Журнал для интеллектуальной элиты общества  
 
 

Архив статей

 2008 / №01

05.02.2011 Мориц Корнелис Эшер: Картинная галерея
"Время Z" №1/2008

Мориц Корнелис Эшер:
Картинная галерея

<<< Вернуться к статье про Морица Эшера

"Бельведер"



СПРАВКА:
Бельведер (в переводе с итал. "прекрасный вид") — постройка, сооруженная исключительно для того, чтобы из нее любоваться красотой вида, или башенку, возведенную с той же целью над крышей дома или дворца.

"Слева, на переднем плане, лежит лист бумаги с чертежом куба. Места пересечения граней отмечены двумя кружками. Какая грань впереди, какая позади? В трехмерном мире невозможно увидеть переднюю и заднюю стороны одновременно, поэтому их не возможно изобразить. Однако есть возможность нарисовать предмет, передающий иную реальность, если смотреть на него сверху и снизу. Сидящий на скамейке юноша держит в руках именно такое абсурдное подобие куба. Он задумчиво разглядывает этот непостижимый предмет, оставаясь безразличным к тому, что бельведер за его спиной выстроен в том же невероятном, абсурдном стиле. На полу нижней площадки, то есть внутри, стоит лестница, по которой взбираются двое. Однако, достигнув верхней площадки, они снова окажутся снаружи, под открытым небом, и снова им придется входить внутрь бельведера. Удивительно ли что никому из присутствующих нет дела до заключенного, который просовывает голову между прутьями тюремной решетки и оплакивает свою судьбу?"
(М.К.Эшер)

"Метаморфозы"




"Звёзды"



Именно с этой гравюры началось моё знакомство с творчеством Эшера.
Здесь художник разрабатывает излюбленную тему правильных многоугольников. Изображенные звездчатые фигуры получены в результате объединения тетраэдров, кубов и октаэдров. Попавшие в геометрические клетку, хамелеоны придают гравюре эффект неожиданности..


 

"Двойной астероид"

"Два правильных тетраэдра, пронизывающих друг друга, плывут в пространстве, как астероид. Темный тетраэдр населен людьми, преобразовавшими его в город с домами, мостами и дорогами. Светлый тетраэдр остался в своем естественном состоянии, с поросшими растительностью скалами и доисто-рическими животными. Итак, два небесных тела составляют единое целое, но они не имеют понятия друг о друге"
(М.К.Эшер)



"Относительность"

"Три силы тяжести направлены перпендикулярно одна другой. Три земные поверхности прорезают друг друга под прямым углом, и каждая населена человеческими существами. Обитатели двух разных миров не могут ходить, сидеть или стоять на одном и том же полу, поскольку у них разные представления о горизонтали и вертикали. Однако они могут пользоваться одной и той же лестницей. Мы видим как наверху два человека идут рядом по лестничным ступенькам будто бы в одном направлении, — тем не менее один движется вверх, а другой — вниз. Контакт между ними невозможен, так как они живут в разных мирах и не подозревают о существовании друг друга".
(М.К.Эшер)



"Рептилии"

"На раскрытой странице альбома — мозаика из зооморфных форм. Одной из рептилий надоело лежать рядом с неподвижными сотоварищами, поэтому она спускает переднюю ногу с края книги и вступает в реальную жизнь. Вползает на толстый переплет книжки по зоологии и проделывает трудный путь наверх. Коротко чихнув, усталое, но довольное, она переползает через пепельницу, спускается на прежнее место, становясь вновь элементом мозаики".
(М.К.Эшер)



"Поднимаясь и спускаясь"

"Бесконечные лестницы, представляющие главный мотив этой картины, навеяны статьей Л.С. и Р. Пенроузов, напечатанной в "Британском журнале психологии" в феврале 1958 года. Прямоугольник внутреннего двора замкнут стенами здания, у которого вместо крыши —бесконечная лестница. Скорее всего, в этом доме живут монахи, приверженцы некой религиозной секты. Возможно, ежедневный ритуал предписывает им подниматься по ступеням несколько часов подряд. Кажется, если они устанут, им разрешается повернуть в обратную сторону и спускаться, вместо того. чтоб подниматься. Однако оба направления, хотя и выразительны, но одинаково бесполезны. Двое непокорных индивидов в этот момент отказываются участвовать в ритуале. Им это совершенно не нужно, но нет сомнения, что раньше или позже их заставят раскаяться в своем нонкомформизме".
(М.К.Эшер)

СПРАВКА:
Кстати, для бессмысленной работы в голландском языке есть выражение "монашеский труд" (как у нас "Сизифов").




"Водопад"

"Конструкция составлена из перекладин, положенных одна на другую под прямым углом. Следя глазами за всеми ее элементами поочередно, мы не заметили ни малейшего несоответствия между ними. Однако перед нами - совершенно невозможное целое, поскольку в интерпретации расстояния между объектом и наблюдателем возникают неожиданные изменения. Эта немыслимая конструкция трижды "вмонтирована" в картину. Падающая вода приводит в движение мельничное колесо и течет по наклонному зигзагообразному желобу между двумя башнями, возвращаясь к точке, где водопад начинается снова. Мельнику достаточно время от времени плеснуть туда ведерко воды, чтобы компенсировать испарение. Кажется, что обе башни одинаковой высоты; тем не менее, та, что справа, оказывается этажом ниже, чем башня слева".
(М.К.Эшер)



"Картинная галерея"

"Вариант темы литографии "Балкон": увеличение в центральной части то есть растяжение пространства, изгибающегося по часовой стрелке вокруг незаполненного центра. Вход справа внизу ведет нас на выставку — в галерею с экспозицией гравюр на стенах и в застекленных витринах. Мы минуем посетителя, заложившего руки за спину, а за тем — юношу (слева внизу), который по крайней мере в четыре раза крупнее того, первого. Даже голова у него увеличена в объеме по сравнению с его правой рукой. На стене перед ним — последний лист графической серии, и он пристально разглядывает пароход, лодки, воду канала и дома на заднем плане. Затем его взгляд переходит слева направо, к многоярусному жилому массиву. Открытое окно, из которого выглядывает женщина, выходит прямо на покатую крышу выставочной галерее, и это возвращает нас к месту, откуда началось путешествие. Юноша воспринимает все это как двухмерные детали рассматриваемой литографии. Если же глаза захватят еще больше пространства, ему покажется, что он вошел в мир графического листа".
(М.К.Эшер)

 Эта одна из самых невероятных картин Эшера долгое время не давала ученым покоя своим белым пятном в центре. Считается, что картина должна продолжаться дальше внутрь по спирали, но художник не смог решить эту задачу. Ну что же? Ее решили за него. Доктору Хендрику Ленстра удалось продолжить галерею внутрь, где она снова повторяет саму себя. У вас есть возможность это увидеть (!). Для этого нужно зайти на сайт http://escherdroste.math.leidenuniv.nl в раздел Animation и скачать  два небольших анимационных ролика (которые во время просмотра обязательно надо зациклить). Легкий сдвиг по фазе обеспечен!


Фрагмент "дорисованной" "Картинной галереи"




4 ВАРИАНТА ОГРАНИЧЕННОЙ БЕСКОНЕЧНОСТИ:

1) "Меньше и меньше"



Ящерицы до бесконечности мельчают по направлению к центру.

2) "Круговой предел"



А здесь рыбы мельчают по направлению к краю круга.

3) "Змеи"



В этой картине уменьшение идет в двух направлениях: и к краям, и к центру.

4) "Водоворот"



Рыбы вырастают из одной бесконечной спирали и исчезают в другой.



"Другой мир - II"

"Интерьер кубического здания. Сквозь проемы сдвоенных арок в пяти видимых нам стенах видны три разных пейзажа. Через верхние арки вы можете смотреть вниз, на землю почти вертикально; в двух средних линия горизонта находится на уровне глаз; сквозь нижнюю пару арок можно любоваться звездами.
Каждая плоскость этого здания, объединяющая надир, горизонт и зенит, исполняет тройную функцию. Например, задний план (в центре) служит стеной относительно горизонта, полом  относительно вида, открывающегося из верхних арок, и потолком мы видим звездное небо."
(М.К.Эшер)


"Лента Мебиуса"



"Замкнутая кольцеобразная полоса на первый взгляд имеет две поверхности: внешнюю и внутреннюю.
Вы видите, как девять красных муравьев один за другим ползут и по той, и по другой. Тем не менее это полоса с односторонней поверхностью".
(М.К.Эшер)


СПРАВКА:
Лента Мебиуса - простейшая односторонняя поверхность, обнаруженная немецкими математиками Августом Фердинандом Мёбиусом и Иоганном Бенедиктом Листингом в 1858 г.
Сделать такую ленту элементарно: вырежьте бумажную полоску, возьмите один ее край, разверните его на 180 градусов и приклейте к другому краю. Проводя карандашом линию по одной стороне ленты, вы обнаружите, что линия обрисовала ленту (и замкнулась) с обеих сторон, хотя вы не разу не переходили ее край.


 

   

« назад «





СМИ о нас

журнал "TravelNews",
№7-8/2003
«ТАКОГО ЖУРНАЛА В УКРАИНЕ НЕТ!»


журнал "Планета Легенд",
№1/2004
из обзора «Что читает и на какие издания подписывается Украина?»