Журнал для интеллектуальной элиты общества  
 
 

Архив статей

 2006 / №03

14.10.2006 Творчество Павла Витановского: на грани реального и фантастического
/О. Бондарчук/ «Время Z» №3/2006

 В современных каменных джунглях лишь некоторые явления сохранили свое первоначальное предназначение, не утратили главного, не деформировали себя в соответствии с требованиями времени. Это — чистое, подлинное искусство.
 Искусство бывает разным, также разным бывает и его восприятие.
 В картинах Павла Витановского мир кажется нереальным и напоминает яркие картинки из детских снов. "Производит неизгладимое впечатление на детей, а взрослых заставляет на миг почувствовать себя детьми", — так говорит о своем творчестве молодой киевский художник Павел Витановский.

 Путь становления Павла как художника начинался с рождения в семье известных киевских художников, детских лет, прошедших в атмосфере творчества и увлечения экспрессионистами и авангардистами, формирования тонкого, необычайно выразительного чувства цвета, которое он вплетает в свои еще детские рисунки. В  юношеском возрасте он принимает решение посвятить свою жизнь искусству и начинает обучение в Киевском Институте дизайна. Его учителем был заслуженный художник Украины, профессор В.Сивко.
 Тем не менее, техника Павла Витановского не относится к классической школе живописи. Ведь научиться рисовать мало — для творчества необходим особый дар тонко чувствовать окружающий мир, и передавать его сквозь свое виденье образов, малейших деталей, игры цвета и оттенков. Художник учится мыслить линией, мыслить тоном, мыслить цветом, мыслить пластикой. Учится в необходимой последовательности переключаться. На каждом этапе работы над картиной уметь абстрагироваться от основного и чувствовать определенные составляющие картины, будь это композиция, пластика линий или взаимодействие основных цветовых масс, и при этом, конечно же, представлять картину, замысел в целом, единстве всех ее составляющих.

Выставка

 Сразу по окончании института у начинающего художника открывается персональная выставка картин "Подих старого міста" — серия работ, посвященная красивейшим городам мира, в которой особо интересен свежий взгляд на часто изображаемые пейзажи и авторская техника исполнения. Немаловажная деталь: именно необычайная техника исполнения, а не эффект узнаваемости всемирно известных пейзажей, их образная выразительность обеспечивают разнообразие и богатство зрительных впечатлений. Города на его картинах запечатлены так, будто балансируют на грани реальности и фантасмагорий из цветных снов, приоткрывая вторую реальность, наполненную таинственными образами и символами. В стилизованном художественном мире Витановского все элементы будто тянутся к центру, к воображаемому солнцу, и именно за счет этого создается иллюзия сказочности городов, морей и гор, которые так любит изображать художник в своих картинах. Момент соприкосновения двух миров и становится контрапунктом произведений художника, где его замысел раскрывается в разных аспектах. А совершенно неповторимый стиль обеспечивает авторская техника, не основанная на классической школе.
Творчество

 Удивительная деталь: к живописи Витановского необычайно восприимчивы дети.
 Можно допустить, что это вызвано определенной цикличностью в его полотнах. Как известно, круг приводит человека в состояние покоя. Именно круг заставит рассматривать изображение бесконечно. Зритель подсознательно станет рассматривать изображение, двигаясь по кругу, так как глазу не за что будет "зацепиться".
 К примеру, множество вертикальных линий сжимает изображение по горизонтали и вытягивает по вертикали. За счет этого создается впечатление, противоположное умиротворению.

 Действительно, мир, изображенный на картинах Витановского, не может не захватывать, не удивлять; и от его созерцания просыпаются впечатления детства, того особого состояния погруженности в мир светлой, ясной гармонии, ощущения безграничного счастья.
 Несмотря на то, что творчество Витановского еще не достигло пика своего развития, его работы свидетельствуют об оригинальности стиля и уверенности руки молодого мастера. В своих картинах художник прекрасно пользуется цветом, легко и непринужденно выстраивает композицию. Ведь удачную  художественную работу  можно построить на противоположности цвета, на контрасте тоновых отношений.

 Умение мыслить-представлять и мыслить-анализировать является основным качеством для художника. Только так можно объективно оценить свою работу и далее совершенствовать технику, постоянно расти в творческом плане.

 Осматривая все созданное Витановским, трудно отдать предпочтение чему-то одному и почти невозможно остаться равнодушным. Каждый может найти произведение себе по душе. Познакомиться ближе с творчеством автора можно на всеукраинском сайте "Вернисаж": www.vernisag.com.

 Позволю себе заметить, что Павел очень общительный, компанейский человек, у него много друзей, знакомых и поклонников его таланта. Познакомиться с его творчеством, и с самим художником можно на сайте, на выставках, в том числе и персональных. Художник старается как можно больше путешествовать, говорит, что вдохновение черпает именно в таких моментах, в единении с природой, открывает для себя новые места, новые города, которые потом переносит на свои полотна. Любимыми городами называет Львов, Ригу и, конечно же, Киев.
 Павлу Витановскому всего 23 года, а его картины уже нашли место в частных коллекциях  во многих странах мира (Японии, Франции, Италии, США, России, Германии, Италии). На этом останавливаться художник не собирается. Мечтает покорить всевозможные художественные высоты, а мы искренне желаем ему в этом удачи.

Ольга Бондарчук

   

« назад «





Комментарии к статье


Павел Витановский.



"Львов".
Мягкая цветовая гамма, органично расставлены цветовые акценты, например, зеленый и красный делает картину более динамичной, а колорит - радостной и светлой.Сама композиционная схема картины гармонична и уравновешенна. 



"Белое на красном".
Холодный зимний пейзаж, которому цветовая контрастность придает выразительность и объем. Благодаря таким приемам картина приобретает особое свечение.



"Море".
Лирическая, утонченная. Идиллическую атмосферу мира и спокойствия усиливает манера построения колористической гаммы.




"Мой город после дождя".




"Рига".



"Венеция".