Журнал для интеллектуальной элиты общества  
 
 

Архив статей

 2015/№1 (виртуал.)

26.07.2015 <ИСТОРИЯ ПЕСЕН> Дасти Спрингфилд (Dusty Springfield) - «Son Of A Preacher Man» (1968) /С.Курий/
"Время Z" №1/2015 Важной составляющей фильмов Квентина Тарантино всегда были гениально подобранные саундтреки. Благодаря им, многие старые песни буквально обретали вторую жизнь. Это касается и песни «Son Of A Preacher Man» ("Сын проповедника"), прозвучавшей в к-ф «Криминальное чтиво» (1994).

Дасти Спрингфилд (Dusty Springfield) -
«Son Of A Preacher Man» (1968)
История песни

Автор статьи: Сергей Курий

Важной составляющей фильмов Квентина Тарантино всегда были гениально подобранные саундтреки. Благодаря им, многие старые песни буквально обретали вторую жизнь. Это касается и песни «Son Of A Preacher Man» ("Сын проповедника"), прозвучавшей в к-ф «Криминальное чтиво» (1994). Именно под её звуки происходила первая встреча дочери мафиози - Мии Уоллес (в исполнении Умы Турман) и киллера - Винсента Веги  (в исполнении Джона Траволты).

Трудно поверить, что этот сочный "чёрный" голос принадлежал не негритянке, а рыжеволосой ирландке по имени Мэри Изабель Кэтрин Бернадетт О 'Брайен. Впрочем, рыжеволосой она была лишь в детстве, когда носилась по родному  лондонскому району Хампстед, собирая всю окрестную пыль. За что и получила в семье прозвище "Дасти" (буквально - "пыльная", а по смыслу - "замарашка").

У девочки был отменный голос, поэтому, когда она созрела, то вместе со своим братом и его другом организовала фолковый дуэт THE SPRINGFIELDS. Именно там она взяла псевдоним Дасти Спрингфилд и перекрасилась в блондинку с модным "пчелиным ульем" на голове.
THE SPRINGFIELDS оказались довольно популярны не только в Британии, но и в США. Однажды во время американских гастролей Дасти услышала песню «Tell Him» в исполнении THE EXCITERS. Это произвело на девушку такое впечатление, что она решила расстаться с группой и фолк-музыкой и вместо этого сольно исполнять "чёрный" ритм-энд-блюз.

К началу сольной карьеры у Дасти уже был готов заводной хит «I Only Want To Be With You» (авторства М. Хоупа и А. Рэймонда).

Моему поколению эта песня была прекрасно известна, благодаря каверу 1989 года в исполнении грудастой поп-дивы Саманты Фокс.

Первый сольный выстрел Дасти Спрингфилд был более чем удачным. «I Only Want To Be With You» стала №4 в Британии, и №12 в США, став второй (после БИТТЛЗ) «ласточкой» т.н. "британского вторжения" в американские чарты. Кроме прочего, 1 января 1964 года этой песней открылся первый телеэфир легендарного британского музыкального шоу "Top Of The Pops".

Мощный голос с характерной хрипотцой дал повод прозвать Дасти Спрингфилд "белой негритянкой". И она гордо несла этот титул почти все 1960-е. Впрочем, певица не обходила своим вниманием и европейскую поп-культуру.

Так свой самый успешный британский хит она нашла в Италии на знаменитом фестивале Сан-Ремо в 1965 году. Дасти, хоть и была участницей этого конкурса, до финала не дотянула и перешла в разряд зрителей. Когда со сцены полилась песня Пино Донаггио «Io Che Non Vivo Senza Te» ("Мне не жить без тебя"), девушка не смогла сдержать слёз, хотя и не понимала ни единого слова.

Вернувшись, Дасти попросила друзей написать на эту музыку английский текст и долго записывала свой кавер, успокоившись лишь на 47-м дубле. В том же 1965 году под названием «You Don't Have To Say You Love Me» ("Ты не должен говорить, что любишь меня") песня была издана на сингле, став №1 в Британии и №4 в США.

А в 1969 году Дасти запишет свою версию песни «The Windmills Of Your Mind» ("Мельницы твоей души") на музыку великого французского композитора Мишеля Леграна.



Позже многие признают эту версию лучшей, хотя мне она более знакома в мужском исполнении. В 1968 году «The Windmills Of Your Mind» спел Ноэль Харрисон в к-ф "Афера Томаса Крауна", а спустя тридцать лет - Стинг - в ремейке на тот же фильм.

Ещё одну кинопесню - «The Look Of Love» - Дасти исполнит в к-ф 1967 года "Казино Рояль" (не путать с к-ф 2006 года). Хотя героем фильма и являлся Джеймс Бонд, это была, скорее, психоделическая пародия на "бондиану". Песня сопровождала момент появления соблазнительной красавицы-блондинки в исполнении Урсулы Андерс. Композитор Берт Бакарак утверждал, что именно очарование актрисы и вдохновило его на создание мелодии...

К сожалению, к концу 1960-х звезда Дасти Спрингфилд начала закатываться. Однако перед этим - в 1968 году - певице удалось записать ещё два блестящих британских хита: «I Close My Eyes and Count to Ten» (№4)

и упомянутую в самом начале статьи «Son Of A Preacher Man» (№9).

Песню «Son Of A Preacher Man» написали Джон Хёрли и Ронни Уинкилс. Текст представлял собой рассказ девушки о своей любви к сыну проповедника, чей отец частенько захаживал в гости. Пока взрослые общались, молодёжь сбегала на задний двор, и там юноша учил девушку таинству любви (не совсем христианскому, как понимаете).

Перевод Mickushka:
Тот единственный, кто мог мне что-то внушить,
Был сыном проповедника.
Тот единственный парень, что мог меня чему-либо научить,
Был сыном проповедника.

Интересно, что поначалу песню предложили Аните Франклин. Однако чернокожая певица сама была дочерью проповеднику и сочла содержание песни слишком скабрезным. Однако спустя год - уже после успеха версии Дасти Спрингфилд - Франклин передумала и таки записала «Son Of A Preacher Man». Пиетет Дасти перед Анитой был настолько велик, что она признала чужую версию лучше своей и впоследствии исполняла песню именно в манере Франклин...

А вот Тарантино предпочёл оригинальную версию. Режиссёр вспоминал, что сцену, где Винсент Вега входит в дом Мии Уоллес, а та общается с ним  по домофону, он продумывал 6-7 лет. И не получи он права на использование «Son Of A Preacher Man», этой сцены в фильме бы не было.

Квентин Тарантино:
«Я не знаю, почему мне нужна была именно эта песня, но с того момента, как я задумал эту сцену, я всегда представлял себе, как он входит в дом под эту музыку».

Более прямое отношение к песне имело название книги «Son Of A Preacher Man». Это были воспоминания сына Джея Баккера о своём отце - проповеднике-евангелисте, который в 1980-е годы попал в центр громкого скандала. Секретарша церкви - Джессика Хан - обвинила святого отца в том, что тот вместе с приятелями обдолбил её наркотиками и изнасиловал. Сам Джей утверждал, что связь была, но на вполне добровольной основе. Как бы то ни было, проповедник таки сел за решётку, но не за изнасилование, а за финансовые махинации. Что касается "несчастной" Джессики, то психологической травмой здесь и не пахло. Девушка во вполне американском духе обратила шумиху себе на пользу: участвовала в телешоу, снималась в "Плейбое" и работала стриптизёршей... Вот такой вот "облико морале".

Что касается Дасти Спрингфилд, то в начале 1970-х она уже вовсю страдала алкогольно-наркотической зависимостью, что приводило к психологисческиим срывам. Плюс ко всему, она ошарашила публику заявлением о своей бисексуальности, после чего уехала жить в Америку. Свою известность певица вернула лишь в 1987 году, когда вместе с PET SHOP BOYS исполнила песню «What have I done to deserve this?». Потом был успешный альбом, "Криминальное чтиво" и т.д.

К сожалению, 2 марта 1998 года "белая негритянка" скончалась от рака груди в возрасте 59 лет. Буквально за несколько дней до этого Дасти Спрингфилд наградили Орденом Британской империи.


Автор: Сергей Курий 


   

« назад «





СМИ о нас

журнал "TravelNews",
№7-8/2003
«ТАКОГО ЖУРНАЛА В УКРАИНЕ НЕТ!»


журнал "Планета Легенд",
№1/2004
из обзора «Что читает и на какие издания подписывается Украина?»