Журнал для интеллектуальной элиты общества  
 
 

Архив статей

 2015/№1 (виртуал.)

26.07.2015 <ЖИВОЙ МИР> Мыши, пардон, крысы... /С.Курий/
"Время Z" №1/2015 Мерзкие, многочисленные, прожорливые, крайне живучие, вездесущие... Вот только часть эпитетов, описывающих серое племя. Крысы и мыши давно уже захватили весь мир - за исключением разве что Антарктиды (хотя последнее утверждение неплохо бы уточнять у, зимующих там, полярников).

Мыши, пардон, крысы...

Автор статьи: Сергей Курий

«ГОЛОХВАСТОВ: Когда человек поднимется умом выше
Лаврской колокольни, да глянет оттудова на людей, так они ему
покажутся такие манюсенькие, как мыши, пардон, крысы..."
(из к/ф "За двумя зайцами")

Реплика Свирида Петровича Голохвастова из комедии "За двумя зайцами" достаточно ярко характеризует его презрительное отношение к простому люду. Однако в отношении крыс и мышей палитра человеческих эмоций гораздо богаче: это, прежде всего, отвращение и даже страх.
Сэмюэл Джонсон как-то шутил: «Мышь - животное, путь которого усеян упавшими в обморок женщинами». Конечно, мода на обмороки уже прошла, но эмоции женщин при виде серого грызуна остались по-прежнему негативными. Более того - уверен, что нечто похожее испытывают и мужчины - разве только так пронзительно визжать не умеют...

Мерзкие, многочисленные, прожорливые, крайне живучие, вездесущие... Вот только часть эпитетов, описывающих серое племя. Крысы и мыши давно уже захватили весь мир - за исключением разве что Антарктиды (хотя последнее утверждение неплохо бы уточнять у, зимующих там, полярников). Дело в том, что причиной мирового господства этих грызунов являются сами люди. Именно блага цивилизации соблазнили зверьков покинуть дикие угодья и перепрофилироваться в соседей-дармоедов. И погибнут они, судя по всему, только вместе с человечеством.

Отвратительные, вредные и опасные

"...сила истребления, которой обладает крыса, ее ужасная
прожорливость, неукротимое мужество и свирепый нрав вполне
напоминают образ действий диких орд Тамерлана, Чингисхана, Аттилы
и других безжалостных бичей человечества. Крыса, говорит Туссенель,
это настоящая эмблема вторжения варваров, это бич, ниспосылаемый
цивилизованным народам. И нашествие ее тем более страшно, что
она неразлучно следует за человеком в самые пустынные края".
(А. Брем)

Брем прав - не того завоевателя назвали "бичом Божим". То, что не удалось конным варварам, блестяще вышло у другой азиатской «орды».
Первыми в Средиземноморье вторглись крохотули-мыши. Однако размеры не мешали им успешно опустошать зернохранилища. Недаром в Древнем Египте главного врага грызунов - кошку - даже обожествили (в Греции кошачью обязанность долгое время играли хорьки). 
А потом пришло время крыс...

Кажется удивительным, что эти пронырливые создания, несколько тысячелетий не покидали пределы своей родины - Восточной Азии. Настоящую услугу грызунам оказала начавшаяся "глобализация" - уютно устроившись среди купеческих тюков на торговых суднах и караванах, они поехали на «экскурсию» Европы.
Первыми христианский мир освоили чёрные крысы, неизменно воспринимавшиеся средневековым народом, как создания сатанинские. Оно и понятно - грызуны катастрофически уничтожали и без того скудные урожаи. Например, в Базельских хрониках 1271 г. есть красноречивое сообщение: «Крысы уничтожают зерно, сильный голод». А тут католики ещё и кошек к дьявольским отродьям приписали, после чего у грызунов начался настоящий праздник ("Кот из дома - мыши в пляс").


Чёрные крысы.

Свято место пусто не бывает. И в Средневековых городах стали появляться люди, именующие себя крысоловами. Для убедительности они имели склянки с ядами, шест с привязанными трупиками крыс и ворох каких-нибудь липовых дипломов о профпригодности. Горожане крысоловов недолюбливали и побаивались - их власть над крысами также приписывали нечистой силе.
Страх перед крысами и крысоловами в полной мере был запечатлён в легенде немецкого города Гаммельн. Там рассказывается, как в 1284 году его жители столкнулись с небывалым (даже по тем временам) нашествием крыс, поставившим под угрозу благополучие этого богатого купеческого города.

Р. Браунинг "Флейтист из Гаммельна":

...Крысы
 Различных мастей, волосаты и лысы,
 Врывались в амбар, в кладовую, в чулан,
 Копченья, соленья съедали до крошки,
 Вскрывали бочонок и сыпались в чан,
 В живых ни одной не оставили кошки,
 У повара соус лакали из ложки,
 Кусали младенцев за ручки и ножки,
 Гнездились, презрев и сословье и сан,
 На донышках праздничных шляп горожан,
 Мешали болтать горожанкам речистым
 И даже порой заглушали орган
    Неистовым писком,
    И визгом,
    И свистом.

Вскоре в Гаммельне появился незнакомец в пёстрой одежде, который вызвался за солидное вознаграждение избавить горожан от этой напасти. Перепуганный магистрат наобещал с три короба, и крысолов взялся за дело. Он заиграл на дудке, и на звуки волшебной мелодии из нор и щелей сбежалась вся крысиная стая. Продолжая играть, Дудочник увлёк крыс за собой и благополучно утопил в озере Везер.


Гаммельнский крысолов на открытке 1902 г.

Однако жадные купцы обещания не сдержали, и платить крысолову отказались. Тогда Дудочник заиграл ещё одну мелодию, и на этот раз увёл под неё из Гаммельна всех детей. В разных версиях финал истории трактуют по-разному. Одни пишут, что дети разделили судьбу крыс и утонули. Другие - что они сгинули у гор (возможно в пещере). Третьи утверждали, что всё закончилось не так пессимистично - дьяволу-дудочнику не удалось сгубить детей. Они вышли по ту сторону гор и стали жить где-то в районе Трансильвании...

На здании Гаммельнской ратуши до сих пор можно прочесть надпись: «В год 1284, в день святых Петра и Павла 26 июня Пестрый Дудочник завлек 130 детей на гору Коппен в окрестностях Гамельна, где они исчезли». Также в церкви есть витраж изображающий Дудочника, а улица, по которой он увел детей называется Улицей Молчания и на ней запрещено бить в барабан.
Легенда о Гаммельнском крысолове оказалась богатым источником вдохновения для многих поэтов и писателей. Кого-то привлекала тема алчности и неблагодарности, кого-то представление о магической силе музыки, кого-то - тема исхода детей (некоторые видят здесь отзвуки т.н. "Детского крестового похода" 1212-1213 гг.).

Особую популярность легенда приобрела после того, как была опубликована в виде народной баллады в сборнике Л. фон Арнима и К. Брентано "Волшебный рог мальчика" (1805).

Кто там в плаще явился пёстром,
Сверля прохожих взглядом острым,
На чёрной дудочке свистя?..
Господь, спаси моё дитя!

Вскоре появляется пересказ братьев Гримм, баллада "Крысолов" великого Гёте (в ней он заставил Дудочника вернуться в город третий раз, чтобы увести оттуда ещё и всех женщин), а в Англии - баллада Роберта Браунинга «Флейтист из Гаммельна».


Легенда о крыслове-дудочнике обыгрывается и в сказке С. Лагерлёф "Путешествие Нильса с гусями".

Отзвуки легенды можно найти даже в фантастическом романе братьев Стругацких "Гадкие Лебеди", где мутировавшая раса людей - мокрецы - с более высоким уровнем интеллекта, подобно Крысолову, начинает оказывать на детей большее влияние, чем их родители. 
Однако, по моему мнению, самая блестящую русскоязычную интерпретацию немецкой легенды дала Марина Цветаева в своей поэме "Крысолов". Написана она была в эмиграции в 1925 году (начата - в Праге, а закончена - в Париже), поэтому немало заангажированных исследователей считали поэму сатирой на коммунистов. Сама же Цветаева обозначала смысл поэмы менее приземлённо.

Из рабочих тетрадей М. Цветаевой:
«Толкование: Охотник — Дьявол-соблазнитель — Поэзия.
Бургомистр — Быт.
Дочка бургомистра — Душа…
Крысы — земные заботы, от которых Охотник освобождает город.
Быт не держит слово Поэзии, Поэзия мстит…»

М. Цветаева "Крысолов":

...— Есть у меня — всё, всё, кроме ренты!
 Для мальчиков флинты, для девочек ленты,
 Дозорные знаки и тайные числа,
 Для девочек — звуки, для мальчиков — смыслы,

...В царстве моём — ни свинки, ни кори,
 Ни высших материй, ни средних историй,
 Ни расовой розни, ни Гусовой казни,
 Ни детских болезней, ни детских боязней...

 Поминай, друзья и родичи!
 Подступает к подбородочку...

— Вечные сны, бесследные чащи…
 А сердце всё тише, а флейта всё слаще…
 — Не думай, а следуй, не думай, а слушай…
 А флейта всё слаще, а сердце всё глуше…

 — Муттер, ужинать не зови!

 Пу — зы — ри.

  
Рис. Robert Browning.

Иногда нашествие крыс и мышей трактовалась, как Божья кара за людские грехи. Так в английской балладе Роберта Саути грызуны наказывают жадного епископа, который собрал, донимающих его, голодных бедняков в сарае и вместо того, чтобы накормить несчастных... спалил их.

Р. Саути "Суд Божий над епископом":

Вдруг ворвались неизбежные звери;
Сыплются градом сквозь окна, сквозь двери,
Спереди, сзади, с боков, с высоты…
Что тут, епископ, почувствовал ты?

Зубы об камни они навострили,
Грешнику в кости их жадно впустили,
Весь по суставам раздернут был он…
Так был наказан епископ Гаттон.

  
Рис. - А. Кошкин.

Однако самой страшной "Божьей карой" Средневековья стала эпидемия чумы, унёсшая в XIV веке четверть населения Европы. Уже тогда люди заметили, что "Чёрная смерть" неизбежно следует за полчищами чёрных крыс. И действительно зараза пришла вместе с крысами из Китая, где чума уже свирепствовала. Однако должно было пройти пять веков прежде, чем Александр Йерсен обнаружил в крысиных язвах истинных возбудителей - чумные бациллы, а также установил, что главными переносчиками болезни являются, живущие на крысах, блохи.

А. Камю "Чума":
"На четвертый день крысы стали группами выходить на свет и околевали кучно. Из всех сараев, подвалов, погребов, сточных канав вылезали они длинными расслабленными шеренгами, неверными шажками выбирались на свет, чтобы, покружившись вокруг собственной оси, подохнуть поближе к человеку. Ночью в переулках, на лестничных клетках  был отчетливо слышен их короткий предсмертный писк. Утром в предместьях города их обнаруживали в сточных канавах с венчиком  крови на остренькой мордочке - одни раздутые, уже разложившиеся, другие окоченевшие, с еще воинственно взъерошенными усами".

Не успели люди свыкнуться с чёрными крысами, как им на смену пришли серые – ещё более наглые и неистребимые. Явились серые крысы в XVIII веке из той же Восточной Азии. Очевидцы утверждали, что своими глазами видели, как в 1727 году большие крысиные стаи пришли со стороны Каспийского моря, вплавь форсировали Волгу и продолжили свой путь на Запад. 
У нас серую крысу прозвали пасюком, а вот в научной систематике у неё довольно странное название - Rattus norvegicus - т.е. крыса норвежская. Всё дело в том, что, нарекая этот вид по латыни, английский натуралист Джон Беркенхаут считал, что на его родину он попал на кораблях из Норвегии в 1728 году. На самом деле в то время до Новегии серые крысы ещё не добрались, а в Англию проникли, скорее всего, из Дании.

От новых эмигрантов пострадали не только люди, но и чёрные крысы. Кстати, внешне различить эти два вида крыс не так уж просто. У чёрной, несмотря на название, окраска чаще всего такая же, как и у серой - дымчато-бурая или рыжеватая. Чёрная шерсть, если и встречается, то редко и у обоих видов. Самым надёжным распознавателем учёные считают уши (у чёрной крысы они длиннее - где-то 2/3 её ступни) и хвост (у серой мыши он обычно короче).
Чем уж точно серые крысы отличались от чёрных - так это своим агрессивным характером по отношению к собратьям. Явившись в Европу, пасюки в буквальном смысле напали на чёрных крыс, вытеснив тех с подвалов и первых этажей на, менее "престижные", верхние этажи и чердаки.


Секрет неистребимости

- У меня дома мыши над кошкой глумятся.
 - ?
 - Сыр в мышеловке валерьянкой смазывают.
(Анекдот)

...Был я воспитан
В нашем столичном подполье премудрым Онуфрием-крысой.
Мастер я рыться в муке, таскать орехи; вскребаюсь
В сыр и множество книг уж изгрыз, любя просвещенье.
(В. Жуковский "Война мышей и лягушек")

По мнению учёных, количество синантропных (т.е. приспособившихся жить рядом с людьми) крыс на Земле вдвое превышает человеческое население. Грубо говоря, каждый человек "кормит", как минимум два серых дармоеда. Ни мышеловки, ни кошки, ни яды долговременного результата не приносят. В чём же секрет неистребимости этих зверьков? Обратимся к биологии и физиологии.

Начнём с того, что крысы и мыши принадлежат к грызунам - самому успешному и многочисленному отряду млекопитающих. Всего в отряде насчитывается около 1600 видов. В результате выходит, что каждый четвёртый вид млекопитающего - это грызун.

Главное отличительное качество этого отряда - конечно, зубы. По черепу легко заметить, что в зубной системе грызунов есть заметный пробел между резцами и коренными. Это потому, что клыки за ненадобностью отсутствуют. Зато резцы весьма примечательные. Твёрдой эмалью они покрыты лишь спереди, с задней стороны - мягкий дентин. В результате резцы определённым образом самозатачиваются. Растут они постоянно, поэтому, если их не стачивать, то к концу жизни они могут достигнуть метровой длины! Разумеется, теоретически - ибо такая крыса быстро станет инвалидом и умрёт.
Давление крысиных резцов составляет до 500 кг на кв. см, поэтому зверьки способны прогрызать даже трубы из мягких металлов и сплавов - олова, свинца, меди.

Второй секрет эволюционного успеха грызунов - их потрясающая плодовитость. В одном приплоде серой крысы обычно 8-10 крысят, и таких приплодов за год у неё около восьми. Кроме того, появившаяся на свет, самочка уже через три месяца готова сама продолжать род.


Крысёныш.

Именно быстрая смена поколений позволяет крысам быстро вырабатывать иммунитет к любому яду. Когда в 1950-е годы в Великобритании против грызунов стали применять яд варфарин, казалось, свершилось чудо - страна освободилась от крыс почти полностью. Но в том-то и дело, что "почти". Небольшие популяции оказались устойчивы к варфарину, а уж их следующие поколения и вовсе жрали отраву, не моргнув глазом (их даже прозвали "суперкрысами"). В результате, к 1972 году британские крысы восстановили свою былую численность, а от варфарина пришлось отказаться.
Крайне устойчивы эти зверьки и к радиации. Так на атолле Эниветок после испытания там атомной бомбы крысы поначалу исчезли. Однако через несколько лет (когда всё на атолле ещё лучилось радиацией) появились вновь - при этом вполне здоровые.

Однако достоинства крыс не ограничиваются их плодовитостью. Удивительно, но, несмотря на то, что обоняние, слух и зрение у них не ахти какие, а мозги махонькие да гладкие, крысы зарекомендовали себя существами крайне сообразительными.
Кстати, в крысиной стае с её чёткой иерархией самыми "умными" оказалась средняя прослойка, не относящаяся ни к "альфа"-самцам (самым физически сильным), ни к забитым "низам".
Опыты показали, что крысы прекрасно ориентируются даже в лабиринте: быстро находят удобный путь к пище и помнят этот маршрут.

Кроме того, крысы крайне осторожны и подозрительны по отношению ко всему новому. В 1941  году англичанин Д. Читти провёл эксперимент. В ящики с прорезями на стенках он насыпал пшеницу. Первые два дня крысы к новому «меню» вообще не прикасались. На третий день съели всего несколько граммов, на четвёртый - немного больше. И только спустя неделю стали пожирать пшеницу без опаски. Учёные также заметили, что у зверьков есть "дегустаторы" - особи, которые пробуют новую пищу первыми.

Анекдот:
Ночь. Кухня. Открывается дверь холодильника. Оттуда вываливается пузатая огромная мышь. На шее у нее намотаны сосиски, в одной лапе кусок сыра, в другой-окорок. Подходит к своей норке. Там стоит мышеловка и в ней маленький засохший кусочек сыра. Мышь смотрит на это и говорит: "Ну, честное слово, прямо как дети".

В добыче пищи эти грызуны весьма изобретательны. Не раз замечали, как крысы доставали жидкую пищу из бутылок, погружая туда свой хвост, а затем облизывая его.
Также у крыс и мышей очень хорошо развита коммуникация. Общаются они с помощью разнообразных писков - настолько тонких, что человеческое ухо их не слышит. Вопреки расхожему мнению, в слышимом диапазоне зверьки пищат редко - только в самых критических ситуациях. Чтобы вывести человека из себя, хватает ночного шуршания, возни и грызни. Недаром образ мышей нередко служил символом бессонницы, метафорой мирской суеты или ускользающего времени.

А. Пушкин:
Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный.
Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня,
Парки бабье лепетанье,
Спящей ночи трепетанье,
Жизни мышья беготня...
Что тревожишь ты меня?

О. Мандельштам:

После полуночи сердце ворует
Прямо из рук запрещенную тишь,
Тихо живет, хорошо озорует -
Любишь - не любишь - ни с чем не сравнишь.

Любишь - не любишь, поймешь - не поймаешь,
Не потому ль, как подкидыш молчишь?
Что пополуночи сердце пирует,
Взяв на прикус серебристую мышь.

Е. Летов:
Вдохновениям и праздникам - нет!
Безрыбье в золотой полынье,
Вездесущность мышиной возни...

Максимилиан Волошин «Аполлон и мышь»:
«...мышка-пророчица, певшая на ладони Бальмонта и детстве, мышь, изваянная Скопасом под пятой Аполлона, мышь, беготню которой во время бессонницы слышали и Пушкин, и Бальмонт, и Верлэн, мышь, внушающая безотчетно-стихийный ужас многим  людям, она явилась нам теперь как олицетворение убегающего мгновения. В ней сосредоточены та непримиренность и грусть, которые лежат на самом дне аполлонова светлого сна».


Но и это ещё не всё. Крысы прекрасно плавают, умеют карабкаться по стенам, протискиваться сквозь отверстия, которые меньше самих зверьков. Они успешно живут (и размножаются) в морозильных камерах, где хранятся мясные туши. В 2005 году крысы, поселившиеся в распределительных коробках светофоров Лондона, перегрызли все провода, что привело к большим "пробкам".

Что уж говорить о шахтах и тоннелях метро, где крысы чувствуют себя превосходно. Помнится, в начале 1990-х "свободная" пресса даже запустила "утку" про гигантских крыс величиной со свинью, обитающих в Московском метрополитене.

Впрочем, и обычные крысы могут быть весьма опасны. Крупные особи способны дать отпор кошке. А уж крысиные стаи могут представлять серьёзную угрозу даже для ослабленных людей или ребёнка.

Г. Фурманов, историк:
«В земляных тюрьмах во множестве водились крысы, которые нередко нападали на беззащитных арестантов. Известны случаи, когда они объедали нос и уши у колодников. Давать же несчастным что-либо для защиты строго запрещалось. Один караульный был нещадно бит за то, что нарушил это правило и выдал "вору и бунтовщику" Ивашке Салтыкову палку для обороны от крыс».


К. Флавицкий «Княжна Тараканова». Промокшие крысы взбираются на кровать узницы.

Андрей Вознесенский:
Медсестра Тоня, дело молодое,
сказала - за полотенцами...
Крыса в родильном доме
проела щёку младенцу.
«Сейчас введем против шока
Я одна, а крыс много...»

Евгений Евтушенко:
О, как страшны колыбельные песни
В стенках из ящиков с надписью "Пэпси",
Там, где крадется за крысою крыса
В горло младенцу голодному вгрызться
И пиночетовские их усики
Так и трепещут: "Вкусненько, вкусненько ..."

Крысы чувствовали себя вольготно даже в голодающем блокадном Ленинграде.

Воспоминания блокадницы К. Логиновой, "Труд", 05.02.1997:
«...тьма крыс длинными шеренгами во главе со своими вожаками двигались по Шлиссельбургскому тракту (проспекту Обуховской обороны) прямо к мельнице, где мололи муку для всего города. В крыс стреляли, их пытались давить танками, но ничего не получалось, они забирались на танки и благополучно ехали на танках дальше. Это был враг организованный, умный и жестокий...».

Недаром после прорыва блокады туда сразу завезли множество кошек.
Массовый завоз кошек понадобился и в индонезийский округ Качин на острове Борнео, который буквально кишел крысами. Мурлык собирали по свалкам и перед отправкой довели до полуголодного состояния...


Почитаемые, полезные и симпатичные

Знаю: каждый вечер робко скрипнет дверца,
Прошуршат обои - и приходишь ты
Ласковой беседой веселить мне сердце
В час отдохновенья, мира и мечты.

Ты не разделяешь слишком пылких бредней,
Любишь только сыр, швейцарский и простой
Редко ходишь дальше кладовой соседней,
Учишь жизни ясной, бедной и святой.

(В. Ходасевич)

Не всегда и не везде люди относились к серому племени с однозначной неприязнью и враждебностью. В восточном календаре крыса (или мышь) - не просто один из символов 12-летнего цикла - она открывает этот цикл. По легенде, когда животные ринулись к Будде, чтобы засвидетельствовать ему своё почтение и получить благословение, именно крыса оказалась самой хитрой и проворной. Она спокойно добралась к финишу верхом на быке, и первой спрыгнула с его вспотевшей спины прямо в руки Будды.

Что касается индуистской мифологии, то там крыса сама выступает ездовым животным... слоноголового бога мудрости Ганеши. Как видите, индусы вовсе не разделяют распространённое мнение о том паническом страхе, который слоны испытывают перед серыми грызунами.

Считается, что на руку этому мифу сыграл м-ф про слонёнка Дамбо, снятый Уолтом Диснеем в 1941 году. Конечно, в жизни всякое случается. Так, например, постоянно упоминают случай, произошедший в зоопарке Карла Гагенбека, где крысы за одну ночь погубили трёх слонов, объев им подошвы ног. Но, как правило, в слоновьих вольерах находят ненароком растоптанных грызунов, а вовсе не "обгрызенных" толстокожих...

Но вернёмся в Индию, конкретно - в селение Дешнон, где крысы добились, от людей настоящего поклонения. Там располагается т.н. "крысиный храм" - Карни Мата. Карни Матой звали святую девушку XIV века, которую считали воплощением богини Дурги. Когда бог смерти Яма отказался воскресить дорогих ей людей, она поместила их души в крыс. С тех пор души верующих прежде, чем снова перевоплотиться в людей, скрываются от Ямы в крысиных телах.
Случилось так, что однажды крысы стащили статуэтку богини и принесли её на холм. На этом холме и возвели храм Карни-Маты, а грызуны стали его главными обитателями.

Перед тем, как войти в храм, посетители традиционно снимают обувь, и тот час по ногам начинают карабкаться хвостатые "святые" (говорят их в храме не меньше 20 тысяч). При этом никто из индусов не визжит и в обморок не падает. Напротив, крыс подкармливают - наливают им в чан молоко, или кормят из рук, как белочек. Если какой-то зверёк надкусил твою собственную пищу, этому надо только радоваться - он как бы её "освятил". Однако самой большой удачей считается встреча с белой крысой. Говорят, по традиции, приезжающий в Карни-Мата, местный раджа, не покидает храм, пока не встретит эту "блондинку".

Помолиться в таком храме нелегко – ведь надо сесть и коснуться земли лбом в то время, как весь пол усеян грызунами. Если посетитель нечаянно раздавил зверька, ему нужно купить и подарить храму золотую или серебряную крысиную фигурку.
У буддистов запасливая крыска-мышка обычно символизирует достаток и зажиточность. Японцы так и говорят: "Хотите разбогатеть - пригласите крысу". Понятно, что в бедных домах грызунам особо не разгуляться.


Японская нэцкэ "Крыса несущая золотые слитки".

Крыс не только почитают, но и... едят. Крысиное "меню" весьма популярно в Индии, Камбодже, Полинезии, странах Африки и на Филиппинах. Так по оценке ООН половина мяса, потребляемого в африканской Гане, составляет крысиное. А почему бы и нет? Крыс там много, людей - тоже. При этом едят крыс не только с голодухи. В 2008 году агентство Рейтер даже сообщило, что цена крысиного мяса в Камбодже выросла в 4 раза, и теперь бедные (!) не могут себе его позволить.


Крысятинки-с не желаете-с!

Впрочем, и в Западной цивилизации отношение к этим грызунам было не однозначным. Прежде всего, это касалось мышей - более мелких и миловидных, нежели крысы с их вытянутыми мордами, мелкими глазками и толстыми голыми хвостами.


Крыса и мышка.

В Древней Греции мышам покровительствовал т.н. Аполлон Сминфейский (с ними же и изображался). Казалось бы, какое отношение златокудрый бог Солнца имеет к мышке-норушке? Учёные предполагают, что «солнечным» Аполлон стал не сразу и поначалу был божеством хтоническим (подземным). Древние жители Крита считали, что мыши помогли богу выиграть одну из битв, когда перегрызли ремни на щитах его врагов.
В фольклоре мыши вообще нередко играли роль этаких "волшебных помощников", по принципу "мал да удал".

Басня Эзопа "Лев и Мышь" в пересказе Л. Толстого:
«Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала:
— Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю.
Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.
Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала:
— Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, — бывает и от мыши добро».


Рис. - Гюстав Доре.


А. Волков "Волшебник Изумрудного города":
«– Много ли мышей в вашем королевстве?
– О, целые тысячи!
– Велите собрать их всех и пусть каждая принесёт с собой длинную нитку.
Королева Рамина отдала приказ придворным, и они с таким усердием кинулись по всем направлениям, что только лапки замелькали.
– А ты, друг, – обратился Страшила к Железному Дровосеку. – Сделай прочную тележку – вывезти Льва из макового поля».


Рис. - Л. Владимирский.

В русской народной сказке "Курочка Ряба" мышке удаётся легко раскокошить золотое яичко, над которым безуспешно бьются дед и баба. А в "Репке" именно мышь вставила свои решающие "пять копеек" в процесс извлечения гигантского корнеплода.

Кстати, В. Пропп считал, что образ сказочного мышиного помощника сохранил в себе забытый культ предков у древних славян (кое-кто считает, что сходство украинского названия крысы - "щур" и слова "пращур" не случайно).

В. Ходасевич:

Все былые страсти, все тревоги
Навсегда забудь и затаи...
Вам молюсь я, маленькие боги,
Добрые хранители мои.

Скромные примите приношенья:
Ломтик сыра, крошки со стола...
Больше нет ни страха, ни волненья:
Счастье входит в сердце, как игла.

Не стоит забывать, что у нас мышка играет ещё и роль западной Зубной Феи (т.е. "уносит" выпавшие молочные зубы малыша).

Ну, а сатирический сюжет о сообразительных мышках, обманывающих кошек, вообще пережил века - от древнеегиптеского папируса (где кот прислуживает мыши, облачённой в царскую мантию) до мультфильмов ХХ века - таких, как американский сериал "Том и Джерри" или наш "Кот Леопольд".

Вершиной мышиной "карьеры" на Западе, безусловно, стал мультяшный Микки Маус - символ компании "Disney", да и, наверное, американской культуры вообще.
Надо сказать, что сам Уолт Дисней придумал своего мышонка не от хорошей жизни. В 1928 году он расстался с компанией "Universal", оставив там большую часть своей команды и права на популярного персонажа - кролика Освальда. Пришлось начинать всё с нуля. Заменой кролику и стал мышонок по имени Микки, который нарисовал Аб Айверкс.
Сначала новый персонаж появился в мае 1928 года в немом м-ф "Безумный аэроплан", но успеха не снискал. Реванш взял второй (уже звуковой) м-ф про Микки Мауса "Пароходик Вилли", вышедший 18 ноября 1928 года. Кстати, поначалу мышонка озвучивал лично сам Дисней.

Надо сказать, что ранний Микки Маус был персонажем, скорее, хулиганстым, чем положительным. Однако, письма зрителей о чрезмерной жестокости мышонка, заставили Диснея смягчить характер и даже образ Микки (мордочка его укоротилась, а уши, напротив, увеличились).


Уолт Дисней: «Мы должны помнить, что все началось с мышки».

Что касается крыс, то они в Западной культуре долгое время выступали персонажами сплошь и рядом отрицательными и мерзкими (будь-то крысиное полчище из "Щелкунчика" или страшная Шушара из "Буратино"). А уж содержать крыс, как домашних животных, приходило в голову разве что большим оригиналам или маргиналам (вроде панков, которые культивировали эстетику помойки).
Но, как верно подметил анекдот, «Хомячок от крысы отличается только хорошим пиаром». Постепенно одомашненные крысы становились всё популярнее, и на сегодняшний день изрядно потеснили морских свинок и хомячков. Появились симпатичные крысы и в мультиках (тот же "Рататуй", или даже сэнсэй черепашек ниндзя - крыс-мутант Сплинтер).


Ручная крыска Лариска старухи Шапокляк и милый крысёнок-кулинар Рататуй.

Породы домашних крыс могут быть самой разной расцветки и даже голые. Но, безусловно, наиболее распространёнными являются белые крысы и мыши.
Считают, что широко разводить альбиносов стали, благодаря одной жестокой забаве, популярной в Англии в начале XIX века. Определённое количество крыс помещалась в загородку. Затем туда запускали терьера и засекали время, за которое собака передавит всех грызунов. Вот для этих забав и выводились более заметные белые крысы. 


Травля крыс собаками.

В 1828 году одного такого альбиноса принесли в лабораторию, чтобы изучать состояние голодания. И уже через 30 лет белые крысы и мыши начали постоянно участвовать в биологических экспериментах, став первыми животными, одомашненным исключительно для научных целей. Преимущества альбиносов были налицо - они близоруки, поэтому не стремятся удрать и не столь агрессивны, как серые собратья. Но самое ценное то, что у крыс часто сменяются поколения. Это позволяет путём близкородственных скрещиваний быстро выводить особей с одинаковым генетическим набором (которые, в свою очередь, необходимы для того, чтобы индивидуальные различия не влияли на чистоту эксперимента).

Шутка:
«Инструкция для биологов по проведению опытов над мышами
1. Взять мышь.
2. Подготовить мышь к опыту.
3. Полученную кашицу...»

В 2013 году в Новосибирском академгородке учёные даже решили почтить "мучениц науки" установкой памятника вблизи института цитологии и генетики. Памятник изображает мышь в очках, которая... вяжет двойную спираль ДНК!


Крыса на языке

Завершая свой цикл, посвящённый крысам и мышам, мне хотелось бы поговорить о том, как, где и почему эти зверьки присутствуют в нашем языке. Итак...

Мышь

Предполагают, что имя этой маленькой проказницы произошло от санскритского "муш" (воровать). Возможно, поэтому во всех индоевропейских языках оно звучит довольно похоже - mus (лат., древненемецкое), mouse (англ.).

Анекдот:
«Устроился грузин на фирму по уничтожению грызунов. Пришёл на выделенный участок. Звонит в квартиру и спрашивает:
 - Мыша эст?
 - Какой Миша? Светин брат?
 - Какой - такой Светын брат! Крысын сэстра!»

От латинского "Мusculus" (мышонок) произошло и название "мускулы". Уж больно похожими показались древним римлянам движущиеся мышцы на, бегающих под кожей, мышат. Кстати и русское слово "мышца" возникло по той же самой аналогии.
Яд мышьяк тоже назван так не случайно, ибо изначально служил отравой для мышей. Волосатый бык як тут, конечно же, ни при чём.
А вот слово "мускус", хотя и связано с мышами, но связь эта отдаленная и не имеет никакого отношения к специфическому запаху хвостатых воровок. Сначала санскритским "muska" (мышка) назвали  мошонку. На мошонку была похожа и пахучая железа у оленя кабарги, которая располагалась под хвостом. Ну а выделения этой железы, недолго думая, назвали "мускусом".


Гора родила мышь

Смысл этого крылатого выражения понятен каждому - грандиозные усилия приводят к ничтожному результату. А вот почему мышь рожает именно гора, а не, к примеру, слон? Дело в том, что древние греки действительно считали, что мыши рождаются из горы или земли (иногда для этого необходим удар молнии). Даже такой "продвинутый" натуралист, как Аристотель, считал, что мыши заводятся в домах от... грязи. А знаете? В этом что-то есть...

«To bell the cat» ("Колокольчик для кота")

Источником этой интересной английской идиомы послужила известная басня, которую часто ошибочно приписывают Эзопу. На самом деле её сюжет был записан лишь в Средние века и особую известность приобрёл в изложении французского баснописца Лафонтена.
Басня рассказывает, как мыши собрали совет, на котором решали, как обезопасить себя от кошачьей угрозы. Одна из мышей предложила гениальный план - повесить на шею коту колокольчик, который будет сигнализировать о приближении хищника. Услышав это, мыши возрадовались и аплодировали до тех пор, пока не возник вопрос - а кто же, собственно, этот колокольчик повесит? Желающих, разумеется, не нашлось.


Рис. - Гюстав Доре.

Жан де Лафонтен (пер. А. Измайлова):
«...— Однако ж надобно. — Что долго толковать?
 Кто сделал предложенье,
 Тому и исполнять.
 Ну, умница, своё нам покажи уменье.
 И умница равно за это не взялась…
 А для чего ж бы так?.. Да лапка затряслась!
 Куда как, право, чудно!
 Мы мастера учить других!
 А если дело вдруг дойдёт до нас самих,
 То исполнять нам очень трудно».

Несмотря на пессимистичный вывод, идиома «To bell the cat» прижилась в английском языке и стала употребляться в значении «попытка (или согласие) выполнить невероятно сложную задачу».

Компьютерная мышь

Предок этого полезного компьютерного аксессуара появился в середине 1960-х. Правда тогда он представлял собой деревянную коробку с одной кнопкой - дорогую и ненадежную.
Только в 1984 году фирма Apple запустила в массовое производство хорошо знакомого нам компактного "зверька" с двумя кнопками, где неудобные подшипники заменил шарик с оптоэлектронным преобразователем. Впоследствии появились оптические компьютерные мышки без шарика, а кое-какие из "грызунов" лишились даже своего характерного "хвостика"-кабеля, подарившего им прижившееся прозвище.


Крыса

Наиболее вероятным кажется происхождение этого названия от славянского глагола "красть". А уж само слово "крыса" породило два распространенных и неприятных глагола: "крыситься" (т.е. "злиться") и "крысятничать" (на уголовном жаргоне "воровать у своих" или "укрывать посылки от сокамерников").

Анекдот:
«- Следи за вещами, Золушка...
- Это почему?!
- Твой кучер - крыса!»

Широко распространенным стало и обидное прозвище "канцелярская крыса", коим награждали мелких чиновников.
Что касается украинского прозвища крысы "пацюк", то на Украине оно изначально означало поросёнка. В "Этимологическом словаре русского языка Макса Фасмера" указывается, что это связано с междометием "пацю-пацю", которым крестьяне подзывали свиней. Почему так стали называть и крысу неясно. То ли её писк был похож на поросячий, то ли крысы на Украине были слишком упитанные...:)


Крысиные бега

Источником этого выражения послужили ручные и лабораторные крысы, которые то совершали "бег на месте" в колесе, то носились по хитроумным лабиринтам под надзором учёных. В результате "крысиные бега" стали синонимом бессмысленной беготни или суеты.




Крысы бегут с тонущего корабля.

Я спускался в трюм,
Я беседовал там
С господином - начальником крыс.
Крысы сходят на берег
В ближайшем порту
В надежде спастись...
(И. Кормильцев, из песни "Титаник"
группы НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС)

Происхождение этого поверья на первый взгляд довольно ясно. С испокон веков серые безбилетники пробирались по причальным канатам на судна и путешествовали в трюмах и прочих подпольных местах. Поэтому они первые замечали, когда трюмы начинали заполняться водой, и тут же спешат ретироваться. Хотя известно, что крысы воды особо не боятся, хорошо плавают и вообще вполне спокойно живут в помещениях залитых водой.
Считается, что впервые в литературе корабельных бегунов запечатлел Шекспир в пьесе "Буря" (1611):

П р о с п е р о:
Итак, поспешно вывезя на судне,
В открытом море нас пересадили
На полусгнивший остов корабля
Без мачты, без снастей, без парусов,
С которого давно бежали крысы...

Обычно сравнение с бегущими с корабля крысами крайне нелицеприятно - так называют людей, которые в тяжёлой ситуации, вместо того, чтобы её исправить, трусливо ретируются.

А. Романов, из песни группы ВОСКРЕСЕНИЕ:
Что задумано - сделано, пройдено.
Бросишь все, ни о чем не скорбя.
Только где-то кончается Родина,
Если Родина есть у тебя.
Оглянись на прощанье, - и вот она
Под ногами чужая земля.
Толи птицы летят перелетные,
Толи крысы бегут с корабля.

А вот Андрей Макаревич использовал идиому о крысах с парадоксальной стороны. В его песне "Морской закон" бегущие крысы выступают своеобразными часовыми, которые первыми предупреждают экипаж судна об опасности:

Крыса всегда крикнет - Беда!
А значит, есть шанс на успех
За это били крыс иногда,
Но при этом не так чтобы всех.

Но боцман решил, поскольку был строг
Серым устроить бой
И капитану он дал зарок,
Всех перебить до одной.

...Из тех бы крыс хотя бы одну,
И люди б тогда спаслись,
Но славный корабль пошел ко дну,
Оставшись без верных крыс.

Кстати, на подводных лодках действительно содержали белых мышей, которые служили контролёрами воздуха.

Анекдот:
Идет капитан по палубе, как вдруг навстречу толпа крыс. Капитан думает: «Ну, всё, хана, корабль тонет». Тут выходит вперед одна крыса и говорит:
- Не нервничай, капитан. У нас учебная тревога.


 

Крысобой

Те, кто читал "Мастера и Маргариту" Булгакова, наверное, помнят  стражника Понтия Пилата - Марка по прозвищу Крысобой. Так его прозвали не потому, что он лихо был крыс, а за свирепость в бою.
Дело в том, что в старину считалось, что лучшим борцом против крыс может выступить сама крыса. Для этого несколько крыс сажали в закрытую ёмкость и ждали, пока обезумевшие грызуны не начнут истреблять друг друга. Оставшийся победитель, отведавший мяса собратьев, объявлялся крысобоем (или крысоволком) и продавался, как лучший истребитель крыс.

Чабуа Амирэджиби "Дата Туташхиа":
«– Что-то происходит в бочке.
– Что? – спросил я спокойно.
 – Одна крыса сидит посередине и, кажется, подыхает. Остальные – вокруг нее, сидят и смотрят... ждут, когда сдохнет.
Неожиданности для меня в этом не было. Когда самая голодная крыса начинает издыхать, другие бросаются на нее и сжирают. Тут-то и надо запомнить, какая рванётся первой. Её надо будет беречь, холить, защищать. Когда все крысы бросаются на одну, между ними начинается драка, и в драке больше всего могут искусать ту, которая рванулась первой. От укусов она может ослабнуть, и её съедят. Бывает, когда выводишь людоеда, гибнет даже последнее животное – укус не заживет, рана загноится, крыса и подохнет. Тогда, считай, весь труд пропал даром».

Хотя упоминаний о крысобоях в истории хватает, учёные сомневаются в том, что от такого "янычара" действительно могла быть хоть какая-то польза.

Крысиный король

«Ах, каково пришлось бедной Мари на следующую ночь!
У неё по руке бегали ледяные лапки, и что-то шершавое и
противное прикоснулось к щеке и запищало и завизжало прямо в ухо.
На плече у неё сидел противный мышиный король; из семи его
разверстых пастей текли кроваво-красные слюни, и, скрежеща
зубами, он прошипел на ухо оцепеневшей от ужаса Мари:
— Я ускользну — я в щель шмыгну, под пол юркну,
не трону сала, ты так и знай. Давай, давай картинки,
платьице сюда, не то беда, предупреждаю:
Щелкунчика поймаю и искусаю…»
(Э. Т. А. Гофман "Щелкунчик и мышиный король")

Образ грозного противника Щелкунчика - многоголового повелителя крыс - сложился, как на почве народных поверий, так и на реальных фактах. В "Бестиарии" Геснера (XVI в.) написано: "Говорят, что крыса в преклонном возрасте становится очень большой, и молодые крысы кормят ее. Такую крысу называют крысиным королем". Недаром у немцев слово Rattenkonig (Крысиный король) часто выступало прозвищем для тунеядцев, живущих за чужой счет.

Однако к XVIII веке это название обозначало в первую очередь природную диковинку - связку из нескольких крыс, спутавшихся хвостами, которых любили показывать за деньги на ярмарках. В документах описаны около 60 таких "крысиных королей", некоторые из которых до сих пор хранятся в музеях Германии и Франции.
Так в Тюрингии, в городе Альтенбург имеется самый большой из известных науке «Крысиных королей». Мумифицированные останки «Короля», состоящего из 32 крыс, были найдены в камине на мельнице в 1828 году.

По поводу происхождения подобной аномалии существует несколько гипотез. Самая достоверная предполагает, что "крысиные короли" образуются, когда в холода крысы скучиваются и спят вместе. Их хвосты по разным причинам слипаются (или смерзаются), а затем перепутываются.
Подмечен также и факт, что практически все обнаруженные "короли" были образованы черными крысами. Предполагают, что причина этого - более тонкие, чем у серых собратьев (и следовательно ломко-ранящиеся) хвосты. А ранятся они довольно часто. Сбрасывание кожи с кончика хвоста крыса часто практикует, когда хочет вырваться.
Вполне ясно лишь одно: подобные "короли" не способны ни править, ни воевать со Щелкунчиками. Это несчастные калеки, продолжительность жизни которых возможно действительно зависит от милосердия остальных "некоронованных" крыс.

Автор: Сергей Курий 


   

« назад «





СМИ о нас

журнал "TravelNews",
№7-8/2003
«ТАКОГО ЖУРНАЛА В УКРАИНЕ НЕТ!»


журнал "Планета Легенд",
№1/2004
из обзора «Что читает и на какие издания подписывается Украина?»