Журнал для интеллектуальной элиты общества  
 
 

Архив статей

 2007 / №02

08.12.2008 Магия фламенко
/П. Лапшук/ "Время Z" №2/2007

"Там, где круг перекрестка,
шесть подруг танцевали.
Три — из плоти, три — из стали.
Давние сны их искали,
но обнимал их яро
золотой Полифем.
Гитара!"
(Ф.Г.Лорка)

 Недавно меня спросили: "Что для тебя фламенко?"…Полгода назад, не задумываясь, я бы сказала, что это искусный танец души и тела, но почему-то теперь мне этого кажется мало. После каждой последующей минуты, прожитой с фламенко, можно смело утверждать, что вот именно теперь я знаю, как звучит оно во мне. Но, боюсь, и жизни для этого может оказаться мало. Иногда этот танец страсти звучит громко, иногда бывает лишь продолжением нашего молчания, иногда замирает в ожидании, как зверь, который собирается напасть, подкрадывается, чтобы в следующий миг сделать прыжок наружу. Но и этим не выразить все таинство и магию этого искусства. Возможно, фламенко — это история жизни, любви и ненависти, и каждый рассказывает её по-своему, с тем, чтобы передать самое главное, поделиться тем, что внутри. Это может быть вихрь эмоций, океан любви или тлеющее пламя.
 Почему же тогда именно с помощью этой истории мы хотим сказать о самом главном? Какой магией обладает этот огненный вихрь эмоций, что так сильно овладевает нами, заставляя сердца биться сильнее, ноги звучать громче, а руки извиваться плавнее и на какое-то мгновение замирать? 

 Имя этому "нечто" — не что иное, как дуэнде (дух, огонь танца фламенко). Именно благодаря дуэнде мы передаем эту овладевшую нами энергию, перевоплощая ее в порывы огня, сметающего все на своем пути. Ведь когда выступает танцор фламенко, преградой для него может быть лишь отсутствие зрителя, которому он хочет что-то сказать. Все остальное остается незамеченным.
 Для человека, не знакомого с магическим потенциалом этого искусства, может показаться, что при исполнении танца очень важно уловить движения и страсть танцора, но если постараться прочесть его, если впитать частичку его дуэнде, то открываются немыслимые каналы, через которые зритель получает большой объем информации. Это и есть основная задача танцора. Возможно, на первый взгляд это может показаться немного возвышенным значением и предназначением танца, но нельзя отрицать тот факт, что во многом смысловой посыл остается настолько пронзающим наше сознание, что мы оказываемся не в силах контролировать его.
 Если внимательно всмотреться в лицо танцора во время исполнения танца, то поразителен тот факт, что этот человек находится в состоянии глубокой концентрации, сосредоточения, повышенной экспрессивности и порой настолько глубоко уходит в свой внутренний мир эмоций, что местами это можно определить как процесс отхождения от восприятия внешнего мира, своеобразную медитацию. Как правило, именно это умение танцора вызывает у зрителя бурю эмоций и восхищения.

 Может ли каждый человек овладеть таким мастерством передачи эмоций через танец? Да, но только в том случае, если он первоначально готов зажечь в себе пламя страстей и перевернуть внутри океан. Все остальное приходит с практикой. Интересно, что ученики школы фламенко, будь то женщины или мужчины, однажды начав танцевать этот танец, так или иначе проносят его через всю жизнь. Конечно, все мы разные, и для кого-то это может показаться вовсе не необходимостью, а методом отвлечься — ну что же, и в этом случае Вы тоже смогли зажечь в себе искру дуэнде, а этого вполне достаточно для возникновения пламени.
 Фламенко все возрасты покорны. Складывается такое впечатление, что для этого танца не важны никакие критерии, и каждый желающий может танцевать через определенное время не хуже, чем профессиональный bailador (по-испански "танцор"), главное - желание! Это воодушевляет и вдохновляет, однако следует помнить, что не каждый впускает фламенко к себе в сердце - а без этого, сколько бы тебе ни было лет, как умело ты бы не танцевал, это потрясающее мастерство останется для тебя недосягаемым.

 Существует более 50 стилей фламенко. К самым распространенным относятся: Алегриас, Булериас, Фанданго, Кампанильерос, Фаррука, Гранадина, Бамбас, Канья, Кантес де Трилья, Севильянас, Ронденья, Солеа, Тангос, Тьентос, Сигирийас, Саэта, Поло, Петенерас, Мирабас, Мартинете, Малагенья и др. Их можно с легкостью распознать в силу того, что каждый стиль является уникальным, и все они вместе и каждый по отдельности являются неотъемлемой частью единого жанра.

 История зарождения фламенко достаточно необычная. Еще в ХV веке приехавшие из Индии цыгане поселились на юге Испании, в частности, в провинции Андалусия. В литературе первые упоминания о фламенко приходятся на 1774 год. Конечно, значительным влиянием на зарождение танца послужили андалусские песни и танцы, которые первоначально легли в основу формирования определенного стиля. Необычайное смешение культур и породило единое в своем роде искусство. Вскоре в Севилье и Кадисе открываются первые школы фламенко, основным направлением которых является танец, так как немногим ранее он был лишь пением с хлопаньем в ладоши. Появляются различные жанры, к примеру такие, как опера фламенко, что являло собой сценическую постановку спектаклей. Это новшество на тот момент немного сместило с лидирующей позиции гитару как аккомпанемент, так как музыкальное сопровождение осуществлялось в виде оркестровых обработок. Началом возрождения фламенко можно считать 1955 год, когда был организован первый в своем роде фестиваль канте хондо, организаторами которого являлись Мануэль де Фалья и Федерико Гарсия Лорка. Основной задачей фестиваля, помимо собрания напевов канте хондо, было показать красивый и душевный всплеск эмоций, освободившись от определенных рамок и принципов. Именно такое исполнение  наталкивает на размышления и подвергает нас своему влиянию. С тех пор появилось очень много новых направлений, и до сих пор оно находится в процессе изменений и своего совершенствования. Сейчас это и неофламенко, и джаз-фламенко, и фламенко с элементами салса и Bossa Nova.

 Но, как бы ни менялось фламенко, суть остается одна и та же. Мир этого танца совершенствуется, отталкиваясь от первоначальных истоков. Мы можем лишь наблюдать за таинством этого процесса и добавлять в него частичку своего, дополняя его по-своему, меняя в ритме жизни. Хочется надеяться, что когда-нибудь мы сможем понять его как что-то непостижимое, незабываемое и всегда такое ранимое. В один момент мы здесь, в другой — мы уже танцуем фламенко, и мы уже не здесь, мы где-то в другом мире, там, где царит любовь и ненависть, такое сильное желание жить и такая беспомощность существования, и только тогда, и только в том месте мы можем что-то изменить или дополнить, простить или никогда не забывать.

 На вопрос, в чем же магия фламенко, ответит каждый по-своему, но никто не осмелится с уверенностью утверждать, что это такое. Для нашей жизни, полной суеты и проблем, этот давно живущий в нас танец служит своего рода отдушиной, где мы воплощаем в реальность самые смелые мечты и самые неуловимые мгновения, когда мы самозабвенно рискуем приобрести может даже и чрезмерную наглость и уверенность в себе, но нисколько не лишнюю. Эта уверенность способствует преодолению определенных препятствий в жизни. Мы остаемся теми же, но и меняемся. Эти изменения очень важны для формирования внутреннего состояния человека, и даже для самого танца, где эти неотъемлемые ощущения очень важны.

 Фламенко — это жизнь, это наша надежда, наша любовь. Отдав все свое ему, мы приобретем намного больше и сможем передать это другим. Вот она, настоящая магия, может даже волшебство, а может и состояние души. Главное помнить, что музыка всегда звучит в сердцах людей, покорившихся этому танцу, иногда она почти не слышна, но все же звучит, и её можно услышать, если захотеть. Спасибо, что оно в нас и что благодаря ему мы те, кто мы есть. Это действительно вдохновляет, и каждый день дает нам повод говорить о нем, писать о нем, петь о нем. Ведь только так мы можем поддержать диалог с фламенко. И только пронзительный взгляд зрителя сможет сказать нам, что нас слышат и принимают такими, какие мы есть.


Полина Лапшук

   

« назад «





Комментарии к статье

















































>