Журнал для интеллектуальной элиты общества  
 
 

Искусство

Попса, эпизод 3: слова    
/С. Курий/ "Время Z" №2/2006

<<< вернуться к эпизоду второму

Попса, поэзия и власть

"…Моя способность выжить
Достойна примененья в житейской войне,
Но что мне делать с женщиной, которая
Приходит ночью ко мне.

 Она горит, как звезда,
 Она глядит на меня, как судья,
 И нужно решать,
 Что делать с огнем на себя.

…И по сомненьям в твоих глазах я знаю —
Ей небезызвестен твой дом.
И я хочу петь, чтоб все танцевали,
Но зачем-то пою о другом.

 И мне хотелось бы петь
 Как ты — смеясь и любя.
 Но, чтобы остался огонь, нужно чтобы
 Кто-то вызвал его на себя".
(Б. Гребенщиков)

 Особенный путь развития советской поп-музыки породил как минимум два стереотипа, касающихся песенных текстов. Первый являлся логическим развитием утверждения Евтушенко, что "поэт в России больше, чем поэт" и звучал так: "тексты наших песен гораздо поэтичнее тупых зарубежных" (мол, играть они, конечно, умеют, но куда им до потомков Пушкина и Блока!).1 Высокое званье поэта у нас щедро раздается во все стороны: от Высоцкого и Макаревича до Цоя и Талькова. Второй стереотип проводил деление уже по жанровому признаку: бардовская и рок-музыка стали автоматически считаться поэтически более состоятельными жанрами, чем другие. Разрушить эти утверждения сегодня особого труда не составляет, но будет ли это так уж справедливо? Ведь любой стереотип появляется не на голом месте, а формируется в конкретных исторических условиях. Что мы и попробуем показать, вернувшись в СССР 1950-60-х годов.
 В то время идеологическая цензура в СССР после кратковременного послабления вновь навалилась на искусство. Вольный дух поэзии оказался зажатым в такие тиски, что начал покидать официальные Союзы писателей и перемещаться во дворы, на кухни, в интеллигентские и туристические тусовки. Чтобы в итоге оформиться в оптимальный для того времени образ "человека с гитарой", эдакого поющего поэта. Бардовская песня становилась не только средством самовыражения, но и средством коммуникации, тем зеркалом, в котором отражалась окружающая жизнь, а не лубочная картинка "развитого социализма", которую рисовали советские СМИ. А катушечные магнитофоны окончательно перевели бардов из разряда кухонных любителей в разряд всенародных любимцев. Так бардовская музыка стала настоящей популярной музыкой в истинном значении этого слова.
 Правда, сама по себе музыка у бардов обычно играла декоративно-ритмическую роль, основной упор делался на текст. Очень важным является и то, что этот жанр зародился в высокообразованной творческой среде, которая знала и любила поэзию. Те же люди с гитарами, которые настоящей поэзии не знали, производили на свет всем хорошо известные гундосые дворовые опусы — такую себе смесь "блатняка" с соплями пубертатного периода.2
 Первые рок-группы, как правило, особенными поэтическими талантами не блистали, да и не особенно к этому стремились. Поэтому большинство из них вполне безболезненно перепрофилировались в официальные ВИА и пели о девчонках и цветах (ну и о БАМе, конечно, как же без этого?). Но были среди рок-музыкантов и те, кто пытался совместить бардовскую поэтичность и искренность с рок-н-ролльной аранжировкой и драйвом.3 Успех МАШИНЫ ВРЕМЕНИ, а затем ВОСКРЕСЕНЬЯ, как бы вывел официальные ВИА из жанра рок-музыки.4 Тенденцию отмежевания рок-музыки от официоза во времена перестройки сменила другая тенденция — борьба новой волны рокеров (АКВАРИУМ, КИНО, ДДТ, АЛИСА, НАУТИЛУС и т. д.) против примитивной "развлекухи" и поворот в сторону социальности. Любовная лирика была не в чести, поэтому требования к ней в этой среде были завышены до предела.
 В результате таких жанрово-идеологических боев и родились стереотипы, о которых мы написали в начале статьи. Так или иначе, писать слишком тупые тексты в среде рокеров стало считаться, извините за жаргон, западло.5 Вот почему расцветшие ныне буйным цветом рокеры постперестроечной генерации были тотчас занесены "стариками" в разряд "рокопопса" (те же в ответ обозвали бывших перестройщиков "говнороком"). А тем временем, пока рок-музыканты ломали копья насчет того, кто из них попс, сам попс расцветал буйным цветом. Ведь для попса нет жанровых различий.6 Он, как паразит, питается всем, если того требует конъюнктура. Это касается и тематики песен, и поэтических приемов, и музыкальных жанров. Теперь мы воочию можем видеть, что приставка "рок" уже не обозначает ни социальность, ни добротную поэзию. Она вообще ничего не обозначает. Все смешалось, и длинные волосы уже не являются признаком "возмутителя устоев".

 "Двенадцать таких разных и таких одинаковых голосов гневно обвиняли друг друга. …Животные переводили взгляд с людей на свиней, затем — со свиней на людей, но уже невозможно было понять, кто есть кто!"
(Д. Оруэлл "Звероферма")



Пишем попсовую песню

 "Ученые провели эксперимент: в течение года белым
мышам ставили диск РУКИ ВВЕРХ. Через год мыши написали лучше".
(анекдот)

 "— Специально для вас, — ответил великий комбинатор. — Вы, я
замечаю, все время терзаетесь муками творчества. Писать, конечно, очень трудно.
Я, как старый передовик и ваш собрат по перу, могу это засвидетельствовать. Но
я изобрел такую штуку, которая избавляет от необходимости ждать,
покуда вас окатит потный вал вдохновения. Вот. Извольте посмотреть".
(И. Ильф, Е. Петров "Золотой теленок")

 Ну, хватит уже теории! Перейдем к практике. Чтобы забабахать поп-проект необходим прежде всего талант менеджера. Найти дядьку с деньгами, определить целевую аудиторию и главное придумать "фишку". "Фишки" могут быть разными и тут главное не прогадать. Вот у Бориса Моисеева была "фишка" — гомосексуализм, которую он использовал с размахом и вовремя. Потом подоспели ТАТУ, и целующиеся девочки изрядно позабавили скучающего обывателя. Можно сыграть и на "квасном" патриотизме. Главное — сделать это вовремя. Можно сперва, как ЛЮБЭ, прикалываться, а потом, уловив в воздухе перемены, сотворить серьезную мину. На этой ниве чуть-чуть припоздал Газманов. Забыв про модную в начале перестройки белогвардейщину (песни про всяких там "есауло-подъесаулов" — вспомните Малинина, Талькова, да еще Розенбаума с "казачьими" песнями), он с гордостью запел о том, что "сделан в СССР" (почему-то в 1991 г. на подобные строки его не вдохновило). Можно, как группа ЛЕНИНГРАД, сделать "фишку" из матерщины и образа маргинала, сделать по всем законам шоу-бизнеса и опять-таки вовремя.

 Помню, как вел в 1998 году на одной из киевских FM-радиостанций цикл передач про Егора Летова. Вместо нецензурных оборотов приходилось вставлять "пип!", при этом мы чувствовали себя настоящими радиодиверсантами. Ныне "пип!" — вполне заурядное явление, а для некоторых оборотов он даже не употребляется.
 А кто-то помнит, как со словом "сыновья" Шевчук рифмовал "Но в песне не понял ты, увы,… ничего!"? Это "ничего" тогда казалось таким смелым намеком! А теперь любимица "разведенок" Лолита Милявская смело посылает своего любимого на… и с точки зрения любого человека со вкусом выглядит пошлячкой. Лично я отношусь к нецензурной брани как таковой вполне спокойно, но против того, чтобы она рекламировалась в СМИ. Впрочем, это отдельный разговор…


 В общем, "фишки" могут быть разные (вплоть до большой силиконовой груди), но на этой ниве я не особый спец. Не дал Бог менеджерского таланта. Зато, когда "фишка" найдена, деньги на ротацию есть, а осталось только досочинить текст песенки, я могу дать несколько общих полезных советов.
 Рассмотрим "дешевый" упрощенный вариант написания попсового текста (делать что-либо большее я могу лишь за отдельную плату, настоящая попса ведь пишется за деньги).
 Итак, прежде всего — тема песни. Сразу оговоримся, что тематику так называемого шансона трогать не будем — этот жанр также заслуживает отдельного разговора.

 Окинем взглядом несколько самых рейтинговых тем:
 1) любовь (к женщине, мужчине, детям, маме);
 2) праздники (особенно день рождения, свадьба и Новый год);7
 3) патриотизм (это уже в завсимости от политической ситуации — можно про военных, можно — про казаков, можно — про калину за окном и прочую природу);
 4) экзотика (Пальма-де-Мальорка, Канары, лондонский дождь);
 5) танцы, дискотеки, вечеринки;
 6) молодежная тема (крутые опасные пацаны, крутые податливые бабы, крутые напитки, крутые машины и т. д.).

 Думаю, достаточно. Безусловно, первая тема самая беспроигрышная и практически не требует умственных усилий. Ее арсенал нарабатывался веками. Во-первых, лучше петь про любовь несчастную, но с примесью надежды. Во-вторых, БОЛЬШЕ ЭРОТИКИ, особенно если исполнительница женщина. По сути, добрая половина нынешних текстов песен — это маленькие истории больших женских оргазмов! Заметьте, какими наши певицы все стали… да нет, даже не сексуальными… а безобразно-похотливыми просто! Послушайте, как они стонут, хрипят, взвизгивают, гладят свои истосковавшиеся тела. И поют то о взлетах, то о падениях. Мужчина, понятно, сволочь и обманщик, но… физиология побеждает ("Обмани, но останься", "Обмани, позови, скучен мир без тебя"). Как тут мужчине не прислушаться к такой нимфоманке-мазохистке. Сразу видно, феминизм на 1/6 часть суши придет не скоро.
 В-третьих, желательно добавить что-нибудь из модного арсенала (всякие там технические новинки — SMS, плейеры)8 и элементов "сладкой жизни" (рестораны, лимузины, сигареты с ментолом… шучу-шучу, с ментолом уже не модно). В идеале, конечно, первая избранная нами тема должна по возможности пересекаться с остальными.
 Итак, образ предлагаю такой: женщина в соку, но ее бойфренд (красавец и мерзавец, конечно) не приходит к ней на день рождения, а она не позвала подруг и одна, а в вазе вянет цветок с прошлого рандеву (символ увядающей без толку красоты или уходящей любви), а женщине хочется всякого такого человеческого, она вспоминает его губы (прикосновение), руки/плечи (сильные), запах табака и щетину можно припомнить. Воспоминания доводят женщину до отчаянного оргазма и в припеве она истошно (извините, страстно) кричит, мол, без тебя я — ничто, так себе — две руки, две ноги, посредине… Извините, увлекся.
 Поэтические приемы и стандартные обороты еще проще. Если "любовь", то рифмуем с "вновь", "кровь", ну, можно и со словом "боль" (сойдет для целевой аудитории). Ниже я привожу таблицу, пользуясь которой, вы можете составить несколько вариантов попсовых припевов. Просто берете наугад по строчке из каждого очередного столбца и вперед.9

Этот мир для меня опустел В хрустале увядает роза  Остывает моя постель Мою душу сковали морозы
За окном моим стонет метель И в бокал вина падают слезы Ты наверное так хотел Умирают последние грёзы
Мой дверной звонок онемел Навалилася жизни проза Нас не греет сплетенье тел Ноет в сердце моем заноза
Ветер грустную песню пел Я сижу будто под наркозом Лист последний в окно влетел И надеяться слишком поздно


 Приблизительную последовательности аккордов тоже могу привести. Что-то вроде...
Am, Dm, E, Am
Dm, G, C, Am
Dm, F, E

 А вот вам пример из личного опыта. В году 1990-м, я вместе с институтским товарищем Сергеем Подцуевым решил провести небольшой эксперимент, чтобы на практике показать примитивность попсы. Я должен был за 15 минут сочинить текст куплета и припева попсовой песни, а мой товарищ за такое же время положить их на попсовую музыку. Все уложились в срок. А результат моего эксперимента перед вами:

  "Капли росы на листьях розы,
  Очень похожи на женские слезы,
  Начало — как песня, конец — словно проза,
  Я больше не нужен тебе.
  Я помню то время, когда твои губы,
  Шептали мне нежно: "Не будь, мальчик, грубым.
  Зачем ревновать? Ведь друг друга мы любим…",
  Но все будто было во сне.

  Неподаренные розы я сжимаю в рука-ах,
  Неподаренные розы искололи пальцы в кро-овь,
  Неподаренные розы, будто зна-ак
  Того-о, что ухо-о-одит любо-о-овь!"


 Писалось это во времена ЛАСКОВОГО МАЯ, Андрея Державина и прочих подростково-ботанических завываний. Суть попсовых песен в общем-то не изменилась, но столь откровенный примитив сейчас пытаются скрыть. Порождая уж совсем несусветную глупость…


Вы слыхали, ЧТО поёт попса…

"В языке нашем могучем, как в зеркале, отразился могучий наш язык".
(К. Прутков)

 "— Если кто-нибудь из них сумеет объяснить
мне эти стихи, — сказала Алиса, — я дам ему шесть
пенсов. Я уверена, что в них нет никакого смысла!"
(Л. Кэрролл "Алиса в Стране Чудес")

 Попса раннего периода рубежа 1980–90-х годов, как я уже писал, была откровенно примитивна и бесхитростна. Обладатели простейших синтезаторов клепали на этих "шарманках" однотипные мелодии. С текстами поступали так же, особенно не напрягались, меняли "Белые розы" на "Желтые тюльпаны", "Лизу" на "Маргариту" и т. д. Сам набор образов и слов был типичным боевым набором "Эллочки-людоедки". Вот типичные примеры:
 Пошло? Пошло. Но раннюю попсу отличала какая-то практически "пушкинская" :)) ясность. Она могла вызывать скуку и отвращение, но особенно не смешила и не удивляла. Здесь производители попс-продукта как бы открыто говорили: "Я не Лермонтов, не Пушкин, я блатной поэт Кукушкин".
 Но безудержная плодовитость ЛАСКОВЫХ МАЕВ и ФРИСТАЙЛОВ вскоре до такой степени истрепала и так предельно обедненный попсовый словарь, что устали даже непритязательные слушатели. Убогость попсы была как голый зад, выставленный напоказ. А кто же захочет признаться во весь голос: "Да, я слушаю убогую музыку. Да, у меня дурной вкус"? Тем более, если этот дурной вкус — вкус богатых людей. Захотелось чего-то похожего, "но только с серебряными пуговицами", чего-то этакого туманно-возвышенного, навороченного (как говорили герои "гоблиновского" перевода, "чтоб было, как у Толстого, только лучше — типа "Ночной дозор"). Пришлось попсовикам повышать планку, точнее, замыливать глаза окружающим, усложнять аранжировки и "мутить" до этого простые как яйцо тексты.
 Вот тут-то и началось настоящее веселье! Попытки помудрить с образами в стиле Гребенщикова превзошли всяческие пределы. К сожалению, слушатель попсы обычно не вслушивается в текст, улавливая только "фишки" — всякие-там романтические корабли и гладиолусы. И не замечает, что в текстах нет ни логики, ни красоты, даже абсурд здесь — не прием, не самоцель, а следствие глупости, лености и неумелости вместе взятых.

 Вот чудесные образцы того, как претензии на "эдакое", оборачиваются редким идиотизмом. Наверное мало кто из поклонников певицы Валерии задумывался над строчкой: "Мы разошлись, как в море корабли расходятся в тумане, маяком маня…". А стоило бы… Ну, например, как КОРАБЛИ могут манить МАЯКОМ. Это только смотритель маяка (и то, если он маньяк) может их МАНИТЬ. Конечно, можно проявить безудержную фантазию и представить, что маяки находятся… на кораблях! Но тогда их должно быть два, а не один. Как видите, я честно испробовал все варианты возможных объяснений. Автор текста о таком даже не мыслил. Просто слепил два шибко романтичных образа, как вышло, так и сойдет. В той же песне есть еще один перл — "И это был четверг, а не среда / Среда, ты знаешь, вечно обделенная". Не знаю, что там у лирической героини случалось по средам, кто ее чем обделял — боюсь автор текста этого также не знает.
 Очень хитроумные образцы глупости и пошлости постоянно являет нам коллектив ГОСТИ из БУДУЩЕГО. Так и видишь, как завершив очередной опус, этот дуэт ощущает себя не "блатным поэтом Кукушкиным", а прямо-таки обитателями Парнаса. Ведь какой мощный и грустный образ разлуки — "И наши самолеты в небе разминутся"… А если бы не разминулись? То-то бы была драма в стиле Второй мировой войны! Или еще — "Я стою на краю в ожиданьи прыжка". Чьего, извините, прыжка? Своего? То есть, "прыжок подкрался незаметно"… А чувственная эротическая строчка "Мои губы опять не туда угодили…"? Осторожнее как-то с губами надо, внимательнее смотреть, что в рот берешь…10 В общем, как честно сказала солистка группы: "…Перепела как попало набело… Неважно, но так отважно…". Не спорю, чтобы вынести на публику такие тексты без стыда, надо обладать немалой отвагой.
 Такой отваги не занимать и группе КОРНИ. Попробуйте воочию представить то, о чем поется в шедевре "Ты узнаешь ее по имени":

"Она любит пугливую речь,
Аппликацию леса в реке вертикальной,
Её почерк машинный наскальный,
Её профиль, как сон тишины…
Она любит варенье из ласк,
Арифметику, лето и опыты крови,
И её изумрудные брови
Колосятся под знаком луны…"


 Гребенщиков отдыхает! Колосящиеся (под ЗНАКОМ луны) изумрудные брови любимой женщины… Жуть, перед которой меркнут и "варенье из ласк", и "опыты крови"! "Ты узнаешь ее по имени…" С такими-то бровями я и без имени узнаю!11

Еще о нескольких попсовых перлах кратко:

Агутин-Варум — "Знаешь-знаешь, часики стоят, и минуты с нами не говорят". (Хватит уже разговаривать с минутами!)

Жасмин — "Мимо неба осень пролилась…" (как это?!)

А. Губин — "…Будь со мной, уходи и постарайся понять: тебя на пути хочу на век потерять…" (Лихо завернул! Предлагаю объяснение: злодей-дальнобойщик в смятении чувств поясняет своей подруге, что после секса она должна покинуть кабину, иначе в пути с ней случится что-то нехорошее).

Н. Власова — "Знаю, что получу / Все, что ни захочу / Лишь бы мне все успеть / Спеть. // Я у твоих ног / Спасибо не говори / В этом тебе помог Бог / Его и благодари". (То ли песня породистой собаки, ниспосланной Богом, то ли сцена оказания певицей дорогих альтернативных секс-услуг клиенту. Вариантов трактовки этого "темного" текста много).

Р. Алехно, А. Панайотов, А. Чумаков — "Я к тебе как к кресту приколочен" (Отака любовЪ! Христиане в шоке!)

ПРОПАГАНДА — "И ты стоишь ко мне спиной / Готовый повернуться в профиль / До пола платья рукава / Хочу, чтоб ты меня заметил... Иду по стеклам босиком / Продляя стену в бесконечность / А ночь становится песком / И тихо падает на плечи" (Тетка одела платья с длинными рукавами, а ему, гаду, лень повернуться в анфас. А в это время сверху уже песок на плечи сыплется…)

К. Лель — "Я хочу совсем немного поломать твою тревогу / Я сегодня недотрога. Нет, наоборот / Я тебе давно сказала — мне тебя так не хватало / Обними — не будет мало. Вот меня несёт / Кручу-верчу, я к тебе хочу..." (Заслуженная производительница нечленораздельных сочетаний, Катя Лель здесь совершила очередной акт вандализма над родной речью — попыталась "ПОЛОМАТЬ тревогу". Что крутит и вертит, обезумевшая от страсти женщина, предлагаю каждому додумать самому. Вот уж действительно "несёт"...)

РЕФЛЕКС — "Темная ночь, белые простыни. Глубже ладонь —чтобы запомнила". (Ну-у, это, ребятушки, уже жесткое порно!)

О. Газманов — "На заре я выйду в туман… и ноздрями землю втяну…" (Вот какая опасная для здоровья любовь к земле-матушке старого кокаиниста!)

Децл — "На сцене я, как лед, как уникальное растение / Для размножения нужна одна неделя". (Ну, у некоторых и быстрее этот процесс проходит. А на уникальное растение — похож, ничего не скажешь! —такая себе мичуринская неудача).

И. Кучин — "…и твоя раскосая улыбка в бархатном купается вине…". (Одним словом — см. В. Гюго "Человек, который смеется"). 

НЭНСИ — "Не спеша ты с кавалером быстро встала и ушла…" (Не поняли, как это "не спеша" и в то же время "быстро"? Темнота! Эйнштейна читать надо!)

ФАБРИКА — "Девочки фабричные, золотые локоны, / А любовь доверчива, как на небе облако", — и еще — "А у неба нету дна, как билетов нет в кино". (Замечательное сопряжение несравнимых понятий. Смесь "теплого с мягким". Сразу вспоминается "Летели два крокодила, один — зеленый, другой — в Африку" или "Это вкусно, как секс").

Ю.Караулова — "Я попала в сети, которые ты метил. / Я самая счастливая на всей планете…" (У-у-у, биология! Так и представляешь шкодливых мартовских мужиков, которые МЕТЯТ сети).

ФАКТОР-2 — "На доске черчу таблицу Менделеева…" (С каким же это химическим уклоном должна быть школа, чтобы учеников заставляли чертить на доске ТАБЛИЦУ Менделеева?!)

Жасмин — "И глаза и губы / Завязали туго / Мы ниточкой одной…" (Мазохизм крепчал…)

А. Пугачева — "Голова моя глупая, безногая, безрукая…" (No comments…)


 Кроме неудобоваримых образов и метафор, попса часто грешит просто грубыми фактическими ошибками. "Ароматы гладиолусов" — это конечно изящно (слово-то какое "гла-ди-о-о-лус"), но цветы эти, к сожалению, не пахнут, так что "образ на сердце" высекать просто нечем.
 А какой "медвежий" комплимент заключен в песне группы ПРЕМЬЕР-МИНИСТР: "У неё глаза — 2 брильянта в 3 карата…". Смотрим в словарь: "1 карат равен 200 миллиграммам". В общем, глазенки у девушки выходят мышиные…12
 Не менее замечательна строчка песни группы ПРОПАГАНДА: "Пять минут на любовь, на любовь пять минут / Чтобы просто сказать твое имя…". Или девушка явно страдает общей заторможенностью реакций, или расстройством речи, или имя у ее избранника подлиннее, чем полные титулы испанских дворян.

 "…ко мне на улице подошли две девчонки-тинейджерки с "задоринками" в глазах и, хихикая, спросили, слышал ли я песню, которую пела Аллегрова про императрицу Екатерину:
 — Да, слышал.
 — А вы, дядя Миша, ничего не заметили?
 — Нет.
 — Как вам не стыдно! Ведь в песне Екатерину ежевечерне экипаж уносил на окраину Москвы.
 — Ну и что?
 — Дядя Миша… Вы что, совсем мышей не ловите? Екатерина жила в Петербурге!
 — Да, — согласился я, — не слабо её уносил экипаж!"
(М. Задорнов)


 Примазаться к настоящему искусству — еще одно стремление нынешней попсы. Мол, мы тоже не лыком шиты, и классику любим, и на машинке… Так появляются прелестные строки вроде "Он любит многое из творчества Блока, / Но все из прошлых лет". Что по поводу такой поэзии сказал бы сам Александр Александрович, можно догадаться… А когда "московский бамбук" Буйнов в стиле затрапезного рашшин-шансона поет "А помнишь, как мечтали с тобой до зари, / а помнишь, как читали взапой Экзюпери, / а слова вспомни те, что вслух заучили: / мы в ответе за тех, кого приручили", испытываешь настоящее чувство брезгливости и обиды за замечательную французскую сказку. Кажется, что кто-то в грязных сапогах и с бычком в зубах ввалился в залы Эрмитажа.
 Туда же относятся и неизменно убогие представления попсовиков о "красивой жизни", что очень хорошо описывается словом "понты". Здесь уже возникает образ базарной бабы, дорвавшейся до дорогого бутика. Эти бабы то воображают себя "шальными императрицами", то примадоннами, гуляющими по Пикадилли. "Мы оставим наш лимузин и поймаем с тобой такси" — сколько плебейской гордости звучит в этих словах Игоря Николаева!

 Есть у попсы и свои шедевры! Да-да, идеальная дурновкусица и пошлость также способны восхищать. Когда-то у Майка Науменко спросили, зачем он читает отвратительные советские детективы 1950-х годов, на что певец метко ответил: "Это уже такая глупость, так плохо, что даже хорошо!". Лидером здесь бесспорно является группа БЕЛЫЙ ОРЕЛ со своим супер-попс-хитом "Как упоительны в России вечера" ("Потому что нельзя быть красивой такой..." и "За нами - Путин и Сталинград..." тоже хороши). Здесь ВСЯ глубинная квинтэссенция русской пошлости: ее образы, идеалы, язык, конъюнктурность. Смешно до слез! Один мой друг даже не мог поверить, что БЕЛЫЙ ОРЕЛ пишет это серьезно. "Это же гениальный стеб! Пародия! — сказал он. — Не может обычный дурак столько раз создавать шедевры пошлости!" И действительно, оказалось, что автор знаменитых хитов БЕЛОГО ОРЛА — Виктор Пеленягрэ, член "Ордена куртуазных маньеристов", который известен своими "штилизациями под красивое". Нечто подобное творит и Данилко-Сердючка, при этом не скрывая иронического пародийного подтекста.
 В Украине кроме него на ниве национальной пошлости трудится почти вся эстрада старшего поколения (только с совершенно серьезными лицами). Ключевые слова — "Калина", "Ненька", "Мамо", "Рушники", "Козаки", "Колискова", "Мова", "Доля", "Воля" и т. д. Все это очень патриотично, весьма пошло, но гораздо скучнее и Сердючки, и БЕЛОГО ОРЛА.


Песня как целое

"Во всем подслушать жизнь стремясь,
Спешат явленье обездушить,
Забыв, что если в нем нарушить
Одушевляющую связь,
То больше нечего и слушать".
(И.В.Гете "Фауст")

 Конечно, смешные, путанные и неудачные строчки можно найти у любого исполнителя. Навскидку приведу хотя бы такие строчки признанных рок-кумиров — "У каждого есть свой метод, и я знаю твой: / чужое дыханье на чьем-то плече, / когда оно было твоим" (перемудрил Гребенщиков!) или "меня рвет — полный рот нот" (мягко говоря, не шибко удачный образ выбрал лидер ДДТ). Но дело в том, что издеваясь над деятелями откровенной попсы, я чувствую: совесть моя чиста.
 Понимаете, песню, конечно, можно разложить на составные части для попытки понять отдельные нюансы, но воспринимаем-то мы ее целиком, в комплексе. У одного из талантливых музыкальных "стебщиков" Александра Пушного на сайте есть песня группы КОРНИ "А я теряю корни…", исполненная сначала в манере группы СПЛИН, а затем — в манере Гребенщикова. Есть даже хит группы БЛЕСТЯЩИЕ "А я летала" в стиле RAMMSTEIN. Говорю безо всякой иронии — если бы подобное исполнение имело место в реальности, мы приняли бы это за чистую монету. И не потому, что мы такие тупые… Просто песня — это не только текст и не только музыка, это и текст, и музыка, и исполнение, и время ее создания, и манера исполнения, и личность исполнителя. Если гимн Украины исполнит Верка Сердючка, а какой-нибудь подростковый рэп — Лев Лещенко, то эти песни превратятся в балаган. В прошлом номере журнала я уже приводил пример того, как София Ротару испортила (точнее, полностью исказила) исполнением под неподходящий мотив замечательное стихотворение Арсения Тарковского "Вот и лето прошло…". Песня — это цельный и сложный организм, где играют роль все составляющие.
 Поэтому косноязычное построение фраз у Ильи Лагутенко (МУМИЙ ТРОЛЛЬ), парадоксальные метафоры Бориса Гребенщикова (АКВАРИУМ), тарабарская бессмыслица у Максима Покровского (НОГУ СВЕЛО) — это их собственный язык, их метод, их творческий поиск. Он может нравиться или нет, быть удачным или неудачным, но это — эксперимент и развитие. И все вышеприведенное не имеет ничего общего с глупостями, производимыми откровенной попсой.13 Эксперименты в попсе — это лишь робкое использование и профанация уже давно открытых и развитых приемов. И применяются они лишь, когда это перестает отпугивать массового слушателя (выражаясь умнО "когда это становится мэйнстримом"). Правда, как видите, даже идя проторенным путем, попса умудряется вновь показать свою убогость.

 Меня уже спрашивали, зачем я вообще трогаю попсу. Ведь можно просто не обращать на нее внимания. Мол, те, кто ее слушал, будут слушать и дальше, невзирая ни на какие статьи.
 Позвольте не согласиться. Во-первых, я показал, что попса глупа и смешна. А смех, уж поверьте мне, весьма сильное средство воздействия. Во-вторых, попса подстерегает человека всю жизнь, она маскируется и проникает везде. Кажется только что человек писал хорошие песни и вдруг — на тебе! — начал выдавать ширпотреб. Однако этого можно и не заметить, если постоянно не вырабатывать в себе противоядие от дурновкусицы, уметь слушать и слышать. Сколько людей, которые вроде бы читали хорошие книги, слушали хорошую музыку, смотрели хорошие фильмы, вдруг как-то незаметно для себя начинают читать Донцову, слушать Меладзе, смотреть сериал про какую-нибудь "Бригаду". А потом даже цокать языком, мол, сериал конечно не очень, но актеры хорошие, или спецэффекты крутые (типа "конфетка дерьмо, но фантик красивый"). Это как с физкультурой — бросил заниматься, и уже чувствуешь, что жирком заплыл.
 Конечно, если дома чисто, можно наплевать на мусор в парадных, но рано или поздно кто-то должен его убирать. Я тоже застилать за собой постель начал не сразу.

 "Есть много художников — и это не наихудшие, — которые полны решимости ни в коем случае не создавать искусство лишь для узкого круга "посвященных", а творить для всего народа. Это звучит демократично, но, по моему мнению, это не совсем демократично. Демократично — это значит превратить "узкий круг знатоков" в широкий круг знатоков. Ибо созерцание требует знаний".
(Б. Брехт "Заметки об изобразительном искусстве")



Сергей Курий

   
« назад «





Комментарии к статье


Знаменитые барды — А. Городницкий, Б. Окуджава, В. Высоцкий.



1 — Помню, какое жуткое разочарование испытал я при знакомстве с переводами песен BEATLES и DEEP PURPLE. Правда, не стоит забывать о замечательной музыке, изрядно компенсирующей непритязательность текста. С другой стороны, за рубежом достаточно групп, пишущих, как минимум, (не могу оценить стопроцентно, язык-то неродной) интересные тексты — те же PINK FLOYD, DOORS, JETHRO TULL.



2 — Да и среди произведенний признанных бардов попадались вещи поэтичски посредственные. Ну не затмевает мне блеск имен Визбора и Высоцкого то, что "Милая моя, солнышко лесное…" и "За меня невеста отрыдает честно…" — песни довольно банальные и (да хранит меня Аполлон от разъяренных поклонников) попсовые.

3 — Напомним, что мировой рок рубежа 1960-70-х годов был во многом революционной и творчески живой музыкой.

4 — Я слышал, что в 1970-е годы на полках у хиппанов-меломанов бобины LED ZEPPELIN, PINK FLOYD и QUEEN прекрасно уживались с отечественными ВИА ЦВЕТЫ, АРИЭЛЬ и СИНЯЯ ПТИЦА. В предыдущих статьях я уже уделил немало места, чтобы объяснить, что нельзя путать жанры и стили с "попсовостью" — коммерческим ширпотребом, свойственным любому музыкальному направлению. Однако ввиду тех процессов, о которых я сейчас пишу, эта путаница произошла. Подробнее об этом времени вы можете прочитать в моей статье "Хиты позднего застоя" в этом номере.

5 — Это, наверное, одна из редких полезных и пока еще не вымерших традиций нашей причудливой рок-истории.

6 — Например, хотя бы та же песня ВИА ГРЫ "Биология" вполне может по формальным признакам быть причислена к року.




Следом за Борисом Моисеевым подоспели ТАТУ, и целующиеся девочки изрядно позабавили скучающего обывателя.





Один из подзабытых проповедников "крутизны пацанской" — Богдан Титомир.






Дадим, больше эротики! Ура товарищу Вайкуле!









7 — Такие песни хороши для всяких поздравительных передач, заказных выступлений и прочих праздничных "чесов". Кстати, придумал "фишку" — песня про расторжение брака! Типа, "Ты ушла и унесла холодильник, / телевизор и в кармане мобильник. / И оставила мне дочку и сына / Вот какая ты, в натуре, скотина!".
























8 — Вот несколько ярких примеров воспевания модной техники, которые ныне выглядят смешными реликтами:

"У меня теперь миллион друзей,
Их привёл ко мне новый чародей.
Всё, что захочу, мне покажет он,
Мир осветит нам он со всех сторон
.
Видео, видео —
снова я вижу мерцающий свет.
Видео, видео —
стоит включить — и меня с вами нет.
Видео, видео —
это не сказка, это не сон.
Видео, видео —
стану такой, как она и как он".
(МИРАЖ)

"Я хочу быть пейджером твоим карманным
И вибрировать с тобою постоянно".
(Валдай)


9 — В зарубежной поп-музыке тоже полным-полно банальных словосочетаний ("O, my baby", "give me love", "break my heart", "close my eyes", "I lose control", "touch me" и т. д.), и для перевода многих подобных песен достаточно школьного курса английского языка.





















Мальчики-зайчики из ЛАСКОВОГО МАЯ и ФРИСТАЙЛА относятся к семейству попсы простоватой обыкновенной.





Тексты песен Валерии полны романтических и… совершенно идиотских образов.







ГОСТИ из БУДУЩЕГО. Не дай Бог, если в будущем их тексты будут считаться поэзией!










10 — Кстати, о губах. Вот, например, как Лайма Вайкуле описывает еще одну пикантную ситуацию: "Вы гладили ворот шубы и глядя в мои глаза / Искали губами губы и все, что искать нельзя". Тоже некрасивый и нечистоплотный образ. Искать то, "чего нельзя", когда женщина одета в шубу и шаль, чревато обилием натуральной шерсти во рту. Еще более опасную ситуацию мы видим у группы ДИСКОТЕКА АВАРИЯ. Они поют "Легкий ветерок мои губы колышет…". Вот это губы, так губы! Точно не туда угодят.



Группа КОРНИ, обожающая женщин с колосящимися бровями.



11 — А как вам строчка "Ее образ на сердце высечен ароматами…". Ароматы (нечто тонкое, едва уловимое) ВЫСЕКАЮТ профиль на сердце. Ну неужели нельзя было заменить "высечен" на какое-нибудь "выписан"…









Певица ЖАСМИН, завязавшая тугой ниткой… глаза и губы!











Если переставить в песне группы РУКИ ВВЕРХ два слова, получится гораздо интереснее:
"Забирай меня скорей,
увози за сто морей
и целуй меня уже,
18 мне везде…"

















12 — Вот вспомнилась еще одна шутка:
"Глазки у неё —
Два брильянта — три карата.
Выковыривай ребята!".





Без песен группы ПРОПАГАНДА на свете станет скучно жить…








Поручик Малинин, надеть ордена!



"Шальная императрица" Ирина Аллегрова.










Группе НЭНСИ принадлежит душевный шедевр дурновкусицы про сигареты с ментолом.







БЕЛЫЙ ОРЕЛ — апофеоз гениальной пошлости!







А это автор хитов БЕЛОГО ОРЛА — "куртуазный маньерист" Виктор Пеленягрэ.







13 — Кстати, никогда не возмущался, когда попса распевала "ла-ла-ла...". По-моему, замечательно - честно, коротко и по сути.