Журнал для интеллектуальной элиты общества  
 
 

Архив статей

 2004 / №03-04

19.11.2004 Lady in Rock <часть 1>
/С. Курий/ "Твое Время" №3-4/2004

"…Ведь, собственно говоря, женщина в музыке играет
второстепенную роль. В творческом смысле, я имею в виду,
в создании музыки. Тут у нее действительно второстепенная
роль. Или вы знаете хотя бы одну женщину-композитора?".
(П. Зюскинд "Контрабас")

 С мнением уважаемого П. Зюскинда трудно согласится. Хотя, конечно, он рассуждает о классической музыке, а формировалась вся классика в XVIII-XIX веках, когда сочинение симфоний и кантат считалось истинно мужским делом. А женщинам долгое время позволялось лишь петь и пиликать на скрипках под внимательными взглядами мужчин-дирижеров.
 Поп-музыка на первых порах не сильно отличалась в своем подходе к женским музыкальным талантам. Но во время молодежной революции конца 1960-х — социальной, музыкальной, сексуальной — с ее идеями равенства и братства всех полов, социальных слоев и национальностей —женщины стали активно выдвигаться вперед. И оказалось, что музыкальными талантами Бог женщину не обделил.1 Безусловно в процентном соотношении женщины-композиторы в поп- и рок-музыке долгое время уступали (и уступают) мужчинам, но в отличие от той же поэзии или изобразительного искусства их усилия более плодотворны.В коммерческой поп-музыке женщинам приходится еще тяжелее из-за творческого диктата и пренебрежительного отношения к ним продюсеров (а продюсеры сейчас на 99% мужского пола).

 "Меня никогда не приглашали на встречи, где обсуждались контракты. Я лишь ставила свою подпись в контракте после всех их обсуждений. А потом мне же приходилось горько за это расплачиваться".
(Шер, из интервью журналу "Rolling stone")

 "Одни случай буквально снес мне крышу. Представитель звукозаписывающей фирмы поинтересовался, когда остальные участники GARBAGE, которые, как известно, являются мужчинами, закончат написание нового материала для меня, безмозглой дурочки. Это равносильно моральному изнасилованию. Пренебрежительное отношение к женщинам в шоу-бизнесе меня убивает, к нам относятся, как к проституткам".
(Ширли Мэнсон, вокалистка GARBAGE)


 Тем более, если в творческой поп- и рок-музыке именно содержание произведений диктует имидж, то в коммерческой — сперва создается имидж, а уже исходя из него создается музыкальный материал. Вот почему количество красивых женщин в поп-музыке так велико. "Имидж — все! Остальное — прилагается". К сожалению, в первую очередь, это относится к "попсе" СНГ, где количество безголосых, но длинноногих певиц явно зашкаливает. Или вспомните хотя бы Ванессу Мей, которой помогла прославиться не столько виртуозная игра на скрипке (специалисты единогласно отзывались о ней весьма скептически), сколько удачно найденный образ: экзотичная сексапильная китаянка, водящая смычком под электронные ритмы.
 В результате такого подхода количество женских имен в поп-музыке всегда было довольно внушительным, но творчески самостоятельных личностей здесь единицы. Именно поэтому я сознательно не собираюсь касаться в данной статье поп-звезд (к тому же, их и так все хорошо знают). Поп-музыка с ее поверхностностью, нарочитым весельем и сентиментальностью всегда была свойственна жизнелюбивой и эстетичной женской душе. Но если мы собираемся касаться именно женского творчества, придется обратиться к року.


Made in West

"…Что мы скажем нашим детям,
когда матери пойдут на войну?
Что мы сделаем к черту,
когда женщина станет войной?".
(В. Бутусов "Новые Легионы")

 Специфика бесшабашной рок-н-ролльной жизни делает карьеру рок-женщины довольно однообразной с весьма небольшим количеством вариаций и исключений. Сперва бабочки купаются в пламени творческих амбиций и всевозможных соблазнов — скандалят и выпендриваются, ведут беспорядочную половую жизнь и принимают алкогольно-наркотические допинги. Если допинги увлекли рок-звезду по-серьезному, далее может быть два варианта: "белые тапочки" с посмертной славой или "комната с белым потолком и правом на надежду" в какой-нибудь реабилитационной клинике. Если же до серьезного подсаживания дело не дошло, рокерша утихомиривается, заводит мужа, детишек и уходит в безвременный отпуск. Спустя несколько лет, отдохнув и заскучав, она стремится вновь войти в музыкальный мир, чаще всего ее вспоминают, сдержанно хвалят за былые заслуги, но… поезд ушел. Можно, конечно, податься в коммерческую поп-музыку, но это уже другая тема…
 Обратимся же непосредственно к истории рок-музыки, восстановим в памяти имена и лица рок-героинь второй половины ХХ века. Учитывая хрупкую девичью конституцию, они действительно героини. Недаром рок-н-ролл с его агрессивностью, маргинальностью, склонностью к крайностям и нездоровому образу жизни долгое время был чисто мужским искусством (в отличие от джаза он не баловал даже вокалистками).

 Первым рок-н-рольным голосом по праву можно назвать Бренду Ли — миниатюрную девушку с очень уверенным вокалом. "Отчасти пропитый, отчасти негроидный, а в целом такой женственный" — так характеризовали его критики. Правда, с эпохой этому вокалу не повезло. 1960 год был времечком, когда старый рок-н-ролл в духе Чака Берри и Элвиса Пресли уже свое отжил, а новый в лице хлопцев из BEATLES еще не родился. Так и пришлось Бренде Ли перейти в основном на рок-баллады, что впрочем не мешало ей попадать в "топ" даже в 1966 году, когда ливерпульская четверка, казалось бы, оккупировала все верхушки хит-парадов.

 Более повезло фолк-певицам (бардам по-нашему) — Джоан Баез и Джоан Митчелл. У фолка всегда была своя крепкая аудитория с идеями о равенстве и братсве, и женщина с гитарой никого не удивляла. Правда, сперва фолксингеры рок-н-ролл презирали, считая его примитивной музычкой для тинейджеров. Но постепенно с легкой руки Боба Дилана два жанра пересеклись. Рок передал фолку свою форму и мощь, а тот в свою очередь, внес в рок-музыку серьезное содержание. Фолк-певцы всегда были довольно серьезны и социально активны. Джоан Баез не была исключением, даром что женщина — и на демонстрации ходила, и во время Вьетнамской войны налоги платить отказывалась, а в 1974 году даже выступала в Ханое, рискуя быть попасть под бомбардировку. На такую храбрую, талантливую, да и симпатичную девушку не мог не обратить внимания Боб Дилан, и их творческие взаимоотношения на какой-то момент переросли в личные.

 Но особое место в роке 1960-х годов занимают женщины, прославившиеся не столько своим творчеством, сколько тем, что вдохновляли на творчество своих любимых мужчин (иногда таких мужчин было одновременно несколько).
 Так Мариан Фейтфул (в жилах которой текла кровь австрийской баронессы, сбежавшей из нацистской Вены в Великобританию), несмотря на благородное происхождение, вела жизнь настоящей "плохой девчонки". Она была "музой" почти всех участников группы ROLLING STONES. Именно для нее была написана душещипательная баллада "As Tears Go By", а она подарила "роллингам" текст песни "Sister Morphine". Про "Сестру Морфий" Мариан знала не понаслышке, все газеты обошла фотография 1967 года, где Фейтфул со своим "гражданским мужем" Миком Джаггером выходят из зала суда, где им вменяли в вину хранение наркотиков. За насыщенную жизнь в конце 1960-х Мариан пришлось заплатить по полной. Ребенок от Джаггера умирает не родившись, затем — попытка самоубийства, потом —лечение от алкоголизма, общество анонимных наркоманов и восьмилетнее уединение на своей вилле. Белокурая тонкоголосая красавица превратилась в усталую хриплую даму, пишущую воспоминания про минувшие славные деньки.

 Вторая знаменитая "рок-муза" — Нико — также славилась красотой, приверженностью к наркотикам и свободной любви. Эта бывшая фотомодель всегда вертелась в центре творческой богемы: водила дружбу с основателем поп-арта Энди Уорхоллом, пела на первом альбоме группы VELVET UNDERGRAUND и была любовницей Лу Рида, Боба Дилана, Джима Моррисона, Брайана Джонса и даже Алена Делона. Выдержав бессчетное количество наркотических ломок, Нико умерла в 1988 году от испуга и последовавшего за ним паралича, когда ее велосипед нечаянно зацепила машина.

 Но  самой известной "рок-музой" безусловно была и будет Йоко Оно, "альтер эго" Джона Леннона, сумасбродная японка, рассорившая его с Маккартни и устраивающая с мужем то обнаженные съемки на обложке совместного альбома, то антивоенные акции протеста… в постели! Недаром именно Леннону принадлежит нескромная фраза о том, что "за спиной каждого великого мужчины стоит великая женщина".

 Впрочем, стоять за спиной великих мужчин женщинам вскоре надоело. Все больше появляется рок-групп с "фронтвуменами", некоторые из которых не только поют и всячески радуют зрителей, но и пишут неплохие песни. Так, пришедшая в группу JEFFERSON AIRPLANE в 1967 году девушка Грей Слик тотчас одарила ее двумя хитами — "Somebody To Love" и "White Rabbit" (т.е. "Белый Кролик" — открытой аллюзией из Льюиса Кэрролла и замаскированной одой наркотикам). Да, это было время хиппи, цветов, свободной любви и наркотиков, казавшихся тогда безобидными стимуляторами или даже панацеей, способной изменить мир к лучшему. На знаменитом Вудстоке в 1969 году Грей Слик в песне "Voluntares" восторженно выкрикивала: "Надвигается революция! Мы — добровольцы Америки!". Впрочем, обдолбанным "революционеркам" скоро стало не до революции. Грей Слик пошла по пути "свадьба — дите — творческий отпуск — развод — лечение от алкоголизма — коммерческий рок".

 У самых же активных "революционерок" конец был более грустным, как у еще одной звезды конца 1960-х — Джанис Джоплин. Она выступала на том же Вудстокском фестивале и запомнилась эмоциональным и хриплым блюзовым вокалом, перепевкой Гершвинского "Summertime", а также ернической американской "молитвой": "Боже, пошли мне "Мерседес-бенс". 4 октября 1970 года Джоплин не явилась в аэропорт на встречу с женихом. Ее нашли в отеле, уткнувшуюся лицом в ковер… Передозировка героина… Продолжения не будет…

 Кроме таких максималистов по жизни было немало певиц, только подражающих хиппи. Иногда вполне удачно. Наверное, мало кто сейчас знает, что знаменитая поп-дива и актриса Шер, на теле которой не осталось ни одного места, где не "ступала" бы рука пластического хирурга, была когда-то символом "хипповой девчонки". И пела вместе со своим мужем (естественно, теперь бывшим) соответствующие образу песни — должен признаться довольно симпатичные. Мелодия по крайней мере одной из песен — "Little Man" —должна быть хорошо знакома каждому, кто видел второй выпуск мультсериала "Ну, Погоди!". Кстати, эта чернявая красотка — дочка турецкоподданного армянина, и настоящая ее фамилия Шерелин Саркисян.

 Не менее колоритную национальность имеет вокалистка группы SHOKING BLUE — Маришка Вереш. Она — полувенгерка-полунемка, а в юности еще и играла на скрипке в цыганском ансамбле. Если добавить к этому, что сама SHOKING BLUE — группа голландская, то ее широкая популярность не может не удивлять. Хотя у популярности две стороны. Вот и SHOKING BLUE у нас помнят в основном по песне "Venus", более известной как "Шизгара" (такой странный вид приобрела в голове нашего меломана строчка "She's Got It…"). А ведь у голландской группы немало других превосходных песен, достаточно сказать, что SHOKING BLUE уважали такие неординарные личности, как Егор Летов и Курт Кобейн (последний даже включил в дебютный альбом NIRVANA фрагмент песни "Love Buzz").

 Зато в СССР необычайную популярность (чуть ли не большую, чем в Великобритании) приобрела Сюзи Кватро — маленькая девица с большой бас-гитарой, игравшая традиционный рок. Особенно врезался в память советских меломанов дуэт Сюзи с Крисом Норманом — лидером SMOKIE, еще одной группы, имевшей у нас явно завышенный статус (по сравнению с мировым).

 Во второй половине 1970-х на смену длинноволосым "детям-цветам" приходят злобные шокообразные "панкушки". Именно во времена панк-рока женщина окончательно обрела самостоятельную творческую ценность. Этот, казалось бы, самый "неженственный" стиль славится наиболее творчески оригинальными и активными представительницами прекрасного пола.
 Впрочем, прекрасные здесь были не в особой чести. К внешности отношение должно было быть либо наплевательским, либо ей должен был придаваться устрашающий вид. Первым "гадким утенком" стала костлявая Патти Смит, исполнявшая злобные песни с хорошими стихами и нарочито брутальной музыкой.
    "Мать говорила:
    "Все, что требуется — это любовь".
    Но как она не старалась,
    Все равно теперь живет в одиночестве"
— выносила Патти приговор поколению и идеям хиппи. Ее альбом "Horses" (1975 г.) считают непосредственной предтечей панк-рока как стиля.

 "…вместе с Патти Смит на сцене появился новый тип женской рок-звезды. До этого времени женская интеллигентность проявлялась в пассивной форме (певица Джонни Митчелл) и лишь с появлением Патти мы получили агрессивный сексуально освобожденный интеллект".
(Ч. Мюррей)


 И действительно, несмотря на внешнюю неприглядность, недостатка в любовниках "мама панка" не знала. В рокерской среде любая подруга и соратница не остается "невостребованной". В 1979 году Патти записала свой последний альбом, сказала всем "Пока!" и пошла по схеме "муж (из гитаристов) — дите — ностальгическое возвращение через десяток лет".

 Вместе с Патти не мешает вспомнить еще одну не красавицу, обладающую, тем не менее, притягательным имиджем "городской сумасшедшей". Я говорю о Пи Джи (Полли Джей) Харви — взбалмошной альтернативщице 1990-х, в музыке которой смешались гитары, электроника и всякие шумы. Однако в душе она была настоящим панком и мужчинам в ее песнях доставалось изрядно. Так, в песне "50 ft Quennie" пятидесятифутовая женщина, объевшаяся стимуляторов роста, пытается раздавить своего крошечного никчемного мужа, а в песне "Legs" женщина отрезает любимому ноги, чтобы… он не ушел к другой. Правда, сама Пи Джи в интервью совершенно не хочет прослыть феминистской, говорит, мол, ничего против мужиков я не имею, а это… просто юмор у меня такой. За свою внешность она тоже не особо переживает: "Мне нравится, глядя в зеркало, находить у себя морщинки и седые волосы! Клянусь!". Ну, у каждого свои радости…

 Но вернемся к панк-леди конца 1970-х. Знакомьтесь — "устрашающий" вариант панк-рока — Сиукси Сиу (в миру Сюзи Даллион) — обличие и голос группы SIOUXSIE & the BANSHEES. Кроме хороших песен и неуживчивого характера, Сиукси знаменита еще и своим "вампирским" имиджем (вся в черной-черной коже, на лице черный-черный макияж, на голове черные-черные волосы и все дыбом!). Шокировать она умела: с этой целью и свастику на щеке рисовала (за что ее пожурили идейные панки из группы CLASH), и голой с Джонни Роттеном (лидером SEX PISTOLS — группы, основавшей панк) фотографировалась. Порывистая и безбашенная "вампирша" сколотила группу за день до дебюта, и первое выступление было по-настоящему ужасно (да другим оно быть и не могло). Сама же Сиукси, мало того, что не разочаровалась, но даже сказала: "Надо было продолжать играть, пока зрители сами бы нас не прогнали". Впрочем, постепенно песни становятся все краше и краше, а вслед за ними перевоплощается и "ужас, летящий на крыльях ночи" (как оказалось, довольно красивая женщина). 

 Однако самой красивой женщиной панк-рока безусловно признана Дебби Харри — эффектная блондинка из группы BLONDIE, известная защитница прав сексуальных меньшинств. Однако нехарактерная для этого жанра красота вокалистки смотрится вполне органично, если учесть, что панк у нее все-таки был попсовый, "по заказу времени", как и "хипповые" песни Шерелин Саркисян.
 Кстати, по недавнему опросу английской музыкальной газеты "Sunday Express" Дебби Харри попала в первую десятку певиц-красавиц (4 место). Из рокерш туда же попали уже упомянутые Мариан Фейтфул (9 место) и покойная Нико (6 место). Остальные места заняли в основном поп-дивы, а на вершине уселась "пубертатная радость" — Бритни Спирс.

 Десятое место заняла Кейт Буш и вместе с этой красавицей мы постепенно покидаем жанр панк-рока. Отнести творения Буш к какому-либо жанру сложно, но это явно не чисто коммерческий поп. Природа наделила сию женщину не только красотой, но и множеством талантов. Во-первых, она хорошо и очень экспрессивно поет (красиво, но с разными взвизгами и прочими "спецэффектами"), во-вторых, пишет песни и играет на фортепиано, в-третьих, танцует и ставит пантомиму, в-четвертых, сама режиссирует свои шоу, и в-пятых, оформляет обложки альбомов. Песни ее варьируют от лирических баллад до бессловесных шаманских завываний. Кстати, на виниле, изданном еще в СССР, многих забавляла песня "Babooshka". Однако это отнюдь не воспоминания Кати о своих русских корнях — "Бабушка" по-английски — это завязанный на русский манер (узлом сзади) платок.

 Сюзан Вега не так жгуче красива, как Кейт Буш, но не менее талантлива как автор песен. Корни их лежат в фолк-роке, но они неузнаваемо изменены с учетом современных музыкальных достижений. Когда в начале 1990-х канал "Останкино" знакомил жителей страны Советов с таким западным "достижением", как MTV, многим наверное въелась в память незатейливая мелодия, исполненная хаус-дуэтом DNA (жаль со страниц журнала ее не напоешь). Мало кто знал, что это всего лишь ремикс на песню Сюзан Веги "Tom's Dinner" (в оригинале это коротюсенькая напевка без всякого музыкального сопровождения). После двух альбомов певица пошла по пути "свадьба — ребенок — творческий отпуск — достаточно успешное возвращение".

 "Хеви-металл", расцвевший буйным цветом во второй половине 1980-х, несмотря на свою гипертрофированную "мужественность", тоже имеет своих героинь — Литу Форд (вспомните балладу "Close My Eyes" в дуэте с Оззи Осборном) и Доро Пеш (вокалистку западногерманской группы WARLOCK). Впрочем, если не принимать во внимание саму экзотичность роли "металлических дев", то особый интерес их творчество вряд ли вызовет.

 В конце 1980-х годов на мировую рок-сцену, традиционно облюбованную американцами и англичанами, врываются представители других народностей. И женщины в этом "нацнашествии" играют далеко не последнюю роль.
 Первыми возмутителями спокойствия стали ирландки. Шинед О'коннор кроме национальности запомнилась своей бритой головой, прекрасным голосом и импульсивными скандальными поступками: то во время войны в Персидском заливе откажется открыть свое выступление американским гимном (была в США такая традиция), то перед телекамерами портрет папы римского порвет с криком "Одолей врага!", то гадости какой-то наглотается от семейных проблем. Но время "и ее вылечит". Песни становятся тише, поведение сдержанней, внешний вид — женственней (кто видел Шинед в клипе в вечернем платье и белом парике, подтвердит это).
 Вторая ирландка вела себя более прилично, хотя тоже позволяла себе проявить гонор. Так, во время одного из интервью, услышав очередной идиотский вопрос "Зачем вы покрасили волосы?", она встала и оставила любознательную журналистку в полном одиночестве. Звали эту ирландку Долорес О'райордан и родилась она в Лимерике — городе, давшем название одному забавному поэтическому жанру… нечто вроде следующего:

    "Песни Долорес, что из Лимерика,
    Внезапно узнали в Америке.
    Она спела про зомби
    Так, что выпали пломбы,
    А у многих случилась истерика".

 Песня "Zombie" из альбома 1995 года действительно поражает неистовостью исполнения и характерным горловым "кельтским" вокалом. Все последующие альбомы CRANBERRIES (именно так называется группа, где поет Долорес) были достаточно хороши — они органично совмещали красоту и мелодичность с жестким драйвом и эмоциональностью. И хотя критики частенько "кусают" группу за то, что она долго не берет "следующего барьера", чего греха таить, мне CRANBERRIES нравятся и на этом уровне.

 Третье, и самое оригинальное, дитя северных островов — Бйорк Гудмунсдоттир, которую по вполне понятным причинам именуют только по имени. Дело в том, что Бйорк из Исландии — страны холодной и настолько пустынной, что, приехав в детстве в Норвегию девочка испытала настоящую клаустрофобию ("слишком много деревьев и мало мха"). С 11 лет наша героиня уже пела в рок-группах, а с выходом в 1993 году сольного альбома "Debut" зарекомендовала себя как самобытная инди-певица, творчество которой невозможно назвать одним словом. Бйорк постоянно экспериментирует и это не всегда легко слушать.
 Мировая известность иногда выходит и боком. Так, лет пять назад какой-то маньяк, влюбленный в Бйорк "на расстоянии", застрелился перед телекамерой, не в силах простить ей "измену" с чернокожим певцом. А перед самоубийством (записанным на видеокассету) оскорбленный "Ромео" послал исландской "Джульетте" посылку с книгой, при раскрытии которой ей в лицо брызнула бы кислота. К счастью, опасный груз был вовремя обезврежен.

 Закончить нашу галерею хотелось бы личностью Кортни Лав — наверное, последней яркой рок-звезды женского пола, долгое время подкидывающей "желтой прессе" темы для смакования. Ее группа HOLE (название уже имеет грубоватый подтекст) играет довольно жесткий рок, сама Кортни — наркоманка, драчунья, развратница и скандалистка —настоящая "мадонна вульгарис". Но главное — она жена Курта Кобейна, парня из NIRVANA, прославившегося на весь мир и покинувшего его с помощью выстрела в голову. Тем самым он не только автоматически перешел в "ранг святых рок-н-ролла", но и обеспечил жену с дочкой запасом мировой славы.
 К сожалению, приходится оставить в стороне Шерил Кроу, Аланис Мориссет и такие заметные коллективы 1990-х с участием женщин, как ELASTICA, GARBAGE, NO DOUBT, ECHOBELLY, CARDIGANS. Всего не охватишь, да и история — барышня близорукая, значимость ее персонажей лучше видна на расстоянии. С уверенностью можно сказать одно: творческая активность женщин в современной рок-музыке постоянно растет и, что радует, эти усилия далеко не бесплодны.

часть 2 >>>

   

« назад «





Комментарии к статье


Тинноретто "Женщины, играющие музыку".












1 — Кстати, в СССР, где равенство женщины также активно пропагандировалось, эстрада достаточно богата яркими женскими талантами (одна Пахмутова чего стоит!).















Ванесса Мей: скрипка, как элемент удачного имиджа.














































Бренда Ли — первый "рок-н-ролльный" женский вокал.





Джоан Баез — фолк-певица с повышенной социальной активностью.





Мариан Фейтфул — "муза" ROLLING STONES. Спустя много лет в песне, посвященной Нико ("Song For Nico"), она споет: "Она в дерьме. Но она чиста и невинна".




"Икона Нико" в исполнении Энди Уорхолла.





Джон Леннон и Йоко Оно — "Make love, not war!" — не словом, а делом!







Грей Слик из JEFFERSON AIRPLANE и Джанис Джоплин — женские идеалы эпохи хиппи.




Шерелин Саркисян, более известная как Шер, тоже была когда-то хиппи.





"Когда пришла Маришка, все сразу закрутилось, и один из первых синглов — "Venus" — стал великим хитом".
(Робби ван Лиувен, лидер SHOKING BLUE)




Сюзи Кватро — классическая рок-девчонка 1970-х.






Патти Смит — "гадкий утенок", предтеча панк-рока.





Полли Джей Харви. Красота — это страшная сила!





Сиукси Сиу — "леди-вамп".




Дебби Харри — настоящая BLONDIE панк-рока.





Кейт Буш — умница, красавица, поет, танцует и режиссирует свои шоу.





Сюзан Вега — не так красива, как Кейт Буш, но не менее талантлива.





"Металлические" дамы  —  Доро Пеш и Лита Форд.












Рок-девы северных островов Шинед О'коннор, Долорес О'райордан (Ирландия) и Бйорк (Исландия).



























Кортни Лав — настоящая "мадонна вульгарис".