Журнал для интеллектуальной элиты общества  
 
 

Архив статей

 2006 / №03

14.10.2006 Реалити-шоу: образование среди нас
/М. Вережак, Ю. Пьяных/ «Время Z» №3/2006

Образование. Обучение. Учеба

 Тема давно избитая, затертая, и стара как мир. Об этом говорили все и всегда: рассматривали с любого угла и судили с разных сторон, давали квалифицированные советы и нелепые предложения, резали и кромсали вдоль и поперек. С большим опасением и осторожностью обращаемся к этой тематике лишь для того, чтобы вновь и вновь "перемыть косточки" тому, что сами же создали. Итак, начнем…
 Образование — это, наверное, важнейшая веха в жизни каждого человека. Мы рождаемся, растем, развиваемся, имея свой характер, который мастерски вытачивает жизнь. Прозвучит громко и, возможно, несколько пафосно, но мы — представители молодёжи  — хотим рассмотреть обучение относительно НАС, как будущего своей страны.

 Слегка окунемся в прошлое, чтобы провести параллель. Возьмем время не совсем далекое, но и не близкое — конец второй мировой войны. Время тяжелое и жестокое: много потерь, смертей, бедность, голод…
 В те годы среднее образование (школы и техникумы) было доступно для всех слоёв населения. Профессия учителя ассоциировалась с интеллигентностью, пользовалась уважением и даже имела особый статус в обществе. Для детей учёба — процесс сложный. Хорошо учиться тяжело, и это удается лишь при огромном желании и потенциале. Те, кто занимался на "отлично", имели статус эрудита не только среди сверстников, но и среди взрослых. В более обеспеченных семьях в послевоенный период считалось  престижным, чтобы дети общались с ровесниками, которые хорошо учились, независимо от их социального положения. Отличникам завидовали, на них равнялись, их уважали.
 Сама система обучения была более консервативна, строга и серьезна. Давали знаний больше, позволяли меньше. Отличников, впоследствии медалистов, были единицы, и их права сами учителя отстаивали в высших инстанциях (районо), чтобы те смогли получить законное вознаграждение за свои старания.1 Учителя-профессионалы ставили отметки  только за знание предмета. Бездельников и неучей оставляли на второй год. Поэтому почти все, кто хорошо учился в школе, поступали в ВУЗы. Вот такое было время.
 Во времена Советского Союза ГОСУДАРСТВО делало очень большую ставку на обучение как на фактор влияния на сознательность молодежи. Это влияние можно расценивать и как позитив (признание наших ученых и престиж научных работ СССР в мире), и как негатив (откровенная манипуляция сознанием еще не сформированного разума молодежи).

Коррупция

 В советское время обучение, эрудированность, интеллектуальность рассматривалась в первую очередь как престижность, возможность достичь чего-то в будущем. Сейчас всё по-другому.
 Старательный, примерный ученик сразу вписывается молодежью в разряд зубрил и заучек. И не всегда, далеко не всегда, тот, кто знает, умеет и может получает лучшее образование, работу и высокий уровень жизни. Сегодня в ход идут факторы другого рода: материальная обеспеченность, связи и, наконец,  банальная удача.
 Что же случилось? Кто и как это допустил? Просто, как и страна, ВУЗЫ и школы приобрели сначала некий коррумпированный оттенок, который впоследствии расцвел махровым цветом. Даже если ты учился на протяжении всей жизни идеально: учил, запоминал и вообще не выходил из библиотеки, даже если знаешь выбранный тобой предмет от альфы до омеги, то… торжественно придя с горящими глазами и твердой уверенностью за результатами в университет после экзаменов, ты будешь очень глубоко разочарован. Ты не поступил. До проходной цифры тебе не хватило одного балла! Твоему разочарованию нет предела. Ну что ж, придется "раскручивать" и без того запутанных в проблемах с финансами родителей на контрактное обучение. Через некоторое время ты узнаешь, что половина твоих однокурсников — бездарные, тупые кошельки, которым родители купили места в престижных ВУЗах заблаговременно. А своим чадам только объяснили, куда придется каждое утро приходить… На самом деле родители поступили очень приктично, заплатив один раз достаточное количество у. е., чтобы не размениваться впоследствии на платное обучение.2 И вот каждый год молодежь, которая приходит в государственный ВУЗ со знаниями и надеждой поступить на бюджет, должна как-то "приземлиться" и понять, что 90% бесплатных мест — куплены, и шансы у неё мизерные.
 Теперь относительно выбора профессии. Здесь тоже есть свои подводные камни.
 Раньше люди были уверены не только в своей стране, но и в своем обучении. Абитуриенты шли на новые профессии: программирования, микроэлектроники, космотехнологий. Они знали, что по окончанию университета их обеспечат рабочими местами и заработной платой в новых отраслях. Сейчас, например, легче пойти учиться на такого нынче популярного юриста или экономиста, чем заняться еще не "раскрученной" профессией логистики, которая, возможно, в будущем и не станет никогда престижной.

Обучение в Украине

 В наше время учеба в ВУЗах воспринимается как получение "корочки" (которую, кстати, легче купить), а не как подготовка новых квалифицированных кадров для страны. Яркий пример: одна наша знакомая, окончив медицинский институт, заявила: "Я, конечно, в теории могу кого-то вылечить, но лучше не быть моим пациентом, а то мало ли что…". "Пофигистическое" отношение к своей работе и ныне свойственно многим людям. Они хотят работать ТОЛЬКО Чтобы полуЧать деньги, а не для того, чтобы выполнять какую-то реальную социальную функцию в обществе и испытывать при этом радость труда.
 Да и сама учеба ныне идет по-разному. Дело в том, что слишком часто на образование стало "давить" политическое положение в стране. Например, до распада Союза положение было таково: сначала учеба в школе, потом в ВУЗе — система стандартна, язык одинаков и в школе, и в ВУЗе. Далее страна становится Независимой и образование тоже. Весь процесс меняется, меняется язык. Некоторые года два "приспосабливались" к заполнению документов на украинском языке. Ведь всю жизнь люди учились на русском. Далее на образование влияет силовое насаживание западно-украинских национальных идей, введение в украинский алфавит буквы Г и другие, не менее специфические вещи. "Краватка, вервечка, дротохид, кватирка" — для среднестатистического украинца эти слова — темный лес…3
 И, наконец, следует замкнуть цепь — немного вернуться к тому, от чего пришли — к государству. Наше государство не совсем правильно, на наш взгляд, относится к образованию и не уделяет ему должного внимания. А ведь чем коррумпированее будет образование, тем больше будет деградировать народ.

 Но от государства требуется не только это. Есть еще одна проблема, вернее, просьба… А для этого нужно вернуться усталому министру образования домой, поужинать, посмотреть новости, а потом взять калькулятор, сесть и подсчитать элементарные вещи. Например, если надо стране примерно 30 тыс. бухгалтеров в год, то пусть ВУЗы и распределят эти 30 тыс. мест по стране, а не набирают на обучение в несколько раз больше потенциальных безработных, которые в будущем даже теоретически не получат желаемых рабочих мест. Да, и зачем стране столько бухгалтеров при острой нехватке инженеров и агрономов? Это элементарное планирование кадров. Так было в советское время, и это нужно использовать и сейчас.4


 На сломе ХХ–ХХІ веков произошёл распад великого государства — Советского Союза. Трудно и не позволительно судить об этом тем, кто был рожден уже в независимых странах, и застал лишь ностальгические воспоминания своих родителей об их Родине.
 Мы — ровесники Независимости. Дети, родившиеся под эгидой свободной страны и демократии. Наше развитие непосредственно связанос развитием Украины. Новое, можно сказать, второе рождение стран на постсоветском пространстве в чем-то напоминало рождение младенца, который ещё ничего не умеет. Старый режим был сломан, новый не сформирован. Распад старой системы первоначально не повлек за собой череду улучшений, нововведений и реформ в сфере образования. До 1995 года образование находилось в состоянии застоя, а затем начали переделывать остатки старой системы. Не так, чтобы она была лучше, а так, чтобы она абсолютно была не похожа на прежнюю. И вот, что мы имеем…
 Уже после 1995 года мы получили целый ряд реформ. Смысл многих из них до сих пор не понятен, некоторые впоследствии были даже отменены. Итак, попытаемся проанализировать применимость и качество этих реформ. Рассмотрим сначала среднее образование, то есть, школу.

Школа: череда нововведений

 Сначала вместо десятилетнего образования ввели одиннадцатилетнее, но при этом 4-ый класс, как класс перехода из младшей школы в старшую, отменили. В народе это назвали "перескочить через класс". Выпускным классом был 11-й, но обучение по-прежнему оставалось десятилетним.
 Следующим шагом было введение 12-балльной системы оценки знаний. На первый взгляд — это очень правильное решение, поскольку такая система давала возможность более точно оценить достижения ученика в различных видах деятельности, отличать очень способных и талантливых детей от детей со средним потенциалом и стабильных бездельников.5 Но как это отразилось на самих учениках и их родителях? Все привыкли к 5-балльной системе, и резкая перестройка была принята тяжело, с большим недоверием и осторожностью. Дети долго носили с собой в рюкзаках таблицы со значением оценок. А старшее поколение, которое выросло и выучилось по старой, 5-балльной системе, было шокировано подобным нововведением.6
 Следующим этапом реформ было введение 6-дневного обучения, т. е., суббота стала рабочим днем. Зачем? Здесь было несколько объяснений. С одной стороны, при 5-дневном обучении старшие классы имели по 7–8 уроков ежедневно, и освобождались только после 4 часов дня. 8 часов просидеть за партой было довольно тяжело, да и приготовить домашнее задание по 8 предметам тоже. С другой стороны, у школьников оставался всего лишь один выходной, они часто пропускали уроки в субботу, иногда даже с разрешения родителей (субботу считали несерьезным днем и оставляли детей дома). Но, несмотря на все "за" и "против", вскоре в основной массе государственных школ это нововведение отменили.
 Пару лет назад в силу вступил закон о 12-летнем образовании. Четвертый класс был восстановлен, появился 12-й класс, словом, обучение теперь длится полных 12 лет. Это изменение вызвало резкую критику со стороны общественности. Главным аргументом критиков было то, что в школах нечего делать и 10 лет, а чему же будут учить ещё 2 года? Так это или нет, мы узнаем несколько позже, поскольку на данный момент еще не было ни одного выпуска с 12-летним обучением. Вместе с тем была введена ещё одна поправка: дети должны идти в первый класс не в 7 лет, как все привыкли, а в 6. Многие с этим не согласны, так как считают 6-летнего ребёнка попросту не готовым к школе, да и физически еще не совсем окрепшим.
 Понятно, что все эти реформы были явным признаком движения Украины к западной системе образования, но на деле изменилась лишь внешняя оболочка образования, а сама структура осталась прежней.
 Да, мы учимся не 10 лет, а 12, да, оцениваемся по 12-ти балльной системе, но самое главное — программа обучения осталась практически неизменной. Ведь основным принципом образования в странах Европы и Америки является узкая специализация учеников. Мы же, в свою очередь, предоставляем знания гораздо более широкого диапазона, и может быть именно в этом причина большего количества хороших специалистов, которые закончили наши учебные заведения?

Начальные классы

 В процессе перестройки коренным образом изменилась психология даже 6-летнего ребёнка. Если раньше в детском саду почти каждый ребёнок мечтал стать космонавтом, президентом или ученым, то сейчас многие засмеются и скажут: "Зачем? Ведь лучше стать каким-то чиновником или бизнесменом: денег заработаешь столько же, а мороки намного меньше".
 Но вернёмся к младшей школе. С какими трудностями сталкиваются молодые родители, отдающие ребенка в школу?
 Первое — это тест. Иногда случается, что тесты могут травмировать детей.

 В одной из киевских школ так называемое тестирование длится полтора — два часа. Ребенка тестирует психолог на 30-ти различных упражнениях, за ним следует письменный тест, тест на произношение английских слов и звуков и др. Впоследствии выставляется суммарный балл, и согласно ему ребёнка берут или не берут в 1-й класс. Какая-то очень сильная и хорошая школа, подумаете вы. Да нет, своей программой и уставом она ничем не отличается от других, а вот для ребенка подобный тест — тяжелое испытание и даже моральный шок. Не каждый после этого захочет идти 1 сентября в школу. По закону каждый имеет право на бесплатное образование, а многих детей тест этого права лишает, т.к. в эту школу его не взяли.


 Часто в подобных случаях наивным родителям, которые не желают ежедневно возить ребёнка в школу далеко от дома, предлагают пройти повторный тест, но уже в платный класс. Что ж, они соглашаются платить за среднее образование непосредственно школе ежемесячно на протяжении 12 лет. А чем же лучше этот платный, чаще всего "А"-класс? Подобные классы зачастую считаются элитными (опять вывод: деньги и элита — синонимы). Дети учат экономику и информатику чуть ли не с первого класса, им предоставляются всякого рода поблажки. Часто в этих классах более 20 отличников (впоследствии — медалистов), хотя уровень знаний у таких детей ниже, чем у отличников из обыкновенных классов. А классы всегда имеют самых лучших учителей (учителей, которые лелеют своих деток, ставят им хорошие отметки и никогда не рассказывают об их шалостях родителям. За это, видимо, им и платят).7

Старшие классы

 9 класс. Именно по окончании этого класса ученик получает свой первый аттестат — документ о неполном среднем образовании, со всеми оценками. После чего подросток официально выпускается из школы, куда в большинстве случаев и возвращается. Выпускной бал, наряды, празднования — всё это сопровождается у детей чувством независимости, значимости, и они впервые чувствуют себя взрослыми. Им впервые предстоит сделать выбор, куда идти дальше. Но сначала экзамены…
 Экзамены в 9 классе для нынешней молодёжи равнозначны пытке. Почему? Да потому, что они первые. Если раньше экзамены проводились ежегодно, то теперь 14–15-летнему ребенку придется сдать первый в жизни экзамен, который сопровождается страхом и даже тяжёлым стрессом.8
 Что ж, экзамены удачно сданы, выпускной бал отгремел. Перед родителями и детьми стоит выбор: вернуться в школу или пойти в другое учебное заведение — техникум, лицей. Раньше доучиться в школе и получить аттестат было престижно. И его нужно было заработать. В нынешнее время это не всегда так.9 Качество обучения в лицеях и техникумах зачастую выше, чем в средних школах, а если и нет, то по крайней мере они больше контролируют своих студентов.10
 При всём позитиве и престижности обучения в лицеях, среди них встречаются и такие, куда не следовало бы идти любому уважающему себя человеку. Представьте себе самый обычный техникум, который специализировался на выпуске профессиональных каменщиков, плотников. И вот наступил день, когда ему присвоили звание лицея. Тут же каким-то чудесным образом в новоиспечённом лицее начали появляться факультеты менеджмента, экономики, туризма и даже журналистики. Никто не против такого расширения. Вопрос в том, какие преподаватели будут учить ваших детей. Вряд ли, что за несколько лет существования подобных факультетов в преподавательском составе могли появиться профессора или доктора наук.

 Как уже упоминалось, во времена Советского Союза не упускался шанс влиять на сознание молодёжи с помощью обучения, начиная с раннего возраста. Но и нынешняя власть не упускает такой шанс. Только вот идеи другие внушают. Никто уже не удивится, если в начале учебного года непосредственно школой введётся какой-нибудь спецкурс с названием "Европейский выбор". Суть такого курса — рассказать о всех плюсах Европейского союза, и оценки выставляются исключительно при "правильной" позиции ученика. Или в 7 классе на уроке истории Средних веков учитель начинает объяснять суть политической ситуации в стране и легко разъясняет, кто прав, а кто виноват. И обязательно, для полной уверенности, вся школа должна пройти курс лекций под названием "Евроинтеграция", "ООН. Что мы знаем о ней", "Украинская дипломатия и сотрудничество с объединенной Европой". Инакомыслие запрещается, отвечать и думать нужно согласно позиции учителя. И как после этого у детей может сохраниться своя позиция?
 Рано или поздно любой школьник становится выпускником, вот тут-то на него и наваливается ряд совершенно других проблем…

Золотая медаль

 Как долго и упорно одни ученики её добиваются! И как быстро и без проблем её получают другие. Дело вот в чем: уровень образования разный, а медаль одна. Можно получить медаль в сельской школе, а можно получить "красный" аттестат в лучшем лицее Киева.  Так где же правда, если два человека с совершенно разными знаниями прибудут в один ВУЗ и станут претендовать на льготное поступление? На периферии эта проблема вообще стоит очень остро. В первую очередь, качество знаний здесь на порядок ниже, и это логично. И к тому же, если у нас, в столице, в среднем по 3 медалиста на школу, а там — 15, то и медаль в разных местах "стоит" по-разному. Значит, ВУЗ не имеет права равнять всех под одну гребёнку. Значит, медали не важны. А как же стимул к учёбе?
 Дилемма. Ответ прост — не так важно стремиться быть отличником или медалистом, важно ЗНАТЬ.  Всё равно вступительные экзамены все на общих основаниях сдают. А золотые медали так натянуты, что, возможно, без них и лучше. В сущности, при поступлении в ВУЗ золотая медаль практически не имеет значения. Она влияет лишь в том случае, если на вступительных экзаменах получили одинаковое количество баллов несколько человек. Тогда берутся во внимание так называемые "бонусные баллы" — золотые, серебряные медали, различные дипломы, грамоты, рекомендации, связанные с данной специальностью. Вот единственное практическое назначение золотой медали. Самое важное — в какой-то момент осознать для себя, чего ты хочешь? И что для тебя является ГЛАВНЫМ в этой жизни. К этому надо стремиться, и это надо знать.

 Совсем недавно появилась ещё одна идея по упрощению процесса поступления в ВУЗы. Она называется — внешнее тестирование. Уже в нынешнем году по этому принципу тестировали детей в трёх районах столицы. Суть такой поправки следующая — создание единого экзамена для поступления в ВУЗы, который будет проводить независимая комиссия. Проще говоря, объединение школьных выпускных экзаменов со вступительными. Тестирование проходило в отдельном месте в присутствии независимой комиссии. Главная цель такого проекта — борьба с коррупцией в ВУЗах. Всё очень хорошо, но ведь какая разница КОМУ ДАВАТЬ ВЗЯТКУ? Да и кто лучше оценит ученика, чем его учитель? И основное: детям необходимо время для "перестройки". Их страшат подобные перемены.
 Есть ещё одна важная проблема — коррумпированность государственных ВУЗов. Чем престижнее ВУЗ, тем сложнее в него поступить (Университет им. Т.Г. Шевченко, КПИ, Киево-Могилянская академия). Во-первых, конкурс больше, во-вторых, заранее заняты все места.
 


Самоуправление

 …Любая молодёжная организация должна иметь самоуправление, ибо это самая легкая тропа к взрослению… к самостоятельной жизни…

 Самоуправление в образовании имеет такую же значимость, как букварь для первоклассника. Оно расширяет кругозор подростка и даёт ему шанс взглянуть на мир со стороны  ведущего, а не ведомого…
 Что же сейчас произошло с самоуправлением в нашей стране? Где оно и на каком этапе развития? Задай этот вопрос старшему поколению — мало кто ответит.

 Куда подевались октябрята, пионеры, комсомольцы? Неужели  общеобразовательные учреждения живут и развиваются без них? Ответ — нет, самоуправление существует, только под другим названием и в других формах. Согласитесь, пионеры — это здорово, но при этом их "забивали" в рамки, внушали строгие коммунистические идеи и черствые принципы. Однако пионерская организация имела и свои плюсы. Дети с детства были научены помогать пенсионерам, собирать вторсырье, никого не оставлять в беде, и при этом гордиться своим красным галстуком или октябрятской звездочкой.11


 Что же теперь? Некоторые ниточки резко оборвались. Пионерские дружины закрыли, а альтернативы не создали. Кружки и спортивные секции стали платными. И лишь в 1995 году самоуправление начало просыпаться от столь долгого летаргического сна. Жаль только, что оно существует в большинстве своём лишь на бумаге, для документации… По сути, школьное самоуправление является преемником всех советских школьных активов, но его структура и направление поменялись. Почётное звание комсорга школы переименовано в более простое и вместе с тем престижное — ПРЕЗИДЕНТ ШКОЛЫ.
 Теперь самоуправление, в общем, несёт те же функции, что и раньше комсомол: организация выступлений на праздниках, конкурсы, фестивали, вечера, но не более. Нет партийных сборов, навязчиво-патриотических собраний, на которых в чётком порядке исключают нарушителей дисциплины. В самоуправлении теперь задействованы единицы, да и те держатся лишь на собственном энтузиазме. Трудно объяснить простому школьнику смысл безвозмездной работы на общество. В наше время это не только не модно, но и несколько постыдно. Ведь даже малые дети сейчас ищут выгоду от любого самого элементарного труда. На фундаменте самоуправления школьники трудятся, не имея никаких преимуществ. Учителя осуждают, ведь ты весь в делах, и на учёбу, естественно, выделяешь меньше времени, друзья и одноклассники не видят в твоих действиях резона. А ты элементарно хочешь сделать школьную жизнь лучше, ярче и насыщеннее. А взамен — непонимание, укоры…12

 А что происходит при выборах главы самоуправления!!! В такие моменты с ужасом понимаешь, что если на школьном уровне всё так завуалировано, то как же всё происходит ТАМ, НАВЕРХУ? Детские амбиции, живая конкуренция порождают первую человеческую подлость. Любой неправильный шаг оценивается как выигрыш противника. Здесь присутствуют и факторы личного характера. Например, у крутого в школьных кругах "авторитета" или лучшего друга никто никогда не спросит предвыборной программы, и не будет вчитываться в эти пустые обещания. Скорее, подумают о себе и своём месте возле кандидата на пост будущего президента. Но бывает даже, что поддержка коллег по самоуправлению ничего не значит. Есть такой очень значимый элемент — администрация. Вот она всё и решает. Этот кандидат мне нравится, а этот нет. Вот у этой бантик не накрахмален — значит, быть президентом она не может. Личностный фактор играет очень весомую роль, и не важно, хорошим ли ты являешься лидером, а важно — насколько тебя любит администрация. И это реальность.


Болонский процесс

 Болонский процесс — нововведение, которое упорно продвигают в нашей стране под лозунгом объединения с Европой. Это неплохой шанс обучения за границей. В чём суть: в определенном наборе стран ввести отдельную систему обучения, которая по своим темам аналогична. Это значит, что если ты начал обучение в нашем государственном университете, то с лёгкостью можешь податься на несколько лет, например, в Лондон и окончить ВУЗ там. Пока еще Болонский процесс — понятие новое и неизведанное, поэтому трудно определить, лучше нам от этого станет или хуже. С одной стороны — заманчивое предложение получить образование за границей. С другой — подделывание себя под Запад. Всем же понятно, что на Западе система образования  проще, угловатей. Мы изучаем всёго понемногу, а они готовят узких специалистов. И стоит ли эту нашу систему образования (всегда считавшуюся лучшей) менять на западную ради дальнейшей работы ТАМ. Вопрос? Не патриотично, но факт. На этом мы,  наверное, и закончим.

 Ну вот, вроде бы то, что хотели выразить, СКАЗАНО. В конце обычно должен быть феерический, красочный, насыщенный радостью Happy end. Но его нет… Образование определяет интеллектуальный уровень народа, его будущее. И чем быстрее вы подумаете о нас — МОЛОДЁЖИ, тем больше вероятность того, что мы вообще вспомним о ВАС — старшем поколении. И лишь тогда будет свет в конце туннеля…

Марьяна Вережак,
ученица 11 класса СШ № 197

Юлиана Пьяных,
ученица 10 класса СШ № 35

   

« назад «





Комментарии к статье
































1 — Так получил золотую медаль дедушка одного из авторов этой статьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2 — Еще один способ — элементарные связи: родственники, друзья, знакомые в деканате, приемной комиссии. С ними договориться проще, а главное — дешевле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 — Лишь за время независимости Украины отдельные слова поменяли свое правописание несколько раз. Например: пів-будинку через дефис; півогірка вместе. Кто придумал, почему? Иногда даже казалось, что все это придумывается для того, чтобы запутать людей. Даже в нашем, казалось бы, уже сформированном обучении, случаются курьёзы. Фонетический разбор слова настолько изменился, что при общем повторении в выпускных классах отличники не справлялись с фонетическим разбором слова лишь потому, что их в пятом классе учили совсем по-другому. И зачем было все это учить, если через год-другой придется переучиваться по-новому. Поэтому главное — научиться отличать важную информацию от менее важной, возможно, даже не нужной, и углубляться в темы, которые действительно станут необходимыми на твоём жизненном пути.

4 — Хотелось бы затронуть ещё тему платных курсов. Они бывают самими различными: курсы парикмахеров и визажистов, юристов и экономистов, курсы иностранных языков. Такие курсы отличаются качеством обучения и стоимостью. Но если найти хорошие курсы, то можно получить по вполне доступной цене (иногда и в короткие сроки) огромное количество знаний. Например, курсы иностранных языков за год дают возможность человеку, приехав за границу, практически свободно разговаривать. А значит, чаще всего они  себя оправдывают в финансовом отношении.

 




5 — Достаточно трудно адекватно оценивать работу ребёнка с помощью 5-ти баллов. Ведь четверка могла рассматриваться и как твердая, с приближением к пятёрке, и как слабенькая, с приближением к тройке.

6 — Да что родители, ведь самим учителям потребовалось несколько лет, чтобы окончательно перестроиться. Теперь чаще всего они имеют свой принцип оценивания: ребёнок — отличник, вот ряд оценок, которые ему МОЖНО ставить. А это не всегда справедливо.
 






“Опять… пятерка”















































7 — Но это ещё не все деньги, которые наивные мамочки обязаны вложить в "бесплатное" образование своих детей. Те суммы, которые первоначально и впоследствии ежегодно "вкладываются" в ремонт кабинетов и школы, различные дни учителя, дни рождения, фонды и поборы в течение 12 лет, переходят все рамки допустимого. А подарок первой учительнице на Новый год золотой цепочки или микроволновой печки и вовсе считается нормой. Так какое моральное право имеет власть называть среднее образование бесплатным? А ведь всё равно называет…

8 — Перед этим важнейшим мероприятием детей хорошенько запугают, а для родителей сделают внеплановое собрание и объяснят, сколько денег им нужно сдать. Деньги сдаются на подарки, цветы и прочие подачки экзаменаторам, на воду, бутерброды для детей и учителей, вплоть до одинаковых ручек, чтобы проще было незаметно исправить ошибочки "лжеотличникам". В общем, на всё, чтобы помочь деткам сдать экзамены.

9 — В школе 10 класс — класс полного безделья, пропусков занятий и "морального разложения" учеников. Как раз в это время чаще всего дети сталкиваются с вредными привычками. Бегают курить на переменах, пробуют алкогольные напитки по поводу и без повода, и даже впервые знакомятся с наркотиками. В каждой школе есть люди, которые всегда помогут найти "таблеточки" или "травку". И о таких знают все. А менталитет так называемых двоечников вообще прост и понятен: вместо уроков — компьютерный клуб, после — алкоголь и марихуана. Это сейчас норма — спросите у любого десятиклассника.
 Хотелось бы еще затронуть тему отношений между учителями и детьми. В этом, переходном возрасте, подростки становятся раздражительными, вспыльчивыми, часто хамят и пререкаются с педагогами. Безусловно, они не правы, но учителя тоже по-разному реагируют на этот период у подростков. Одни — запугивают, обзывают и сводят личные счёты с учениками, "валят" их на ответах и занижают оценки, иногда даже могут позволить себе применить физическую силу, а все "трения" предпочитают решать языком взяток в виде различных дополнительных уроков. Другие — с пониманием относятся к периоду переходного возраста.

10 — Возьмём, для примера один из столичных лицеев, где за пропуск хоть одного урока без медицинского подтверждения болезни ученик обязан выплатить лицею штраф в размере 10 грн., а за двойку по любому предмету — 15 грн. И это действует безотказно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 











 

11 — Что ещё было отличным, так это бесплатные кружки и спортивные секции, что помогало молодому поколению активнее развиваться. Всем без исключения, бесплатно и на любой вкус.

 

 

 

 

 

 

 







 

12 — Да и толком объяснить кому-то, что ты делаешь это, чтобы жить было интересно,  или просто набрать себе команду единомышленников, практически не реально. Единственный шанс сыграть на детской наивности и инфантильности. Тогда, возможно, у младшего школьника загорятся глаза, а в старшей школе он уже будет относиться к своей работе с чувством героического долга и ответственности. Но даже если ты согласен возложить на себя безвозмездную гору обязанностей и бесплатных обещаний, тебе не дадут свободно дышать. Когда же человек уже нырнул в эту пучину самоуправления, то абсолютно понятно его желание плыть вольным стилем. Имеется в виду, что если активист уже работает, дайте ему работать так, как он сам того хочет. А то получается, что обязанности даются, а права ещё больше урезаются.
 Приходит такой лидер в администрацию учебного заведения, а давайте…, а давайте…в надежде на то, что сможет самостоятельно перевернуть мир. А ему: "Кто ты такой? Ты ребёнок. Кто тебе разрешит? Какое ты имеешь право? Зачем тебе это нужно?". И пресекается всё на корню под весёлым лозунгом: "меньше делаем, меньше проблем". После такого даже у самых упорных активистов опускаются руки.