Журнал для интеллектуальной элиты общества  
 
 

Рок-толкование песен группы НАУТИЛУС: альбом "Чужая земля" (1991)    

ВНИМАНИЕ!
Проект "РОК-ПЕСНИ: толкование" переезжает на новый сайт:
http://www.kursivom.ru/
Туда уже перенесён раздел группы НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС.
Теперь все обновления будут происходить по этому адресу.

Автор и модератор проекта - Сергей Курий.


"Чужая земля" (1991)



Обложки дисков группы НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС позаимствованы на сайте "Компактная дискография">>>. Там вы можете более досконально ознакомиться с дискографией группы и найти обложки и буклеты в более высоком разрешении.


1. Монгольская Степь
(В. Бутусов - И. Кормильцев)

2. Эти Реки
(В. Бутусов - И. Кормильцев)

3. Иван Человеков
(В. Бутусов - И. Кормильцев)

4. Чистый Бес
(В. Бутусов)

5. Чужая Земля
(В. Бутусов - И. Кормильцев)

   
6. Прогулки по Воде
(В. Бутусов - И. Кормильцев)

7. Бесы
(В. Бутусов - И. Кормильцев)

8. Морской Змей
(В. Бутусов - И. Кормильцев)

9. На Берегу Безымянной Реки
(В. Бутусов)

10. Летучая Мышь
(В. Бутусов - И. Корммильцев)


 

Вячеслав Бутусов - вокал, гитара
Егор Белкин - гитара
Александр Беляев - гитара
Игорь Копылов - бас-гитара
Алик Потапкин - ударные

Звук: Александр "Полковник" Гноевых

Записано в Москве в январе 1991 года
Издано в феврале 1993 года

© 1991 NAUTILUS POMPILIUS

LP:
1992 МП "Русский диск"

CD:
1993 Jeff Records;
1994 Ice Music & J.S.P., a division of JMG;
1995 Apex Records
1997 Dana music


Обложка виниловой пластинки 1992 г.:




Обложка CD 1997 г.:






* * *

А. Кушнир "Утомленные роком" ("Введение в наутилусоведение", М.: ТЕРРА, 1997):

Летом 1991 года Воеводин договорился с московской студией “Видеофильм”, на которой до этого работали “ДДТ”, о записи нового альбома. Этому предшествовали изнурительные репетиции, которые начались еще во времена зимних полуакустических джемов с Джавадом в Коломягах. После того как группой были отрепетированы три новые композиции: “Монгольская степь”, “Эти реки” и “Прогулки по воде”, было принято решение сделать их предварительную запись при помощи Андрея Макарова в студии на Фонтанке. Впоследствии следы ее оригинала оказались утеряны (в частности, одна из копий была переправлена через Стингрей в Америку), но многие из участников той сессии сходятся на мысли, что этот прикидочный вариант получился ярче конечной альбомной версии.

Вспоминает Андрей Тарасенков:
"На Фонтанке все по-настоящему оттянулись. Возможно, музыканты знали о том, что это их последняя совместная сессия с Джавадом. По-видимому, на “Наутилус” перестал давить груз взаимных претензий и упреков и наконец-то группа психологически расслабилась. А для Джавада это вообще был “Abbey Road”. Любопытно, что из трех композиций: “Монгольская степь”, “Эти реки” и “Прогулки по воде” – наиболее перспективной тогда казалась “Монгольская степь”. Макаров – от Бога наутилусовский звукооператор и прекрасно знает, какой именно звук следует выставлять для группы. Жалко, что этот вариант записи не попал в альбом".

Вскоре после сессии на Фонтанке “Наутилус” переехал в ДК железнодорожников – место, где базировались “ДДТ”.

Вспоминает Бутусов:
"Это был период наших самых сочных перемещений с места на место. Такого количества репетиционных точек у нас не было за всю жизнь. В тот момент мы постоянно находились в прямой зависимости от спонсоров. А с ними ты чувствуешь себя в положении игрушки, которой очень быстро можно наиграться. При этом игрушки из нас не очень хорошие, не очень веселые".

В начале лета группа отыграла в Ленинграде концерт, приуроченный к выходу диска “Родившийся в эту ночь”, а затем, сознательно отказавшись от дальнейших выступлений, сосредоточила силы на создании новой программы.

... В октябре гастрольные ветры занесли группу в Новосибирск на довольно необычный рок-фестиваль с незатасканным названием “Rock Microbiologia”. ... Вернувшись из Новосибирска, группа к середине ноября завершила сведение “предвариловки” и, сыграв два концерта с “ДДТ” перед переполненным залом Спортивно-концертного комплекса, отправилась в Москву записывать новый альбом.
Запись на “Видеофильме” продолжалась с декабря 1991-го по февраль 1992 года. С точки зрения Алика Потапкина, на ее конечный результат сильно повлияло досадное происшествие, случившееся с его барабанами. Дело в том, что после концертов в Новосибирске сотрудники “Аэрофлота” по ошибке загрузили часть багажа ленинградского рейса в самолет, который улетал в Ташкент. Дело привычное, но среди прочих пропавших вещей оказались и потапкинские барабаны. Через несколько месяцев они чудесным образом нашлись, но в Москву Алик приехал без собственных барабанов и весь альбом отстучал на электронных плашках “Simmons”, стоявших в студии “Видеофильма”.

Вспоминает Потапкин:
"Первые две недели мы с Полковником только тем и занимались, что отстраивали барабаны. Я больше мучился, чем играл, и к концу работы из меня уже были выжаты все соки. На предварительной записи на Фонтанке мы использовали живые барабаны, которые сохраняли эмоции, настроение и драйв. Звук электронных барабанов убил все".

Одним из важных моментов при подготовке “Чужой земли” явилась попытка Бутусова вернуться в отдельных фрагментах к клавишному звуку. Это не слишком афишировалось, но в отсутствие Могилевского все клавишные партии на альбоме написал Потапкин. На синтезаторе, одолженном у Андрея Муратова из “ДДТ”, Алик набросал эскизы фортепианных проигрышей в “Иване Человекове”, “Чужой земле” и “Прогулках по воде” и сыграл их на альбоме, “наложив” партию клавиш в самом конце – уже после записи вокала.
Это были первые студийные эксперименты Потапкинане в качестве барабанщика. Незаметно он становился вторым музыкальным центром “Наутилуса”. Во что это выльется, показали дальнейшие события, которые не заставили себя долго ждать.

Окончательно запись “Чужой земли” была завершена в самом начале февраля. В это же время был подготовлен макет обложки, сделанный известным свердловским фотохудожником Александром Коротичем, автором обложки легендарного альбома “15” группы “Урфин Джюс”. Оформление “Чужой земли” почему-то тяготело к интригующей анонимности. Вполне возможно, что эта работа оказалась одной из самых таинственных пластинок “Наутилуса”. Ни на одном из изданий “Чужой земли” не были указаны ни фамилии музыкантов, ни авторы композиций, в результате чего любой образованный меломан автоматически вспоминал про “Residents”. Мало того – хитрые картинки, иллюстрирующие песни альбома, служили темой для небеспочвенных домыслов о том, что в них скрываются разные варианты изображения вагины.
Отдав макет обложки и оригинал альбома на “Русский диск”, группа практически сразу отправилась обкатывать программу. Уже в середине февраля “Наутилус” дал три концерта в Свердловске, характерных появлением Могилевского в “Прощальном письме”, а также забавными рецензиями в местной прессе – с настойчивыми резюме о том, что “концерт стоил этих денег”.
Дальнейшие события развивались следующим образом. По недоброй традиции выпускающая пластинку фирма срывала оговоренные сроки выхода альбома, и “Наутилус” был вынужден самостоятельно заявлять о его планирующемся существовании.

Вспоминает Бутусов:
"По возможности мы отдавали новый материал на радио, а приезжая на концерты, глупо улыбались, сообщая при этом, что у нас новая программа".

... Осенью наконец-то появилась долгожданная пластинка, а следом за ней – два видеоклипа, отснятых по песне “Прогулки по воде”, а также видеоверсия композиции “На берегу безымянной реки”. Готико-романтическая музыка “Чужой земли” с “достаточно жесткими, ритмичными, в меру сентиментальными композициями” нашла отклик у самых разных слоев слушателей. Усложнение поэтических образов опять-таки лило воду на мельницу таинственности. Как бывало уже много раз в истории советского рока, атмосфера вокруг пластинки почти целиком заслонила некоторую аморфность и монотонность музыки. И произошло это несмотря на то, что “Чужая земля” в целом была довольно бескомпромиссной работой – с налетом мистики в текстах и с десятком наслаивающихся друг на друга гитарных партий. Похоже, “Наутилус” сделал именно такой альбом, какой ему давно хотелось записать.
Презентация “Чужой земли”, прошедшая в Москве, Питере и Свердловске, носила чуть ли не истерически-параноидальный характер.

После презентации “Чужой земли” в Свердловске вовремя интервью на местном телевидении Бутусов сказал:
"Такая пластинка вряд ли могла появиться пять лет тому назад. Все-таки раньше у нас были немного другие музыкальные наклонности и немного другой подход к аранжировкам. Для нашего собственного развития нам надо было в течение двух последних лет немного пошуметь, поэтому этот крен носил чисто экспериментальный характер. Было бы неплохо иногда впадать в какие-то крайности – для того, чтобы до конца пройти все стадии подготовительно-переходного периода. Я считаю, что самое главное у нас впереди".

Для “подготовительно-переходного периода” реакция на альбом превзошла все ожидания. Возможно, свою роль сыграли видеоклипы и раскрученные по радио “На берегу”, “Монгольская степь”, “Чужая земля”, не говоря уже о “Прогулках по воде”. В итоговом хит-параде за 1992 год сам альбом попал в “топ-10”, Бутусов вошел в десятку лучших рок-вокалистов, а группа несколько неожиданно очутилась в категории “Возвращение года”. 


***
В. Бутусов:

Мы планировали назвать пластинку "Бесы", в связи с тем, что в составе пластинки много песен, связанных с мышами, бесами, змеями.:) И всё-таки мы не осмелились давать такое название потому, что слишком большая ответственность за таким названием. И чтобы увести слушателя немножко от этой темы, мы назвали пластинку более неопределенно - "Чужая Земля".
Я не хочу навязывать свою расшифровку названия "Чужая Земля". Единственное, что мне хотелось бы, чтобы люди неножко абстрагировались от этого названия. "Чужая земля", грубо говоря, это - там, где нас нет...


***
Из интервью с В. Бутусовым, 1992:

- Слава, очень любимый слушателями и уважаемый музыкантами "Наутилус Помпилиус" пережил совершенно особый период группа стала работать в новом составе. Скажи, какие перемены произошли в «Hay» за последние два года?
- Со мной и Ильей Кормильцевым работают гитаристы Иropь Белкин и Александр Беляев, бас-гитарист Гога Копылов, барабанщик Алик Потапкнн. Участвует также флейтист Олег Сакмаров. Эти два года мы занимались, в принципе, тем же, что и всегда - пытались своеобразно соединить наши интересы и понятия со своим делом и его конечным результатом, то есть с музыкой. Хотя, конечно, был и особый момент. Мы чувствовали, что должны оправдаться за переломный период, пережитый группой, и стремились создать нечто, убеждающее, что мы есть.
- Этим "нечто", как я понимаю, стал новый диск "Чужая земля", который готовится к выпуску на фирме "Мелодия". Песни отобраны для него ни основе какой-то тематической связи?
- По-моему, она существует. Мы выстраивали альбом с учетом определенных принципов и установок.
- В вашем составе три гитары, ударные и флейта. Чем же можно объяснить, что при записи альбома использовались клавиши? Это возврат к прошлому или новая перспектива?
- Это только для альбома. В прошлом у нас было засилье клавиш, и теперь мы пробуем делать другую музыку. Мы поняли, что глупо ставить перед собой барьеры, ограничивать себя какими-го рамками. Нужно делать музыку такую, какую тебе хочется в данный момент.


***
Из ответов В. Бутусова на сайте u-piter.ru в разделе "Доска объявлений", 01.10.2009:

- Хочу узнать, какой музыкой вы интересовались во времена записи "Чужой земли", кто мог повлиять на аранжировки?
В. Бутусов: - Тогда главенствовал стиль "инди". Но мне местами всё ещё не давал покоя "Кинг Кримсон".


***
А. Коротич:

"Чужая земля" - самый романтический из альбомов группы, он весь пронизан какой-то неуловимой гоголевщиной. Мои попытки уговорить Славу поменять название на "Бес" провалились, и причина этому, как не смешно, выход алисовской пластинки с нечистью на конверте. Aх, как эффектно смотрелось бы на белом квадрате это короткое хлесткое и емкое слово!
Итак за неделю бессонных ночей на кухне я таки собрал кусочки так, чтобы они сложились в маленькие иллюстрации к каждой песне. Получившееся настолько напоминало коллекцию чудовищных насекомых, что становилось ясно что делать с лицевой частью конверта - бабочка-смерть застывшая в балетном па до сих пор напоминает мне беспрецедентную двадцатидневную горячку. К сожалению в компакт-формате оформление альбома утратило ВСЁ что в него было заложено, поэтому смотрите виниловый вариант.

 

Автор и координатор проекта "РОК-ПЕСНИ: толкование" -
©
Сергей Курий

<<< Вернуться на главную страницу проекта

<<< Вернуться на страницу группы "НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС"

<<< Вернуться на страницу "Дискография"

<<< Вернуться на страницу "Песни по алфавиту"

   « назад





Последний номер
2015/№1 (виртуал.)