Журнал для интеллектуальной элиты общества  
 
 

Архив статей

 2006 / №03

14.10.2006 Второе пришествие или не единым мессией…
/П. Василенко/ «Время Z» №3/2006

"Вот, наступят дни, — сказал Господь, — когда взращу Я
Давиду праведного потомка, и будет он царствовать, и
будет мудр и удачлив, и будет вершить суд и правду на земле".
(пророк Иеремия (23:5))

"И перекуют все народы мечи свои на орала и
копья свои — на серпы; не поднимет меча народ
на народ, и не будут больше учиться воевать".
(Исайя (2:4) о пришествии Мессии)

 В 1626 году в еврейской семье в городе Измире в день траура по разрушенному Иерусалимскому храму в девятый день месяца ав (пятый месяц года, если отсчитывать месяцы от Нисана) родился мальчик, которого нарекли Шабтай Цви (Сабатай). Именно в этот день должен родиться мессия1 — пророк из рода царя Давида.2
 К пятнадцати годам мальчик преуспел в изучении премудростей Библии, Талмуда и Каббалы настолько, что стал преподавать ее другим.
 Отец, несмотря на бедность, сумел женить сына на одной из самых красивых и богатых еврейских девушек Смирны, но... выяснилось, что юный мудрец — аскет: спит на полу, изнуряет себя постами, дни и ночи проводит в пении и молитвах, избегает женщин. В конце концов последовал развод.

 По расчетам Каббалы 1648 год должен был стать годом пришествия мессии. По преданиям период, предшествующий мессианской эпохе, когда Мессия уже объявился, но еще не завоевал власть ("Хавелей Машиах" или в переводе — "муки рождения Мессии") сопровождается бедами и катастрофами.3 Именно в 1648 г. в Украине вспыхнуло восстание Богдана Хмельницкого, первыми жертвами которого стали польские евреи. Сотни тысяч убитых, десятки тысяч проданных в рабство... Толпы нищих бродили по дорогам Европы.

 В старинных рукописях Авраам Яхини находит старинный манускрипт, из текста которого якобы следует, что истинным мессией следует считать Шабтай Цви. Его предназначение подтверждается строками, написанными за много веков до его рождения.
 Простершись ниц пред юношей, пророк из Газы Натан, прославленный как чудотворец и целитель, изгонявший злых духов и возвращавший рассудок, подтверждает мессианство Шабтая, официально заявляя, что видит настоящего мессию, освободителя Израиля.
 У Шабтая не остается сомнений: он и есть Спаситель! Все сходится. На Шабтая с ожиданием и восторгом смотрит множество учеников и почитателей, его слова и молитвы действенны, родился он 9 ава, период сопровождается бедами и катастрофами. Шабтай и есть Мессия!
 И вот началось. В Измирской синагоге во всеуслышание юноша произносит имя Бога, на что имеет право только первосвященник, и только в Иерусалимском храме, возвещая тем самым о приходе новых времен. Вследствие, возмущению раввинов не было предела. Шабтай был предан анафеме и изгнан из города. И новый мессия отправился в Иерусалим. Оттуда его уже услышат по всему миру!
 Окруженный толпами поклонников, Шабтай произносит на улицах Иерусалима пламенные речи, молитвы, плачет на могилах мудрецов, раздает детям сладости.
 С проповедями слава Шабтая растет, а пророк Натан поговаривает о том, что срок подходит. В своих прозрениях чудотворец видит, как турецкий султан Мехмет IV снимает с себя корону и надевает её прибывшему в Стамбул Шабтаю, как мессия ведет евреев в Землю обетованную.
 И вот Шабтай Цви, уже сорока лет от роду, отправляется в Стамбул.
 По дороге он заезжает и в родной Измир, где его встречают уже как царя. Религиозный экстаз охватил еврейские гетто и местечки по всей Европе. Тысячи людей бросили работу, имущество, и интересуются единственным вопросом — когда отправляться в Иерусалим? В христианском мире заговорили о мессианских временах, ожидая, что Шабтай Цви в этом же году станет царем иудейским.
 В тот самый — 1666-й — Шабтай Цви отправляется из Измира в Стамбул за положенной ему короной.
 Перед отъездом мессия разделил весь мир между друзьями и родственниками, назначив их царями во всех известных ему регионах.
 Однако, вопреки ожиданиям, Шабтая, по приезду, встречает стамбульская полиция. Мессию препровождают в тихую уединенную крепость Абидос на берегу Дарданелл. И офисом мессии становится тюрьма. Последователи Шабтая подкупают должностные лица крепости, Абидос переименовывают в Мигдал Оз — Башню Могущества. На поклон к мессии прибывает множество поклонников. Восхищению нет предела: высокая крепость, залы устланы богатыми коврами, обставлены золоченой мебелью, в них не протолкнуться от депутаций разных стран, приехавших выразить свое почтение мессии и узнать, когда же отправляться в Иерусалим.
 А тем временем Мехмет IV пребывает в раздумьях. Отсечь ли мессии голову? Но казнь сделает Шабтая мучеником в глазах огромного множества беспокойных людей империи от Туниса до Крыма.
 …И вот в Мигдал Оз прибыл придворный врач Мехмета IV Гидон - еврей, принявший мусульманство. О чем он говорил с мессией, так никто и не узнал.
 Прошла ночь… На следующее утро, 14 сентября 1666 года, Шабтая Цви повезли к султану. У входа во дворец Шабтай сбросил с себя шляпу и надел поданный ему… тюрбан. Это означало, что пророк и мессия Шабтай Цви — тысячелетняя надежда еврейского народа — принял ислам!
 Бывшему мессии не отрубили голову, его даже возвели в придворную должность. Шабтай же, не замечая ничего вокруг, с тем же усердием, с каким прежде изучал Талмуд, штудировал Коран, то бродил по берегу моря и проповедовал Каббалу. В конце концов Шабтая сослали в албанский город Дульциньо, где он, одинокий и больной, в 1676 году и скончался.
 Султан мог быть доволен: империя устояла, евреи не получили нового мессию.

 В XVIII веке в Польше дело Шабтая Цви продолжил Яаков Франк. Он продержался недолго, и вслед за своим духовным учителем Шабтаем Цви изменил вере и принял католичество. За ряд неблаговидных поступков Яаков Франк был заключен в дальний монастырь, где и умер.

 В конце XVIII  века в Польше, Галиции и по всей Восточной Европе возникло новое движение — хасидизм. Его сторонники были убеждены в скором приходе Мессии. Правда, есть достаточно намеков на то, что последователи цадика р. Исраэля из Черткова считали его потенциальным Мессией. Внук основателя хасидизма рабби Исраэля Баал Шем-това рабби Нахман4, цадик из Брацлава (умер в возрасте 38 лет от чахотки, похоронен в Умани), знал время прихода мессии. Нахман верил, что ему или его новорожденному сыну Шлойме-Фроиму суждено стать Мессией. "Пламя, что во мне, — говорил Нахман, — будет пылать до самого прихода мессии". Однако трагическая смерть сына в возрасте полутора лет оборвала мечты. "Я знал дату пришествия, — говорил он — теперь оно откладывается, по крайней мере, на сто лет".
 Накануне еврейского нового года Рош ха-Шана начинается традиционное паломничество в Украину приверженцев одной из ветвей иудаизма — хасидов.

` В начале 90-х годов прошлого века члены хасидского движения ХАБАД объявили, что глава их движения девяностолетний рабби Менахем Мендель Шнеерсон — долгожданный Мессия. Сам рабби не мог ни отрицать, ни подтвердить это мнение, так как он к тому времени после инсульта потерял речь и был почти полностью парализован. Через несколько месяцев после того, как его провозгласили Мессией, престарелый рабби умер.
 Прошло три с лишним века со времени "мессианства" Шабтая. И по сей день существует в Турции небольшая секта сабатианцев, или дёнме ("перевернутый"). Численность действующих в строгой секретности групп по разным оценкам колеблется от нескольких сот до нескольких тысяч человек. Это потомки ближайших последователей Шабтая — тех, кто вместе с ним принял ислам. Внешне члены секты следуют всем мусульманским обрядам, но втайне продолжают верить в божественную сущность Шабтая Цви.


Петр Василенко

 

   

« назад «





Комментарии к статье


Шабтай Цви.


1 — Мессия (ивритская транскрипция — Машиах) — означает помазанник, от глагола "мазать", что связано с обрядом, при котором пришедшего к власти царя "помазывали" на царство благовониями, настоянными на оливковом масле (елее). Тем самым в еврейской традиции главным содержанием данного слова является: "Царь, помазанный на царство". В этом смысле царь Давид был Мессией, равно как все цари его династии.

2 — На протяжении нескольких веков в Иудее не было царя — правило Великое Собрание и Первосвященник Иерусалимского Храма. Так продолжалось до прихода к власти рода священников Хасмонеев (2 в. до н. э.). Так как в те времена считалось, что на троне в Иудее может сидеть только царь рода Давида, несмотря на то, что род Хасмонеев считался правящим царским родом, они считались только "местоблюстителями престола" и на царство помазаны не были. Поэтому Мессией ни одного из царей этой династии , а также царей династии Ирода Великого, считать нельзя…

3 — В известной притче о приходе Мессии говорится: "Когда увидишь кладбище, знай, что до города уже недалеко". Иными словами — будет много жертв. С этим связано представление, что в годы наивысших национальных бедствий ожидание Мессии резко возрастает.



Шабтай благословляет верующих в его мессианство.



Мехмет-IV убедил будущего мессию принять мусульманство.



Шабтай Цви в исламе.




В этом году в Умань съехались хасиды со всего мира: из Израиля (около 13 тыс.), США (до 2-х тыс.), Франции, Австрии, Германии, Голландии, Швеции, Швейцарии, Литвы, даже из Ирана и Австралии. Всего - около 16 тыс. из 25 стран. Всех мастей и видов. Есть хасиды — действительно вылитые евреи: с длинными рыжими пейсами и характерными носами. Есть хасиды — арабы, негры, есть типичные викинги. Есть хасиды-хиппи и хасиды-растаманы, которые после молитвы принялись за игру на гитаре и сбор денег с одноверцев.

4 — Духовный наставник хасидов, раввин Нахман (Раби Нахман) родился в городе Меджибуж (сейчас — Хмельницкая область Украины) в 1772 году (5532 году от сотворения мира по еврейскому календарю). Затем вел кочевой образ жизни, бывал в разных городках Украины, в основном, в Медведевке и Златополье, а последние 8 лет жизни провел в Браславе (сейчас — территория Белоруссии). В 1808 году Раби Нахман заболел туберкулезом, поселился в Умани, где и был похоронен в 1810 году. С тех пор традиционным местом паломничества хасидов является город Умань в Черкасской области. Этот город стал центром поклонения хасидов, куда они съезжаются со всего мира в канун Рош ха-Шана (Rosh HaShanah, в буквальном переводе — Глава Года), который отмечается два дня — 23 и 24 сентября.