличку "No Stairway to Heaven"… А все дело в том, что каждый пятый покупатель, опробующий гитару, обязательно начнет наигрывать эти "цепеллиновские" "ту-ду-ду". Кто-то подсчитал, что в среднем мотивчик "Лестницы…" может прозвучать в магазине до 50 раз в день. В 1985 году в Нью-Йоркском магазине первый раз оштрафовали поклонника знаменитого хита, а в Бостоне и Сан-Франциско его братьев по несчастью даже побили: в первом случае покупатели, во втором — сами продавцы.


1972 — DEEP PURPLE — "Smoke on the Water" ("Дым над водой")

"Smoke on the water
A fire in the sky
Smoke on the water…"

 Если на Западе любимым гитарным ходом было "ту-ду-ду" из "Stairway to Heaven", то для советского меломана таковым, безусловно, был "там-там-там, там-там-татам" из песни "Smoke on the Water" производства DEEP PURPLE. В СССР эта группа считалась эталоном хард-рока всех времен и народов, а на роль любимого гитариста, безусловно, претендовал Ричи Блэкмор. Как и в случае с LED ZEPPELIN, к моменту создания "Дыма над водой" казалось, что DEEP PURPLE уже написали все свои знаковые хиты — от мощной "Speed King" до монументальной (и лучшей, по мнению автора статьи) 11-минутной композиции "Child in Time".
 Тексты песен "глубоко-пурпурных" отличались еще большей безыскусностью, нежели песни Планта. Группа пела в основном о реальных вещах: всяческих девчонках, байкерах и вечеринках. Так и текст "Дым над водой, огонь — в небесах…", отнюдь не содержал никакого символизма, а был скрупулезным документальным описанием событий, случившихся с группой в Швейцарии в конце 1971 года…
 В курортный городок Монтре DEEP PURPLE привело желание записать новую пластинку. На берегу Женевского озера располагался особняк, где на втором этаже была превосходная студия звукозаписи. К несчастью, на первом этаже было казино. И когда 3 декабря там выступала группа Фрэнка Заппы, один ретивый поклонник стрельнул вверх из ракетницы. Потолок в здании был бамбуковый, и вскоре оно запылало как спичечный коробок. К счастью, никто из людей не пострадал, но казино вместе со студией сгорело дотла.13
 Пожар музыканты DEEP PURPLE с ужасом созерцали из окна своего номера в "Гранд-отеле". Огонь озарял небо, а дым стелился над Женевским озером. По легенде, вокалист Ян Гиллан услышал, как басист Роджер Гловер бормотал в сонном бреду: "дым над водой… дым над водой…". Утром Гиллан сел и начал фиксировать на салфетке все вышеперечисленные события в поэтической форме. Не забыл он упомянуть даже отличившихся на пожаре Фрэнка Заппу и устроителя концерта Клода Нобса, которые смогли организованно вывести всех людей. Всё, что было с группой дальше, вы можете узнать из третьего куплета песни.14 А мы поясним "темные" места.
 Понятно, что с гибелью здания, ситуация с новым альбомом зависла в воздухе. Студию DEEP PURPLE удалось одолжить у группы ROLLING STONES. Но она была передвижной, и поэтому вопрос, где найти помещение для записи громких хардовых рифов оставался открытым. Наконец, решили далеко не ходить и сняли для записи… "Гранд-отель". Благо, была зима и гостиница пустовала. Но помещение совершенно не отапливалось и отличалось кошмарной акустикой. Обложившись матрасами и включив калориферы, группа героически приступила к работе. В результате на свет родился альбом "Machine Head", содержащий в числе прочего и историю своего появления в виде песни "Smoke on the Water". Знаменитый риф этой песни Ричи Блэкмор записал еще до приезда в Швейцарию.
 Когда в 1972 году альбом вышел (1-е место в Англии, 7-е — в США), музыканты предполагали, что хитами станут песни "Maybe I'm a Leo" и "Never Before". Но слушатели полюбили "там-там-там, там-там-татам"…

 "Простота — вот залог успеха этой песни. Люди до сих пор играют ее в гитарных магазинах. А сочинять я начал, услышав такие вещи, как "I Can`t Explain" и "My Generation". Они построены на очень простых риффах. Я тогда подумал: "Хорошо, если у Пита Таушенда выходят песни, то чем я хуже?".
(Р. Блэкмор)


 Спустя два года в группе начнутся бесконечные смены составов. Блэкмор и Гиллан будут то уходить, то приходить, но знаменитая песня навсегда останется символом DEEP PURPLE. В 1989 г. она стала центровой песней пластинки "Rock Aid Armenia", сбор от которой пошел в фонд пострадавших во время страшного землетрясения в Армении в 1988 году. Тогда в записи "Дыма над водой", кроме группы DEEP PURPLE, приняло участие много знаменитых исполнителей: Брайан Адамс, Кейт Эмерсон (ELP), Томми Йомми (BLACK SABBATH), Брайан Мэй и Роджер Гловер (QUEEN), Брюс Дикинсон (IRON MAIDEN), Дэвид Гилмор (PINK FLOYD) и другие.


1975 — QUEEN — "Bohemian Rhapsody" ("Богемская рапсодия")

"Scaramouch, scaramouch will you do the Fandango —
Thunderbolt and lightning — very very frightening me —
Gallileo, Gallileo,
Gallileo, Gallileo,
Gallileo figaro — Magnifico…"

 Бывают стили музыкальные, а бывают — индивидуальные. Поэтому, несмотря на все жанровые эксперименты группы QUEEN, их манеру исполнения не спутаешь ни с чьей другой. А манеру эту можно окрестить как своеобразное "рок-барокко" — претенциозное, эклектичное и роскошное, как хвост павлина. Всё это могло бы стать коммерческой дурновкусицей, если бы не одно "маленькое" качество — талант…

 "Много лет назад я придумал название QUEEN. Это только название. Но это действительно по-королевски и звучит великолепно. Я люблю, когда меня окружают великолепные вещи".
(Ф. Меркьюри)


 Но на первых порах группу, как и многих молодых исполнителей, критика постоянно с кем-то сравнивала, и даже называла "жалкой пародией на LED ZEPPELIN". Действительно, в ранних альбомах QUEEN часто звучит экспрессивный хард-рок. Но уже тогда группу отличало стремление к изящной мелодичности, театральности и старым традиционным жанрам.
 Нападки критики поутихли лишь в 1975 году, после того, как QUEEN записали блестящий альбом "A Night At The Opera" ("Ночь в Опере"). Такое название было у альбома не случайно. Характерная для группы полифония стилей и направлений здесь достигла апогея. Хард-рок стал лишь одной из красок в разноцветной ткани альбома, где можно найти почти всё — балладу, кантри, водевиль, оперу… Именно изящной пародии на оперу под названием "Bohemian Rapsody" было суждено стать главным хитом альбома.
 Так уж сложилось, что название песни переводят, как "Богемская Рапсодия", хотя точнее бы было перевести "Богемная". Богема в данном случае имеется в виду не творческая, а изначальная — то есть, цыганская.15 Недаром в песне кипят страсти — не слишком вразумительные, но понятно, что "кто-то кого-то убил". Убийца жалуется маме, что он пропащий человек, и просит о пощаде. Не пушкинские "Цыгане", конечно, но довольно неплохо на фоне большинства рок-групп. Для поэзии вокалиста и клавишника группы Фредди Меркьюри вообще характерна неравномерность — рядом с явно проходными соседствуют и довольно хорошие тексты. "Мне кажется, мои мелодии лучше, чем стихи", говорил Фредди
 Насчет мелодий никто и не спорит. И хотя музыку в группе писали все четверо участников (и у всех есть свои хиты), авторство "Рапсодии" безусловно принадлежит Меркьюри. Представляя песню, он проиграл продюсеру Рою Томасу Бейкеру фортепианное вступление "про маму", остановился и произнес: "А далее, дорогуша, будет оперный кусок".

 "Помню, однажды Фредди пришел в студию с кипой нотных каракулей. Это не была стандартная нотная запись. Скорее, то, как он себе ее представлял. Фредди сказал, что хочет показать новую вещь. Нам же оставалось воспроизвести его задумку. Он ходил по комнате, приговаривая что-то вроде "Бум, бум, бум, бум. Здесь играем то-то и то-то". Это было детище Фредди. Музыка звучала у него в голове. Мы лишь помогали ей реализоваться. В те дни мы старались обходить "рогатки" технологий. Очень, помню, гордились тем, что "Bohemian Rapsody" записывалась на 16 дорожек".
(Б. Мэй)

 "...Рапсодия" родилась не сразу, мне пришлось кое что раскопать, хотя в целом это остроумная шутка и пародия на оперу. Почему бы и нет? Я ведь никогда не утверждал, что являюсь фанатиком оперы и разбираюсь в этом искусстве".
(Ф. Меркьюри)


 Обладая красивым голосом с широким диапазоном, Меркьюри мог себе это позволить. Тем не менее, работа над наложением голосов в этой композиции длилась три недели. Знаменитое многоголосие QUEEN здесь достигло максимального размаха. "Богемская Рапсодия" содержит 180 (!) вокальных партий.

 "Ее было невозможно записать в один день. Сначала мы проработали над первой частью и роковой частью, а для серединной части немного пошумели на барабанах, после чего пошел монтаж. Мы расширяли центральную часть в зависимости от новых вокальных вставок потому, что у Фредди то и дело возникали необычные идеи. Как-то он пришел и говорит: "У меня кое-что новенькое для вокала: давай воткнем сюда немного Галилеев…" Базовую запись мы сделали за два дня. Оперная секция заняла у нас семь дней, по десять-двенадцать часов в сутки беспрерывного пения и бесконечного хохота, потому что было очень забавно все это записывать, и мы смеялись до колик в животе, работая в студии. Потом пошли гитарные накладки и дополнительные два дня на их микширование. Я бы сказал, что только одна эта композиция заняла у нас три недели, ведь фактически она соединяет в себе три песни".
(Р. Т. Бейкер)


 Какую песню издавать на сингле и раскручивать на радио у группы сомнений не было. Зато были сомнения у боссов из фирмы грамзаписи EMI. Слыханное ли дело, пускать в эфир композицию длиной 6 минут! Три, ну… четыре минуты — это норма, больше — неформат. Попытки EMI уговорить группу пустить в эфир другую песню или сократить эту натолкнулись на ожесточенный отпор.

 "Мы совершенно уверены, что "Богемская Рапсодия" может стать хитом именно в таком виде. Мы готовы на компромиссы во многом, но не позволим кромсать песню. Мы всегда были заодно. Мы придирчивы и очень требовательны. Если песня не может быть сделана совершенной, то лучше мы не будем делать ее совсем. Мы — самая привередливая группа в мире, мы вкладываем так много чувства в каждый альбом. Мы — очень дорогая группа. Мы ломаем много традиций. Это неслыханно — совместить оперу с рок-темой, дорогуша!!"
(Ф. Меркьюри)


 Дело решил приятель "квинов" — диск-жокей "Радио-1" Кенн Эверетт. Он пошел на риск и таки запустил "Рапсодию" в эфир. После 14-разовой прокрутки на радио посыпались звонки с просьбами: "Еще!". Это убедило EMI, сингл был издан и вскоре зазвучал на BBC.

 "Я с самого начала знал, что это хит. И абсолютно не имело значения, сколько в нем минут".
(К. Эверетт)


 Но на этом "ломка" традиций группой QUEEN не закончилась. Случилось так, что группа не успела записаться для британского "Муз-ТВ" тех времен - шоу "Top of the Pops". В то время группы приезжали на телестудию, записывали свое выступление, а его потом крутили по ТВ. Поняв, что видеораскрутка под угрозой, "квины" попросили режиссера Брюса Говерса снять на "Рапсодию"… нет, не клип (тогда такого понятия не было), скорее, музыкальный фильм, который и поставили в эфир. Данная практика оказалась весьма удобной, ты спишь — клип идет. Постепенно (с развитием музыкальных телеканалов) для поп-групп съемка видеоклипа на предполагаемый хит стала не роскошью, а жизненной необходимостью.
 Сингл с "Рапсодией" вышел в декабре 1975 года и тотчас возглавил британский хит-парад на целых девять недель. А в апреле следующего года он попадает и в "топ" США (9-е место).
 После этого, уже в ранге "супергруппы", QUEEN напишут еще немало прекрасных песен и коммерчески успешных хитов, но более творчески оригинального альбома, чем "A Night At The Opera", по моему мнению и мнению многих других, так и не создадут.
 Приемом же внедрения в песню стилистически инородного отрывка группа будет пользоваться еще не раз. Ярким примером этого может быть хотя бы прекрасная песня "Innuendo", где используются мотивы фламенко. Кстати, одноименному альбому суждено было стать последним, который умирающий от СПИДа Меркьюри смог подержать в руках… 24 ноября 2006 года исполнилось ровно пять лет со дня его смерти.


Сергей Курий


ПРИЛОЖЕНИЕ к СТАТЬЕ: Переводы песен >>>

 




Статьи рубрики "РОЖДЕНИЕ ХИТА":



Официоз и самодеятельность (рок-хиты эпохи застоя), часть 1:
МАШИНА ВРЕМЕНИ, ВОСКРЕСЕНЬЕ, КРУИЗ, ДИНАМИК, ПИКНИК,  >>>

Официоз и самодеятельность (рок-хиты эпохи застоя), часть 2:
ЗООПАРК, Ю. Лоза & ПРИМУС, АЛЬФА, ЗЕМЛЯНЕ, БРАВО >>>

Герои перестройки (рок-хиты второй половины 1980-х):
АКВАРИУМ, АЛИСА, КИНО, НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС, ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА >>>

Стёб и тоска (постсоветские рок-хиты 1990-х), часть 1:
ДДТ, НОГУ СВЕЛО, АГАТА КРИСТИ >>>

Стёб и тоска (постсоветские рок-хиты 1990-х), часть 2:
АУКЦЫОН, МУМИЙ ТРОЛЛЬ, СПЛИН, ЗЕМФИРА >>>

Хиты 1950-х: "детство" рок-н-ролла, часть 1:
Bill Haley, Little Richard, Carl Perkins >>>

Хиты 1950-х: "детство" рок-н-ролла, часть 2:
Elvis Presley, Chuck Berry, Ritchie Valens >>>

Хиты 1970-х: панк, реггей и рок-н-ролл, часть 1:
SHOKING BLUE, PINK FLOYD, Bob Marley >>>

Хиты 1970-х: панк, реггей и рок-н-ролл, часть 2:
SMOKIE, EAGLES, SEX PISTOLS >>>

Новогодние хиты
("Елочка", "Jingle Bells" и "Happy New Year") >>>

Украинские хиты второй половины ХХ века, часть 1:
"Пісня про рушник", "Києве мій", "Черемшина", "Червона рута" >>>

Украинские хиты второй половины ХХ века, часть 2:
"Червона рута", "Весна", "Наркомани на городi" >>>

 

 

   

« назад «





Комментарии к статье


LED ZEPPELIN была группой в самом полном смысле этого слова — друзьями, соратниками, со-творцами. После гибели ударника Джона Бонэма остальные музыканты заявили: "После потери нашего друга… мы решили, что не можем продолжить существовать как группа". После распада ни один из бывших "цеппелинов" не смог создать ни одного альбома, хоть как-то сравнимого с уровнем LED ZEPPELIN.





9 — Американский критик Билл Хилтон (явно не видевший группу в лицо) так написал о LED ZEPPELIN: "Отличная ритм-секция и лучший в хард-роке женский (! —С.К.) вокал".

10 — Автор текстов — Роберт Плант — вполне это осознавал. Он говорил: "Я периодически набрасываю какие-нибудь словеса, но что касается полноценных текстов - нет. Иногда мы уже заканчиваем запись инструментала, и кто-нибудь говорит: "Черт возьми, текстов-то нет". Иногда все получается спонтанно, как "Black Dog". Моментально появляются слова типа "I've got to roll, can't stand still" и что-нибудь вроде "watching the ladies honey drip". Не уверен, что слова о том, как кто-то смотрит, как капает девичий мед, означают талант к сочинительству".




"Техника ничего не значит. Я полагаюсь на эмоции".
(Д. Пейдж)








"Дорогая, ты слышишь, как шумит ветер?
Неужели ты не понимаешь,
Что твоя лестница опирается на шёпот ветра?…"




11 — Лидер группы JETHRO TULL часто намекал, что фольклорные мотивы "Лестницы в небеса" были навеяны Пейджу творчеством именно его группы (в прошлый раз оба коллектива писались в одной студии, да и вообще были в замечательных отношениях).





В 1971-м году появилась необходимость в инструменте для "живых" исполнений "Stairway To Heaven", где, как известно, есть партии 12- и 6-струнной гитар. Менять на сцене одну на другую было как-то не совсем удобно, поэтому Пейдж и обратился к "Gibson" с просьбой сделать для него модель "ES 1275", которую впервые увидел у чикагской блюзовой знаменитости Эрла Хукера. Ее сняли с производства по причине нерентабельности. Спецзаказ за номером 911117 был выполнен в рекордно короткие сроки, и вскоре "двуствольный" инструмент снова поставили на конвейер.





"Как-то в комиссионке Роберт приобрел гравюру, которая и украсила собой обложку альбома. Старик, несущий хворост — означает гармонию с природой. Он берет необходимое у природы, а потом — все отдает матери-земле. Это естественный круговорот… Его старое жилище постепенно разрушается и старик показан на фоне трущоб.  …Отшельник несет свет правды и прозрение молодому человеку. Если вам знакомы таротные карты, то вы знаете, что такое "Отшельник" Отшельник — символ уверенности в себе и мудрости…".
(Д. Пейдж)












12 — За барабанами на этом эксклюзивном мероприятии сидел сын погибшего ударника "Цеппелинов".












ВНИМАНИЕ! Никогда не наигрывайте эту мелодию в американских магазинах музыкальных инструментов!








DEEP PURPLE в своем "золотом" составе 1970-73 годов.



"Дым над водой, огонь в небесах" (на фото - тот самый дым и та самая вода).




13 — Погибла и вся аппаратура Фрэнка Заппы на сумму 50 тысяч долларов.


Ритчи Блэкмор — один из лучших рок-гитаристов.


14 — Переводы всех хитов, о которых рассказывается здесь, смотри в приложении к статье.



Запись альбома "Machine Head" дался музыкантам DEEP PURPLE нелегко…



В записи "Дыма над водой" на пластинке "Rock Aid Armenia" приняли участие много разных музыкантов.





Группа QUEEN — молодая и лохматая.




"Мы играем романтическую музыку в старом понимании этого слова, музыку, которая разрывает душу и вызывает сильные эмоции".
(Б. Мэй)






15 — Происхождение французского слова  "boheme" — "цыганщина", вероятно, связано с фактом прибытия во Францию в XV в. цыган из Богемии (Чехии). Дальнейшей трансформацией слово обязано произведению А. Мюрже "Сцены из жизни богемы", в котором изображается быт студентов Латинского квартала в Париже (беззаботная жизнь студентов уподобляется жизни кочующих цыган). Кстати, на сюжет этого произведения композитором Дж. Пуччини написана опера "Богема" (1896 г.).






Для обложки диска "A Night At The Opera" Меркьюри (дизайнер по образованию) нарисовал эмблему группы, где изобразил зодиаканальные символы всех членов группы: львы — ударник Роджер Тейлор и басист Джон Дикон, рак (краб) — гитарист Брайан Мэй и две феи с крылышками, которые символизировали знак Девы, под которым родился Фредди Меркьюри.







Обложка сингла "Богемская Рапсодия".

 

 

 


Кадр из клипа "Богемская Рапсодия".

 

 

 


Имидж — ничего. "Богемская рапсодия" — FOREVER!