Журнал для интеллектуальной элиты общества  
 
 

В.Цой и группа КИНО - "Перемен"    

"Перемен"
(В. Цой)

Входила в альбомы "Саундтрек к кинофильму "АССА" (1987)
и "Последний герой" (1989) 



КОММЕНТАРИИ:


***
Впервые прозвучала в 1986 году на IV фестивале Ленинградского рок-клуба.
Первая студийная запись сделана для саундтрека фильма Сергея Соловьёва "Асса" (1987). Спустя два года песня была перезаписана для альбома "Последний герой" (1989).
В 2005 году песня использовалась в саундтреке к андеграундному фильму Сергея Лобана «Пыль». На фоне заключительных титров её исполняет актёр московского шоу театра «СинематографЪ» Алексей Знаменский, причём поёт её на языке слабослышащих (см. фото).

В 2007 году песня была использована в предвыборном ролике «Союза правых сил».
13 декабря 2008 года съезд ОДД «Солидарность» официально принял эту песню в качестве гимна движения


***
Интервью с В. Цоем, "РИО" №19, 1988:

- А ты не замечал, что у некоторых твоих песен появляются другие, часто полностью неверные трактовки. У тех же "Перемен" - песни, в общем то, личной, обращенной к самому себе-возникла другая трактовка, превратившая песню в призыв типа "Дайте миру шанс". Не то чтобы она повредила группе, просто у людей, которые ее раньше не знали, создался некий такой стереотип, собственно говоря, чуждый КИНО.
- В общем, да. Так получилось: как только началась гласность - все как с цепи сорвались говорить правду. Это было очень популярно. А в наших песнях нет никаких сенсационных разоблачений, но люди по привычке пытаются и здесь найти что-то эдакое. И в результате "Перемены" стали восприниматься как газетная статья о перестройке. Хотя я ее написал давно, когда еще и речи не было ни о какой перестройке, и совершенно не имел в виду никаких перестроек. Конечно, это не очень хорошо, но я думаю и надеюсь, что, в конце концов, все встанет на свои места.


***
Интервью В. Цоя, газета "Советская Молодёжь", г. Рига, 1989:

- "Перемен требуют наши сердца!"- поете вы, зрители вторят. Что бы вы хотели изменить в жизни?
- Каждый человек должен изменить прежде всего свою жизнь и себя... Это сложный вопрос. Я не считаю, что одному человеку под силу изменить жизнь как таковую.
- В жизни вы борец за перемены?
- Я не считаю себя борцом. Я пою песни. Пою о том, что мне нравится или нет, о том, что меня волнует.


***
Интервью с Марианной Цой, "Московский Комсомолец" 26.06.1991:

- Журналист "Виража" утверждает, что в известной цоевской песне речь идет лишь о школьных переменах...
- В песне все сказано. Когда люди берутся за какое-то дело, они должны оценивать свою компетенцию в данном вопросе. Сапожник должен шить сапоги. И если ты писал всю жизнь об авариях, то зачем же лезть в творчество человека, который погиб?


***
Из интервью с Г. Гурьяновым, 2003 г. (из книги Екатерины Андреевой "Тимур. "Врать только правду!"):

Мы чуждались социального жлобства. Но были и привязки к простым повседневным формам. Мы так жили и пробили каменную стену. Мне всегда казалось, что это мы всё придумали, сделали. Когда была написана песня "Перемен!", еще только начинался 1985 год, не было ни перестройки, ни ускорения, она никакого политического смысла не имела, а только философский. Она была, если выражаться простым народным языком, о беспокойстве, неудовлетворении. "Чай на столе, сигареты в руках" - там все так затрапезно, а дальше начинается фантазия индивидуума, и слушающий может додумать песню по-своему. Поэтому в каждой песне группы "Кино" была свобода, и поэтому они работают на большую аудиторию. Говоря о переменах, следует вспомнить о великой "Книге перемен". Тогда все были очень любопытными и любознательными. Потом уже эту песню сделали чуть ли не лозунгом или гимном. Это потом уже появилась волна бездарей и хамов, когда зашевелились "совки".


***
Интервью с Г. Каспаряном, kp.ru, 19.06.2012:
http://kp.ru/online/news/1177657/

- Песни группы «Кино» становятся актуальнее? Например, известную «Перемен» поют теперь и на митингах.
 - Люди, которые на митингах поют эту песню, вызывают у музыкантов шутки и смех. Не больше. «Перемен» писалась не для толпы. Не для стада. Местоимение «наши», используемое в тексте, относится к очень узкому кругу людей. Самых близких, с которыми, возможно, ты сидишь рядом на кухне каждый вечер. Это все глубоко личное.


***
Интервью с Б. Гребенщиковым для журнала "Ереван" г.Ереван, 12.11.2008:

- Вот две точки отсчета: 1980 год — рок-клуб и 1990-й — распад СССР. Перемены, которых требовал Цой...
— По поводу того, чего требовал Цой... Я понимаю, что вы говорите образно, просто хочу с этим «образом» побороться. Никто из тех, кто поет, — если он на самом деле любит свое дело, — не поет от своего имени. И, кстати, группа «Кино» песню «Мы ждем перемен» называла «пельменем» и очень не любила. Настоящие творцы говорят то, что вертится у всех на языке, но вот выразить никто не может. Просто Витька был настолько тонок, если хотите, — гениален, что произнес то, что было у всех на уме.


***
Антон Чернин, "Наша Музыка: Первая полная история русского рока, рассказанная им самим", 19.04.2013:

...Соловьев поехал в Питер, попал на концерт группы «Кино» — и дело было сделано. По просьбе режиссера Цой исключил из своего репертуара одну из новых песен — до премьеры фильма. Да-да, ту самую.

Виктор Цой: Я вот не считаю песню «Мы ждем перемен» песней протеста. Вообще я не очень понимаю, зачем она нужна этой картине, потому что она выглядит, на мой взгляд, таким вставным зубом. Это скорее дело режиссера, понимаете? Я, в конце концов, не мог предположить, каков будет конечный результат. И отвечает за все это только режиссер. Я только рад, что мне удалось в этом фильме выглядеть максимально отдельно от всего остального.

...Георгий Гурьянов: О! Фильм «АССА». Более омерзительного, скучного, спекулятивного фильма я не видел. Для меня единственный смысл съемок в этом фильме состоял в том, чтобы спастись от сорокаградусного питерского мороза и от опасности попасть в тюрьму или быть принужденно пристроенным на работу за тунеядство. И в принципе достичь обе цели мне удалось. Но фильм невозможно смотреть — можно смотреть только финальную сцену, когда появляется Виктор. Он переполнен бездарными актерами, фальшивыми, высосанными из пальца, ложными, невозможными ситуациями. Я могу его критиковать без конца. Его невозможно смотреть. Это чудовищное кино.


***
Режиссер С. Соловьев о съемках фильма "АссА", "Новая газета", 23.09.2004:

Есть особая порода людей. Великодушных, что ли. Вот, скажем, песня «Ждем перемен». Пришел я в первый или второй день знакомства с Гребенщиковым на концерт Цоя, он там в финале спел «Перемен…», а я с ним и знаком-то еще не был. После того как все кончилось, пришли за сцену, я ему и говорю: «Слушайте, а вы могли бы подарить мне эту песню в картину?» — «В каком смысле?» — «Ну, вот даю вам честное слово, что этой песней будет завершаться моя новая картина. А вы мне даете честное благородное слово, что до премьеры исполнять ее не будете». Цой моментально согласился. И полтора-два года до выхода фильма действительно «забыл» ее, никогда не исполнял публично.


***
JohnLenin, "Кино "АССА" и "Кино" в "АССЕ", 2005:

1987 год… За давностью лет уже не помню точно, было ли это летом, или ранней осенью… Или нет, кажется, это было в мае…
Когда наступила "эпоха перестройки и гласности", именно там, в московском Парке им. Горького, в так называемом "Зелёном театре" (кто знает, это такая концертная площадка под открытым небом, в самом конце Парка Горького) проходили многие интересные рок-концерты. Ещё как бы "полуофициально"… Кажется, в то время эту площадку "взял под свою эгиду" небезызвестный Стас Намин... Помню, что я бывал там в те времена на нескольких рок-концертах… На одном из них, например, в первом отделении выступал "Круиз" (Валерий Гаина со-товарищи), а во втором - как раз группа Стаса Намина, которая в тот период уже не называлась "Цветами"... или уже снова стала называться "Группой Стаса Намина "Цветы"? Это я не очень отчётливо сейчас помню… Но, пардон, я несколько отклонился от темы!
Итак, в 1987 году, допустим, в мае, поехал я в "Зелёный театр" Парка Горького на рок-концерт, про который случайно узнал, что там выступит Цой со своей группой "Кино", Петя Мамонов со своими "Звуками Му" и "кто-то ещё"...
Этими "кем-то ещё" оказалась группа "Вежливый отказ"... Они выступали первыми. Музыка этой группы (кто знает) - весьма специфична... В силу чего поклонников у неё всегда (и тогда - тоже) было немного... Поэтому на протяжении их выступления (я бы даже назвал это модным словечком - "перфоманс"), так вот, на протяжении всего этого их "перфоманса", фанаты Цоя (а их, видимо, было большинство среди зрителе периодически вопили, цитируя своего любимца: "Уходи-и-и!!! Оставь телефон - и иди-и-и!!!" Наконец, "перфоманс" или, если угодно, "хэппенинг" "Вежливого отказа" закончился под одобрительный рёв зрителей, не очень вежливо отказавших (в большинстве своём) этой группе в своём почтении и понимании ТАКОЙ музыки... И следующими по очереди на сцену вышли уже желанные многими "гости" - Пётр Мамонов со своей группой "Звуки Му"... Ну, излишне говорить, что в те времена это была "культовая группа" (особенно в Москве)... Я их, кстати, тогда впервые увидел и услышал живьём (как и "Вежливый отказ", и "Кино").
После "Звуков Му", выступивших довольно интересно и принятых публикой "на ура", на сцене, наконец, появился долгожданный Виктор Цой, ещё не "раскрученный" тогда по телевизору "кумир молодёжи", а "широко известный в узких кругах" поклонников советского андеграунда "рок-стар". Восторженный рёв зрителей достиг максимума, когда они увидели своего любимца и его группу "Кино".. В этом рёве слышались отдельные выкрики: "Цой - отец родной!!!" и тому подобное...
Мне-то было немного странно слышать такое... Кое-что в записи из магнитоальбомов "Кино" (так же, как и "Звуков Му, "Аквариума", Майка и группы "Зоопарк" и т.д.) у меня в то время уже было, и отдельные песни, в частности, Цоя, мне даже нравились, но у меня был скорее познавательный интерес ко всей этой "советской подпольной рок-музыке", да и лет мне тогда было уже под тридцать, а, значит, вырос я на совсем другой музыке... Но, невольно поддаваясь общему экстазу, я, кажется тоже что-то радостное вопил вместе со всеми… Кстати, надо сказать, среди заполнивших "зелёный театр" до отказа зрителей довольно много было не только 18 - 20-летних фанатов "Кино, но и людей моего поколения…
И вот, когда "Кино" уже исполнили три или четыре своих песни, вдруг возникла некая пауза... В это время, кстати, уже почти стемнело (концерт начался то ли в семь, то ли в восемь вечера, сейчас уже точно не помню)... На сцене появился низенький толстый дядечка, представившийся кинорежиссёром Сергеем Соловьёвым...
Пытаясь перекричать (хотя он кричал в микрофон, но всё равно в итоге охрип) рёв зрителей, недовольных тем, что выступление "Кино" было непонятно почему прервано, Соловьёв старался что-то объяснить... А надо сказать, тогда Сергей Соловьёв не слишком часто появлялся на экранах телевизоров, поэтому мало кто из пришедших на тот концерт понимал, кто он, собственно такой и зачем он прервал концерт... Большинство зрителей, будучи недовольно тем, что концерт прервался, вопило, требуя, чтобы этот низенький толстый мужик убирался и чтобы "Кино" продолжило своё выступление... Но постепенно, видя, что их кумир Цой (со-товарищи) спокойно стоят на сцене, явно зная, что всё идёт как положено, толпа несколько успокоилась и попыталась послушать, ЧТО же кричит им в микрофон этот странный толстый дядька...
А Сергей Соловьёв, срывая голос, в конце концов, сумел объяснить, ЧТО именно он от пришедших на этот концерт зрителей хочет... Выяснилось, что он снимает сейчас свой новый фильм, что в данный момент ему нужно снять очень важный эпизод этого фильма, и как раз с участием группы "Кино", и что, мол, он ОЧЕНЬ ПРОСИТ всех зрителей ему в этом помочь... Помочь тем, - продолжал Соловьёв, - что когда, мол, сейчас пойдёт фонограмма следующей песни (тут, при слове "фонограмма", толпа снова недовольно загудела), а камера, укреплённая на специальном кране над сценой, начнёт снимать, надо, мол, будет всем зажигать спички... Спички, - прокричал Соловьёв, - сейчас будут всем розданы...
Тут, и в самом деле появившиеся на сцене трое или четверо людей (видимо, помощников Соловьёва), начали разрывать вынесенные упаковки, доставать оттуда спичечные коробки и забрасывать эти коробки в первые ряды... Сквозь усилившийся радостный рёв толпы, Соловьёв с трудом пояснял, что, мол, поймавшие эти коробки, должны перебрасывать их дальше, так, чтобы досталось всем... Думаю, досталось действительно практически всем зрителям, поскольку упаковок этих самых спичек было в изрядном количестве… Между тем, как коробки со спичками летели в первые ряды зрителей, а те, оставляя по коробку-другому себе, перебрасывали всё новые и новые, долетавшие до них со сцены коробки дальше, в следующие ряды, Соловьёв успокаивал зрителей, что, мол, после того, как нужный ему эпизод будет снят, выступление группы "Кино" продолжится, и все песни будут дальше опять исполняться вживую, без всяких фонограмм, что, мол, под фонограмму надо только снять песню в этом эпизоде, а то вживую, мол, при киносъёмке нельзя...
Народ, проникшийся высокой задачей помочь "важнейшему из искусств", вовсю принялся разбрасывать коробки со спичками во все стороны. Некоторые уже и поджигали их прежде времени и горящими бросали в своих соседей… Экстаз нарастал... Серный дым стелился над "зелёным театром"... Как в этом "пожаре московском" никто не сгорел, я удивляюсь до сих пор!.. Я сидел по центру, ряду примерно в десятом... В меня, помню, чуть кто-то из первых рядов не угодил горящим коробком со спичками... Всё это время, кстати, Цой со-товарищи так и стояли на сцене, дожидаясь, пока закончится подготовка к киносъёмке...
И вот всё готово к съёмке... Соловьёв ушёл со сцены... Группа "Кино" начала играть (под фонограмму, как и предупредил Соловьёв), Цой начал петь:

Вместо тепла - зелень стекла,
Вместо огня - дым…
Из сетки календаря выхвачен день...

и т.д. (тоже, естественно, под фонограмму, как это требовалось для киносъёмки)...
Кран с кинокамерой пришёл в движение... Возможно, я, не будучи в этом деле специалистом, неправильно называю эту хреновину "краном"... В общем, такая поворачивающася в горизонтальной плоскости "стрела" над сценой, с укреплённой на конце её кинокамерой, включавшейся и поворачивавшейся вокруг своей оси, благодаря специальному устройству, в автоматическом режиме... Поворачиваясь, эта самая "стрела" с камерой как бы описывала над передними рядами зрителей такой полукруг...
Зрители (включая Вашего покорного слугу) в это время вовсю зажигали спички, поднимая их горящими над своими головами и вопя в экстазе...
Наконец, эпизод был снят... Спички все догорели...
Потом "Кино" и Цой исполнили, уже вживую, ещё несколько своих песен...
Потом концерт закончился... Долго ещё приходили в себя прокопчённые зрители (включая Вашего покорного слугу), ставшие ещё и участниками какого-то нового, ещё неизвестного тогда почти никому, фильма… Фильма "АССА"…
Потом была знаменитая премьера "АССЫ" в ДК МЭЛЗ весной 1988 года… Потом кончилась эпоха "перестройки и гласности", а вместе с ней и социализм… Советская рок-музыка вышла, наконец, из подполья… Пошло ли ей это на пользу? Не знаю, не знаю…
Я бы хотел в заключение сказать другое: всякий раз, когда я смотрю фильм "АССА" и дело доходит до этого, завершающего фильм, эпизода, я, вглядываясь в экран, тщетно стараюсь разглядеть себя среди вспыхивающих огней...

"Перемен!
Мы ждём перемен!.."


***
Из интервью с В. Цоем, 1990 г.:
http://kinoman.net/library/view.php?id=163

– Режиссер Сергей Соловьев очень тепло отзывался о вашем участии в работе над фильмом «АССА». Как вы относитесь к этой соловьевской картине и к его последней работе «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви»?

– «Черную розу…» я просто еще не видел. А «АССА»… Нормальный фильм. Весело было работать – хорошая компания подобралась. Он мог быть еще лучше, если бы был покороче. На мой взгляд, он затянут. Движения не хватает. Я знаю, что многие считают, что с «АССА» Соловьев изменил самому себе. Что это не его стиль, не его актеры, вообще все не его. Ну… стал работать на потребу массовым молодежным вкусам. Насчет последнего не знаю. Но себе он не изменял точно. Я смотрел только одну его «доассовую» работу. Там про голубя…

 – «Чужая Белая и Рябой»…

– Ну да. Хороший фильм. Правильный. Так вот, про голубя и про «АССА» – одно и то же. Один и тот же художник со своим стилем. Одно другое дополняет… Развивает. Просто «АССА» непривычна для некоторых слишком умных критиков. Соловьев изменил не самому себе, а тем, кто привык к фильмам, которые он снимал до «АССА». А это их проблемы. Мне самому свое участие в кино (без кавычек)…

– В кинематографе…

– Правильно. Мне нравится «Игла». Она мне по-человечески ближе, понятнее. Я там не играю. Веду себя так, как в жизни веду. И слов минимум. В общем, все как в жизни.


***
Интервью с Георгием Каспаряном, 19.06.2012 (Комсомольская правда):
http://www.kp.ru/online/news/1177657/

- Песни группы «Кино» становятся актуальнее? Например, известную «Перемен» поют теперь и на митингах.

 - Люди, которые на митингах поют эту песню, вызывают у музыкантов шутки и смех. Не больше. «Перемен» писалась не для толпы. Не для стада. Местоимение «наши», используемое в тексте, относится к очень узкому кругу людей. Самых близких, с которыми, возможно, ты сидишь рядом на кухне каждый вечер. Это все глубоко личное.



***
НЕМНОГО о ПЛАГИАТЕ:
В проигрыше наблюдается явное сходство с композицией SMITHS "Barbarism Begins at Home", в чем вы можете убедится, скачав самодельный микс.

Скачать/слушать микс >>>


"Перемен" (из фильма "АССА")



Перемен (Акустический концерт, Ленинград, ДК Железнодорожников, 04 1988)



Перемен (Концерт группы "Кино" в Алма-Ате, февраль 1989)



Алексей Знаменский (сурдоперевод) - Перемен (В. Цой)







Текст песни "Перемен":

   Вместо тепла - зелень стекла
   Вместо огня - дым
   Из сетки календаpя выхвачен день
   Кpасное солнце сгоpает дотла
   День догоpает с ним
   Hа пылающий гоpод падает тень

   Пеpемен тpебyют наши сеpдца
   Пеpемен тpебyют наши глаза
   В нашем смехе и в наших слезах и в пyльсации вен
   Пеpемен! Мы ждем пеpемен!

   Электpический свет пpодолжает наш день
   И коpобка от спичек пyста
   Hо на кyхне синим цветком гоpит газ
   Сигаpеты в pyках чай на столе эта схема пpоста
   И больше нет ничего все находится в нас

   Пеpемен тpебyют наши сеpдца
   Пеpемен тpебyют наши глаза
   В нашем смехе и в наших слезах и в пyльсации вен
   Пеpемен! Мы ждем пеpемен!

   Мы не можем похвастаться мyдpостью глаз
   И yмелыми жестами pyк
   Hам не нyжно все это чтобы дpyг дpyга понять
   Сигаpеты в pyках чай на столе так замыкается кpyг
   И вдpyг нам становится стpашно что-то менять

   Пеpемен тpебyют наши сеpдца
   Пеpемен тpебyют наши глаза
   В нашем смехе и в наших слезах и в пyльсации вен
   Пеpемен! Мы ждем пеpемен!




Скачать отличную и небольшую программку
с аккордами и текстами группы КИНО
можно на сайте allkino.narod.ru >>>

  






























Автор и координатор проекта "РОК-ПЕСНИ: толкование" -
© Сергей Курий

<<< Вернуться на главную страницу проекта

<<< Вернуться на страницу В. Цоя и группы "КИНО"

<<< Вернуться на страницу "Дискография"

<<< Вернуться на страницу "Песни по алфавиту"

   « назад





Последний номер
2015/№1 (виртуал.)