Журнал для интеллектуальной элиты общества  
 
 

Архив статей

 2007 / №02

08.12.2008 "Сиквелы, римейки, или кошмары режиссера-2"
/О. Бондарчук/ "Время Z" №2/2007

 Когда-то, на заре кинематографа, фильмы снимали в соответствии с системой жанров художественного кино. Изначально система была сформирована на основе личных предпочтений зрителей. Но, судя по всему, в последнее время от внимания любителей кино стали ускользать жанровые новшества кинематографа, и никто не может объяснить такое массовое распространение римейков, сиквелов, приквелов. К тому же зачастую они понимаются и трактуются одинаково, хотя эти новоявленные термины несут в себе совершенно разную смысловую нагрузку. Например, термин "римейк" используется по отношению к фильмам, в основу которых взяты оригинальные фильмы, снятые раньше. То есть, римейк — это фильм, снятый по мотивам другой киноленты. При этом в римейке и оригинале режиссер, вся съемочная группа, актеры обычно совершенно разные. В то время как сиквел — это фильм, книга или любое другое произведение искусства, являющееся прямым продолжением какого-нибудь более раннего произведения, построенное на его сюжете, персонажах и т. д.

 Сиквел (англ. sequel — следствие, последствие) — продолжение книги, романа; следующая серия многосерийного фильма, снятая, как правило, на волне успеха предыдущих серий.

 Римейк (англ. remake, дословно: переделка) — в современных кинематографе и музыке: более новая версия или интерпретация ранее изданного произведения (фильма, песни, любой музыкальной композиции или драматургической работы).

 Приквел (англ. prequel, контаминация приставки pre- 'до-' и sequel, см. сиквел) — книга, фильм или компьютерная игра, сюжетно связанные с ранее созданными и предшествующие им по внутренней хронологии.


 Стоит лишь обратить внимание и поинтересоваться историей понравившегося фильма, как зачастую можно обнаружить, что фильм является римейком или сиквелом  давно забытого, а возможно, и вообще неизвестного художественного фильма. Ученые из Калифорнийского университета (UCLA) и Университета Пенсильвании даже провели исследование, как название сиквела влияет на его популярность. Традиционно считается, что если название сиквела схоже с названием популярного фильма-оригинала, зрители склонны считать, что продолжение, по меньшей мере, не уступает оригиналу. Однако, как утверждают ученые, это не соответствует истине. Проанализировав рыночную судьбу нескольких десятков фильмов, установлено, что сиквел должен обладать своей индивидуальностью. Кроме универсального "-2", в названии фильма должно содержаться интригующее продолжение, например, "Будни кинотеатра - 2. Кошмары режиссера". Сиквелы, названные подобным образом, собирают большую "кассу" и имеют более долгую жизнь. Это объясняется тем, что зрители подсознательно убеждены: фильмы с идентичными названиями крайне похожи, и смотреть их необязательно. Похоже, что некоторые режиссеры действительно считают, что римейки и сиквелы ничуть не уступают фильмам с оригинальным сценарием.  Возможно, по этой причине студии все чаще стали снимать сиквелы и приквелы, рассчитывая использовать коммерческий потенциал предыдущих фильмов. В итоге актеры играют самих себя, сценаристы пишут римейки старых сценариев, а режиссеры снимают римейки классических фильмов.
 То, что Голливуд делает ставку на сиквелы — очевидный факт. Тем не менее, такой "кинопродукт" больше напоминает грамотно продуманный маркетинговый ход, нежели воплощение кинематографического искусства.


1. Римейк: искусство или бизнес, успех или провал?

 После премьеры фильма "Солярис" Стивена Содерберга в России, корреспонденты известной телепрограммы поспешили  встретиться с Донатасом Банионисом и Натальей Бондарчук и расспросили их об ощущениях от увиденного. Банионис говорил, что у Тарковского взгляд на мир был иным, для него прежде всего была важна душа. Н. Бондарчук вспоминала о том, что для Тарковского это был прежде всего диалог с Богом, а у американцев — сугубо личная история (Кельвин всегда один, и видит только ее, свою любимую и единственную). Разные фильмы — разные истории. Оба отмечали высокий актерский класс, говорили о том, что это честная американская картина, с акцентом на слове "американская".
 Итак, Андрей Тарковский снял свой "Солярис" в 1972 году, экранизировав роман Станислава Лема. Тридцать лет спустя Стивен Содерберг снимает римейк этой картины, вновь отправляя человека в космос, в далекие галактики к планете под названием Солярис.
 Первый же кадр (нудный проливной дождь на оконном стекле) — это как будто заявление: "Солярис" Содерберга — это римейк "Соляриса" Тарковского, а не экранизация романа Лема. Как и Тарковский, Содерберг начинает свой фильм с земных эпизодов, в то время как роман начинается с прибытия Криса на станцию.
 Содерберга, думаю, все-таки волновали те же вещи, что и Тарковского: тема судьбы, памяти, вины и искупления ошибок, возможность изменить собственное прошлое, задуматься о жизни после смерти. Но, к сожалению, на этом не акцентировалось внимание в его фильме. Складывается впечатление, что для Содерберга важны не ответы, а возможность выбора, перед которым оказывается герой. Он думает прежде всего о Ней — она мертва, но здесь, на Солярисе, жизнь словно возвращается к ней. И можно все еще переиграть, вернуться в прошлое, где она жива. Искушение велико! Содегберг, по его словам, рассказал детальнее о прошлой жизни Кельвина и его жены, чего не было в романе и фильме Тарковского, чтобы установить некоторые взаимодействия и следствия. Очевидно, у него это не получилось, раз зрители задаются вопросом: "Зачем космонавту раздеваться в космосе?". В одном из эпизодов Клуни обнажен, он лежит рядом со своей женой и радует зрителя своими мужественными формами. Но не в этом суть. Если зритель на этом "циклится", значит более значительные вещи ушли. На самом деле получилась трогательная история любви, к изложению которой и стремились авторы. "Солярис" Содерберга во многом изменился до неузнаваемости, отчасти и потому, что разные задачи ставили перед собой он и Тарковский, и разные идеи закладывали в этот фильм. Американский "Солярис" не хуже и не лучше, он другой, "американский" прежде всего, и это сказка нового времени со всеми вытекающими отсюда последствиями.
 Тем не менее, было бы ошибочно утверждать, что среди римейков нет достойных фильмов.
 К примеру, новое творение Мартина Скорсезе — к/ф "Отступники", который недавно получил несколько "Оскаров", в том числе и как лучший фильм. Не всем, наверное, известен тот факт, что фильм стал римейком гонконгского фильма "Двойная рокировка" (2002).
 В погоне за  вожделенным "Оскаром", режиссер Мартин Скорсезе снял римейк юго-восточной полицейской драмы, перенеся ее действие в Штаты. Среди блистательного актерского состава ( Джек Николсон, Мэтт Деймон, Леонардо Ди Каприо, Алек Болдуин, Мартин Шин) была замечена и восходящая украинская звезда Вера Фармига в роли психиатра с сумасшедшими глазами.
 Не вникая в детали сюжета, все же можно сказать, что Скорсезе снял фильм про смерть — о том, что она предназначена каждому с рождения. А полиция в этом фильме — лишь метафора судьбы. И нет в фильме никаких отношений, каждый сам по себе, каждый варится в собственном соку, "солирует". Он подчеркнуто "антипсихологичен".
 Остается сказать, что фильм снят почти безупречно, эдак молодо, с крепкими драками, похищенными микросхемами и наркотиками, все в жестком монтаже, замечательный актерский состав, и 90 млн. долларов потрачены не зря.
 Можно предположить, что этот фильм кинокритики и зрители оценят по достоинству. В нем мало чего осталось от оригинального гонконгского боевика. Мартин Скорсезе фактически создал новый фильм, вложил в него идею, развил сюжетную линию. В целом получился интересный фильм. Но несколько лаконичный. В духе нашего времени.
 Пока еще неясной кажется судьба будущего голливудского фильма, который станет римейком одноименной французской драмы.
 Две звезды голливудского кинематографа сразу после новогодних праздников занялись переговорами о совместном участии в фильме — римейке французской полицейской драмы "Набережной Орфевр, 36".(2004). Съемки пройдут в Нью-Йорке, а над переводом оригинального сценария на английский язык уже трудится сценарист Дин Георгарис.
 Следует напомнить, что главные роли во французской картине сыграли Жерар Депардье и Даниэль Отой.
 Среди новых фильмов, не так давно появившихся у нас в прокате, есть и римейки давно забытых классических лент. Речь идет о фильме "Омен 666", мировая премьера которого состоялась 06.06.06. Этот фильм является римейком мистического триллера 1974 года.


2. Сиквел: просто и знакомо…

 Известны случаи, когда режиссер по прошествию многих лет решает снимать сиквел собственного фильма. Возможно, для реализации своих режиссерских амбиций, или для воплощения тайного желания довести картину до совершенства.
 Что движет режиссером  райаном Де Пальма, который снимет сиквел собственного фильма, сказать сложно. В своем новом фильме он собирается изменить лишь часть "декораций", а точнее, всего лишь перенести место действия фильма…в другую страну! На этом фантазия заканчивается, и полностью повторяется сюжет картины 1989 года "Список погибших". Действие фильма происходит во Вьетнаме, где пятеро американских солдат похищают из деревни девочку, четверо из них насилуют ее и убивают. Однако пятый, отказавшийся участвовать в преступлении, после войны собирается передать бывших сослуживцев в руки правосудия. Действие же картины "Redacted", съемки которой начнутся весной этого года, перенесется из Вьетнама в Ирак.
В российском кинематографе тоже достаточно таких "новинок ".

 Легендарный режиссер Эльдар Рязанов снял сиквел "Карнавальной ночи", приурочив это событие к 50-летнему юбилею фильма первого. И в скором времени нас ожидает премьера киноленты "Карнавальная ночь - 2". Знакомо и понятно, к чему тут оригинальность!
 Как отметил ГТРК "Культура", в истории российского кинематографа еще не было случаев, чтобы через 50 лет режиссер снимал сиквел своей собственной картины. По словам Эльдара Рязанова, ему еще тогда предлагали снять продолжение фильма, но он отказался, поскольку не видел своего призвания в комедиях, а тяготел к драме. Что же сейчас движет режиссером, неизвестно. Возможно, это просто ностальгия.
 Из участников первого фильма в сиквеле снялись Людмила Гурченко и Владимир Зельдин. В роли бюрократа Огурцова (в "Карнавальной ночи-2" его фамилия Кабачков) снялся Сергей Маковецкий. Молодых героев сыграли Алена Бабенко и Сергей Безруков.
 А в то время, как Эльдар Рязанов снимает сиквел своего фильма, в Петербурге стартуют съемки другого культового фильма режиссера — "Ирония судьбы, или с легким паром". Режиссером новой картины станет создатель "Дозоров" Тимур Бекмамбетов.
 Эльдар Рязанов благодушно отреагировал на инициативу менее именитого коллеги, несмотря на то, что Бекмамбетов изменил концовку рязановского фильма: Женя и  Надя так и не поженились. Надя вышла замуж за Ипполита и родила ему дочь, а Женя вернулся к Гале, и у них родился сын. Вокруг отношений детей главных героев первого фильма и строится сюжет нового фильма.
Тимур Бекмамбетов привлек к съемкам актеров, снявшихся в "Дозорах": Константина Хабенского, Жанну Фриске, Виктора Вержбицкого. Роль дочери Нади и Ипполита исполнит Лиза Боярская. Все герои оригинальной истории появятся в фильме в своих прежних обличьях: Андрей Мягков сыграет Лукашина-старшего, Барбара Брыльска сыграет Надю, Юрий Яковлев — Ипполита. Фильм выйдет на экраны в декабре 2008г. и будет называться "Ирония судьбы, или с новым счастьем!". Просто и знакомо. И отныне, каждый год 31 декабря мы будем смотреть новый фильм…О старом.

 Не так давно "Американская телесеть Е!" провела среди зрителей голосование на звание худшего сиквела всех времен. Первое место в этом неприглядном списке занял сиквел "Звездные войны. Эпизод 1: скрытая угроза". Продолжение легендарного фильма так разочаровало фанатов, что фильм оставил позади таких известных конкурентов, как "Бэтмэн и Робин" и "Скорость-2".
 А за прошлый кинематографический год на звание худшего фильма претендует фильм "Основной инстинкт - 2". Что тут сказать, в самом скором времени этот фильм рискует получить целый букет статуэток "Золотая малина" — антинаграду, которую ежегодно вручают голливудским лентам сомнительного качества. "Основной инстинкт-2" проходит по номинациям: "худший фильм", "худшая актриса", "худший актер второго плана" и "худший сиквел".
Подводя итоги всего вышесказанного, стоит заметить, что к выбору своих кинематографических предпочтений следует относиться избирательно. В современном вихре развития киноиндустрии, усовершенствования спецэффектов и полета режиссерской фантазии количество создаваемых фильмов растет с каждым днем. Снимаются сиквелы, приквелы,  продолжения продолжений и прочие "киноловушки" для кинолюбителей. Так что будьте внимательны, господа "киноманы" и просто ценители хорошего кино. Надеюсь, эта статья в чем-то вам поможет.

Ольга Бондарчук

   

« назад «





Комментарии к статье