Журнал для интеллектуальной элиты общества  
 
 

Искусство

Кейт Буш: Сделка с Богом.
/С. Курий/ "Время Z" 2010 г. Для многих женщин именно она стала настоящей путеводной звездой, примером и первой ласточкой, несущей весть о том, что мужская гегемония в сфере поп-музыки пошатнулась. Как вы понимаете, речь идет не о певицах – их всегда было предостаточно. А вот успешных женщин-композиторов, женщин, которые непосредственно рулят творческим процессом, практически не наблюдалось.


Кейт Буш:
Сделка с Богом

Автор: Сергей Курий

Рассказывая о Кейт Буш (Kate Bush), так и тянет процитировать товарища Саахова из одной известной кинокомедии: «Активистка, спортсменка, и просто красавица».

Для многих женщин именно она стала настоящей путеводной звездой, примером и первой ласточкой, несущей весть о том, что мужская гегемония в сфере поп-музыки пошатнулась. Как вы понимаете, речь идет не о певицах – их всегда было предостаточно. А вот успешных женщин-композиторов, женщин, которые непосредственно рулят творческим процессом, практически не наблюдалось.

В Кейт Буш, как в «человеке эпохи Возрождения» слилось необычайное множество талантов. Она сама писала и исполняла песни, непосредственно участвовала в их записи, производстве клипов и постановке своих выступлений, неординарно танцевала. Она постоянно балансировала на грани экспериментальной и популярной музыки, работала без оглядки на коммерческий успех и, тем не менее, была коммерчески успешной. Она могла себе позволить отказаться от «хлеба» поп-музыкантов – концертных выступлений – чтобы сосредоточиться исключительно на студийной работе. А могла позволить вообще исчезнуть из глаз общественности на 12 лет, чтобы посвятить время воспитанию сына.

Кейт Буш, 1980:
Я не думаю, что музыка - вещь, на которую надо клеить ярлыки. Музыка должна быть всеобъемлюща. Здесь недопустим снобизм. Музыка - едина, а не куча мала разных вещей. Я думаю, мои поклонники - люди с широким кругозором, которые ценят прежде всего музыку во всей ее полноте.


И самое главное – она всегда оставалась настоящей Женщиной – и в жизни, и в творчестве – при этом совершенно не бравируя сексуальностью, и не опасаясь выглядеть, когда нужно, странной или смешной. Неудивительно, что перед ней уважительно расшаркивались такие разные исполнители, как авангардистка Бйорк, панк Джонни Роттен, симфо-металлисты из Within Temptation или альтернативщики из Placebo.


Слева - Кейт Буш со своим "крестным отцом" Дэвидом Гилмором (PINK FLOYD), справа - со своим поклонником - Джонни Лайдоном-Роттеном (SEX PISTOLS).

Бьорк (Bjork), из интервью журналу "i-D Magazine":
Все восхищались голосом Кейт, многие обращали внимание на то, как она выглядит, но думаю то, что не замечают многие, это то как все сделано. Я думаю, что это очень естествено и очень женственно, но более примитивно, чем присуще женщинам или чем, как думают мужчины, им присуще. Если бы это был просто голос или просто образ - не уверена, что я бы так увлеклась ей, это так обычно - девушка, которая выглядит великолепно и поет великолепно. В Кейт Буш особенно то, что она этого не делает. Она создает свой собственный образ и продюсирует свой собственнй звук. Ее музыка вне времени и для меня в этом есть оттенок ностальгии. Это не просто "да, я слушаю это", это больше чем "я постоянно слушала это с тринадцати до пятнадцати лет". Я думаю что для многих, таких же как я, не так уж много в мире поп-музыки было женщин, которых можно было уважать.


 

НЕОБЫКНОВЕННЫЙ ДЕБЮТ

Кейт Буш родилась в Великобритании 30 июля 1958 г. в очень музыкальной и начитанной семье. Не успела маленькая Кетти освоить рояль, как к 11 годам уже сочинила первую песню. К 14 годам песен накопилось уже на целую кассету, которая через третьи руки оказалась у самого Дэвида Гилмора из PINK FLOYD. Он как раз искал новые таланты и, когда услышал, сколь глубокие и интересные песни пишет эта маленькая вундеркиндерша, тотчас помог ей сделать нормальную демо-запись и протежировал компании EMI. В компании юное дарование оценили, подписали контракт, но посоветовали девочке немного подрасти и набраться опыта.


Маленькая Кетти со своим старшим братом, который играл в фолк-коллективах.

Катя времени не теряла. Вместе с братьями она создала группу KT Bush Band и выступала в пабах. Кроме того она прошла курс обучения в школе джазового танца знаменитого хореографа Линдзи Кемпа.

И вот в 1977 году 19-летняя Кейт ступила в студию для записи первого альбома. Выпуску альбома предшествовал выход сингла «Wuthering Heights» («Грозовой перевал»), который имел непосредственное отношение к одноименному роману Э. Бронте – точнее к телепостановке, которую Кейт увидела еще в детстве. Девочку впечатлила сцена, когда призрак героини является своему возлюбленному, а особенно то, что героиня оказалась ее тезкой.

«...Хитклифф, это же я, Кэти, я вернулась домой
Мне так холодно, впусти же меня через своё окно...»

К. Буш, 1978:
"Я написала песню, сидя на пианино, одной мартовской ночью, в полночь. Было полнолуние и занавески были раздвинуты...
Я написала песню от лица Кэтти. Кэтти хочет взять дух Хитклифа, чтобы воссоединиться на том свете. Это невероятно романтично.  Она не может быть одна, даже когда мертва. Очень настойчивая дама. (смех)
Я пробовала мысленно воплотиться в роль героини романа и потому, что она - призрак, я наделила ее таким высоким вопящим голосом".

Звукозаписывающая компания хотела, чтобы Кейт исполнила песню более традиционно, но певица отстояла своё видение "воплей призрака".
Вдогонку был выпущен клип, где пение сопровождалось необычной хореографией, впоследствии ставшей визитной карточкой певицы.

Сингл не просто «выстрелил», но и попал в самое «яблочко» – в 1978 году он возглавил британский хит-парад. В одночасье юная девушка стала настоящей сенсацией и первой женщиной, которая сама сочинила и исполнила хит №1.
Когда в 2005 году радиостанция Virgin Radio провела опрос среди восьми тысяч радиослушателей на тему "лучшей британской песни всех времен", в хит-параде оказалась лишь одна песня, исполненная женщиной — и снова это была «Wuthering Heights», занявшая 16-ое место.
В 2008 году проводился другой более занятный опрос на тему самых невнятных поп-исполнителей. Здесь песня "Wuthering Heights" замыкала рейтинг. Выяснилось, что вместо строчек "Heathcliff! It's me, Cathy and I've come home oh, so cold, let me in-a your window" ("Хитклифф! Это я, Кэти, и я пришла домой. Как холодно! Позволь мне войти в твое окно") британцы часто слышат "Healthcliff! "It's me; I'm a tree, I'm a wombat. Oh, so cold at the end of your winter" ("Хитклифф! Это я, я дерево, я вомбат. Как холодно в конце твоей зимы").

Кроме "Wuthering Heights" на дебютном альбоме Кейт Буш хватало и других замечательных песен. "Moving", посвященная преподавателю танцев Кемпу Линдсэю, и открывавшаяся криками... китов. Безумно красивая "The saxophone song", вдозновленная творчеством Д. Боуи.

К. Буш, 1978:
Саксофон действительно удивительный инструмент. Его звук возбуждающий, сочный и богатый. Он звучит подобно женщине.


В песне "Strange phenomena" Кейт размышляет о странных совпадениях, случающихся в жизни, о том, что мысли способны материализоваться в реальности. А композиция "Them heavy people" была вдохновлена разговором брата и отца певицы о русском мистике Гурджиеве и танце дервишей.

В песне "Kite" (Бумажный Змей) дух человека сравнивается с бумажным змеем, который рвется в небеса, но связан нитью с "землей" - физическим телом. Именно эта песня и натолкнула на мысль об обложке альбома.

К. Буша:
"Так как на альбоме есть песня "Бумажный Змей", а змей - этот традиционно азиатское изобретение, то отсюда появился и дракон".

Для обложки Буш снялась повисшей на воздушном змее восточной расскраски. Как рассказал фотограф Джей Мирдал, идея фотографии полностью исходила от Кейт, и девушка проявила большой энтузиазм при съёмке. Змея сделал отец Кейт. Поскольку съёмка заняла несколько часов, девушка довольно долго висела на высоте около полутора метров, висела всем телом, что видно по её напряжённым мускулам.

Одной из самых известных песен первого альбома стала "The man with the child in his eyes" (Мужчина с ребенком в его глазах) об отношении юной девочки со взрослым мужчиной.

К. Буш:
"Меня непосредственно тянуло к старшему мужчине, и, я думаю, это присуще каждой женщине. Это - естественный инстинкт, постоянный поиск своего отца, как и мужчины ищут в женщине мать. вы ищете ту безопасность, которую противоположный пол давал вам в детстве.
Я написала эту песню в 16 лет. У меня есть два старших брата, и я всегда была в компании старших мужчин. Они были забавны и могли посмеяться над собой, что мне очень нравится. Эта песня о том, что многие мужчины в сердце всегда остаются детьми".


Близкой по настроению была и песня "Feel it" (Почувствуй это) - по словам певицы, "о женщине, которая с нетерпением ожидает наслаждений от мужчины, которого не познала". А песня "Room for the life (Комната для жизни) проводила мысль о том, что "женщина, предназначенная для рождения детей, более жизнестойкая, чем мужчина".

Бьорк (Bjork), из интервью журналу "i-D Magazine":
"Для меня Кейт Буш всегда представляла некую грань исследования собственной сексуальности, превращения из девочки в женщину. И всего, что связано с этим. В доме моих родителей было очень много пластинок, так что я перевидала много обложек. И почти все они изображали мачо, демонстрирующих свою мощь - вещи, которые мне не очень-то нравились. И я сразу была очарована тем, что она абсолютно отличалась от них. Она была так, - пожалуй, верное слово - закончена. Музыка, стихи, то, как она выглядела - все было полно смысла. Особенно для 13-14-летней девочки. Тогда у меня впервые появилась собственная комната. И хотя в ней не помещалось ничего, кроме кровати и стола, для меня это был дворец. Дедушка подарил мне голубую лампу и я входила в комнату, как в аквариум. Вот тогда я и нашла альбом Кейт Буш. Думаю, остальное вы сами можете представить. Я закрывала дверь и никого не хотела видеть. Мои любимые песни постоянно менялись. Я точно любила "Man With the Child in his Eyes".


Лирику разбавлял энергичный рок-боевик "James and the cold gun", а завершала пластинку песня "The kick inside" (Пинок изнутри), давшая название всему альбому. Под пинком изнутри подразумевался тот самый пинок, которые периодически чувствуют матери, вынашивающие младенца.

К. Буш:
"Композиция вдохновлена старой шотландской народной песней "Lucy Wan" и касается нетронутой темы инцеста. есть много песен о любви, но они всегда в одной и той же плоскости. Эта песня о любви брата и сестры. Сестра забеременела от брата и кончает жизнь самоубийством, чтобы сберечь его доброе имя".


Британский фольклор всегда был одним из источников вдохновения певицы. Что не удивительно, учитывая, что ее братья играли в фольклорном коллективе. Отныне для Кейт Буш станет доброй традицией включать в альбом хоть одну песню данного направления.

ИЗДЕРЖКИ ШОУ-БИЗНЕСА

После оглушительного дебюта начался шоу-бизнес. В арсенале певицы осталось немало нереализованных песен, и компания решила на волне успеха на скорую руку записать второй альбом "Lionheart", который вышел в том же 1978-м году.

К. Буш:
"Я не чувствовала, что творчески контролирую запись первых двух альбомов. "Lionheart" получился излишне мягким и легким".


Разумеется альбом вышел слабее и однообразнее, хотя в нем было немало хороших песен. Например, "Symphony in blue", где идет речь о Боге, любви, сексе, музыке, и о том, как разные люди поклоняются разным богам и находят утешение в разных религиях. Или "In search of Peter Pan" (В поисках Питера Пэна), отсылающая нас к невзрослеющему летающему мальчику из сказки Д. Барри.
Но самыми яркими и известными стали две другие песни. Первая - "Oh England my lionheart" (О Англия, моё Львиное Сердце) - о сбитом летчике времен Второй Мировой войны, который перед смертью ностальгически обращающегося к своей родине - Англии. Вторая - "Hammer Horror" - своим названием отсылала к киностудии "Hammer", снимающей фильмы в жанре "Horror" - проще говоря, фильмы ужасов. В песне рассказывается мистическая история об актере, который должен был играть роль горбуна в "Соборе Парижской Богоматери" В. Гюго, но буквально перед съемками умер. И когда на его место приходит его друг, умерший актер начинает постоянно наведывать того.
Песню сопровождал клип с интересной хореографией, где участвовал второй танцовщик. Из-за сложности хореографии "Hammer Horror" стала единственной песней, которую во время турне 1979 года певица исполняла под фонограмму.

Кстати это турне стало для Кейт первым и... последним в жизни. Хотя выступления были превосходны и напоминали театральные представления с танцами и переодеваниями, тур так измотал певицу, что она решила навсегда завязать с концертами и заняться исключительно творчеством.






КЕЙТ БЕРЁТ ПРОЦЕСС В СВОИ РУКИ

Кейт Буш всегда сожалела, что первые два альбома записывались чересчур быстро и у нее не было возможности поэкспериментировать. Эта возможность в полной мере проявилась на третьем – самом известном среди советских меломанов – альбоме «Never for ever» (1980). Наверное, кое-кто из вас помнит болгарскую пластинку, на обложке которой множество разных тварей вылетало прямо... из под подола певицы.




В Японии альбом вышел с измененной обложкой. там посчитали, что появление животных из под юбки певицы выглядит несколько неприлично.

Помню, в какой восторг привел меня голос Кейт – экспрессивный и способный перетекать из нежных трелей в пронзительный визг или утробное рычание. Музыка была под стать – очень разнообразная и изысканная.

Дело в том, что Буш учла предыдущий опыт и решила сама заниматься и аранжировками и продюсированием (разделив последнюю функцию со своим помощником - Джоном Келли).
Простые наигрыши под фортепиано больше не удовлетворяли певицу. На "Never for ever" начинается в полную силу использоваться электроника — драм-машины и синтезатор Fairlight CMI (довольно дорогой в то время аппарат, представляющий из себя персональный компьютер с монитором и клавиатурой в дополнение к собственно синтезатору). В результате альбом получился стилистически разнообразным, тексты песен стали более сложными, а музыка - более экспериментальной.

Наибольшую популярность у нашего слушателя до сих пор имеют две песни. Первая – греющая наши души уже одним своим названием – «Babooshka» («Бабушка» – именно так, с ударением на второй слог). Забавно то, что, когда Кейт сочиняла песню, она подразумевала не русскую женщину преклонных лет, а скорее, сказочную принцессу. Певица говорила: «...это было только именем, которое случайно всплыло в уме. Возможно, оно было в какой-то услышанной в детстве волшебной сказке».
Сюжет же песни в чем-то напоминал оперетту «Летучая Мышь». Героиня, решив проверить верность мужа, начинает писать ему романтические письма от имени молодой девушки – Бабушки...
В интервью певица говорила, что это рассказ о том, как паранойя и подозрительность разрушают взаимоотношения.


В видео на песню  "Babooshka" К. Буш изображена рядом с контрабасом, который символизирует мужа.

Вторая популярная у нас песня – баллада «Army Dreamers» («Солдаты-мечтатели») тоже вводила не знающих текст слушателей в заблуждение, как своим названием, так и красивой мелодией. Однако название содержало в себе не романтику, а горький сарказм – ведь песня исполнялась от лица матери, сын которой погиб на военных маневрах. А щелчки, звучащие в песне – звуки ружейного затвора.

«Кем бы он стал? Может быть, рок-звездой.
Но не смог скопить он даже на гитару!
Кем бы он стал? Может быть, и адвокатом.
Но он даже толком не закончил школу!
Кем бы он стал? Может, стал бы папой.
Но не прожил он, увы, и двадцати лет!
Жизнь отдал
Горе-воин
О, как мечтал он
Стать героем».
(авторы перевода – Евгений Матусов и Ирина Пеньшина)



В этом альбоме практически вообще нет слабых песен. Хороша и, полная причудливых звуков, песня ""Delius", посвященная английскому композитору-экспрессионисту Фредрику Делиусу), и "Blow Away (For Bill)", посвященная памяти постановщика света Билла Даффилда, погибшего 2 апреля 1979 г. во время концертного турне Буш. В песне упоминаются многие персонажи из мира поп музыки, умершие молодыми - лидер группы T.RAX Марк Болан, ударник группы THE WHO Кит Мун, скандальный басист группы SEX PISTOLS Сид Вишез, один из самых известных исполнителей рок-н-ролла в 1950-х Бадди Холли и другие.

К. Буш:
"Blow Away" - это защита от страха смерти для тех из нас, кто полагает, что музыка - возможно, исключение из этого "Never for ever" правила...
...Искусство, любовь... Это не может умереть, потому что, где всё это находится? Мы действительно быстротечны, за исключением этой нефизической вещи, которой мы даже не управляем.
...Это очень возвышенная мысль, что, если музыкант умирает, его дух присоединится ко всем остальным музыкантам, дух поэта присоединится к духу Дилана Томаса <знаменитый английский поэт - С.К.> и т.д."


Композиция "The Wedding List" напоминает по сюжету известный фильм Тарантино "Убить Билла", хотя написана под впечатлением другого фильма «Невеста была в черном» (La mariee etait en noir) французского режиссера Франсуа Трюффо, в котором женщина убивает пятерых человек, виновных в смерти ее мужа жениха.

Самой же энергичной и по-хорошему безумной песней альбома стала песня "Violin", посвященная по словам Кейт Буш "всем сумасшедшим скрипачам - от Паганини до Олд Ника". Истошные завывания и рев певицы здесь достигают апогея. Но ей этого мало, и в тексте песни Кейт просит дать ей на подпевки баньши - героинь британского фольклора, которые знамениты своими жуткими стонами и рыданиями.



Завершала альбом песня «Breathing» (Дыхание) – мрачная эпическая вещь, с характерной для тех времен темой страха перед ядерной войной. Впрочем, сама тема решалась оригинально – песня исполнялась от лица плода, находящегося в утробе матери, который чувствует, что происходит за пределами матки и боится родиться в мире, отравленном ядерными осадками. Это прекрасно проиллюстрировано в клипе, где певица сидит в эдакой прозрачной матке и, толкая ее руками, умоляет мать дышать.
Сама певица назвала эту песню своей "маленькой симфонией" и считала своей лучшей работой на то время.

 

Риск, на который пошла Кейт Буш, оказался оправдан. Альбом, где певица наконец-то начала гнуть свою линию, занял 1-е место и убедил певицу идти дальше по пути эксперимента.


ОПАСНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ

Следующий альбом «The Dreaming» (1982) вышел уже совершенно отвязным и необычным. Жесткая ритмика, необычные аранжировки, просто сумасшедшее истеричное пение.

К. Буш:
После последнего альбома  «Never for Ever» я начала писать новые песни. Они отличались от всего, что я когда-либо писала,  были гораздо больше ритмичны. В некотором отношении, это была новая сторона моей музыки.
...Чтобы достичь этого я должна была порвать всю связь со старым материалом. Во многом этой связью был инженер Jon Kelly. Поэтому я понимала, что, чтобы сделать новое мне нужно прервать работу с Джоном.
...Я проводила большинство времени в окружении других людей, и они сильно влияли на моё творчество. Вот почему я решила выпустить свой собственный альбом".


На мой вкус, «The Dreaming» получился одним из лучших альбомов певицы. Но к моменту его выхода благосклонность критики изменилась. Альбом назвали «коммерческим бедствием», упрекали Кейт Буш в сложности и даже подражании Питеру Гэбриэлю.
Они оказались правы лишь в одном – синглы с альбома (самый эффективный источник дохода) большого успеха не имели, хотя сам альбом занял 3-е место.

К. Буш, 1989:
"Очень трудный альбом. Люди думали, что я сошла с ума, альбом не имел сколь-нибудь теплой критики. Окружающие говорили мне, что это - коммерческое бедствие... Но альбом достиг 3-его места в чартах, поэтому - это их проблема.
...Не главное, что думает публика, главное - быть счастливым и гордым тем, что вы сделали. Я чувствовала, что делаю хорошую работу".

Также «The Dreaming» стал, наверное, самым мрачным и нервным альбомом певицы.

К. Буш, "Q", 1989:
"Dreaming" был для меня очень важным альбомом. Это был первый раз, когда я имела такую свободу. Она пьянила и пугала одновременно. Я могла потерпеть полную неудачу и разрушить свою карьеру одним ударом. Вся эта энергия, мои опасения, мои расстройства, моё желание достичь успеха - всё это отразилось в записи. Это принцип музыки - освободить от того напряжения, которое заключено в вас.
Хотя не все песни говорят обо мне, но они представляют все аспекты моей личности, все мои различные отношения с миром.
Я думаю, что этот альбом - о боли и негативе, о том, как люди дурно обращаются друг с другом. Это было что-то вроде крика".


Открывался альбом мощными ритмами песни "Sat In Your Lap", на которую также был снят очень забавный шутовской клип.

К. Буш:
"Это своего рода дурацкое видео... Мы захотели, чтобы это было немного смешно и изображало нежелание людей получать знания, в результате чего они уподобляются тупицам и шутам".

Дальше шла не менее отличная песня "There Goes A Tenner". Выпущенная на сингле, она метила в хиты, но потерпела неудачу. Но это отнюдь не говорит о ее плохом качестве.

Из интервью с К. Буш, 1982:
"- Это о грабеже?
- Да.
- Карманники Ист-енда <восточный "пролетарский" район Лондона - С.К.>, и так далее?
- Да. Это такие грабители-любители, которые занимались мелкими преступлениями, но решили спланировать большой грабеж. Когда же приходит время, они начинают нервировать и хотят пойти домой.
- Это основано на фильме?
- Возможно, на это повлиял один фильм, где парня шантажом заставили пойти на грабеж, и конечно он был очень испуган, и провел бессонную ночь в ожидании".

Следующая композиция "Pull Out The Pin" тоже была вдохновлена документальным фильмом о Вьетнамской войне, снятом со вьетнамской точки зрения. Буш заинтересовал рассказ о том, что вьетнамцы воспринимали американцев большой, жирной, розовой, зловонной вещью, которую они могли обонять за милю по запаху табака и одеколона.

Вальсообразный трек "Suspended In Gaffa" повествовал о том, что можно увидеть проблеск Бога, но если затем усердно не трудиться, то можно никогда его не увидеть.

К. Буш:
"Это связано с идеей ада. В школе меня учили, что, попадая в ад, вы видите проблеск Бога, а затем всю оставшуюся вечность страдаете от того, что никогда не сможете увидеть Его снова".


На съемках клипа к песне отметилась мама Кейт Буш.

К. Буш:
"...Есть одна часть песни, где голос ребенка спрашивает: "Мама, где  ангелы? Я испуган.'' Была только одна особа, к которой я могла так обратиться, - моя мать. И я попросила ее появиться на съемках..."


В альбом было добавлено и немало этники. Так для записи ирландских инструментов в песне "Night Of The Swallow" К. Буш даже пришлось слетать на день в Дублин. А на песне, подарившей альбому название, был задействован австралийский музыкант Рольф Харрис, который сыграл на экзотическом диджериду.

Из интервью с К. Буш:
"- Что такое dijeridu?
- Это - длинный кусок полой древесины. Аборигены находят, такие куски уже выдолбленными, потому что термиты едят мягкую сердцевину, и они сидят и дуют через них. Эта техника очень трудна, потому что, пока вы дышите через нос, вы должны выдыхать через ваш рот".


Австралийская экзотика была привнесена недаром. Песня рассказывала о том, как белые люди разрушают и губят цивилизацию австралийских аборигенов. Об этом же говорил и, сопровождавший песню, жутковатый клип.

К. Буш, 1982:
"Аборигенов уничтожила алчность белых к урану. Они вырыли их священные грунты, только, чтобы получить плутоний, и в конечном счете делают оружие из этого. Я чувствую, что это так неправильно: эта красивая культура, уничтожаемая только для того, чтобы мы могли создать оружие, которое возможно однажды уничтожит все, в том числе и нас.
...Я никогда не пишу о политике, потому что я знаю ничего о ней. Я отталкиваюсь от эмоции, потому что хотя ситуация, возможно, политическая, есть всегда некоторая эмоциональная стихия, и именно это трогает меня".


Очень интересной вышла и песня "Houdini", обыгрывавшая одну легенду из жизни знаменитого американского иллюзиониста Гарри Гудини. Он прославился сложными трюками с побегами и освобождениями, а также разоблачением фокусников-шарлатанов.

К. Буш:
Идея обложки и фразы на обратной стороне альбома ("с поцелуем я передавала тебе ключ") связана с песней "Houdini". Эта песня поется от лица жены фокусника Гудини, которая с ним работала и помогала ему со множеством уловок. Одной из них был напутственный поцелуй перед тем, как фокусника закуют и опустят в ящик с водой. И когда она целовала ему, то передавала очень маленький ключик, которым он отпирал висячие замки.


Фото на обложке альбома исценирует момент передачи Гудини ключа.

...Когда мать Гудини умерла, он пробовал связаться с ней через спиритуалистов. Но когда он понял, что это всё - фальсификация и средство наживы, понял сколько боли это причиняет людям, то решил посвятить жизнь проверке и разоблачению подобных фальсификаций.
Перед своей смертью Гудини сказал жене: "Перед тем, как я умру, я сообщу тебе своеобразный словесный код. После моей смерти ты попробуешь связаться со мной, и этот код дасть тебе возможность проверить, могу ли я связаться с тобой после смерти". После смерти Гудини жена сделала несколько попыток связаться с покойным, но безуспешно. Пока однажды ей не позвонил один мужчина и сообщил, что он связался с Гудини и тот назвал ему код".
<На самом деле эта история носит больше характер легенды. Госпожа Гудини заявляла, что никаких подобных контактов с мужем никогда не проводила. Кейт позже говорила, что знала о сомнительных аспектах истории, но ее привлекла красота сюжета. - С.К.>


Так как песня исполнялась от лица жены Гудини, Кейт хотелось добится передачи голосом чрезвычайного волнения, которое та испытывает перед тем, как ее мужа погрузят в резервуар с водой. Для этого эффекта певице пришлось перед записью поглощать молоко с шоколадом, чтобы в горле образовалась необходимая слизь.

Завершала альбом одна из лучших и самых жутких песен - Get Out Of My House" (Прочь из моего дома), инициированная романом Стивена Кинга "Сияние". Возможно вы видели экранизацию этого фильма с Д. Николсоном в главной роли.

К. Буш:
 Я пыталась воссоздать ту же атмосферу, но вместо отеля сделала домом самого человека. Дом, который является человеческим существованием, был закрыт, замкнут и скреплен болтами. Но что-то пробирается к вам, и вы загнаны в угол...
...Смысл песни в том, что человек описывается как дом, где он может опустить жалюзи и закрыть дверь, если не хочет что-то пустить внутрь. Я думаю много людей соответствуют этому образу - они не слушают то, что не хотят слышать, и не смотрят на то, что не хотят увидеть. Глаза и уши, как окна в доме. Это грустно, потому что взрослея вы должны больше открываться, но происходит наоборот".



КЕЙТ БУШ в ОКЕАНЕ и НА ВЕРШИНЕ ХОЛМА

Следующего альбома слушателям пришлось ждать три года. Трехлетнее затворничество Кейт в студии не прошло даром. Тем более, что теперь она могла себе это позволить. Вместо того, чтобы тратить деньги на кокаин, автомобили, а потом еще и на запись, она взяла и приобрела собственную студию.

В результате альбом «Hounds of Love» удовлетворил и критиков, и слушателей, и саму певицу. Кейт Буш в буквальном смысле слова нашла «золотую середину», разделив пластинку на две разные части-стороны.

Первую сторону занимали песни, мало связанные между собой и имеющие более коммерческое звучание.

К. Буш:
"Сторона А - пять очень личных песен, объединенных темой любви и заглавие "Hounds of Love" (Гончие Любви) это отображает".

Именно в начале первой стороны и распологался самый известный из ее хитов, сингл с которым вышел 5 августа 1985 года. Первоначально он назывался «A Deal with God» («Сделка с Богом»), но радиостанции многих стран тот час встали в позу и заявили, что с таким названием ротации песне не светят. Певица пошла на уступки и переименовала песню на «Running Up That Hill» («Взбегая на этот холм»).
Сингл достиг третьего места в британских чартах и тридцатого места в американских (самый лучший результат среди всех синглов Буш в США).

О какой же такой «сделке с Богом» шла речь в песне?

К. Буш:
«Я попробовала написать о том, что мужчина и женщина не могут понять друг друга, потому что это – мужчина и женщина. И если бы они смогли поменяться на время местами, то были бы очень удивлены! И это, мне кажется, привело бы к большему взаимопониманию. Обычно такую возможность дает сделка с Дьяволом, но я подумала: «А почему бы не сделка с Богом?»

Перевод:
(
http://www.trsongs.ru)

Это не причиняет мне боль.
Ты хочешь почувствовать, каково это?
Ты хочешь знать, что это не причиняет мне боль?
Ты хочешь услышать о сделке, что я готовлю?
Ты, это – ты и я.

И если бы я только могла,
Я заключила бы сделку с Богом,
И я заставила бы его обменять нас местами,
Взбираясь той дорогой,
Поднимаясь на тот холм,
Поднимаясь на то здание.
Если бы я только могла, о...

Ты не хочешь причинять мне боль,
Но смотри, как глубоко проникла пуля.
Не осознавая, я рву тебя на части.
Ох, в наших сердцах гремит гром.

Откуда такая большая ненависть к тому, кого мы любим?
Скажи мне, мы имеем значение, не так ли?
Ты, это – ты и я.
Это – ты, и я, не будем несчастны.

И если бы я только могла,
Я заключила бы сделку с Богом,
И я заставила бы его обменять нас местами,
Взбираясь той дорогой,
Поднимаясь на тот холм,
Поднимаясь на то здание.
Скажи, если я только могла, о...

Ты,
Это – ты и я,
Это – ты, и я, не будем несчастны.

Давай, малыш, давай любимый,
Позволь мне украсть этот момент у тебя.
Давай, ангел, давай, давай, любимый,
Давай обменяемся опытом, о...

И если бы я только могла,
Я заключила бы сделку с Богом,
И я заставила бы его обменять нас местами,
Взбираясь той дорогой,
Поднимаясь на тот холм,
Без проблем.

Однако, видимо, далеко не все понимали о чем поется в песне, в результате чего ее содержание трактовалось довольно широко. Это видно на примере некоторых видеоклипов групп, записавших кавер-версии «Running Up That Hill». Так, в клипе группы Within Temptation в певицу вселяется ангел. А в исполнении известного своей нетрадиционной ориентацией певца группы Placebo та же песня приобретает гомосексуальный контекст.

Необычный подход можно увидеть и в клипе на «Running Up That Hill», где Кейт Буш снялась вместе с танцором Мишелем Эрво. На видео певица полностью «танцует» эту песню под фонограмму, вообще не открывая рта.

К. Буш:
«Последние годы на видео танец стал этакой эксплуатируемой несерьезной вещью, неким аксессуаром вокруг особы, играющей главную роль... Мы же хотели сделать серьезный танец, который станет основой видео».


Сейчас это трудно понять, но тогда канал MTV отказался прокручивать это видео, посчитав его слишком... эротичным! Вместо него крутили видеозапись живого исполнения на ТВ BBC.

Вторым хитом с альбома «Hounds of Love» стала композиция «Cloudbusting», посвященная скандально известному психоаналитику – Вильгельму Райху. Райх считал, что все проблемы человечества строятся на сексуальной неудовлетворенности и вскоре от теории перешел к «делу» – стал создавать хитроумные препараты, якобы улавливающие из космоса т.н. «оргонную» сексуальную энергию. Одним из аппаратов и стал воспетый Буш «Cloudbusting» («Распылитель облаков»). Среди поклонников Райха бытует легенда о том, как на полях штата Мен пропадал урожай, а Райх с помощью «клаудбастера» быстренько согнал тучи и обеспечил дождь.


Райх и его "клаудбастер".

Однако в «магию оргонной энергии» поверили не все. В 1954 году Федеральная организация по надзору за пищевыми продуктами и медикаментами подала на Райха в суд. Райха приговорили к двум годам тюрьмы, а через несколько месяцев, 3 ноября 1957 года, он скончался в камере от сердечного приступа.
Именно история о клаудбастере и аресте Райха, показанная глазами его сына – Питера, стала основой песни и клипа Кейт Буш.

Что касается вторй стороны пластинки, то песни на ней представляла собой концептуальную экспериментальную сюиту из 7 песен под названием "The Ninth Wave" ("Девятая Волна"), которая повествовала о переживаниях женщины, оказавшейся посреди открытого океана.

К. Буш:
"Этот альбом для меня два абсолютно отдельных произведения: сторона А и сторона В. Второй стороне мы тоже дали заглавие, но так как у альбома не может быть два названия, первое стало общим".

По признанию Кейт она поместила в "Девятую Волну" все свои личные кошмары. Несмотря на некоммерческий подход, все треки этой сюиты слушаются на одном дыхании: и мрачная "Under Ice", и жутковато-авангардная "Waking the Witch", и отчаянная "Jig of Life" - "Джига Жизни", где наяривает на ирландских инструментах брат певицы - Джон Картер Буш, и пространная, как океан "Hello Earth", где использован хорал из народной грузинской песни "Tsintskaro", исполненной Richard Hickox Singers.

С выходом "Hounds of Love" Кейт Буш достигает пика своей известности.
Альбом занимает первое место в британских чартах, вытеснив пластинку Мадонны "Like Virgin" и держится там 4 недели. Он становится самым продаваемым альбомом в карьере певицы как дома, так и за океаном.
В 1998 г. журналом "Q" проводился опрос на тему "Лучший альбом всех времен", в котором "Hounds of Love" занял 48-е место.
В 2000 г. тот же журнал опубликовал результаты опроса на тему "100 лучших альбомов Британии". "Hounds of Love" занял 20-е место.


ЖЕНСКАЯ ЭНЕРГИЯ

Утвердив свое положение на поп-сцене, певица в 1989 году издает следующий альбом «The Sensual World». Буш утверждала, что на этом альбоме она решила проявить в музыке «женскую энергетику».



К. Буш:
"Это определенно мой самый личный и честный альбом. И я думаю, что это и мой самый женский альбом. Но это не значит, что я пробую доказать что-нибудь женским языком в мире мужчин.
Я чувствовала, что исследую свою женскую энергию и использую ее в музыке. В прошлом я хотела мужской силы и использовала ее в музыке.
...Это очень тонкая разница - мужская и женская энергия в искусстве, но она есть.
Мощный звук в современной музыке идет от мужчины, а не от женщины. Например в "Hounds of Love" звук был очень мощный, наподобие ритма, на который я накладываю свою маленькую идею и свой голос. В новом альбоме я не чувствовала необходимости смотреть в сторону мужской музыки. Я подсознательно хотела сделать альбом мягче и больше не подчинятся этой доминирующей мужской энергии.
...Я - не феминистка, но думаю, что окончательно прихожу к мысли о возможности существования женщины в этом жанре".

Женское начало в полной красе доминирует уже в одноименной заглавной песне альбома - "The Sensual World" ("Чувственный мир").
Первоначальный вариант песни представлял собой непрерывный монолог героини романа Д. Джойса «Улисс» – Молли Блум – взятый прямо из книги. Но когда Кейт обратилась к правообладателям наследства Джойса, те наотрез запретили певице использовать оригинальный текст. И Буш пришлось его переписать заново, соблюдая размер и непрерывность оригинала. В тексте показано, как героиня книги из двумерной плоскости листов переходит в трехмерный мир, впитывая его краски, запахи и прочие ощущения.

Однако певица не оставляла надежды вернуть оригинальный текст Джойса, который счмтала намного лучше своего. И вот в 2011 году, когда она перезаписывала часть старых песен для альбома "Director's Cut", ей это удалось.

К. Буш:
"Когда я начала работать над новым проектом, я решила снова попросить разрешение на использование оригинального текста, и на сей раз, они сказали да. Теперь песня имеет название "Flower Of The Mountain", и я рада, что мне выпал шанс исполнить свою первоначальную задумку".

На альбом "Director's Cut" вошла и новая версия второй замечательной песни с  альбома 1989 г. Песня называлась "Deeper understanding" (Глубокое понимание) и повествовала об одиночестве человека, которому приходится общаться с компьютером. Недаром позже многие увидели в тексте песни предвидение Интернета.

К. Буш:
"Это песня о том, что люди всё меньше общаются с другими людьми. Мы проводим все дни и ночи в окружении машин. Весь день - на телефоне, всю ночь - за телевизором. Нажав кнопку, вы можете заказать покупку. Люди постепенно становятся изолированными в своих домах.
Поэтому я представила ситуацию человека, проводящего всё время с компьютером. Люди действительно создают свои особые отношения с компьютером... И этот человек видит в журнале рекламу компьютерной программы для одиноких людей. И вот запущенная программа превращается в голос, который говорит: "Я знаю - вы не очень счастливы. Я предлагаю вам свою любовь. Я люблю вас!". Это стало как бы неожиданным проявлением Божественной энергии.
Я думаю, что бОльшая часть в нас подобна компьютерам, естественные процессы подобны программам.
и вот вы находите любовь там, где меньше всего ожидали - настоящую любовь от компьютера. И его голос подобен голосу ангелов - "Мы здесь! Мы любим тебя!".
...Я думаю, что компьютеры могли бы объединить огромную массу нас в будущем. Я верю и в потенциал компьютеров, и в нашу духовность.
...Когда я работала над "Deeper understanding", идея заключалась в том, что слова принадлежат особе, а хоры - являются разговором компьютера с особой. Я хотела получить звук подобный ангельскому хору, что-нибудь эфирное, что-нибудь глубоко религиозное в пику механической вещи".

Намучившись со всякими спецэффектами и вокодерами, Кейт решила найти настоящие живые "ангельские голоса". И такие голоса нашлись у Янки Рупхиной, Евы Георгиевой, Стоянки Боневой - участниц болгарского фолк-трио BULGARKA. С этим трио Кейт познакомил ее брат Педди, и оно так понравилось певице, что она использовала его еще в двух песнях альбома - "Never be mine" и "Rocket’s tail". Кстати, последняя песня, название которой переводится, как "Хвост Кометы" - было вдохновлено любимым котом Кейт, которого так и звали Rocket (Ракета).


Кейт Буш с трио "Bulgarka".

Настала пора отметиться на альбоме и еще одному члену семьи Буш - ее папе. Его голос появился на записи песни "The fog" (Туман). Что было вполне уместно ведь песня представляла собой воспоминания певицы о том, как отец учил ее плавать - сначала придерживал, а потом постепенно отходил и говорил: "Плыви ко мне". Расстояние всё время увеличивалось, пока Кейт не поплыла.

К. Буш:
"Вы часто боитесь и пытаетесь заставить вашу ногу нащупать дно. Но только вы это сделаете, то понимаете, что вода только до пояса и боятся нечего".

Что касается моего личного отношения к альбому "The Sensual World" в целом, то оно довольно сложное. С одной стороны - я умом и ушами я понимаю, что альбом очень добротный и во многих отношениях интересный, с другой стороны - звук стал слишком мягкий, а аранжировки чересчур изощренными. Поэтому он произвел на меня более слабое впечатление, чем предшествующая замечательная "трилогия" - "Never for Ever", "The Dreaming" и "Hounds of Love".
Может в альбоме действительно заключена, непонятная мужчине, женская энергия?

И если "The Sensual World" был отличным альбомом, хотя мне и не очень близким, то очередная пластинка «The Red Shoes» («Красные башмачки») (1993) стала первой объективной творческой (не коммерческой, нет) неудачей Кейт Буш.
Несмотря (а может и благодаря) именитым гостям, приглашенным на запись (Эрик Клэптон, Принц, Джефф Бек), песни приобрели слишком банальное коммерческое звучание, и на общем фоне музпродукции тех лет выделялись разве что характерным вокалом Кейт.
Говорят, что отсутствие изощренных аранжировок было сознательным шагом. Говорят Кейт Буш собиралась в кои-то веки решится на второе в своей жизни мировое турне, поэтому и приблизила звучание альбома к концертному.
Но всем этим слухам не суждено было сбыться. В счастливой жизни Кейт пошла черная полоса. За время подготовки альбома она потеряла, горячо любимую, мать, и рассталась со своим бойфрендом (и басистом) Дэлом Палмером (хотя они и продолжили работать вместе).

Единственное, чем запомнилась пластинка, так это забавным получасовым фильмом The Line, The Cross & The Curve", который Кейт Буш сняла по мотивам старой картины "Red Shoes" 1948 года. Ну а эта картина отсылала нас к известной сказке Х. К. Андерсена о волшебных красных башмачках, обладатель которых мог танцевать без Кейт Буш сама написала сценарий, срежиссировала фильм и снялась в главной роли. Также в картине снялись Миранда Ричардсон (Miranda Richardson) и известный английский мим Линдсей Кемп (Lindsay Kemp), которым Кейт восхищалась с детства и у которого училась на заре своей карьеры.

Ну а самой красивой песней альбома стала песня "And So Is Love", где Буш подыгрывали такие знаменитости, как гитарист Эрик Клэптон и клавишник Гэри Брукер (PROCOL HARUM).


КАК СТАТЬ НЕВИДИМОЙ

Следующая пауза между альбомами затянулась на... 12 лет. Мало того. Впервые с 19-летнего возраста Кейт просто исчезла с глаз назойливых СМИ. Дело в том, что у нее родился ребенок, и она решила уберечь его от публичной шумихи. Всё это время Кейт наслаждалась жизнью нормальной домохозяйки, пока в 2005 году неожиданно не вышел очередной альбом «Aerial» - да еще и на двух дисках.

Кейт Буш запела о том, что она пережила – о том, «как стать невидимой» ("How to be invisible"), об Элвисе Пресли, укрывшемся от глаз публики на вершине «музыкального Олимпа» ("King of the mountain"), о любви к своему сыну Берти ("Bertie"). Она романтически воспевала стиральную машину ("Mrs. Bartolozzi"), и даже пропевала цифры числа «Пи» ("Pi").

К. Буш о песне "King of the mountain":
"Я думаю, это красивая идея о том, что кто-то всё еще бодр и счастлив, проживая в некотором забвении. Я помню, как показывали "50 с Элвисом". О нем вспоминали не как об эгоцентричной и эгоистичной особе, а как о человеке любимом и лишенным претензий. Когда он старел, мне кажется, он не был счастлив... Это трудно - быть на виду у всего мира".

К. Буш о песне "Bertie":
"Моя жизнь, друзья и семья всегда были частью моей работы. Моя работа очень близко связана с личной жизнью. Это одна из причин, почему я хочу, чтобы мой дом был домом, а не аквариумом золотой рыбки. Я хотела убедится, что не упустила ничего, поэтому проводила с сыном столько времени, сколько могла.
Но как не написать песню о своём сыне, когда он - такая большая часть моей жизни? Я не думаю, что таким образом я выношу его на всеобщее обозрение, как будто показываю по ТВ. Это находится внутри моего творческого пространства. Есть одна фотография Берти в буклете альбома, но это не тоже, что фото в газете".

К. Буш о песне "Mrs. Bartolozzi":
"...Меня непрестанно подают публике, как некую отшельницу, хотя я провожу целиком нормальную жизнь. Я просто пошла против стиля жизни, присущего музыкальной индусьрии и шоу-бизнесу. Некоторые из моих коллег даже не знают, как пользоваться стиральной машиной.
...Но разве это песня о моющей машине? Я думала, она о миссис Бартолоцци. Она - это дама, которая в песне... очень много стирает. (смех) Песня не про меня, но я бы не смогла бы написать ее, если бы не проводила много времени за стиркой. Мне кажется, если вы имеете ребенка, то количество стирки резко увеличивается. Наверное, это одна из самых тяжелых песен, которые я когда-либа писала. (смех)
...Одежда - очень интересная вещь, не правда ли? Ведь она так много рассказывает о том, кто ее носит. Часть владельца отображается в одежде в буквальном смысле - маленькие частички кожи... И то, что вы носите, много говорит о том, кем вы являетесь и кем вы себя представляете...
В итоге эта идея стала рассказом о женщине, которая смотрит за, кувыркающейся в воде, одеждой. Затем вода становится морем... Вот вы сидите перед моющей машиной, а затем внезапно представляете, что вы посреди моря".

К. Буш о песне ""Pi"":
"Мне действительно понравилось петь числа, потому что, в отличие от слов, числа бесстрастны. А я пою и помещаю их в эмоциональную стихию".

Структура альбома «Aerial» напоминала пластинку "Hounds of Love". Как и "Hounds of Love" новый альбом был разделен на две части. На первой
На первом диске ("A Sea Of Honey" - "Море мёда") располагались песни, мало связанные между собой (о некоторых из них мы и рассказали выше). Зато второй диск ("A Sky Of Honey" - "Море мёда") был снова отведен под концептуальную сюиту, где песни были связаны между собой темой смены времени суток и, сопровождающим эту смену, пением птиц. В одноименной песне "Aerial" Буш даже сама "почирикала" вместе с птицами.

Из интервью с К. Буш:
- Вы действительно поёте вместе с птицей в заглавной песне альбома?
- Да, я пробовала найти человеческий эквивалент пению птиц. Я люблю птичье пение - оно очень красивое. Возможно, мне оно нравится, потому что звучит очень эмоционально, занимая наше воображение без тысячи банальных слов.
... - В диалоге между вами и птицами есть смех. Смех - это тоже язык?
- Конечно. Я не знаю, где точно проходит связь между естественным языком и птичьим, возможно именно там. Когда кто-нибудь смеется, звук очень напоминает их пение. И смех изначально не только означает веселье, но и агрессивность, и борьбу за территорию.


В целом альбом соответствовал своему названию («Aerial» - англ. "воздушный, эфирный, надземный"). Он вышел очень спокойным, прозрачным и совсем не рассчитанным на широкие массы. По сути, к рок-музыке с натяжкой можно отнести лишь песню "How to be invisible". Кейт Буш уже не пыталась произвести впечатление и могла позволить себе творить так, как ей хочется на данный момент.
Тем не менее, изголодавшаяся публика, для которой Кейт Буш уже была не «юной британской сенсацией», а уважаемым авторитетом, помогла этому непростому альбому достичь 3-его места в хит-парадах. Лично мне «Aerial» понравился - может и меньше, чем трилогия 1980-85 гожа, но уж точно больше, чем два предыдущих альбома.

После этой работы Кейт Буш снова исчезла. На сколько лет – этого никому не предугадать.


P.S.: Уже после написания этой статьи - в 2011 году - Кейт Буш выпустила еще один новый альбом  "50 Words For Snow". Информацию о нем я включу в статью позже. Но любопытные могут многое почерпнуть о нем (и о других песнях Кейт Буш) в ее разделе на проекте "РОК-ПЕСНИ: толкование" >>>

 

Сергей Курий

   
« назад «





СМИ о нас

журнал "TravelNews",
№7-8/2003
«ТАКОГО ЖУРНАЛА В УКРАИНЕ НЕТ!»


журнал "Планета Легенд",
№1/2004
из обзора «Что читает и на какие издания подписывается Украина?»