Журнал для интеллектуальной элиты общества  
 
 

Архив статей

 2004 / №03-04

29.03.2005 Lady in Rock <часть 2>
/С. Курий/ "Твое Время" №3-4/2004

<<< вернуться к части 1

Made in USSR & Russia

"Зеркала отражали любовно
Розы чистые в светлой росе,
И хотелось ей быть бесподобной,
Но при этом такой же как все".
("Клипсо-Калипсо",
песня из репертуара Насти Полевой)

 Более печальную картину можно наблюдать, обратившись к "одной шестой" части суши. Женщины в советской рок-музыке — явление редкое, а в современной российской — еще и творчески вторичное. Вторичное не по отношению к западным образцам, а к нашим, родным, из чего следует уже не вторичность, а третичность. Но перейдем к конкретике.

 Первой рок-н-ролльной "звездой" СССР, без сомнения, является первая солистка БРАВО — Жанна Агузарова — очаровательная "бабка-ежка", сумасбродная "марсианка", обладательница неповторимого голоса, аналогичного которому на просторах "одной шестой" пока не наблюдается. В 1984 году эта в общем-то безобидная группа привлекла внимание "органов", и Жанну "свинтили" прямо во время концерта.

 "…у солистки, надо сказать, был обнаружен чей-то чужой паспорт, в который она вписала что-то дурацкое — вроде "Иванна Андерс, датско-подданная". Счесть это изделие документом можно было только после основательной порции циклодола. Тем не менее Иванну-Жанну в течение более чем полугода перевозили из одного застенка в другой — из тюрьмы на экспертизу, с экспертизы обратно в тюрьму…".
(И. Смирнов "Время колокольчиков")


 Впрочем, все закончилось хорошо, и вскоре Жанна-Иванна пропела на всю страну в телепрограмме "Веселые ребята" свой "Ленинградский Рок-н-ролл" и "Верю Я". Однако на гребне всесоюзной славы Агузарова внезапно оставляет БРАВО и занимается сольной деятельностью, записав довольно любопытный "Русский альбом". Затем непредвиденно уезжает в Америку, откуда спустя время также непредвиденно возвращается, продолжая удивлять население диковинными интервью и редкими песнями. Несмотря на то, что однозначно к року, творчество Жанны не отнесешь, его значение для отечественной музыки (особенно это касается манеры пения) трудно переоценить.

 Вторая рок-звезда загорелась в 1987-89 годах, когда столицы СССР сотрясало музыкальное нашествие из Екатеринбурга во главе с НАУТИЛУСОМ ПОМПИЛИУСОМ. Именно во многом благодаря НАУТИЛУСУ страна узнала Настю Полеву, любовно опекаемую тандемом Бутусов/Кормильцев. Поэт НАУ Кормильцев написал для Насти все тексты ее дебютного альбома, Бутусов же подарил ей две яркие песни: игривую "Клипсо-Калипсо" и чарующую "Снежные Волки". Вскоре она научилась писать и сама.
 Надо заметить, что Насте чрезвычайно повезло: ее необычайно женственная, изысканная и не очень драйвовая музыка вряд ли могла бы прорваться в информационное поле в другое время. Аналогов подобного творчества в СССР/СНГ практически нет, из западных рок-див тотчас вспоминается упомянутая выше Кейт Буш (особенно открыто это влияние чувствуется на альбоме "Море Сиам").

 Третьей знаменитой рок-женщиной, безусловно, является Янка Дягилева, а по величине дарования, возможно, и первой. Родом она из сурового Новосибирска. Ее яростные и пронзительные песни с поэзией самой высокой пробы безусловно оригинальны и самоценны, хотя и испытали влияние двух ее друзей (а кое-кто говорит — и любовников). Александр Башлачев вдохновил фолковые мотивы в творчестве Янки, а Егор Летов ("продюсер" практически всех ее альбомов) привнес в звучание агрессию и злобу панк-рока

  "А мы пойдем с тобою погуляем по трамвайным рельсам,
  Посидим на трубах у начала кольцевой дороги,
  Нашим теплым ветром будет черный дым с трубы завода,
  Путеводною звездою будет желтая тарелка светофора.

  Если нам удастся, мы до ночи не вернемся в клетку.
  Мы должны уметь за две секунды зарываться в землю,
  Чтоб остаться там лежать, когда по нам поедут серые машины,
  Увозя с собою тех, кто не умел и не хотел в грязи валяться.

  Если мы успеем, мы продолжим путь ползком по шпалам.
  Ты увидишь небо, я увижу землю на твоих подошвах.
  Надо будет сжечь в печи одежду, если мы вернемся,
  Если нас не встретят на пороге синие фуражки.

  Если встретят, ты молчи, что мы гуляли по трамвайным рельсам,
  Это первый признак преступленья или шизофрении,
  А с портрета будет улыбаться нам "Железный Феликс",
  Это будет очень долго, это будет очень справедливым

  Наказанием за то, что мы гуляли по трамвайным рельсам,
  Справедливым наказанием за прогулки по трамвайным рельсам,
  Нас убьют за то, что мы гуляли по трамвайным рельсам,
  Нас убьют за то, что мы с тобой гуляли по трамвайным рельсам!"

 Янка так и не стала настоящей "звездой", да и не хотела. В то время, когда ее песни уже широко знали во всех тусовках, на нее саму чуть ли не молились, а Гребенщиков готовился организовать с ней совместный тур по городам и весям, рок-певица ушла из жизни. В мае 1991 года ее тело нашли в одной из сибирских речушек. Считают, что это было самоубийство.

 Однако Янка Дягилева со своим творческим нонконформизмом так и осталась "иконой" андеграунда. Следующую настоящую массовую женскую рок-звезду пришлось ждать еще целых шесть лет. Она пришла из башкирской Уфы (женскими талантами, как видите, богата в основном периферия) с ворохом хитовых песен и экзотическими именем и фамилией. Речь, безусловно, идет о Земфире Рамазановой, которой не так давно пророчили лавры "голоса нового поколения" и какое-то время она этим голосом была. Манера пения во многом напоминала Агузарову ("Девочка созрела" спета почти неотличимо от звонкоголосой Жанны), а по духу возникают (хотя и не лобовые) ассоциации с творчеством В. Цоя. К сожалению, Земфира слишком стремительно ворвалась в шоу-бизнес, поэтому не получила достаточного "кредита доверия" среди рокеров. К тому же, быстрая слава привела ее в ту же ловушку, что и лидера КИНО. Каждый последующий альбом выходил все более и более невыразительным, непрерывная эксплуатация шоу-бизнесом творчеству не способствует. Тем не менее, Земфира — девушка талантливая (хотя мне ее творчество и не близко), и тексты, и мелодии, и пение у нее на достаточно высоком уровне (бывает, правда, что в интервью какую-то глупость ляпнет, но ведь не в интервью дело).

 Из остальных новых российских женских рок-имен хотелось бы выделить только новую "надежду" рок-андеграунда — Светлану Чапурину. То, что она в детстве закончила музучилище по классу домры никого бы не удивило, не сделай она эту самую домру основным рок-инструментом. Правда, Светлана усилила ее бас-гитарой и ударником, в результате чего образовалась одна из самых интересных групп российского рока под названием ДОЧЬ МОНРО и КЕННЕДИ. Виртуозное владение домрой, оригинальный композиторский талант и абсурдные тексты, спетые энергичной скороговоркой, превращают песни Чапуриной в настоящее явление на фоне нынешней третьесортной рок-музыки. Впервые за 10 лет мне встретилась группа, которой трудно подыскать аналоги. Рекомендую, хотя это конечно не Земфира и массовая популярность ДОЧЕРИ МОНРО в ближайшем будущем не грозит. И все-таки то, что самой оригинальной рок-группой современности стала группа, возглавляемая женщиной, не может не радовать.


Made in Ukraine

"…танцюй, доки не заграє… музиченька".
(Руслана Лижичко)

 Я сознательно не уделяю внимания другим представительницам российского рока, хотя была интересная МАША с МЕДВЕДЯМИ, есть суровые НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ, экзотические КОЛИБРИ, забавная Чичерина, хиппистские Умка и Арефьева. Долг обязывает повернуться лицом к украинской рок-музыке.

 К сожалению, ситуация с рокершами у нас еще более плачевная, чем в России. Все талантливые женщины в данном жанре не только единичны, но еще и всегда стоят одной ногой то в альтернативе, то в попсе.
 Первой заметной rock-star of Ukraine была ныне позабытая Вика Врадий, более известная как "Сестричка Вика". Она была одной из представительниц первого украинского "рок-возрождения" в конце 1980-х. Ее "Шахтарські бугі" и регги "То моє море" звучали со всех магнитофонов вместе с "Танцями" ВВ и "Наркоманами на Городі" БРАТІВ ГАДЮКІНИХ. Однако вскоре она куда-то пропала и всплыла аж в Лос-Анжелесе, где не так давно перезаписала диск своих старых хитов.

 Разнообразие талантов другой певицы — Кати Чили —настолько широко, что к рок-музыке ее тоже можно отнести с большой натяжкой. Закончив факультет этнографии, девушка начала работать на ниве этнической музыки в более чем альтернативной обработке.

 "Сцена — это территория женского начала. Каждый концерт — это бой между зрителями и артистом, в котором обязательно должен победить артист. Только тогда слушатели покидают зал удовлетворенными, как после акта любви".
(Катя Чили, из интервью)


 Эксцентричность ее выступлений и неподражаемые завывания превлекли внимание СМИ в 1997 г. Катю весьма часто стали показывать по ТВ, однако спустя какой-то год-два она исчезла так же быстро, как и появилась. Пока не всплыла в 2003 году, в дуэте с Тартаком исполнив песню "Понад хмарами", которая стала излюбленным молодежным хитом.

 Ну и конечно, нельзя не упомянуть Руслану Лижичко, которая недавно получила первый украинский "платиновый" диск за альбом "Дикі танці". Впервые в раскрутку украинского альбома были вложены такие большие деньги и оказана такая информационная поддержка. Работа вышла действительно интересной и профессиональной, хотя в ней и ощущается изрядная доля мастерской расчетливости. Да и выкрики "Гей-гей" звучат несколько навязчиво (почти как выкрики "Хой!" в ранних альбомах Летова). "Платиновость" диска меня тоже несколько смущает (если бы "платину" получила Верка Сердючка это выглядело бы более правдоподобным). Тем не менее, "Дикі танці" — добротно сделанная работа по синтезу фольклора с поп- и рок-музыкой. Просто удивительно, что эта идея не была воплощена ранее. Инертность украинского шоу-бизнеса не перестает поражать.

 Мало того, это может показаться абсурдом, но сей целиком "національно свідомий" альбом Русланы подвергся остракизму со стороны… директора филии "Гуцульщина" института украинознания П. Шкрибляка. Он обвинил певицу в сознательном унижении гуцульского этноса (мол, какие же мы "дикие"?). No comments.

 Что же, нашим слушателям остается только надеяться, что в богатой украинской почве найдутся все-таки женские "самородки" рок-н-ролла. Тем более, почва пока практически не пахана…

   

« назад «





Комментарии к статье














Сумасбродная Жанна Агузарова упорно утверждает, что она "марсианка". И ей трудно не поверить…




























Настя Полева — рок-звезда из Екатеринбурга.



























Янка Дягилева — "икона" рок-андеграунда.




















Земфира Рамазанова — первая женская "рок-звезда" постперестроечного поколения.














Светлана Чапурина превратила в ударный рок-инструмент… домру!

















Золотые хиты бывшей "Сестрички Вики".







"Русалка" украинской альтернативы Катя Чили в 1997 г. Катя Чили всплыла из небытия в клипе Тартака "Понад хмарами". Правда, и в клипе она поет, скрывшись за занавеской…






Руслана Лижичко — гран-при "Славянского базара 1996" и обладательница первой украинской "платины".