Журнал для интеллектуальной элиты общества  
 
 

Рок-толкование песен группы НАУТИЛУС: альбом "Князь Тишины" (1988)    

ВНИМАНИЕ!
Проект "РОК-ПЕСНИ: толкование" переезжает на новый сайт:
http://www.kursivom.ru/
Туда уже перенесён раздел группы НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС.
Теперь все обновления будут происходить по этому адресу.

Автор и модератор проекта - Сергей Курий.


"Князь Тишины" (1988)


Обложка виниловой пластинки 1989 г.


Обложки дисков группы НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС позаимствованы на сайте "Компактная дискография">>>. Там вы можете более досконально ознакомиться с дискографией группы и найти обложки и буклеты в более высоком разрешении.


1. Скованные одной цепью 
(В. Бутусов - И. Корммильцев)

2. Князь тишины
(В. Бутусов - Э.Ади, перевод Л.Мартынова)

3. Взгляд с экрана 
(В. Бутусов - И. Корммильцев)

4. Стриптиз 
(В. Бутусов - И. Корммильцев)

5. Доктор твоего тела 
(В. Бутусов - И. Корммильцев)

6. Я хочу быть с тобой
(В. Бутусов - И. Корммильцев)
 

7. Казанова 
(В. Бутусов - И. Корммильцев)

8. Шар цвета хаки 
(В. Бутусов)

9. Последнее письмо 
(В.Бутусов - Д.Умецкий, В.Бутусов)



 

Вячеслав Бутусов - вокал, гитара
Алексей Могилевский - саксофон, бэк-вокал
Алексей Хоменко, Виктор Комаров - клавиши
Владимир Елизаров - гитара, бас
Владимир Назимов - ударные

Гости: А. Б. Пугачева - бэк-вокал (5)

Звук: Александр Кальянов, Владимир Елизаров

Записано в Москве в феврале-марте 1988 года
Издано в июне 1994 года

© 1988, NAUTILUS POMPILIUS

LP:
1989 Фирма грамзаписи "МЕЛОДИЯ"

CD:
1994, MOROZ RECORDS
1999 Dana music

Обложка CD 1994 г.:




Обложка CD 1999 г.:






* * *

Интервью с В. Бутусовым, 1988 год:

Бутусов: — Месяц пребывания в Москве проходил как-то сумбурно. И после всего этого у нас есть желание прежде всего не развалиться. Ребята просто соскучились по дому. Мы долго сидели, думали и пришли к одному решению: закончить запись на студии у Александра Кальянова и — домой... В принципе фонограмма не только для пластинки нужна, нам вообще нужна качественная запись.
— Это будут только новые песни?
Бутусов:— Нет, но новые обязательно войдут в этот магнитофонный альбом (пока). Честно говоря, не знаю, как все получится, мы впервые приступаем к работе с настоящим профессионалом звукозаписи. Ходят разговоры, что мы станем московским коллективом, но, видимо, мы все-таки здесь работать не будем.


***

Николай Мейнерт, из книги "Группа "Наутилус Помпилиус", Таллин: Nutus, 1991:

Сначала пластинка «Наутилуса Помпилиуса» замысливалась как одна из первых кооперативных пластинок (в обойме с новыми на тот момент записями «Машины времени», Преснякова, Кузьмина). С этой целью совместное предприятие (в 1988 — кооператив) «Синтез», студии которого на тот момент сами выполнить эту работу не могли, заказал запись НАУ у другого кооператива — «Тон Сервис». Непосредственно занимался ею звукорежиссер (известный также и как весьма своеобразный певец) Александр Кальянов.
Работа проходила весной 1988 и тогда же была завершена. Прямым владельцем полученного материала, судя по всему, являлся «Синтез».
Осенью все того же 1988 «Синтез» взялся за осуществление еще одного пластиночного проекта, связанного с НАУ: подготовку и выпуск концертного альбома группы. Звукорежиссером был Александр Кутиков (бас-гитарист «Машины времени», штатный звуко- режиссер «Синтеза», записавший немало московских рок-групп). Работа велась в октябре, и материал был готов к производству.
Но здесь возникли весьма типичные для того времени сложности. Заводы отказывались печатать продукцию кооперативов, а фирма «Мелодия» не собиралась идти навстречу новоявленным конкурентам. В результате все проекты стали, и когда после долгой задержки «Мелодия» все-таки выпустила записанный кооперативами материал, он был далек от первоначальных проектов. Концертный альбом так никогда и не появился, а его оригинал — если сохранился — покоится где-то в загашниках «Синтеза». Можно предположить, что кооперативные пластинки стоили бы несколько дороже традиционных 2 руб. 50 коп., но, вероятно, воплощали иные концептуальные замыслы.
Как бы то ни было, альбом «Князь Тишины» стал первой пластинкой «Наутилуса Помпилиуса». В него вошел новый материал 87/88 годов и заново записанные Кальяновым некоторые песни с пленочных альбомов «Разлука» и «Невидимка». В работе активное участие принимал звукорежиссер НАУ Владимир лизаров.

«КНЯЗЬ ТИШИНЫ», 1989, («Мелодия», С9027945 007), (37 мин).

Сторона 1:
1. «Скованные»; 2. «Князь Тишины»; 3. «Взгляд с экрана»; 4. «Стриптиз».
Сторона 2:
1. «Доктор твоего тела»; 2. «Я хочу быть с тобой»; 3. «Казанова»; 4. «Шар цвета хаки»; 5. «Прощальное письмо».

Запись кооперативов «Синтез» и «Тон Сервис».
Звукорежиссер А. Кальянов.


***
А. Калужский - менеджер НП в 1988 г., из книги Н. Мейнерта "Группа "Наутилус Помпилиус", Таллин: Nutus, 1991:

Оценивая эту работу, созданную в студии «Тон-сервис» при активном участии Александра Кальянова и Аллы Пугачевой (голос которой звучал в песне «Доктор...»), необходимо помнить; что это первый опыт NP в условиях настоящей студии.
Песни Бутусова и Кормильцева так и не нашли адекватного звукового решения, попытка исправить текстовые огрехи тоже ни к чему не привела — оставили все, как было... Данная запись почти не испортила «Стриптиз», «Скованных», «Князя Тишины» и «Взгляд с экрана». Новые версии «Казановы» и «Америки» тоже, может быть, найдут своих сторонников. Лично мне из всей фонограммы больше всего нравится гитарное соло Елизарова на «Докторе». Песни «Шар цвета хаки» и «Я хочу быть с тобой» решены явно неудачно, причем неверность нового прочтения по существу привела к искажению содержания. В старой версии «Шара» вся драматургия держалась на антимузыкальных, враждебных человеческому существу воплях «Марш, марш левой!». Их сменили на мощный, но слаженный хор — и песня получилась ни о чем, этакая «Bohemian Rhapsody» на антивоенную тему... В песне «Я хочу быть с тобой» каждый участник старается играть настолько «красиво», что интимное обращение к любимой («Я хочу быть с тобой») трансформировалось в нечто совершенно иное: «я хочу, чтобы все слышали, как красиво я хочу быть с тобой».
Есть пластинки типа «Оркестр Поля Мориа» с песнями the Beatles — здесь получилось нечто подобное: группа NP исполняет песни... NP.
Елизаров проделал огромную работу по подготовке и записи диска в самые сжатые сроки. Было бы несправедливо свалить на него вину за неудачу лонгплея, поскольку без него все вышло бы гораздо хуже.
В конце концов, он делал аранжировки в присутствии авторов и музыкантов. Кроме аранжемента, непосредственного участия в записи и сведении диска, Елизаров сыграл все гитарные партии, а также сочинил и запрограммировал все партии ударных и баса (Yamaha RX-5).
Остальные участники записи: Бутусов (вокал), Хоменко, Комаров (Yamaha DX-21, DX-711D, Roland D-50, S-50). Могилевский (вокал, саксофон). Звукорежиссер — А. Кальянов.
Опыт записи этой пластинки показывает, что для ее осуществления со стороны NP хватило бы двух человек — Бутусова (голос) и Елизарова (голова и руки).


***
Э. Лемке, информация с буклета CD "Князь тишины":

Основной причиной появления альбома "Князь Тишины" стал фантастический переезд группы в Москву в феврале 1988 года, и последовавшие за ним метания - к какой тусовке примкнуть. Рокерская тусовка в Москве (в том смысле, в котором она существовала в Свердловске и Ленинграде) практически отсутствовала. Зато попсовая сцена цвела как нигле. И из уст ее приходилось слушать много нелицеприятного по поводу "убогого" звука "Разлуки" и "Невидимки". Идея студийного римейка хитов стала созревать в головах той ее части, которая по природе своей была более склонна к "прогибу": среди представителей администрации и тех музыкантов, кто имел за спиной кабак и филармонию. Сейчас понятно, что ни в каком "римейке" (по крайней мере в том смысле, что вкладывали в это слово представители столичной звукозаписи) материал ранних альбомов не нуждался. Однако в то время это было очевидно далеко не для всех. Перебирались варианты: студия Намина, студия Чернавского... Остановились на студии Кальянова в "Олимпийском". Остановились не случайно: именно в тот период началось сближение между "Наутилусом" и кругом Аллы Борисовны Пугачевой. Инициатива исходила, разумеется, от "царствующей" особы: Алла начинала создавать свой "театр" и внимательно присматривалась к потенциальным протеже. Встречались часто, на квартирах и в ресторанах, пили, говорили, танцевали. Слава радостно общался, однако упорно делал вид, что не понимает, что от него хотят. В то время он в очередной раз находился в странном, сумеречном состоянии. Только, что ушел Умецкий - ушел без скандала. шумиха, раздутая вокруг "Наутилуса" явно угнетала главного героя - жить ему было в лом. Тягостное впечатление он производил даже на близких людей - что уж там говорить о людях малознакомых. В конце концов, Алла Борисовна отступилась от Бутусова, произнеся по непроверенным слухам следующие исторические слова: "Мальчик или идиот, или очень хитер".


Фотосессия для обложки пластинки "Князь тишины".

Основную пользу из этого быстротечного романа извлекло окружение: состоялось знакомство, во-первых, с Кальяновым, во-вторых, с Лебедевым, молодым предпринимателем, вознамерившимся создать первый альтернативный "Мелодии" государственный лейбл. Лебедев. ничтоже сумняшеся, пообещал группе фантастические по тем временам 50 000 рублей, Кальянов вызвался предоставить студию - вопрос был решен. Непосредственное исполнение было возложено на только что сменившего Андрея Макарова на посту звукооператора Владимира Елизарова - свердловчанина, профессионального музыканта-мультиинструменталиста. Он, при некоторой помощи со стороны Алавацкого и Хоменко, "забил" материал альбома на тогдашней базе "НП" - в общежитии Бауманки. Затем перешли в студию. Тут понадобился Слава. Слава пребывал в прежнем состоянии: он откровенно не понимал, зачем нужен этот альбом (не без оснований, как станет видно впоследствии), пел плохо, без энтузиазма, постоянно простужался. ... С немалыми мучениями альбом был завершен к концу марта 1988 года.
Старые песни, такие как "Князь Тишины", "Скованные одной цепью", "Последнее письмо" немало потеряли после переодевания в "грамотный" эстрадно-цифровой елизаровский звук. Но альбом, тем не менее, оказался небесполезным: на нем очутились единственные существующие студийные версии таких песен, как "Доктор твоего тела", "Я хочу быть с тобой", "Стриптиз". Бурная событиями жизнь "наутилуса" привела к тому, что в следующий раз в студии он оказался только в 1990 году. А это было уже совсем другое время, совсем другие песни и совсем другой состав. Таким образом, альбом этот, при всех своих очевидных недостатках и нетипичности звучания оказался бесценным документом эпохи "звездного периода" "НП".
50000 рублей, впрочем, не получил никто (если не считать чиновников на "Мелодии") - не получили и 50. Лебедев, изнемогши в нервной борьбе с государственной монополией, передал фонограмму "Мелодии" за себестоимость. В конце 1989 года пластинка увидела свет и разошлась тиражом, о котором известно только то, что он превышал миллион экземпляров и намного превышал. В руки авторов фонограмма вернулась только в 1993 году, когда началось переиздание архива группы на компакт-дисках. "Князь Тишины" стал, благодаря винилу, самой известной пластинкой "Наутилуса", превзойдя, пожалуй, в этом смысле и "Разлуку".


1987 г., у клуба САИ (Свердловского Архитектурного института). “Звездный состав”
 НП (слева направо): Алексей Могилевский (саксофон, клавиши), Алик Потапкин
 (ударные),  Дмитрий Умецкий (бас), Вячеслав Бутусов (вокал, гитара);
 сидит Виктор Комаров (клавиши).


Сентябрь 1987 г. Выступление на фестивале в Подольске


***
Л. Порохня "Достоверное описание жизни и превращений NAUTILUSa из POMPILIUSa":

"Забивали в цифру" его прямо в общежитии, забивали Хоменко и Елизаров, у них в комнате и клавиши стояли, и секвенсор, который Славе финны подарили. Здесь следует подробнее остановиться на "гуманитарных" результатах кадровых перестановок: потому что к Хоменко прибавился Володя Елизаров, звукорежиссер, аранжировщик, композитор, мультиинструменталист. Забежим вперед и добавим, что вскоре должен был появиться басист Витя Алавацкий... Фокус в том, что это были люди совершенно для группы новые и стоявшие особняком, это мягко выражаясь. Отличные профессионалы, музыканты со стажем, никак с рокерским несоотносимым, люди старой кабацкой закалки, но без рок-н-ролльного прошлого. Слово "кабацкий" в данном случае используется не оценочно, а определительно: музыканты, по много лет игравшие в ресторанах - люди особенные и по-своему замечательные. "Со странностями". Старый кабацкий музыкант, например, не пьет, потому что если бы пил, давно бы уже не был музыкантом, а возможно и вообще бы "не был". Профессионал, но склонен к "определенному" музыкальному прочтению любой вещи, трудолюбив, но в результате должен получить за работу деньги, что само по себе совсем не плохо, но явно действовало бывшим энтузиастам на нервы. Люди пришли, склонные не к загулу, а работе, совершенно не падкие на жидкие проявления новообретенной славы, но привыкшие к стабильности.


Начало 1988г. В Москве: Назимов, Хоменко, Бутусов, Могилевский, Комаров, Умецкий.

    Они и уселись прямо в общежитской комнате творить новый альбом. Сперва его нужно было "забить в цифру", то есть заложить в музыкальный компьютер все партии. Забивали без Славы, он тусовался где-то, и без Димы, их привлекали редко. Тогда, кстати, с большим удивлением обнаружили, что в "Гудбай, Америка" Дима всегда играл не ту гармонию. На концерте, в шуме и в гаме не слышно, и он всю жизнь играл не ту ноту. А когда в цифре забивали бас, оно и вскрылось, ко всеобщему музыкальному конфузу. Но это мелочи, с готовым почти альбомом явились в студию.
    Туда же пришла Алла Борисовна... Вспоминает А.П. Хоменко: "И сама со Славой маялась, у него тогда очень плохо было с голосом, мы просто уходили в другую комнату, там сидели, а он стоял с наушниками, она - рядом с наушниками и с текстом и прямо карандашиком отмечала, что, мол, "тут ты спел, а отсюда давай, перепевай"... А потом, когда вышел Могилка и спел, она говорит: "Ты почему все с первого раза поешь классно?" Могила все спел без всяких вопросов, а со Славкой работали... Она была его первая учительница пения... И сама спела бэк-вокал в "Докторе твоего тела". Увы, альбом это не спасло. Назывался он "Князь тишины". А на бутлегерских кассетах почему-то значилось: "Казнь тишины". Ошибок случайных, как известно, не бывает.

 

Автор и координатор проекта "РОК-ПЕСНИ: толкование" -
©
Сергей Курий

<<< Вернуться на главную страницу проекта

<<< Вернуться на страницу группы "НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС"

<<< Вернуться на страницу "Дискография"

<<< Вернуться на страницу "Песни по алфавиту"

   « назад





Последний номер
2015/№1 (виртуал.)