Журнал для интеллектуальной элиты общества  
 
 

Архив статей

 2007 / №02

07.12.2008 Хиты 1970-х: панк, реггей и рок-н-ролл, часть 1 (SHOKING BLUE, PINK FLOYD, Bob Marley)
/С. Курий/ "Время Z" №2/2007

Автор: Сергей Курий

 В прошлом номере журнала мы рассказали о хитах, созданных хард-роковыми коллективами. Однако 1970-е годы запомнились не только расцветом тяжелого рока. Именно тогда достиг своего апогея арт-рок, вышел на мировую арену стиль регги, а в конце эпохи произошла своеобразная музыкальная революция в стиле панк. Об очередной порции знаковых (и просто широко известных) рок-песен и будет наша следующая статья.

SHOKING BLUE — "Venus" (1969–70)

       "She's got it
       Yeah baby she's got it
       Well, I'm your Venus
       I'm your fire at your desire"

 Бессмысленные сочетания в рок-н-ролле не редкость. "Тутти-фрутти", "Об-ла-ди, об-ла-да", "Би-боп-де-лула"... Если советского меломана спросить, что такое "Шизгара", он уверенно скажет, что это песня, песня группы SHOCKING BLUE. И ничего, что такого слова ни в названии, ни в тексте песни на самом деле нет. "Шизгара" — это слуховой обман, искаженная славянским ухом английская строчка "She's got it". Настоящее название песни "Venus" ("Венера") и поется в ней о всесильной власти женского начала, которое всегда "получит свое".
 Впрочем, английский язык для создателей этой песни также не является родным, ведь SHOCKING BLUE — группа голландская. Но что поделаешь, если рок-н-ролльного статуса ты можешь достичь, лишь попав в британский или, еще лучше, американский топ, а там в конце 1960-х годов безраздельно властвовали англосаксы. Конечно, англоязычность еще ничего не гарантировала, но она была условием того, что группу будет слушать не только страна тюльпанов. Об этом мало кто знает, но сначала в SHOCKING BLUE пел мужчина. Пел, правда, недолго — до тех пор, пока менеджер группы не попал на выступление певицы с экзотическим для голландцев именем Маришка Верес.

 Родом Маришка была из Венгрии, и в прессе нередко писали, что ее отец был цыганским скрипачом. На самом деле отец был венгром (хотя и играл в цыганском оркестре), а мать — немкой. Сперва SHOCKING BLUE были более очарованы жгучей красотой Маришки, нежели ее сильным и экспрессивным, по-настоящему рОковым, голосом. В остальном она мало походила на стандартную рокершу того времени. Маришка не пила, не курила, с участниками группы не спала, а любые споры разрешала чисто по-женски — плакала и бежала звонить маме. Позже певица раздраженно говорила в интервью: "Меня держали за броскую, наряженную поющую куклу".


 Действительно, для меломанов именно Маришка стала символом и лицом группы. Настоящего же лидера SHOCKING BLUE — гитариста Робби Ван Ливена — мало кто замечал, хотя именно он и был автором практически всех хитов группы. Тем не менее, Ливен признавал, что именно с приходом Маришки "всё завертелось".
 Первые синглы SHOCKING BLUE — "Send Me a Postcard" и "Long Lonesome Road" — сразу попали в хит-парад "Top 20". Правда хит-парад был голландским, но на большее группа пока и не рассчитывала. И вот в 1969 году музыканты засели в студии деревушки Бларикум (недалеко от Амстердама) и на простой двухдорожечный магнитофон записали свой третий сингл — простую по форме, но насыщенную упругими гитарными ритмами песню про Венеру на вершине горы. Летом того же 1969-го этот сингл тоже угодил в голландский топ, но до его верхушки так и не добрался, заняв 3-е место. В это время на голландцев обращает внимание американская компания Colossus и начинает раскручивать песенку "Venus" на родине рок-н-ролла. 

 И в январе 1970-го года в музыкальном мире происходит поистине знаковое событие — впервые в истории американский топ журнала Billboard возглавляет песня, написанная не в США и не в Британии. Критики восторженно отмечали "колоритный сплав рок-ритмов, органных аккордов, гитарных элементов кантри и яркого вокала Маришки Вереш, поющей с милым акцентом". На волне успеха в том же году SHOCKING BLUE выпускают сборник хитов, занявший в США 31-е место. Правда, это было последнее достижение голландцев на американском рынке поп-музыки. И хотя в странах континентальной Европы группу продолжали горячо любить, вскоре музыканты устали. В 1973 году группу покинул Ван Ливен, заявив: "Мы всё делали сами, а ди-джеи радиостанций хотели бы услышать от нас каждый раз всё совершенно новое. Но большое количество альбомов привело к тому, что группа была вынуждена дополнять их кавер-версиями. Мне было крайне сложно писать всю музыку и слова одному". А спустя год SHOCKING BLUE лишается и своего лица — в сольное плавание уходит Маришка Верес, после чего группа автоматически прекращает свое существование.

 Более живучим, чем группа, оказался хит "Venus", продолживший свое путешествие по хит-парадам. В 1981 году его записала хорошо знакомая советским слушателям группа STARS ON 45, специализирующаяся на создании поппури из популярных песен. Но настоящее возрождение "Шизгары" произошло в 1986 году, когда ее записало женское трио BANANARAMA. Танцевальный ритм и запоминающийся "готический" клип с оживающей ведьмой сделали эту версию чуть ли не более популярной, нежели оригинал. В 1990 году "Venus" перезаписала группа DON PABLO'S ANIMALS, а совсем недавно — девицы из коллектива SEDUCED.
 Поистине народную любовь имела эта песня в СССР, где на ее мотив было написано множество доморощенных текстов, и магическое слово "Шизгара" было окончательно канонизировано.1
В 1990-х российская группа МЕЧТАТЬ даже пыталась неприкрыто копировать музыкальную манеру SHOCKING BLUE (их песня "Летчик" – явный кивок в сторону "Шизгары"). Можете проверить, скачав мой самодельный микс по адресу http://ifolder.ru/9369704. Не так давно в стройные ряды плагиаторов SHOCKING BLUE влилась и украинская группа танцующих фриков "Quest Pistols", которая сделала себе имя на хите "Long Lonesome Road", превратив его в танцевальную песенку "Я устал, хочу любви" (скачайте еще один микс по адресу http://ifolder.ru/9369533 и сами убедитесь). Текст, правда, работники шоу-бизнеса не поленились написать свой.


 Так что не стоит относиться к SHOCKING BLUE, как к авторам "одного хита". Поверьте, у этой группы есть и другие талантливые песни. Допустим, место "Шизгары" вполне могла занять композиция со смешным названием "Never Marry a Railroad Man" ("Никогда не выходи замуж за железнодорожника"). В моем сборнике SHOCKING BLUE кроме нее присутствуют и "Long Lonesome Road", и "Send Me a Postcard", и "I'll Follow The Sun", и "Wild Wind", и "Blossom Lady", и "This America"... Призову на помощь также таких авторитетных альтернативщиков, как Курт Кобейн и Егор Летов, относящихся к SHOCKING BLUE с неприкрытой симпатией.
 И еще. В прошлом году исчезла последняя надежда на то, что SHOCKING BLUE когда-нибудь возродятся. 2 декабря голос Маришки Верес навсегда смолк — она умерла от рака на 59-м году жизни…


PINK FLOYD — "Money" (1973)

     "Money, get away
     Get a good job with more pay and you're O.K.
     Money, it's a gas
     Grab that cash with both hands and
     make a stash
     New car, caviar, four star daydream,
     Think I'll buy me a football team…"

 В начале 1970-х группа PINK FLOYD окончательно оправилась после ухода Сида Баррета. Психоделлия в искусстве оказалась более перспективной, нежели психоделия в жизни. В то время, как Баррет под действием ЛСД всё больше уходил в себя, творчество группы всё более поднималось в космические эмпиреи. В альбоме "Atom Heart Mother" PINK FLOYD достигли предела своего бесплотного глобального мировосприятия и явно чувствовалась потребность сменить концепцию. Без концепций PINK FLOYD, как и любая нормальная арт-рок-группа, обойтись не могла.
 Концепция была разработана на кухне ударника группы Ника Мэйсона. Музыканты наконец-то решили спуститься с небес на землю и заглянуть в душу современного человека — вывернуть наружу его страхи, выяснить, чем окружающий мир доводит его до безумия.

"Все должно было получиться быстро, потому что началось турне. Уже через шесть недель мы должны были иметь, с чем выступить. Мы засели где-то в Западном Хэмпстеде... на пару недель и должны были собрать множество кусочков воедино. Никакой лирики, вроде рефрена из "Money", не вышло. Потом мы собрались на кухне Ники и я сказал — если хотите, тема для всего этого — жизнь с ее сердцебиением, и так далее. Затем возьмем другие вещи, то есть, разновидности давления, которые против жизни, так, да..."
(Роджер Уотерс)


 И хотя песни для новой программы писали все музыканты, впервые со времени ухода Баррета позиционное "статус кво" в группе пошатнулось. Все тексты на этот раз написал Уотерс. С тех пор он стал не только единственным поэтом в группе, но и главным идейным лидером.2 Новую программу группа сначала представила публике вживую во время февральского турне 1972 года. Тогда программа имела название "A Piece For Assorted Lunatics" ("Пьеса для группы лунатиков"). Песни в лучших традициях PINK FLOYD сопровождались грандиозным шоу со световыми эффектами и взрывающимися моделями самолетов. Газеты писали: "Если кто-либо еще предпримет попытку визуального и звукового нападения, то это будет провал; FLOYD сам слишком завысил уровень поп-музыки". Окрыленные подобными похвалами, музыканты решили и из нового альбома сделать шедевр звукозаписи. Они взяли в помощники талантливого звукорежиссера Алана Парсонса, 24-дорожечный пульт и стали сплетать из песен ткань своей концептуальной пьесы. К тому времени она уже обрела новое название — "Dark Side Of The Moon" ("Темная (обратная) сторона Луны"). И хотя дробить альбомы PINK FLOYD на хиты пошло, тема статьи обязывает выделить из этого полотна один хит. И им безусловно является песня Уотерса о деньгах.
 ...Прошло уже более двадцати лет с того момента, когда я услышал песню "Money", но до сих пор не перестаю поражаться филигранному стереоэффекту во вступлении, когда из правого в левое ухо плавно переходит треск и звон то ли кассового, то ли игрового автомата. Еще более поразил меня тот факт, что этого эффекта музыканты добивались в буквальном смысле слова вручную, разрезая магнитную пленку на дюймовые кусочки и склеивая их так, чтобы добиться попадания в такт песни. Вот такое "сэмплирование" в стиле 1970-х.

 "— Кто сочинил это фирменное вступление в размере 7/4 для песни "Money"?
 — Это рифф Роджера. К тому времени, когда мы впервые услышали песню, у Роджера уже были более или менее готовы куплеты и слова. Мы всего лишь придумали среднюю часть, гитарное соло и все такое. Также мы сочинили несколько новых риффов — мы задумали размер 4/4 для гитарного соло, а несчастного саксофониста заставили играть в 7/4.3 Затишье во время второго припева в соло было моей идеей".
(из интервью с Д. Гилмором)

 "Да, это был просто мотив в стиле 70-х, но я знал, что должна быть песня о деньгах в нашей пьесе, и подумал, что этот мотив станет этой самой песней...".
(Р. Уотерс)


 Несмотря на авторство Уотерса, музыканты решили, что песню должен петь гитарист Дэвид Гилмор — его голос был гораздо мощнее и убедительнее вокала басиста.
 Правда, всегда язвительный Уотерс не удержался, чтобы не поддеть в своем тексте и Гилмора, и Мэйсона. Строчка "Теперь я желаю иметь свой "Лир Джет" (реактивный самолет — С.К.) намекала на мечты гитариста и ударника, которые увлекались пилотированием и брали уроки летного мастерства. Текст "Money" вообще достаточно откровенен, даже циничен. Герой песни открыто заявляет, что можно сколько угодно болтать о порочности или второстепенности денег, но на деле никто не хочет поделиться куском своего пирога или повысить тебе зарплату. Порой подобные откровения воспринимались превратно.

 "Мы старались делать песни как можно проще и непосредственнее, и когда мы их писали, то знали, что эти вещи могут понять превратно. К нам приходили люди, которые думали, что "Money — it's a gas" — это прямое и буквальное утверждение, что "Мы любим деньги".
(Д. Гилмор)


 По иронии судьбы именно после выхода пластинки "Dark Side Of The Moon" на PINK FLOYD действительно обрушился "золотой дождь". Затронув близкие людям проблемы (да еще в столь совершенном техническом воплощении), группа PINK FLOYD обрела всемирную популярность. 28 апреля 1973 года альбом возглавил американский топ (на родине — в Британии — он дошел до второго места) и продержался в списке лучших двухсот пластинок... 15 лет! Конечно, воротилы шоу-бизнеса захотели выпустить песню "Money" на сингле. В Англии музыканты смогли запретить это кромсание цельности в угоду бизнесу,4 но в США сингл все-таки вышел — песня была отредактирована и сокращена.

 На этом история хита не закончилась.
 В 1982 году вышел фильм А. Паркера "Стена", основанный на одноименном альбоме PINK FLOYD. В одной из сцен школьный учитель отбирает у маленького героя стихи, которые тот пишет на уроке, и издевательски зачитывает перед всем классом. Стихи представляют собой текст песни "Money".
 В 1988 году, когда PINK FLOYD уже перестала бороться с синглами, был выпущен сборник с ироничным названием "А collection of great dance songs" ("Коллекция великих танцевальных песен"). В сборник входила и песня про деньги. Отсутствие оригинала (ввиду смены группой звукозаписывающей фирмы) заставила Дэвида Гилмора переписать песню практически в одиночку (только на саксофоне сыграл тот же Дик Пэрри). Уотерс к тому времени с группой давно разошелся.
 В 1992 году Гилмор порадовал фанатов, представив на радио архивный изначальный оригинал "Money", исполненный Уотерсом на акустической гитаре.
 А для концертной программы 1995 года "P.U.L.S.E." был снят забавный клип, сопровождащий эту песню. В ней бедняк встречает инопланетянина, который может копировать любые предметы. Попросив намножить ему денег, он получает желаемое. Но затем, желая осчастливить всех, инопланетянин устраивает по всей земле настоящий денежный дождь. Разумеется, деньги, которые в достатке имеют все, сами по себе теряют смысл и благоденствия не приносят. Просто и наглядно.


 Ну и под конец остается лишь добавить, что невзирая на множество других прекрасных песен, "Money" до сих пор является песней, которую музыканты PINK FLOYD (вместе и порознь) исполнили наибольшее количество раз.


Bob Marley — "I Shot The Sheriff" (1973),
"No Woman, No Cry" (1974)

    "I shot the sheriff, but I swear it was in self defense
    Where was the deputy?
    I said I shot the sheriff but I swear it was in self defense"

     "No,womman,no cry;
     Womman,little darlinґ,
     say donґt shed no tears!
     no,womman,no cry".

 О растаманах сегодня знает любой уважающий себя молодой человек, но представление об этом движении обычно самое поверхностное: мол, ходят такие добродушные чуваки в трехцветных вязаных шапочках из-под которых выглядывают дрэды, курят косяки и слушают регги. Впрочем, для подавляющего большинства так называемых растаманов подобное описание действительно исчерпывающе.
 Тема мировоззрения растаманов довольно обширна и лично для меня является не более чем очередным казусом. Но не коснуться ее, рассказывая о Бобе Марли, нельзя.

 РАСТАМАНЫ (РАСТАФАРИ) — религиозное направление, основанное на Ямайке. Истоки учения растаманов лежат в учении Маркуса Гарви — лидера националистического негритянского движения. По этому учению считается, что Христос на самом деле был чернокожим, а белая раса скрыла этот факт. В 1914 г. Гарви предсказал, что в Африке вскоре родится царь царей - он освободит и объединит угнетенных негров. Когда 15 лет спустя в Эфиопии короновали короля Хайле Селассие I, то последователи Гарви объявили, что он и есть ожидаемый царь царей. До своей коронации он носил титул принца (раса) и звался Тафари — отсюда растафари. Растаманы объявили западную цивилизацию "Вавилоном", который нужно разрушить и объявили своей духовной родиной обетованную землю Африки.5 То, что "царь царей" в 1975 году вполне банально почил, верующих совершенно не переубедило. Когда Марли принял растафарианство, стиль регги обрел идею, а растафарианство — свою культуру и язык.

ДЖА — Бога у растафари.

 ДРЭДЫ — завитые косички, которые по представлению растаманов являются антеннами в мир духа. Настоящие растаманы не стригутся.

 КРАСНЫЙ-ЖЕЛТЫЙ-ЗЕЛЁНЫЙ — цвета национального флага Эфиопии и любимая цветовая гамма растаманов.

 ГАНДЖА (марихуана, трава) — один из способов достижения определенного духовного состояния.6

 РЕГГИ. Возможно, растафарианство так бы и осталось курьезом негритянского национально-освободительного движения, если бы не харизматическая фигура Боба Марли, который сумел популяризовать два достояния Ямайки. Вторым достоянием была музыка регги (или реггей). Не будем вдаваться в музыкальную терминологию — тот, кто хотя бы раз услышит эту музыку, не спутает ее ни с какой другой. Более того, для непривычного уха песни регги звучат несколько однообразно.
 Надо сказать, что этот стиль довольно долго пробивался на просторы наших северных стран. Несмотря на то, что с начала1980-х отдельные советские рок-музыканты частенько успешно использовали мотивы регги,7 как цельное направление он у нас не сложился. А после того, как Лада Дэнс исполнила песню "Регги в ночи", этот стиль надолго утвердился в массовом сознании как исключительно развлекательный и попсовый. Лишь за последние десять лет регги прочно утвердился в нашей музыке (достаточно привести пример успешной харьковской группы 5'NIZZA).
 Слушая музыку регги с ее мажорными знойными ритмами, действительно трудно поверить, что формировался этот стиль вовсе не для того, чтобы услаждать слух отдыхающих на пляже. Это были достаточно идейные песни протеста. Недаром регги - единственный музыкальный стиль, к которому с уважением отнеслись первые панки. Безусловно, что в заблуждение нас ввели те самые "позитивные вибрации", о которых не раз говорил Боб Марли и которые никак не вязались с нашим представлением о музыке протеста.


 В детстве будущая регги-звезда познала все "прелести" жизни на Ямайке - нищету и разгул криминала, во многом стимулированный постоянной политической борьбой между двумя партиями. Боб был типичным "дитем трущоб" — играл в футбол, участвовал в разборках, а рок-музыку слушал в основном по радио. Вскоре он собрал свою группу WAILERS и даже добился кое-какой местной популярности. Однако за пределы острова регги вырвалась лишь тогда, когда на WAILERS обратил внимание основатель студии Islands Records Крис Блэквел (белокожий выходец с Ямайки). Оригинальность ямайского стиля первыми оценили музыкальные критики и коллеги-музыканты. Настоящей пиар-акцией для Марли стала запись его песни "I Shot Sheriff" именитым Эриком Клэптоном.8 В сентябре 1974 года именно в его исполнении песня о подстреленном шерифе попала на вершину американского топа, несмотря на то, что сам великий гитарист остался ею недоволен.

 "Не думаю, что нам удалось сыграть песню лучше, чем Боб. Да, получилось нормально, но не более. Я даже не хотел вставлять ее в альбом. Но, слава Богу, этого не произошло. Фактически, Боб был одним из первых, кто сказал нам "спасибо!".
(Э. Клэптон)

 "Кто-то говорил мне, что Эрик Клэптон переделал эту песню, и она здорово зазвучала. Мы сделали ее по-своему, но она не стала хитом — качество записи оставляло желать лучшего. Когда кто-то делает кавер на твою песню, он слушает твое исполнение и пытается сделать лучше. Иногда это получается.
 ...Клэптон спрашивал меня об этом, потому что когда он закончил работу над песней, он не понимал, о чем она. Он исполнял ее потому, что ему понравилась мелодия. А может, он повторял за Элтоном Джоном, который пел: "Не стреляйте в меня, я всего лишь пианист", или за Бобом Диланом, певшим: "Снимите с меня полицейский значок, я не могу больше в них стрелять". Вот Клэптон и спел "Я стрелял в шерифа". Эта песня никому не подходит, разве что Клэптону в компании с Элтоном Джоном и Бобом Диланом"
(Б. Марли)


 Несмотря на милое распевное звучание, само содержание песни довольно неожиданно. Как вы думаете, что такое страшное совершил шериф, чтобы по нему стреляли? Ни за что не догадаетесь. Он просто каждый раз уничтожал "семена", которые садил герой песни  ("Every time that I plant a seed / He said, "Kill it before it grows"). Конечно, это были не семена пшеницы или хризантем, а семена конопли. Так что с точки зрения нашего законодательства шериф занимался вполне законной ликвидацией наркотиков. Однако растаман Марли, видимо, считал уничтожение ганджи делом безбожным.

 "Я хотел сказать "Я стрелял в полицейских", но правительство подняло бы шум, и поэтому я написал "Я стрелял в шерифа". Но идея осталась та же: правосудие... ...Содержание песни похоже на дачу показаний — приходится говорить правду. Но "Я стрелял в шерифа" скорее означает "Я стрелял в зло". Здесь речь идет не о шерифе, но о проявлениях большого зла. Песня о людях, которых судят за их поступки, которые не могут больше этого терпеть и срываются".
(Б. Марли)


Наконец, в 1975 году Марли удалось и самому добраться до вершин хит-парадов США и Британии с альбомом "Natty Dread". Этот же альбом содержал и наверное самую знаменитую песню в стиле регги — пронзительно-лиричную "No Woman No Cry", записанную во время концерта в лондонском театре Lyceum.

Некоторые до сих пор переводят название этой песни как "Нет женщины — нет слёз" (что-то вроде "Баба с возу — кобыле легче").9 Возможно, это забавно, но в корне неправильно. На самом деле всё переводится гораздо банальнее и лиричнее — "Нет, женщина, не плачь", или как спела группа ЧАЙ-Ф в своем кавере на этот хит — "Родная, не плачь".


 Марли всегда утверждал, что авторство хита принадлежит его другу — ямайскому музыканту Винсенту Форду. Однако многие до сих пор считают, что подобное заявление — лишь широкий жест Боба, своеобразный подарок своему коллеге, больному диабетом. Слишком уж много автобиографичного в тексте этой песни.

 "Я очень люблю эту песню. Она очень много значит для меня, в ней много чувств, близких мне. Очень ее люблю…
 …Три в одном. Ритм, наполненный счастьем, грусть и хорошие вибрации — это корни".
(Б.Марли)


 Лирика "No Woman No Cry" органично переплетена с политикой, грусть — с оптимизмом. Марли поет о лицемерах в правительстве, о погибших друзьях, и при этом обращается к своей любимой, убеждая ее, что "пока я иду, всё будет хорошо".
 Участие Марли в политической борьбе на Ямайке проходило в обстановке настоящего экстремизма. В 1976 году семью звезды регги и его гостей бандиты подвергли настоящему обстрелу. Чудом обошлось без смертей. Тем не менее, спустя два года Марли удалось невозможное — заставить на своем концерте примирительно пожать руки извечных ямайских политических противников — М. Мэнли (прокубинского социалиста) и Э. Сига (проамериканского консерватора).
 Однако умереть Бобу пришлось не от пули. В 1977 году, играя в футбол, он повредил палец на ноге. От ампутации убежденный растаман отказался. В итоге это привело к появлению злокачественной опухоли, и в мае 1981 года Боб Марли умер от рака. В 1990 году день рождения звезды регги (6 февраля) был объявлен национальным праздником, а в 2002 году песню "No Woman No Cry" объявили самой популярной песней Ямайки.

Далее >>>




Статьи рубрики "РОЖДЕНИЕ ХИТА":



Официоз и самодеятельность (рок-хиты эпохи застоя), часть 1:
МАШИНА ВРЕМЕНИ, ВОСКРЕСЕНЬЕ, КРУИЗ, ДИНАМИК, ПИКНИК,  >>>

Официоз и самодеятельность (рок-хиты эпохи застоя), часть 2:
ЗООПАРК, Ю. Лоза & ПРИМУС, АЛЬФА, ЗЕМЛЯНЕ, БРАВО >>>

Герои перестройки (рок-хиты второй половины 1980-х):
АКВАРИУМ, АЛИСА, КИНО, НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС, ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА >>>

Стёб и тоска (постсоветские рок-хиты 1990-х), часть 1:
ДДТ, НОГУ СВЕЛО, АГАТА КРИСТИ >>>

Стёб и тоска (постсоветские рок-хиты 1990-х), часть 2:
АУКЦЫОН, МУМИЙ ТРОЛЛЬ, СПЛИН, ЗЕМФИРА >>>

Хиты 1950-х: "детство" рок-н-ролла, часть 1:
Bill Haley, Little Richard, Carl Perkins >>>

Хиты 1950-х: "детство" рок-н-ролла, часть 2:
Elvis Presley, Chuck Berry, Ritchie Valens >>>

Хиты 1970-х: "динозавры" хард-рока, часть 1:
Eric CLAPTON, BLACK SABBATH, URIAH HEEP >>>

Хиты 1970-х: "динозавры" хард-рока, часть 2:
LED ZEPPELIN, DEEP PURPLE, QUEEN >>>

Новогодние хиты
("Елочка", "Jingle Bells" и "Happy New Year") >>>

Украинские хиты второй половины ХХ века, часть 1:
"Пісня про рушник", "Києве мій", "Черемшина", "Червона рута" >>>

Украинские хиты второй половины ХХ века, часть 2:
"Червона рута", "Весна", "Наркомани на городi" >>>

 

 

   

« назад «





Комментарии к статье


Создатели "Шизгары" — группа SHOCKING BLUE, родом из Нидерландов.









"Венера" группы SHOCKING BLUE — Маришка Верес.








Сингл "Venus" и альбом 1969 года "At Home", в который входила эта песня.





Кадры из клипа "Venus" в исполнении группы BANANARAMA.



1 — Приведем вариант известной поппури-кавер-группы ДОКТОР ВАТСОН:

"Когда нам было мало лет,
А жизнь, уже своё брала.
Мы в полночь погасили свет
И нас с тобой луна свела.

  Шизгара, ах, эта Шизгара.
  Ну, ты же помнишь, ты же помнишь,
  Как пела полночь.

Скажи: — "Свои заботы прочь!"
Пусть прошлое мелькнёт в глазах.
И нашей станет эта ночь,
Как много лет тому назад".

А Артем Троицкий вспоминал вариант в исполнении Вовы Синего: "Шизгара! Я тебе не пара".


2 декабря 2006 года Маришка Верес скончалась от рака.








Состав PINK FLOYD после ухода Сида Баррета: Дэвид Гилмор, Рик Райт, Ник Мэйсон и Роджер Уотерс.




Роджер Уотерс — автор песни "Money".




2 — Закончилось это тем, что и музыкальный материал последних трех альбомов "золотого" состава PINK FLOYD почти полностью принадлежал энергичному басисту.




Дэвид Гилмор не только спел песню "Money", но и придумал для нее гитарное соло.






3 — На саксофоне играл приглашенный музыкант Дик Пэрри.





Сигл "Money", обложка которого повторяет рисунок на альбома "Dark Side Of The Moon".




"…Я всегда путешествую первым классом,
А теперь мне уже нужен собственный реактивный самолет!"






4 — "Наше чувство сопливой непорочности было столь велико, что мы и не думали о синглах". (Р. Уотерс)



Программа "Dark Side of the Moon" вживую.

 





Когда Марли принял растафарианство, стиль регги обрел идею, а растафарианство — свою культуру и язык.









5 — "Я приехал в Штаты и, глядя на все эти небоскребы, сказал себе: "Вот дерьмо!". Мне показывали картины и постоянно говорили: "Бог — белый". Я сказал себе: "Вот проклятое место! Здесь я могу быть только рабом". Мне пришлось выбирать между этим богом и черным Иисусом. И я сделал свой выбор... Цвет кожи человека не имеет никакого значения. Проблема в том, что белые создали систему, которая взяла над ними верх. Истэблишмент контролируется белой расой.
 "Exodus" означает объединение... Исход из Вавилона. Мы живем в Вавилоне, и это физический исход домой. Но что мы реально хотим сказать - мы хотим, чтобы все чернокожие объединились? Единственная возможность нам объединиться — понять правду. Правда в том, что Соломон и царь Давид — это наши корни, и если мы это поймем, вспомним времена царя Соломона и царя Давида, Льва Иудейского, понимаешь?".
(Б. Марли)

6 — "Ганджа раскрывает твои таланты. Даже ученые могут ее курить. Она хороша для медитации. Ганджу надо разрешить по всему миру. ...Многие в Америке курят траву, чтобы расслабиться, но не в целях приобретения духовного опыта".
(Б. Марли)


7 — Стоит упомянуть отдельные песни АКВАРИУМА ("Вавилон", "Аристократ", "Сестра"), ВОСКРЕСЕНЬЯ ("По дороге разочарований"), В. Кузьмина ("Мячик"), А. Барыкина ("Чудо остров") и БРАВО ("Верю я"). Первой и долгое время единственной советской группой, постоянно работающей в стиле регги, был КОМИТЕТ ОХРАНЫ ТЕПЛА.

8 — Хотя к тому времени  эта песня была уже выпущена Марли в альбоме 1973 года "Burning". 

 


Марли не раз заявлял, что регги и растаманство рассчитаны не только на чернокожих. Ведь и сам наш герой был мулатом (мать — негритянская певица, отец — белый офицер).





"Только посеешь семена, как он их уничтожит…".





Обложка альбома 1975 года "Natty Dread", куда вошел знаменитый хит "No Woman No Cry".




9 — Мне попалась даже компьютерная шутка, обыгрывающая песню Марли по тому же принципу перевода — "No Windows No Cry".








В августе 2006 года Государственный Банк Ямайки уже второй раз выпустил в оборот биметаллические монеты в честь Боба Марли. В феврале этого же года дом Марли на Ямайке был объявлен государственным музеем.