Журнал для интеллектуальной элиты общества  
 
 

Происхождение названия группы НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС и ее имиджа    

ВНИМАНИЕ!
Проект "РОК-ПЕСНИ: толкование" переезжает на новый сайт:
http://www.kursivom.ru/
Туда уже перенесён раздел группы НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС.
Теперь все обновления будут происходить по этому адресу.

Автор и модератор проекта - Сергей Курий.

Происхождение названия группы 
НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС и ее имиджа





***
Николай Мейнерт, из книги "Группа "Наутилус Помпилиус", Таллин: Nutus, 1991:

Советский энциклопедический словарь:
«НАУТИЛУСЫ» — род головоногих моллюсков, являются единственной современной группой подкласса четырехжаберных, съедобны, перламутр раковин идет на украшения, распространены в Индийском и западной части Тихого океана».

Жюль Верн, «Двадцать тысячлье под водой»:
«Если ваши суда, подверженные всем случайностям мореплавания, всюду подстерегает опасность, если первое впечатление, которое производит море, — страх бездны, то на борту «Наутилуса» человек может быть спокоен... «Наутилус» действительно чудеснейшее судно».

В сопроводительной записке, приложенной ко второму пленочному альбому группы «Наутилус Помпилиус» сказано: «Группа названа в честь голожаберного моллюска, который от природы красив и обаятелен».
По имеющимся данным, название группы — НАУТИЛУС — было предложено звукооператором Андреем Макаровым в 1982 году. В 1984 на горизонте появился московский коллектив под тем же названием, созданный бывшими участниками группы «Машины времени» Сергеем Кавагое и Евгением Маргулисом. Из отдаленного Свердловска тягаться с именитыми в рок-мире москвичами казалось в те годы неразумным. И во избежание недоразумений свердловские музыканты добавили к своему названию приставку «ПОМПИЛИУС» — как сказал однажды Илья Кормильцев — «прекрасную в своей абсурдности»
.


***
Наутилус (Nautilus Pompilius) - подробнее о самом моллюске см. здесь и здесь.


***
В. Бутусов, из книги "Рок человека", СПб: Кучково поле, 2008 :

Когда администрация рок-клуба поставила вопрос о регистрации в рок-клубе, возникла проблема названия нашего безымянного коллектива. Кто-то предложил название, ассоциирующееся с дирижаблем, в честь любимой группы “Led Zeppelin”, и, поскольку в то время были весьма распространены названия заимствованные с книжных полок (“Урфин Джюс”, “Моби Дик”, “Змей Горыныч Бэнд” и т.п.), то постепенно всплыл образ знаменитой подводной лодки капитана Немо из произведений Ж.Верна. Вполне самоиронично, дескать они “LZ” в небе, а мы под водой.
“Наутилус – отличное название!” - нас одобрил совет руководства свердловского рок-клуба во главе с самим президентом. Но оказалось, что в вездесущей Москве уже существует один “Наутилус”. Мы слегка озадачались.
А что дальше?

- А дальше вот что! - решительно хлопнул энциклопедическим словарём по столу широкоэрудированный молодой уральский поэт-самородок Илья Валерьевич Кормильцев и ткнул пальцем в статью про головоногого голожаберного моллюска, обитателя глубин индийского океана.
В справочнике было написано, что nautilus pompilius в переводе с латинского языка дословно означает “лоцманский кораблик”. На иллюстрации же красовалось изображение многоусого создания в витиеватой кривополосой раковине.


***
Интервью с В. Бутусовым, июль 2003:

- Это правда, что название группы возникло в пику "Лед Зеппелин"?
- Скорее по аналогии, по ассоциации - дескать, у вас летающий в облаках дирижабль, а у нас будет плавающая в морской глубине подводная лодка. Плюс еще, как вы понимаете, Жюль Верн.


***
Из интервью с В. Бутусовым и И. Комильцевым, "Уральский следопыт", 1988:

В. БУТУСОВ: Люди представляют себе, что название коллектива должно нести какую-то побочную глубокомысленную информацию, но когда придумываешь название- в голову редко приходит что-то умное. Наше первое название звучало так - "Али Баба и сорок разбойников" - от любви к книжным полкам. Это было в начале 80-х. Мы тогда были моложе. На первом семинаре рок-коллективов, куда пригласили и нас, новобранцев, мэтров рок-движения "Али Баба" категорически не устроил, Тогда и прозвучало впервые "Наутилус", всем нам известный по роману Жюля Верна. Это название предложил наш тогдашний звукорежиссер и оператор Андрей Макаров. Мы в тот момент обожали "Лед Зеппелин" и подтянули такую версию мы - подводный вариант дирижабля, он в небесах, а мы вот такие скромные - в глубинке где-то... периодически всплываем, опять на дно... Все это было романтично и интересно. Но в Москве, а позднее - в Ленинграде образовались группы с таким же названием. Московскую группу возглавил бывший басист "Машины времени" Женя Маргулис, и мы, естественно, не имели права соперничать с таким великим человеком. И тут нам напомнили, что Жюль Верн имя для своей лодки взял не с потолка, так называется вид голожаберного моллюска, и полное название по латыни - "Наутилус помпилиус", что значит "лоцманские кораблики". Открыв энциклопедию, мы уловили там один интересный момент: нас поразило, с какой характерной предосторожностью этот моллюск размножается. Нам стало смешно, мы решили, что в любой момент любители подпольных смыслов смогут обнаружить в нашем названии какую-то глубинную логику...


***
Из ответов В. Бутусова на звонки, "Комсомолбская правда", 24.05.2005:

- Здравствуйте. Это Олег вас беспокоит. Вы не подскажете, почему   группа называется именно «Наутилус Помпилиус»?
- На самом деле никакой теории на эту тему не существует - просто взяли такое название. Сначала - по бестолковости, потом это нужно было как-то оправдать. Вы знаете, у нас все подотчетно, с нас требовали всегда объяснения, почему так или иначе называется группа, и так далее. Хотя я, например, никогда своим родителям не задавал вопрос, почему меня так назвали. Изначально был «Наутилус», но поскольку был «Наутилус» Маргулиса в Москве, то мы стали называться очень замысловато. «Наутилус Помпилиус».


***
Д. Умецкий, 2003:

Что же касается концертного имиджа группы, то у нас была колоссальная задумка. Мы покрасили анилиновым красителем материал в яркие оранжевый, желтый, синий цвета, сшили себе из всего этого костюмы, потом сделали рамки, натянули на них кальку, так чтобы когда прожектор светил на эту кальку из зала, она казалась непрозрачной, глянцевой поверхностью, после чего еще и понакрасились, понамазались со страшной силой. И вот сидит себе народ в зале, глядит на наши щиты, а впечатление такое, что это — пластик, и вдруг развеселые дядьки прорывают кальку и выскакивают намазанные, накрашенные, в попугайских костюмах и чешках и под драм-машину втроем заворачивают рок-н-ролл. В общем, полный вперед, но зато весело.
Вообще с имиджем у нас была целая эпопея. Ведь мы же на сцене двигались, причем очень активно, скакали козлами, я как вспомню эти выступления попугайские, так вздрагиваю. Ну представьте, выскакивают три козла в пестрых одеждах и начинают по сцене прыгать. Естественно, ни на кого впечатления это произвести не может. Оно, конечно, весело, но вроде музыка-то серьезная, тексты какие-то произносятся, а ведь тогда уже все хиты игрались, тут уже не до шуток. А это на самом доле очень сильно ломает, когда мелодичная музыке, серьезный текст, и все это на фоне прыгающих попугайских товарищей. Выглядит такое по меньшей мере сомнительно.
И вот начали мы переползать из цветастого во что-то более серьезное. Пробовали, экспериментировали,   сапоги какие-то нашли, еще чего-то. В общем, такие рывки были туда-сюда. В конце концов вопрос стал ребром. Слава сказал, что он хочет китайские балахоны «а-ля Цой», я настаивал на мундирах, но окончательно вопрос решился только когда я себе сшил френч и пришел в нем показаться. Бутусов как увидел, сразу заявил, что он тоже такой хочет, и проблема была решена окончательно.
Таким вот образом мы постепенно приехали к чорным костюмам полувоенного образца, статике, то есть доброли до окончательного имиджа.



***
Николай Мейнерт, из книги "Группа "Наутилус Помпилиус", Таллин: Nutus, 1991:

Концерт НАУ образца 1987 (весна)
Первое — сценический образ. Начиная с лета 1986 Бутусов стал активно употреблять косметику, создавая нечто гротескно-демоническое. Соответствующий «прикид» — галифе, сапоги, орденская планка. Остальные — Умецкий, Могилевский, Хоменко — тоже в стиле и образе.
Концерт начинался в полной темноте исполнением песни «Разлука», перераставшей в истошный вопль
с последующим резким переходом к чему-нибудь ритмичному (например, «Мальчик-Зима»). И заканчи-
вался одиноким саксофоном Могилевского во время «Гуд-бай, Америка», когда один за другим замолкали инструменты и музыканты поочередно покидали сцену.
А при удачном стечении обстоятельств (а такое тогда на выступлениях НАУ случалось даже чаще, чем у других рок-коллективов) группе удавалось держать в эмоциональном напряжении зал от первой до последней минуты концерта. Режиссура была лаконичной, но эффектной; приемы, возможно, и не оригинальны, но уместны — как, например, мимическая имитация Бутусовым крика под саксофонный пассаж в песне «Отход на Север». Исполняемая музыка была несложна, соразмерна возможностям музыкантов, и потому звучала без режущих слух огрехов. Вообще, все выглядело логично, естественно, увязывалось с техническим и исполнительским уровнем. Сложилось мнение, что Бутусов — не Бог весть какой гитарист, но «попсовые» клавиши и саксофон компенсировали любые недостатки.


***
Из  интервью с В. Бутусовым, 2003:

– А кто придумал в середине 80-х вам военный имидж – с орденами, с галифе?
– По сути, это была имитация глэм-рокеров, которые популяризировали новую волну на Западе. То есть мы видели, что это такой псевдоромантизм – всклокоченные «дюран-дюрановские» волосы, средневековый или военный антураж: ордена, сапоги. А изначально, в более ранний период, на концертах мы были похожи на таких карибских пиратов – покупали какие-то тряпки, красили их в тазиках, страшное было зрелище... Потом это выродилось в эстетику милитари, потому что мы захотели быть более сдержанными, менее веселыми. Пошел период выработки идеологии.
– И вновь костюмы создавали сами?
– Да, ботфорты в ТЮЗе, помню, взяли, галифе перекрашивали из обычных. То есть все подручные средства использовали.
– А ваш знаменитый орден как тогда возник?
– Его кто-то из брошки сделал. Потом уже нам всю эту бижутерию просто дарили.


***
Из интервью с В. Бутусовым, журнал "Фома" №7/63, июль 2008:

— Мне всегда казалось, что известность Вас тяготит. Вы казались очень замкнутым — это имидж или..?
— Отчасти имидж, но он возник вынужденно. Я всегда ощущал себя «тяжким человеком», постоянно недовольным — прежде всего собой. А известность, слава и все сопутствующие этому вещи только усугубляли ситуацию. У меня было чувство, что я делаю не то, не там и не так. И вот, в результате выходил на сцену с кислой миной — и надо же было с этим что-то делать. Точнее, ничего делать уже и не надо: ты упорно, по неумению своему, ведешь себя на каждом выступлении одинаково — и постепенно люди начинают понимать это так, что ты загадочный. Так что этот имидж сложился во многом просто от скованности.

Автор и координатор проекта "РОК-ПЕСНИ: толкование" -
© Сергей Курий

<<< Вернуться на главную страницу проекта

<<< Вернуться на страницу группы "НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС"

<<< Вернуться на страницу "Дискография"

<<< Вернуться на страницу "Песни по алфавиту"

   « назад





Последний номер
2015/№1 (виртуал.)