Журнал для интеллектуальной элиты общества  
 
 

Архив статей

 2007 / №01

20.06.2008 Самое настоящее свинство (наступающему Году Свиньи посвящается) <часть 1>
/Р. Мураховский (С. Курий)/ "Время Z" №1/2007

"— Для свиней они ведут себя прилично, — заметил Бут,  когда компания
направилась к стогу. А вот некоторые люди порой держатся по-свински.
 — Хорошо, что они не пригласили нас в дом, — сказал Капитан Штурм. —
Я человек негордый, но общаться со свиньями — это уж слишком!"
(Ф. Баум "Железный Дровосек из Страны Оз")

 "В деревне:
 — Папа, а кто это?
 — Это свинья, сынок.
 — А что она такого плохого сделала?"
(анекдот)

 "Какое сказочное свинство!", возмущенно восклицает король из фильма "Золушка". "Ну и насвинячили!", ворчит уборщица в школе. "Куда ты лезешь со свиным рылом в калашный ряд!", одергивают зарвавшегося человека. "Гусь свинье не товарищ!",  надменно заявляет сноб, конечно, подразумевая, что данная птица не в пример "аристократичнее" курносой хрюшки. Понятно, что попадая в культурное поле, животное неизменно очеловечивается, и его нормальные биологические особенности здесь подвергаются в лучшем случае осмеянию, в худшем — осуждению.
 Но почему же тогда не говорят "Умный, как свинья", "Ласковый, как свинья", даже "Симпатичный, как свинья" — ведь этими достоинствами природа нашу героиню также не обделила?
 Наступающий год Свиньи — хороший повод повнимательнее присмотреться к этому, часто оболганному, животному, которому мы, кстати, многим обязаны.



Портрет дикого предка

"Вот кабан.
Он дик и злобен,
Но зато вполне съедобен.
Есть достоинства свои
Даже у такой свиньи!"
(Б. Заходер)

 Когда меня в детстве спрашивали, в какой год по восточному календарю я родился, я гордо отвечал: "В год Кабана". И хотя на кабана автор этой статьи не был похож ни тогда, ни сейчас, этот вариант был гораздо предпочтительнее. Ведь оскорбить дикого предка свиньи в глаза смельчаков найдется немного, ну разве что у них имеется свора бультерьеров и ружьишко в придачу.
 Второе название кабана — вепрь — достаточно красноречиво, ибо происходит от слова "свирепый". Европейские народы вепря уважали, он был настоящим тотемом воинов - символом бесстрашия, боевой мощи и ярости. Уже гомеровские греки украшали его изображением свои шлемы, а одним из двенадцати подвигов "качка" Геракла была поимка (живьем!) Эриманфского вепря. На чудесном кабане Гуллинбурсти (по-нашему — "золотая щетинка", как мило!) скакал сам скандинавский бог Фрейр. А в небесном рае Вальхалле павшие воины питались вепрем, который после съедения вновь становился как новенький! Профилем кабана украшали свои гербы многие средневековые рыцари, даже свой излюбленный боевой порядок прозвали "кабаньей головой" (это потом древнерусские летописцы "опустили" его до "свиньи"). На Востоке вепрь отличился как третья аватара (воплощение) Вишну. В этом образе индуистский бог убил асура (демона) Хираньякшу, который утопил в океане землю, а саму землю Вараха поднял со дна на своих клыках.
 Вид у кабана действительно внушительный — огромная клинообразная голова, мощное коренастое сжатое с боков туловище, прочная кожа и щетина на холке. Плюс еще относительно стройные ноги — в общем, с домашней свиньей не спутаешь. Внешность кабана ясно говорит, что большую часть своей жизни он "пашет" лесную подстилку и способен продираться сквозь самые непроходимые дебри. Позади туловища нашего героя не забавная крючкообразная загогулина, а полноценный хвост, служащий, как и у кошки, своеобразным индикатором настроения. Если все спокойно — он телепается из стороны в сторону, почудилось что-то не то — хвост замирает, ну, а перед тем, как кабан пустится в бегство — взлетает вверх. Кстати, удирает вепрь достаточно резво, может при этом совершать внушительные прыжки (до 4,5 м — в длину и до 1,5 м — в высоту) и легко переплывает реки.
 Однако иногда наш герой побегу предпочитает бой — обычно на это идут самки, защищающие поросят, или раненые самцы-секачи. В критическом состоянии секач теряет всякое чувство предосторожности, и пока жив будет пытаться убить вас. Убивать он вас будет в основном своими клыками, которые растут всю жизнь и достигают до 10 см в длину.1 Плохо также, если под кожей у вепря окажется калкан — такая защитная оболочка из хрящеобразного сала.2 Когда оружие было похуже, охотники утверждали, что иногда и пули от таких боков отскакивали. Как говорится, "Что нам — кабанам!".
 Есть у нападающего кабана и недостатки. При превосходном обонянии (о нем речь позже) у него никудышнее зрение и короткая неповоротливая шея (поэтому разворачиваться приходится всем телом). Ну и по деревьям кабан, слава Богу, не лазает.

 "Однажды два лесника выследили стадо, подкараулили его на лесной тропинке и оба выстрелили в вожака. Взбешенный зверь бросился на охотников, да так стремительно, что они не успели даже ружья перезарядить. Один охотник умудрился взобраться на сосну, другой же был сбит зверем с ног. Секач резким толчком рыла старался подбросить охотника, чтобы достать клыками, клал на его спину огромную голову и, подгибая передние ноги, силился зацепить клыками. Если бы первый охотник не успел перезарядить ружье и убить разъяренное животное, то его коллега мог быть смертельно ранен. Однако приключения несчастного на этом не закончились. Смертельно раненный зверь упал и придавил собой охотника, сломав ему при этом несколько ребер".  
(информация взята по адресу
http://infex.hut.ru/1/n008.shtml)

 "Пошел мужик на охоту. Увидел дикого кабана. Прицелился из двух стволов сразу — ба-бах, ба-бах!!! Думает: "Попал или не попал?". Дым развеялся. Кабан подходит: — "Ну, ты мужик и попал…".
(анекдот)



Безграничный рацион

"Сыта свинья, а всё жрёт".
"Бог не выдаст — свинья не съест".
(народная мудрость)

 О всеядности свиньи наслышаны все. Но немногие знают, что когда-то на заре эры млекопитающих, существовала интересная группа зверей — кондилатры — эдакая смесь хищника и травоядного с весьма широким рационом. Впоследствии из этой ветви произойдут непримиримые ныне враги — хищники и копытные. И хотя свинья по всем признакам — копытное (а точнее, парнокопытное), она не настолько специализирована, как хорошо известные нам коровы или бараны. Желудок у нее простой, поэтому не способен обрабатывать растительную пищу с таким высоким КПД, как четырехкамерный желудок коровы (там вообще процесс сложный: съел — отрыгнул — пожевал — снова съел). Вот и приходится нежвачным кабанам и свиньям периодически переходить на белковую диету.
 Как уже писалось выше, свиньи и кабаны преимущественно "почвенники". Если бы не прожорливость, то их бы давно использовали вместо плуга.3 А так приходится даже кольцо в нос вдевать… Кабану кольцо не вденешь, вот и ест он, что под пятачок попадется. Поэтому в его прожорливую пасть кроме плодов, ягод и корневищ попадаются черви, лягушки, ящерицы, моллюски, упавшие птенцы и всяческая падаль. Зимой кабаны, подобно лисам, успешно "мышкуют", поедая всяких мелких грызунов. Ну а если отыщут "хатку" ондатры, то сожрут ее вместе с хозяйкой. Зубы у свиней достаточно крепкие, чтобы разгрызть и орехи, и кости…

 Из-за подобной всеядности свиньи попадали даже под уголовный кодекс! Помните, как для нагнетания ужасов в голливудских фильмах (например, "Большой куш" или "Молчание ягнят — 2") часто изображают, как злодеи натравливают на людей стадо голодных свиней?4 Так вот, судебная практика средних веков действительно сталкивалась со случаями, когда беспризорно бродящие свиньи заходили в открытые дома и пожирали беспомощных младенцев. Да-да, свиней-преступниц судили, соблюдая все положенные процедуры — опрос свидетелей, обсуждение, пытки, вынесение приговора и казнь. Вот текст одного из приговоров: "Имея в виду, что по обстоятельствам дела, вытекающим из процесса, возбужденного прокурором, трехмесячным поросенком причинена смерть ребенку по имени Жиль, имевшему от роду полтора года; принимая во внимание данные следствия, произведенного прокурором; осмотрев и выслушав всё, что касается указанного поросенка и обстоятельств дела, — мы присудили его к казни чрез повешение".
 Истории известно как минимум 20 "свиных процессов", проходивших во Франции. Так, в 1386 г. свинью судили за то, что она разорвала ребенку лицо и ногу. Приговоренную "преступницу" одели в человеческое платье, и, следуя принципу "око за око", ей наносили те же раны, пока палач душил ее веревкой. Известен также отчет 1457 г., из которого видно, что на содержание и казнь свиньи тратилось столько же, сколько и на казнь обычного преступника. В документе так и записали "1) на содержание свиньи в заключении — 6 су; 2) на вознаграждение палача, прибывшего из Парижа, — 54 су; 3) за телегу, на которой свинью везли к казни, — 6 су; 4) за веревку, которой ее связали, — 2 су. Итого — 68 су". Серьезность подхода к суду над животными в Средние века подтверждает и процесс 1457 года, когда свинью-убийцу казнили, а ее поросят оправдали, мотивируя это тем, что их "участие в преступлении не могло быть установлено с достоверностью".
 Причин подобного отношения к провинностям тварей бессловесных называют много: и представление о равенстве всех существ перед Божьим судом, и желание призвать их хозяев к ответственности. Так, при осуждении свиньи в 1572 г. судьи объяснили приговор желанием "поощрять людей к бдительному присмотру за животными".

 Также широко известно то, что голодная свинья иногда способна сожрать даже собственный приплод. Например, в Древнем Египте свинья, поедающая своих поросят, стала символом богини неба Нут, дети которой — звезды — исчезают утром, а вечером рождаются снова. Об этой пагубной склонности свиньи свидетельствует и множество крылатых выражений. Например, писатель Джеймс Джойс сказал о неблагодарной родине: "Ирландия, как свинья, пожирает своих детей". Ему практически в том же контексте вторил в своей песне "500" Борис Гребенщиков: "Моя родина, как свинья, жрет своих сыновей".



Свинья и грязь

"Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав,
возвратиться назад от преданной ими святой заповеди. Но с
ними случается по верной пословице: пес возвращается на
свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи".
("Второе послание апостола Петра", 2:21-22)

"Свинья везде грязь найдет".
"Наряди свинью в серьги, а она — в навоз".
"Где прошла свинья, там об угол и почесалась".
(народная мудрость)

"Если сын чернее ночи,
грязь лежит на рожице, -
ясно, это плохо очень
Для ребячьей кожицы...
…Помни это каждый сын.
Знай любой ребенок:
Вырастет из сына свин,
Если сын — свиненок".
(В. Маяковский)

 Приверженность свиней валяться в лужах всегда производила на людей отталкивающее впечатление. Вид валяющихся в грязи алкашей и породил выражение "пьяный, как свинья".5 Однако для самих свиней такое поведение (как и привычка тереться об заборы) — не свидетельство нечистоплотности, а наоборот — исключительно гигиеническая процедура. Дело в том, что на теле этих животных фактически нет потовых желез. И то, что вредно "для ребячьей кожицы", для кожицы свинячей — жизненная необходимость. Таким образом достигается необходимое увлажнение и охлаждение. В местах обитания диких кабанов обязательно есть "купальни" — ямы, заполненные водой. Если же таковых не наблюдается, сойдет любое влажное место, пусть даже грязь. В остальном свиньи - вполне чистоплотные животные. Если размеры вольера позволяют, хрюшка ни за что не ляжет в отходы или отбросы.6 А при наличии чистых мест для купания, о грязи даже и не помыслит. Недаром же чистеньких розовых поросят нередко сравнивают с младенцами в самом что ни на есть положительном смысле.

 Но не дай вам Бог (даже самым ласковым тоном) назвать "поросеночком" ребенка правоверного иудея или мусульманина. Это страшное оскорбление! И в иудаизме, и в исламе свинья — животное нечистое. Мясо свиньи евреи называют трефным (запретным) в противовес кошерному. По строгим иудейским предписаниям кошерное животное должно отрыгивать жвачку и иметь раздвоенное копыто. Свинья, как видите, проигрывает по одной из статей.

 Недаром в притче о блудном сыне глубина его нравственного падения усиливается тем, что ему пришлось в чужих краях наниматься на презренную для еврея работу — пасти свиней. Для Христа свиньи также символ нечистого — возьмем хотя бы его выражение "не мечите жемчуг перед свиньями" или переселение бесов из тела одержимого в стадо свиней, тут же бросившееся с обрыва. Исследователи до сих пор спорят, чье это могло быть стадо. Одни говорят, что скорее всего это стадо иноверцев-язычников. Другие утверждают, что это было стадо, разводимое исключительно для продажи оккупантам-римлянам.


 В 1962 году в Израиле даже был издан закон, запрещающий разведение свиней в местах проживания иудеев и мусульман. Но… бизнес есть бизнес, и некоторые кибуцы (израильские коммуны) трефную животинку таки разводили, на продажу, конечно. При этом были использованы воистину фарисейские хитрости. Например, чтобы свиньи не попирали ногами Святую землю, сооружались специальные деревянные помосты на 10-20 см над этой самой землей. А в бухгалтерских книгах хрюшек именовали то овцами, то коровами.
 Если раньше "нечистую" свинину производили только на продажу, то сейчас в Израиле есть уже сотни некошерных ресторанов. Правоверные иудеи, естественно, этим возмущены и связывают рост числа "свиноедов" с эмигрантами, которых сегодня мало волнует святость той земли, куда они едут.
 Мусульмане в отношении свиней настроены еще более радикально. По шариату свиней нельзя не только есть, но и разводить на продажу.7 Мало того — даже прикосновение к свинье может осквернить мусульманина. Такой неприязнью нередко пользовались другие. Например, в XIV веке венецианцы выкрали у турок ковчег с мощами евангелиста Марка и вывезли, спрятав реликвию среди свиных туш. А бойцы еврейских отрядов "Хагана" в 1930–40-х годах заворачивали убитых арабов в свиные шкуры, лишая таким образом своих врагов шанса попасть в рай.8 Свиньи служат постоянной причиной раздоров и в Индонезии, где 80% населения исповедуют ислам. Так на острове Калимантан постоянно происходят массовые миграции диких бородатых свиней. Местные аборигены — язычники даяки — подстерегают их во время переправы через реку и колют копьями. И вот в 1954 г., живущие ниже по течению мусульмане объявили даякам настоящую войну за то, что те оскверняют воду. Да и не так давно, в 2004 г., в той же Индонезии группа вооруженных мусульман при полном невмешательстве местной полиции атаковала несколько христианских свиноферм в провинции Сулавеси, зарубив 20 свиней. Исламский лидер Абдул Хазис заявил: "Свинофермы дурно пахнут, и это оскорбительно, особенно в священный месяц Рамадан".
 Ну и совсем недавно назад в Турции отменили показ диснеевского сериала про Винни-Пуха. Причиной этого стал ни в чем неповинный Пятачок, который, при всем его очаровании, все же является в глазах мусульманина нечистой свиньей.

 Насчет того, откуда пошли традиции неприятия свинины существует несколько гипотез.
 1) Свинья — символ земледельцев, а иудеи и арабы изначально были кочевниками-скотоводами. Недаром в Библии злой брат Каин — пахарь, а добрый Авель — скотовод.
 2) Мясо свиней жирное, тяжелое, богатое холестерином, да и в засушливых жарких районах очень быстро портится.
 3) Через мясо свиньи легко заразиться трихинеллезом (разновидностью глистного заболевания). Некоторые исследователи предполагают, что именно эта болезнь (а не Сальери) свела в могилу Моцарта после того, как он отведал свиных отбивных (об этом упоминается в письмах композитора незадолго до того, как его сразил смертельный недуг).


Свинья-кормилица

"— Иногда приходится жалеть, что твой друг не был большой
свиньей, — вздыхал голодный Винни-Пух, обжаривая Пятачка на костре".
(анекдот)

 Впрочем, ни одна из приведенных выше причин не помешала большинству народонаселения Земли принять свинью с распростертыми объятиями. Мало того, хрюшка стала вторым одомашненным животным после верного друга — собаки (считают, что это произошло около 8 тысяч лет назад).
 Достоинств у свиньи хватало: она неприхотлива в еде, не требует особого ухода и отличается завидной "скороспелостью". За один опрос самка способна принести до 10–12 поросят, которые через год-полтора сами готовы давать потомство. При этом беременность длится всего четыре месяца. Недаром в Китае и Корее свинья — символ мужской силы, благополучия, богатства и удачи. Кореец, увидевший во сне свинью, тут же бежит покупать лотерейный билет. В Западной Европе свинья тоже символизировала накопительство. Недаром хрюша послужила "натурщицей" первых копилок.

 Самый древний из сохранившихся рецептов приготовления свинины пришел к нам из Китая и датируется 500 годом до н. э. Суть его в том, что берется молочный поросенок, начиняется финиками, обмазывается смесью соломы с глиной и запекается в углях. А вот как звучит римский рецепт II века по копчению и солению свинины: "Мясо следует присыпать солью и оставить в таком виде на 17 дней, затем повесить проветриться на два дня, обмазать маслом и уксусом и коптить в течение двух дней". Некоторые римские гурманы даже советовали поить свиней вином, утверждая, что мясо становится от этого вкуснее.


 Ну а в Средние века свинина была по сути единственным мясом, доступным для простых крестьян. Так как кормить свиней в зимнее время было трудно (самим не хватало), возникла традиция забивать их в конце года. В дело шло всё: вытапливалось сало, из крови делалась колбаса, из ног и головы — холодец, остальное — коптилось и солилось. Забой свиней превращался в настоящий праздник — это был всплеск простонародной радости вопреки трудностям зимы.9 Именно свиная солонина вместе с сушеными зернами и бобами помогала крестьянам пережить суровую пору.

В то время как на Западе господствовали преимущественно мясные породы с мощными окороками, на Востоке упор делался на скороспелые сальные породы. В XVIII веке европейские и азиатские ветви стали скрещивать. После того, как растительное масло потеснило животный жир, упор снова стал делаться на мясные породы. Кстати, в Книге Рекордов Гиннеса самой крупной свиньей признан британский хряк глостерской породы Олд Слот, выращенный Джозефом Лоутоном из Эстбери. Животное весило 6 395 кг, имело в холке 1,43 м, а его длина составляла 2,94 м.

"На собрании выходит председатель колхоза и грозно так говорит:
— Я в последний раз спрашиваю, кто у нас кормит свиней "Гербалайфом"?"
(анекдот)

 В Украине свинья, а точнее производимое от нее сало, давно претендует на роль неофициального символа и национального "наркотика". Поэтому вы наверное удивитесь, что по поголовью свиней Украина сегодня занимает лишь 23-е место в мире (8 млн. голов). А первое принадлежит крохотной Дании (20 млн. голов). При этом мы значительно превосходим родину Андерсена в народонаселении. В той же Дании поставили в 1941 г. и первый памятник свинье с поросятами. Тут уж и мы решили не отставать. Так, весной 2000 года первый украинский памятник хрюшке был открыт в городе Ромны Сумской области, а 1 апреля там объявили городским Днем Сала. А потом уже памятники свинье появились и в других украинских городах.

 Но где уж действительно безумно любят свиней, так это в Новой Гвинее. Там они фактически такие же любимцы семьи, как кошки и собаки. Нередко можно увидеть, как папуаска одной грудью вскармливает своего младенца, а второй — курносого поросеночка. Стоит ли после этого удивляться, что в племени моту самое популярное имя для девочки — Борома (свинья). Своих свинок папуасы также зовут по имени, разговаривают с ними и всячески обхаживают. Когда же приходит скорбное время превратить любимцев в кормильцев, то забой производят исключительно члены другой семьи.

Часть 2 >>>

   

« назад «





Комментарии к статье


"…Но всего милее Татеньке
Не котенок полосатенький,
Не утенок,
Не цыпленок,
А курносый поросенок".
(К. Чуковский)



Ну и кто назвал меня свиньей?




В древнегреческих мифах, кабан, насланный ревнивой Артемидой, растерзал прекрасного Адониса.



Голова вепря украшала множество европейских гербов.



"Всем стоять! Я — третья аватара Вишну!".


1 — Охотники больше всего боятся трех-четырехлетних кабанов, клыки которых еще не загнулись. Кстати, старых кабанов с загнутыми клыками так и называют - "заворотни".

2 — Образуется калкан обычно во время гона, когда секачи ожесточенно дерутся за самок (такой  себе предусмотрительный жест природы).


Кабан прытко бегает через любые чащобы и хорошо плавает. Единственным естественным препятствием может стать только глубокий снежный покров с настом (ноги все-таки коротковаты).



Поросята-кабанята имеют полосатую окраску (для маскировки) и внушительную мамашу (для защиты).



Древние родственники свиней — энтелонодоны.



3 — За сутки стадо из 5-7 кабанов способно перелопатить картофельное поле в 300 квадратных метров.

4 — См. также:
""...Потянул погонщик дверь.
Сорок боровов взвизгнуло,
Взором бело-красных глаз
И священного разгула
Тень в их лицах пронеслась.
Сорок боровов взвизгнуло,
Возглашая: смерть надежде!
Точно ветер дуя в дуло,
Точно ветер тихий прежде.
...И к задумчивому вою
Примешался голос страсти:
Тело пастыря живое
Будет порвано на части".
(В. Хлебников "Погонщик скота, сожранный им")

 





Казнь свиньи, одетой в человеческое платье.






"Что вы в грязи понимаете…".



5 — Впрочем, свинья действительно может быть пьяной. Помните сцену из известной старой кинокомедии "Веселые ребята", где свинья с подкашивающимися ногами падала на праздничный стол? Так вот, перед съемками ее напоили по-настоящему (как, по-моему, и коров с баранами). Кстати, свиньи, как и люди, подвержены алкоголизму, который также передается потомству.

6 — Об этом хорошо знал даже первый секретарь ЦК ВЛКСМ В. Семичастный, который на Пленуме  1958 г. провел четкое различие между поэтом Б. Пастернаком и… свиньей: "...Если сравнить Пастернака со свиньей, то свинья не сделает того, что он сделал... Он нагадил там, где ел, нагадил тем, чьими трудами он живет и дышит...". В свиньях секретарь ЦК комсомола, видимо, разбирался лучше, чем в литературе.



Если нас помыть, мы очень даже ничего…

 

7 — В своде законов ханифитского толка ортодоксального ислама сказано: "Продажа свинины незаконна. Пророк запретил употребление ее в пищу. Он запретил и продажу ее, или покупку съестного на вырученные за нее деньги. Свинья не составляет имущества мусульман".

8 — В прессе даже проскакивали известия, что израильской полиции предлагали развесить в салоне автобусов пакеты со свиным салом для отпугивания арабских террористов. А раввин Моше Фишер даже вынес постановление о кошерности данной превентивной меры, исходя из религиозного принципа "пикуах нефеш" — заповеди, в соответствии с которой ради спасения жизни людей отменяются все остальные религиозные установки. О дальнейшей судьбе этой антитеррористической акции мне узнать ничего не удалось.



Год свиньи сулит благополучие и благосостояние.




За один опорос свинья способна принести 10–12 поросят.



9 — Вот как изображается забой свиней в стихотворении Эмиля Верхарна:

"Стада больших свиней — и самки и самцы —
Угрюмым хрюканьем переполняли поле;
Толпились на дворе и бегали по воле,
Тряся молочные, отвислые сосцы.

И близ помойных ям, лучами озаренных,
В навозной жижице барахтались, толпясь;
Мочились, хвост завив, уставив ноги в грязь;
И лоснился узор щетин их очервленных!

Но подходил ноябрь. Их убивали. Ах,
Какой был славный жир в их грузных животах!
Из их больших задов само сочилось сало.

И шкуру их скребли, потом палили их,
И пламя тех костров, посмертных, гробовых,
Всему селению веселье возвещало".


Памятники свинье: в датском городе Орхус (вверху), в украинских Ромнах (посредине) и Полтаве (внизу). На последнем памятнике надпись — "Вечной кормилице украинского народа".