Журнал для интеллектуальной элиты общества  
 
 

Архив статей

 2004 / №03-04

19.11.2004 Ирония судьбы или трезвый расчет?
/С. Аксененко/ "Твое Время" №3-4/2004

Автор: С. Аксёненко                                                                                                                                                                                                          


" — Вы считаете меня легкомысленной?"
(Надя, из к/ф "С легким паром!")

 Принято считать, что фильм "Ирония судьбы, или С легким паром!" (1976 г.), за который режиссер Эльдар Рязанов получил Государственную премию СССР в 1977 году, повествует о высокой любви — любви, ломающей судьбы героев (ведь случайная встреча Нади и Жени расстраивает два почти состоявшихся брака). Но если посмотреть на этот сюжет свежим взглядом, забыть на время, что это романтическое кино, то история с перепутанными домами обретет совершенно конкретные знакомые жизненные реалии. Такова черта любого настоящего произведения искусства. Единственный навязанный "извне" поворот сюжета — это завязка фильма, когда совсем пьяного Женю (А. Мягков) его не совсем пьяные друзья по ошибке отправляют в Ленинград, где он по, аналогичному адресу попадает в чужую квартиру (даже ключ подходит!). Собственно, на этом "сказка" заканчивается и начинаются, пусть приукрашенные, преувеличенные и сдобренные юмором, но вполне логичные цепочки событий. И если не настраиваться сентиментально, то итог взаимоотношений главных героев окажется не неожиданной романтической вспышкой чувств, а классическим браком по расчету (по крайней мере, со стороны женщины).

 Итак, Надя (Б. Брыльска) рискует остаться одинокой: симпатичная женщина, недавно получившая (правда, вместе с мамой) неплохую (особенно, по советским меркам) квартиру в Ленинграде, в свои 34 года никак не может выйти замуж.1 Наконец появляется ОН… — в авторской задумке — носитель мещанской психологии, психологии расчета (а по мне вполне нормальный мужик) — Ипполит2 (Ю. Яковлев).
 Тридцать четыре года — это вам не двадцать, и даже не двадцать шесть… Для вполне успешной женщины не обзавестись в этом возрасте семьей означает жизненный крах, если не сказать катастрофу. Да, такие женщины в порядке компенсации часто отдают всю неизрасходованную энергию работе и делают неплохую карьеру (вспомним тот же "Служебный роман" или "Москва слезам не верит"). Но кому она нужна, эта карьера, если нет семьи, детей? Без всего этого нормальная женщина не может чувствовать себя самореализованной на "все сто".
 Поэтому Надя принимает решение в новом году обязательно выйти замуж ("последний шанс"), настраивает себя на брак любой ценой. К тому же, ОН — явно не простой работяга и не алкоголик, вроде спившегося слесаря,3 а вполне успешный мужчина (красивый, умный, солидный, решительный), скорее всего, руководитель или научный работник. Это видно и по манере "держаться" на людях, и по одежде, и особенно по наличию собственного автомобиля. Это сейчас, когда к нам хлынули дешевые иномарки и автомобилей стало больше, для поддержания социального престижа важно не то, есть ли у человека автомобиль, а то, какой у него автомобиль. В те же годы любой автомобиль был роскошью, а не только средством передвижения (кроме выдаваемых бесплатно "инвалидок"). Во многих городах существовал неформальный обмен — квартира на машину, или наоборот.
 Кстати, знаменитая ревность Ипполита, которой так тешатся главные герои, означает, что он все-таки любит Надю, а она его нет. Ведь Надя разрыв с Ипполитом пережила безболезненно, просто "уцепилась" за другого — и все. А Ипполит разрывом с Надей был потрясен — с сумасшедшей скоростью мчит на машине, "хочу умереть", говорит он во время знаменитого мытья в ванной (хотя из всех главных героев только у Ипполита не было бы проблем с браком).  Правда, положительные качества Ипполита имеют и обратную сторону — его "успешность" позволяет ему называть Надю "непутевой", "безолаберной". Но у кого из нас нет недостатков? 
 Надо сказать, что ревность Ипполита кажется нам чрезмерной только потому, что мы — зрители — можем посмотреть на ситуацию изнутри. Мы-то знаем, что Женя попал к Наде по ошибке, что у него ничего с ней не было. Но ведь Ипполит не знает этого. И любой нормальный мужчина на его месте не поверил бы чепухе с совпавшими адресами, а тем более — с подошедшими ключами. Судя по сюжету, Ипполит познакомился с Надей недавно, и глубоко узнать ее не мог. Поэтому, застав раздетого мужика в Надиной постели, он вполне логично мог бы подумать, что Женя с Надей "занимались любовью", потихоньку выпивая, пока Женя не впал в невменяемое состояние, а она не смогла (или не успела) вытурить его из квартиры до прихода Ипполита. Другое логичное объяснение этой ситуации трудно найти. Скажем, что если бы Надя сказала Ипполиту, что это ее знакомый, пришел к ней "никакой", и она не стала его выставлять на мороз… Но они-то говорят, что не знакомы!

 Итак, этот год для Нади удачен — она получила квартиру, "отхватила" себе "шикарного" жениха. Вот-вот выйдет замуж… И тут… И тут к ней "вламывается" пьяный Женя Лукашин. Брак с Ипполитом, счастливое светлое будущее Нади под угрозой. Что она делает в этой ситуации? Вначале она делает все то, что на ее месте делала бы любая женщина. Она всеми силами пытается спасти свой почти состоявшийся брак с Ипполитом. Но цепь объективных, не зависящих от ее воли, обстоятельств с каждым часом делает возможность этого спасения все более и более призрачной…

 Вот тут-то… Вот тут-то она начинает потихоньку присматриваться к своему непрошенному визитеру — представителю противоположного пола, волей судьбы находящемуся на одной с ней территории — к Жене Лукашину.
 Потихоньку она выясняет для себя следующее:
 а) Женя вовсе не "опустившийся", и пьянство — не более чем случайный эпизод его добропорядочной жизни;
 б) он пока еще не женат;
 в) он имеет (правда, тоже с мамой) квартиру в Москве;
 г) он имеет престижную на то время профессию врача;4
 д) он сильный (скрутил Ипполита);5
 е) он умный, рассудительный, интеллигентный (обращается на "Вы" даже будучи  в невменяемом состоянии);
 ж) он хорошо поет, следовательно, несмотря на неказистую внешность, в любой интеллигентной компании (т.е. в Надином кругу) с ним будет не стыдно показаться (для женщины статусность мужчины вполне может искупить невзрачность его наружности);
 з) он хорошо одет;
 и) он хорошо целуется, значит с сексуальностью у него тоже все должно быть в порядке;
 к) он мягкий, добрый, покладистый;
 л) он ревнует Надю к Ипполиту (выбрасывает его фото), значит вполне может Надю полюбить;
 м) он даже (!) моет посуду, т.е. и в домашнем хозяйстве пригодится.

 Пока Женины достоинства полностью еще не раскрылись, Надя решения принять не может (не все же сразу она о нем узнала, да и Ипполита бросать жалко пока еще), поэтому выгоняет обоих "претендентов в мужья" из квартиры, чтобы с мыслями собраться, взвесить все "за" и "против". О том, что сей мыслительный процесс шел, мы догадываемся по ее изменившемуся отношению к Жене и Ипполиту, да и любой человек, оставшись наедине с собой после столь бурных событий, волей-неволей займется их анализом. Разумеется, я не утверждаю, что Надя села с карандашом в руках и, как я, разобрала все по пунктам — у женщин ведь такой анализ идет на уровне подсознания в отличие от мужчин, которые вначале анализируют внешние данные женщин. И если эти внешние данные производят на них сильное впечатление, то это может на первых порах скрыть все недостатки.
 Недостатки обоих мужчин Надя оценивает реально, но, поглощенная одной суперцелью — выйти замуж, она закрывает на все глаза. Например, она никак не отреагировала на хамство Ипполита, когда он ее назвал "непутевой". Такое проглатывание оскорбления не присуще ее характеру, но Надя сдерживает себя, когда ей это надо. Ее "бойцовские" качества открываются зрителю, когда она имеет дело с мужчиной, который ее не интересует (в плане замужества): Надя легко ставит на место как Женю (до того, как приняла решение выйти за него замуж), так и Ипполита (когда осознала, что брак с ним не получится). И она несомненно продемонстрирует твердость своего характера, как только в паспорте появится штамп о замужестве.

 Кстати, все, о чем я пишу, в фильме показано достаточно явно. Но относиться к Наде романтически зрителя заставляет не только ее пение и высокие одухотворенные речи, но и то, что в фильме использована антитеза — противопоставление двух героинь — Нали и Гали. Режиссер и актриса, играющая Галю (О. Науменко), всячески подчеркивают, что она выходит замуж по расчету, что она — стерва.6 И когда трезвая Галя говорит правду о побудительном мотиве Надиного замужества — о последнем шансе — зрителю невольно не хочется в это верить, ведь правда вложена в уста отрицательной героини. Показательно и то, что именно Галя "раскусила" Надю еще до того, как Надя "раскусила" себя сама. Ведь в образе Гали женщина, выходящая замуж по расчету, "обнажена", а в образе Нади — "завуалирована". Галя своих планов от себя не скрывает, образ же Нади более тонок — в нем показана женщина, которая старается сама себе не признаваться в сути своих маневров. Психологически такая женщина всегда находит для себя высокое оправдание приземленных поступков. Кстати, как это ни парадоксально, но подобная поведенческая установка, заложенная природой в характер женщины, оказывается весьма выгодной для нее. Женщины мечущиеся, скрывающие от себя истинные побудительные мотивы своих действий в плане замужества, зачастую оказываются успешнее, чем их сознательно расчетливые и прагматичные подруги.
 К тому же трезвый ум лишает женщину "крыльев", которые придает ей то, что она ощущает как Любовь. Правда зачастую — никакая это не любовь, а влюбленность, борьба за свое место под солнцем, борьба за существование, одним из главных итогов которой есть возможность размножаться (в человеческой терминологии — возможность "вступить в брак", "завести свою семью"). Я здесь несколько намеренно использую биологическую терминологию, но не следует забывать, что Homo Sapiens — один из биологических видов. Да, конечно, в поведении человека есть ряд моментов, не присущих  остальному животному миру. Например, любовь. Любовь — это тоже борьба. Но одной из отличительных особенностей настоящей Любви — есть ее самоубийственный характер. Настоящая любовь драматична, и никогда не способствует жизненному успеху. Другое дело, что ее компенсаторные функции велики. Тем, кто прошел через нее, Она дает гораздо больше, чем все жизненные успехи вместе взятые. Но об этом мало, кто знает.

 Однако вернемся к фильму.
 Если мещанский образ Гали режиссеру удался и он достоверен, то Ипполиту мещанство, на мой взгляд, не присуще вообще. Оно навязывается ему режиссером искусственно. Мещанство Ипполита, по замыслу Рязанова, и романтизм Жени должны были быть продемонстрированы во время их разговора на морозе.
 Но Женя, несмотря на все свои философские монологи, не романтик, а "лапша", безвольно переходящая из рук в руки в борьбе двух сильных женщин. Поэтому спор Жени с Ипполитом, на мой взгляд, некорректен. Женя вовсе не выражает тех необузданных романтических качеств, которые ему приписывает Ипполит. Ипполит тоже не выражает того прагматизма, который ему приписал Рязанов.7 Наоборот, он — единственный романтик и единственный из героев фильма, который по-настоящему любит. А то, где моется человек — в бане или в ванной — вовсе не показатель романтизма. И в ванной можно оригинально помыться, скажем, не снимая пальто…
 И неправда, что Ипполит становится романтиком под влиянием новогоднего потрясения, ничто в его образе не указывает, что он не таков в остальной жизни.

 Женю же "облапошили". Вначале Галя (хоть он и говорит Наде: "Я ее всю жизнь искал"), потом Надя. "Моя Надя приехала", говорит он маме, которая видит все это безобразие, но не возражает особенно ни против той, ни против другой невестки, хотя обеих явно недолюбливает. Но внуков-то хочется понянчить…

 Что касается высокого стиля разговора Нади с Женей, пение песен на стихи модных в то время поэтов — так о чем же еще могут говорить между собой интеллигентные мужчина и женщина, оставшиеся наедине и не имеющие общих знакомых — не о политике же! Такие беседы всегда ведутся во время легкого флирта.

 Кстати, о песнях. Несмотря на то, что в фильме звучат песни на слова Б. Пастернака, М. Цветаевой, Е. Евтушенко и др., только одно имя Беллы Ахмадулиной произносится героями вслух ("Чьи это слова?" — "Ахмадулиной"). Те, кто работают в современном шоу-бизнесе, могут оценить размах раскрутки имени поэтессы, ведь все население многомиллионной страны каждый Новый год было приковано к экранам телевизоров. Тем более, что в то время не было десятков телеканалов, как сейчас, их было всего два.

 Хотя, на мой взгляд, фильм становится гораздо скучнее, когда Женя трезвеет и начинаются песни вперемешку с лирическими разговорами.
 Хорошо подобранная Э. Рязановым поэзия, особенно стихи о любви, также придают взаимоотношениям героев излишний романтизм и заставляют не замечать прагматичности поступков Нади. На этом фоне ее внезапный прилет из Ленинграда в Москву кажется проявлением настоящей любви, которой свойственно безрассудство.8
 Нисколько не отрицая наличия влюбленности у Нади после весело проведенной ночи, мне кажется, что ее ход был все же продиктован трезвым расчетом. "Куй железо, пока горячо!". Надя знала, что в отношениях Жени с Галей появилась "трещина", но знать наверняка, что они расстанутся не могла. Галя могла ведь, остыв от обиды, простить Женю и вернуться к нему. Ведь поведение женщин очень эмоционально, импульсивно, особенно в столь нештатных ситуациях. И поэтому, Надя отправляется в Москву. В самолете она должна была думать не только о Жене, но и о возможных "разборках" с Галей. Однако — "последний шанс" есть "последний шанс". Надя настроена решительно. И мне кажется, что, если бы она и застала Галю, то в борьбе за Женю вышла бы победительницей. Галя еще молода, у нее шанс на удачный брак явно не последний, поэтому  психологически она была слабее Нади, настроенной на бой "до последнего патрона".

 Будет ли счастлив брак Нади с Женей? Я думаю, да. Семья, имеющая две квартиры в самых престижных городах СССР, обеспеченная хорошей Жениной зарплатой (плюс Надя что-то зарабатывает), вряд ли распадется из-за материальных проблем.9 Надя будет доминирующей в семье, но Женей она будет управлять мягко. А история их неожиданной встречи будет придавать их браку своеобразный романтический шарм.

Сергей Аксёненко


См. также:

Три Остапа

"Братцы живодеры, за что же вы меня?!" (Чем плох профессор Преображенский)

   

« назад «





Комментарии к статье













1 — Кстати, примерно столько же лет и другой героине Рязанова из к/ф "Служебный роман". Людмила Прокофьевна (забавное отчество), которая тоже обеспечена хорошей квартирой, да и престижной работой впридачу, и тоже не может выйти замуж, пока не встречает того же Мягкова в том же имидже: нескладного, невзрачного, но оч-ч-чень хорошего героя, только именуемого Анатолием Ефремовичем (тоже отчество забавное).

2 — Забавное имя, почему-то сразу вспоминается незабвенный "Киса" — Ипполит Матвеевич Воробьянинов.

 

3 — Я сам слесарем работал и употребляю это выражение, не желая унизить представителей данной профессии, — слесарь слесарю рознь (кстати, спившийся художник— вариант настолько же вероятный, как и спившийся слесарь — тут творческая интеллигенция "смыкалась с народом"). Просто в советское время безработицы не было, а потерявшиеся в жизни люди постепенно опускались по шкале социальной иеархии до самых "непрестижных" профессий, откуда выгнать уже не могли (никто на столь мизерную зарплату на место уволенного не пойдет). Однако, и работой не обременяли, и на жизнь худо-бедно хватало.

























4 — Несмотря на то, что в фильме обыгрывается зарождение идеальной семьи советских интеллигентов, формально равных по статусу (он врач, она учительница), на самом деле профессия врача в то время была престижней учительской: зарплата выше, подношения от клиентов в виде шампанского и коробок конфет, а учителям тогда только цветы дарили. Да и конкурс в мединституты всегда был выше, чем в пединституты.

5 — Тот же Мягков в "Служебном романе" очень выиграл в глазах Людмилы Прокофьевны, когда дал пощечину негодяю.























6 — Стервозность Гали показана, на мой взгляд, гениально. Одно только слово "Обойдутся!" в адрес Жениных знакомых — Катанянов: сказанное героиней, уходящей с ключом от Жениной квартиры, раскрывает и ее тяжелый характер, и то что, ох, намучится с ней Женя в будущем, и то, что предполагаемый брак фальшив с самого начала и т.д.,  и т.п.


























7 - Ипполит даже свою машину - символ "мещанского благополучия" - разбивает.
























8 — Недаром драматизм расставания героев сопровождается чтением одного из самых трагичных стихотворений о любви — "Баллада о прокуренном вагоне…" А. Кочеткова (помните — "С любимыми не расставайтесь…"). Честно говоря, слушая это стихотворение, ожидаешь какого-то страшного поворота в судьбе героев.
 







 

9 — Материальные трудности, согласно статистике, главная причина разводов.