Журнал для интеллектуальной элиты общества  
 
 

Архив статей

 2015/№1 (виртуал.)

26.07.2015 <ИСТОРИЯ ПЕСЕН> URIAH HEEP - «Lady in Black», «July Morning» (1971) /С.Курий/
"Время Z" №1/2015 В своё время я долго гадал - кто же такая Леди в Чёрном? Оказалось, что это вовсе не Смерть, и даже не знаменитый призрак, тревоживший суеверных англичан в конце XIX века. Леди в Чёрном у Хенсли – дама, хотя и таинственная, но вовсе не зловещая. Напротив.

URIAH HEEP - «Lady in Black»,
«July Morning» (1971)
История песен


Автор статьи: Сергей Курий

Британскую группу URIAH HEEP на родине всегда недолюбливали. А вот у советского меломана записи ХИПОВ всегда занимали почётное место рядом с такими корифеями хард-рока, как DEEP PURPLE, LED ZEPPELIN и BLACK SABBATH. По «гамбургскому счету», каких-то революционных новаций в их музыке действительно не было, зато группе удалось создать немало талантливых и просто очень красивых песен.

Начнём с того, что своим названием URIAH HEEP обязаны вовсе не хиппи, а роману Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста». Там имечко Юрайя Хип (в советском переводе - Урия Хип) носил крайне неприятный персонаж.

Изначально в группе было два "центральных" персонажа: основатель группы - гитарист Мик Бокс и вокалист - Дэвид Байрон (вообще-то, "по паспорту" у него менее звучная фамилия - Гаррик). Именно Боксу и Байрону принадлежало авторство львиной доли композиций на первом альбоме «Very ’eavy… Very ’umble».
Они же написали и первый хит группы - «Gypsy» ("Цыганка"). В оригинале это была достаточно длинная композиция на шесть с половиной минут, однако для сингла её сократили вдвое. В песне рассказывалась история юноши, который влюбился в цыганку, но её отец - цыганский барон - выступил против брака с чужаком. Тем не менее, герой песни обещает вернуться более сильным и всё-таки отстоять свою любовь.


Мик Бокс и Дэвид Байрон.

Впрочем, основная прелесть песни была не в тексте, а в музыке. Музыканты неожиданно решили заменить традиционный гитарный проигрыш органным. В аннотации к альбому было так и написано: «Ведущая вещь альбома, представляющая дикое органное соло и многодорожечные вокальные гармонии». Бокс не скрывал, что на это решение его во многом вдохновил боевой орган Джона Лорда из DEEP PURPLE.

Мик Бокс:
«Забавно, что мы сочиняли все это в "Hamwell Community Centre", где в соседней комнате репетировали DEEP PURPLE. Можете представить, как мы будоражили друг друга!».

"Дикое органное соло" сыграл сессионный музыкант Колин Вуд. Но ХИПЫ крепко призадумались - не взять ли им в группу постоянного клавишника? Так в составе URIAH HEEP появился Кен Хенсли, и квартет стал квинтетом.

Оказалось, что Хенсли не только уверенно жмёт на черно-белые клавиши, но ещё пишет отличные песни и очень неплохо поёт... Прямо, как у Высоцкого в "Песне Попугая":

И просто кондрашка хватила пашу,
Когда он узнал, что ещё я пишу,
Читаю, пою и пляшу.

Благодаря столь разносторонним талантам, клавишник тут же превратился из "новичка" в главный "творческий двигатель" группы. На втором альбоме «Salisbury» (1971) Хенсли участвовал в создании всех песен кроме одной, при этом три композиции написал лично, а две из них до сих пор входят в "золотой фонд" URIAH HEEP.


Кен Хенсли.

Первая - это, безусловно, «Lady in Black», которая стала безумно популярной в Германии и СССР. По стилю это была абсолютно фолковая вещица, поэтому поначалу остальные члены группы отнеслись к ней без энтузиазма. Однако песня понравилась продюсеру Джерри Брону. Он же настоял на том, чтобы «Lady in Black» исполнил не Байрон, а сам автор.
Композиция была настолько проста (всего два аккорда - ля-минор, соль-мажор), что к её записи в студии привлекли даже двух дорожных менеджеров (они бренчали вместе с Хенсли на акустических гитарах). Ну, а незатейливый припев "На-на-на" хором исполняли все присутствующие в студии, включая самого продюсера.

Мик Бокс:
«Было так весело, что инженер остановил запись не в силах её продолжать - мешал истерический хохот, а к концу записи я сам натурально катался по полу от смеха».

Именно, благодаря «Lady in Black», я впервые обратил внимание на то, как здорово звучит акустическая гитара в сочетании с мощными раскатами ударника. Отечественному слушателю композиция может показаться несколько затянутой, но это, если не понимать текста...

В своё время я долго гадал - кто же такая Леди в Чёрном? Оказалось, что это вовсе не Смерть, и даже не знаменитый призрак, тревоживший суеверных англичан в конце XIX века. Леди в Чёрном у Хенсли – дама, хотя и таинственная, но вовсе не зловещая. Напротив.

Общий сюжет таков. Утром герою песни является прекрасная незнакомка в чёрном плаще – некое подобие богини. Тот находится в подавленном состоянии после какого-то неудачного ночного боя и, кипя от ярости, просит у гостьи коней, чтобы "растоптать своих врагов". Однако та с неприязнью отвергает даже саму мысль о войне, "которую легко начать, но невозможно выиграть". В итоге Леди в Чёрном даёт герою мудрый совет («Сила не в числе») и «вдыхает жизнь в его сердце».

По поводу источников вдохновения этой мистической песни ходило немало легенд. По одной из них прообразом прекрасной незнакомки стала жительница немецкого Мюнхена, которую Хенсли увидел в окно. Однако, сам автор утверждал, что стихи были написаны осенью 1970 года в его английском доме в Бредфорде после неожиданного визита дочки местного викария. Видимо, у Кена была депрессия, а девушка произвела на него самое благоприятное и целебное впечатление...

Сама же песня была дописана уже в Германии, и до сих пор является там самым известным хитом URIAH HEEP. В немецком хит-параде «Lady in Black» провела на 1-м месте 13 недель, и вскоре получила премию "Золотой Лев" - европейский аналог "Грэмми". Зато в Британии она даже на сингле не вышла...

Похожим образом Хенсли написал и другую замечательную композицию «The Park». Первыми появились стихи, где описывались красоты майского парка, а в последнем куплете неожиданно сообщалось, что здесь похоронен брат лирического героя, погибший на войне. Как говорилось в аннотации самих ХИПОВ: «Здесь группа интерпретирует печально неизбежные стороны жизни».
Музыка же появилась позже, когда в одном из домов Гамбурга в руки Хенсли попалась старинная фисгармония.

Кен Хенсли:
«...я верю, что у слов есть и ритм, и мелодия. Лично для меня очень легко подобрать хорошую мелодию под слова - после того, как эти слова уже написаны. В противном же случае мне очень тяжело».

Учитывая содержание текста, мелодия вышла одновременно прекрасной и печальной. Удивительно, что столь впечатляющего результата удалось добиться очень лаконичными средствами - снова два аккорда в основе, минимум инструментов, множество пауз, и поверх этого - деликатный фальцет самого Хенсли.

А вот критики, оценивая альбомы URIAH HEEP, выбирали совсем другие выражения. Ещё по поводу первой пластинки журналистка "Rolling Stone" Мелисса Миллз писала так: «Если эта группа добьется успеха, мне придется покончить собой. С первой же ноты их не хочется слушать дальше. URIAH - это в десять раз разбавленный JETHRO TULL, только еще более занудный и бессодержательный».

Что касается альбома «Salisbury», то здесь особому остракизму критиков подверглась заглавная композиция, которую сами ХИПЫ называли своей "первой попыткой крупномасштабного композиторства". 16-минутную рок-сюиту с модной тогда оркестровой аранжировкой обозвали претенциозным подражанием "Концерту группы с оркестром", записанным DEEP PURPLE за два года до этого. Возможно, эта композиция и уступает грандиозным «Childe In Time» или «Stairway to Heaven», но столь суровой критики она явно не заслуживала.
Единственное, что действительно смущало, так это название. Дело в том, что Солсбери - это равнина в Уилтшире, где было две достопримечательности: знаменитый Стоунхендж и крупнейший английский полигон НАТО. То, что группа вкладывала в название альбома именно антивоенный пафос ясно по обложке, где изображён английский танк "Chieftain".

Вот только в тексте одноимённой песни ничего подобного нет - сплошные любовные нежности и любовные же страдания...

Вторая попытка "крупномасштабного композиторства" принесла более впечатляющий результат. Речь, конечно, идёт о 10-минутной композиции «July Morning» («Июльское утро») со следующего альбома «Look at Yourself» (1971).

Кстати, молодые меломаны, вертя в руках нынешнее «компактное» переиздание альбома «Look At Yourself», вряд ли смогут оценить тот восторг, который испытывали обладатели виниловой пластинки. Дело в том, что посередине конверта оригинального издания 1971 года была вклеена фольга, в которую можно было глядеться как в зеркало, к чему, собственно, и призывало название пластинки – «Посмотри на себя».

Также у юных слушателей может возникнуть вопрос – почему такая эпическая вещь, как «Июльское утро» втиснута в середину альбома, а не в завершение (как стоило бы ожидать). На самом деле эта песня стояла в конце – вот только в конце первой стороны пластинки. Такие вот издержки технического прогресса...

Основную мелодическую линию «Июльского утра» снова сочинил Кен Хенсли.

Кен Хенсли:
«Я эту песню написал в 70-м году. То есть это было во время турне, посередине турне по Англии, сидел в автобусе, ждал остальных они там везде бегали вокруг, и я очень долго просидел в автобусе в ожидании. Что оставалось делать? Взял гитару, стал наигрывать, и постепенно пришла песня. И это действительно было июльское утро, более того это было 3 часа утра...».

Однако окончательный вариант песни оформился прямо во время репетиции и был, по сути, «склеен» из трех разных заготовок.

Кен Хенсли:
«…подключились остальные музыканты, и песня обрела свою плоть и кровь. Вы знаете, когда я сочиняю какую-то композицию, то вначале она звучит совсем иначе, чем в окончательном варианте в исполнении группы. Обычно при сочинении я использую либо только гитару, либо только пианино».

Мик Бокс:
«На момент работы над песней я приболел, когда же после простуды я снова появился на репетиции, то увидел, что ребята так и не продвинулись с мертвой точки. Дело в том, что все три отрывка были сочинены в одной тональности – си минор, что для столь продолжительной композиции грозило однообразием. И нам уже вместе пришлось добиваться, чтобы эти части органично, и в то же время рельефно, сочетались друг с другом. Так и появилась «July Morning».

Нежное органное вступление, похожее на первые лучи солнца, постепенно наполняется звуками других инструментов и, развиваясь, приобретает поистине драматический накал. Вокалист и автор текста песни Дэвид Байрон пронзительным фальцетом поет о поисках любви и приходе утра после грозовой ночи. В музыке соревнуются три инструмента – гитара Мика Бокса, электроорган «Hammond» Кена Хенсли и «Moog» - личный синтезатор музыканта со стороны - Манфреда Мэнна. Так как «Moog» был в те времена инструментом редким и очень дорогим, то Мэнн поставил условие – играть на нём он будет сам. Хенсли, скрепя сердце, пришлось согласиться. А вот продюсер Джерри Брон считал участие «чужака» в записи песни очень плодотворным.

Джерри Брон:
«До этого песня существовала очень долго и не развивалась. Я предложил пригласить Манфреда Мэнна, чтобы он сыграл на муге: это было в то время нечто новое. Он пришёл в студию, послушал музыку и сказал: «Тут же один аккорд: ничего с этим я не смогу сделать!» — Я ему: «Нет же, Манфред, сможешь!» Он уходит, спускается вскоре по лестнице. «Нет, не сработает», — говорит. Я ему: «Манфред, то, что ты сыграл, — фантастика!» Он: «Серьёзно? Ты правда так думаешь?» — «Разумеется! Пострясающе!» Он: «Ну, так это пустяки: я могу сделать намного лучше». Уходит, возвращается: «Ну, что скажешь?» — «Очень хорошо, но первое соло было лучше». — «Лучше? Ну, так я могу сделать такое, что будет лучше этих двух!» Возвращается: «Ну что?»… Наконец, я говорю ему: «Ты только что сыграл пять потрясающий сольных партий. Мы используем из каждой по кусочку — и запись будет готова!».

Кен Хенсли:
«Когда мы записывали в студии эту песню, в первом дубле, играя соло, я сделал ошибку. У меня большие и довольно толстые пальцы, и иногда я цепляю лишние ноты. Мы сделали еще четыре дубля, я больше не ошибался. Но когда прослушали, звучало как-то не так… В результате мы оставили тот первый вариант...«July Morning» является одним из самых лучших примеров того, чего достигла группа к тому времени, привлекая динамику, игру света и тени в наше звучание».


URIAH HEEP – «ИЮЛЬСКОЕ УТРО»
(подстрочный перевод С. Аксёненко):

Июльским утром
Я искал любовь.
С силой нового рассветного дня
И прекрасного солнца.

Под звуки пенья первой птицы
Я уезжал домой.
Штормовая ночь осталась позади
В моей дороге.

С приходом дня я понял,
Что ищу тебя.

Я искал любовь в чужих местах,
Я сделал всё возможное ,
Я вглядывался в более, чем тысячу лиц,
Но никто не знал об огне горящем

В моем сердце,
В моих мыслях,
В моей душе.

Альбом «Look at Yourself», наконец-то, пробился в британский ТОП-40. А окончательно пробить стену англосаксонского высокомерия URIAH HEEP удалось лишь на следующем альбоме «Demons and Wizards» (1972), благодаря энергичной композиции «Easy Livin'». Правда, в Британии она хитом так и не стала, зато пробилась в ТОП-40 США. С этого момента у группы начался стабильный коммерческий успех, и уколы критики стали не так болезненны.

URIAH HEEP сумели выстоять даже после ухода такого яркого такого яркого фронтмэна, как Дэвид Байрон (взять хотя бы достойный хит «Sympathy», записанный в 1977 году с новым вокалистом Джоном Лоутоном).

А вот после ухода в 1979-м главного композитора - Кена Хенсли - «золотые» деньки группы оказались сочтены. С этих пор и «Июльское Утро», и «Леди в Чёрном» слушатели могут услышать, как на концертах очередного состава URIAH HEEP, так и на сольных выступлениях бывшего клавишника.

Из интервью Кена Хенсли, журнал «Classic Rock» 2008 г.:
«- В Болгарии существует ежегодный фестиваль "July Morning", названный в честь песни URIAH HEEP. Вы будете выступать на этом фестивале с Джоном Лоутоном. Каковы вашти ожидания?
- Я... счастлив, что до сих пор эта песня имеет огромное значение для людей. 1 июля, когда встаёт солнце, люди даже отмечают этот день звуками этой песни. Потрясающе! Я думаю, мы должны начать концерт в половину шестого утра вместе с восходом солнца».

Каверы на "Lady In Black":

Blackmore's Night - Lady In Black (2013)
Фолк-версия.

Frozen Land - Lady in Black (2012)
Жёсткая версия.

Ensiferum - ''Lady In Black'' (Uriah Heep Cover 1997)
А тут тебе и фолк и тяжесть.

Gregorian - Lady in black
Ну и знаменитые перепеватели хитов в стиле католических хоралов. Куда уж без них.

Ivana Spagna - Lady In Black
А вот и женщина подтянулась. Очень современная версия.

LEMON - Nainen Tummissa (Lady in Black )
На финском. Вот это язык.

Mago de Oz - Famoso 
На испанском.

Arakain - Slecna zavist (Lady In Black) (1998)
На чешском. Называется "Леди Зависть". Особенно веселит чешская строчка про "жирный павучин" (видать, "жирный паук").

Ещё песни URIAH HEEP:

Uriah Heep - Tales (1972)

Uriah Heep - Traveller In Time - Live 1973

Uriah Heep - Sunrise (1973)

Uriah Heep - Dreams (1974)

Uriah Heep - We Got We (1974)

Uriah Heep - Illusion (1977)
Красивая атмосферная вещь.

Uriah Heep - Choices (1977)

Uriah Heep - The Dance (1977)

Uriah Heep - Love Or Nothing (1978)
Ну, просто ВИА 1970-х.:)

Uriah Heep - I'm Alive (1978)

Автор: Сергей Курий 


   

« назад «





СМИ о нас

журнал "TravelNews",
№7-8/2003
«ТАКОГО ЖУРНАЛА В УКРАИНЕ НЕТ!»


журнал "Планета Легенд",
№1/2004
из обзора «Что читает и на какие издания подписывается Украина?»