Журнал для интеллектуальной элиты общества  
 
 

Происхождение названия группы АЛИСА, ее символики и псевдонима Кинчев    

ВНИМАНИЕ!
Проект "РОК-ПЕСНИ: толкование" переезжает на новый сайт:
http://www.kursivom.ru/
Туда уже перенесён раздел группы АЛИСА.
Теперь все обновления будут происходить по этому адресу.

Автор и модератор проекта - Сергей Курий.

Происхождение названия группы АЛИСА, 
ее символики и псевдонима Кинчев






***
М. Нефедов, газета "Шабаш":

— Кстати, а кто все-таки придумал название — АЛИСА?
— Задерий. Название взял из книжки Льюиса Кэрролла. Помню, Коля Михайлов, президент рок-клуба, все говорил тогда: ребята, зачем же женское имя, возьмите имя любого мужского персонажа из той книжки...


***
Из интервью с К. Кинчевым, "Московский Комсомолец" 29.05.1987:

— ... почему «Алиса»?
— Точно не скажу. Но для себя я объясняю это имя Ленинградом. Город чудесный, помнишь сказку?



***
Из интервью с С. Задерием, «Техно Бизнес Маркет» №6 (117) 2005 год:

- Есть ещё такая история, что будто бы названа «Алиса» так потому, что у вас было аналогичное прозвище…
- Нет, это не так. Сначала, конечно же, появилось название группы. Потом меня стали так называть. Сначала просто, как Слава из «Алисы», но потом это «из» куда-то пропало и получился Святослав «Алиса» Задерий.


***
Из интервью с С. Задерием, bashlachev.ifmo.ru, 11.03.2006:

- Вы на этот вопрос, вероятно, десять раз отвечали, но я не смог найти ответ, однако он меня интересует: как так получилось, что после того, как вы ушли из "Алисы", группа сохранила своё название?
- Ну, потому что нельзя... Мы столько это делали... Я себя музыкантом не считаю. Я умею играть на бас-гитаре, умею снимать кино, могу рисовать, ещё чего-то делать, много разных вещей, так скажем. Если бы у меня было повышенное чувство собственной важности, я, конечно, никогда бы не взял никого на роль вокалиста, потому что уже в 1984 году "Алиса" была в топе. Пусть даже с простыми песнями, вроде "Сильные идут вперёд".
Но нам нужен был спектакль посерьёзней, и я искал. Я не мог одновременно играть, петь, бегать, прыгать, рисовать, я не Шива, у меня не восемь рук. Соответственно, всё должно быть, как в любом театре – должна быть прима, должны быть чавелы, спектакль должен быть построен. Я строил спектакль, и я его построил. Зачем потом его рушить? Поэтому я Косте говорю: "Мне не надо, забирай название, я лучше другой спектакль сделаю, "Нате!"".
- То есть "Нате!" Кинчев предложил? Вы как будто обменялись?
- Да.


***
Из воспоминаний А. Вишни "Группа АЛИСА: Маленькие истории двадцатилетней давности", SpecialRadio, 30.03.2009:

Задерий нервничал всё больше и нервировал остальных участников. В Алисе царил кромешный конфликт: "если тебя что-то не устраивает, - говорили ребята бывшему лидеру, - ты можешь собрать себе новый состав под старым названием". Больше всего Задерия беспокоила потеря бренда. Слово Алиса служило не только названием группы, его самого называли Слава Алиса. У них был собственный аппарат, собственный звукорежиссёр Юра Шлапаков, репетиционная точка. Названия он ни в какую не хотел отдавать.
...Кинчев много думал о названии, но безрезультатно. Одним из рассматриваемых названий было Радость. Слово содержит сразу несколько символов: тут имя бога солнца Ра, и OST, и Ад.
...Название группы Костя перемутил-таки у Святослава, предложив ему новое, концептуальное название для его группы НАТЕ. Слава согласился и начал новую карьеру с новым составом и новыми песнями.



***
Осенью 1988г. Алиса с успехом отыграла в ленинградском СКК (13-15 октября), а затем совершила свою первую зарубежную гастроль - в Чехословакию. Вот после этой поездки в коллективе и произошел раскол, из группы уходят Шаталин и Кондратенко. Объяснялось это в первую очередь творческими соображениями, желанием играть другую музыку, но и Южный тур со своими конфликтами сыграл не последнюю роль. Плюс ко всему, после ухода Шатла и Поль-Хана возникли ещё некоторые трения по поводу наименования группы.
      Кинчев: "Они решили, что они "старее", чем мы. Дольше играли в команде, потому вроде название АЛИСА им принадлежит. Что меня касается, я мог бы убрать это название, но все оставшиеся сказали "нет". Я поговорил еще с Задерием, и он сначала сказал, что надо менять название, а потом я привел ему доводы ребят, и он посчитал их разумными".
      Задерий: "Алиса - это уже целое движение. Нельзя менять название корабля только потому, что сменился капитан или боцман".


***
Из интервью С. Задерия, журнал "Ура бум-бум!" (Ростов-на-Дону"), 1987:

- ...Кстати, знаешь, кто надпись алисовскую, с двумя звездами, придумал? Джоанна, когда рекламировала на Западе "Красную волну", побывала у Энди Уорхала - дизайнера "Битлз", "Роллинг Стоунз" - знаменитый мужик. Он послушал немного запись и на банке грибной подливки написал АЛИСА и две звезды. Так Джоанна банку с автографом и привезла.
- А почему "Магия" стала "Алисой"?
- Алиса - моя кличка. Я ушел, имя осталось и прижилось.
- А почему "Доктор"? В журнале "Свет" НЧ-ВЧ, залетевшем в Ростов, море хохмочек типа: "Вдруг из шкафа вылетает Доктор с клизмой в руке и ну всех лечить, горчичники ставить".
- На самом деле Костя лечить умеет хорошо, поэтому я и назвал его Доктором. Серьезно, он обладает способностями, биополе у него точно есть. И лечить не только в прямом смысле, но он умеет и поговорить с тобой так, что тебе станет легче. Раньше таких людей называли духовниками. Сейчас мне такого человека очень не хватает...


***
Из интервью с А. Столыпиным ("Масиком"), газета "Шабаш", 1993:

С.: Ты лучше расскажи про миф относительно Масика и Уорхола. По кайфу.
О.: Действительно, Масик. Много лет уже ходит слух, почти легенда, обрастая всякий раз подробностями и нюансами, что написание фирменное группе придумал Энди Уорхол. Написал на банке из-под пива, которую в Россию, то бишь по тем временам в совок, привезла Джоанна. Красивая такая легенда, Степанову она очень нравилась, и он везде ее почему-то поддерживал. Давай-ка теперь мы ее малость развенчаем.
М.: Да, это пи...шь чистой воды. Это было стебалово полное.
... Я не помню, какое это было издание... Мне на каком-то концерте в Москве дали журнальчик. («УРА БУМ-БУМ!», Ростов-на-Дону.— О. С.). Читаю — интервью с Задерием. И, значит, он там говорит: Эмди Уорхол, Джоанна Стингрей... все дела. И вот на этот концерт является Задерни. Я говорю: «Че за дела? Ты откуда это взял?» Он: «А мне кто-то рассказал». Я говорю: «Кто это тебе мог рассказать?» — «Ну, как, Джоанна сама и рассказала». Я говорю: «Ну, че ты пи...шь-то вообще. Ты же знаешь прекрасно, как это получилось. Ты же в это время в команде был».— «Нет, это мне все вот Джоанна рассказала». Ну, гон задериевский чисто. Ты ж понимаешь: Я так чувствую, ему с понтом надо было чего-то ляпнуть — вот и ляпнул. Ну круто же!
О.: Круто. Теперь — давай, как на самом деле было.
М.: А на самом деле родилось это в троллейбусе. Зимой.
О.: У кого? У Масячки?
М.: У Масмчки.- Хы. Это было, не помню, какой же это год был? Была первая коммерческая гастроль. В Вильнюсе. Как сейчас помню, мы за нее по двенадцать рублей получили. Я в это время, перед армией, работал. В БОЛЕНПРОДМАШ. Это такая контора. И в ней открыли дизайн-бюро. Так сказать. По указу Михаил Сергеевича Горбачева. А завод производил два станка: по закупорке бутылок и наклейке этикеток. Причем, эти самые станки были закуплены в Италии и по условиям контракта никаких изменений, вплоть до цвета, в эти станки вводить было нельзя. Сама понимаешь, где тут место дизайнеру? А меня туда после «Мухи» и распределили. Ну, и целыми днями, естественно, мы играли в пинг-понг и занимались всякими разными штучками. Короче, я там делал всякие такие почеркушки. И ехали мы как-то после работы с Лехой Кабиным, и как-то просто так я на стеклышке гвоздиком, типа ноготочком, царапал сидел. Ну и... Вот.
О.: Нацарапал.
М.: Нацарапал.
О.: Стало быть, твоему «типа ноготочку» мы все и обязаны?
М.: Не совсем. У меня приятель есть — Гобс. Горбачев. Племянник Горбачева, но не того, а который Игорь Олегович. А он Олег Борисыч такой, Горбачев. Вот к нему с этой по-черкушкой я и пришел на работу, он работал в театральных декорационных мастерских. Он посмотрел, пото взял кисточку и по этой почеркушке...
О: Вывел.
М.: Ну. Кисточкой. Так что у нас тут сотворчество и соавторство. Потом сделали первую серию футболок, фирменных, алисовских.
О.: Группа это сразу приняла? Или...?
М.: Группа приняла сразу. Группа совершенно была ошизевшая от восторга. Мы достали резины, "которой обои несмывающиеся делают, нанесли ее через сетку, сделали трафареты. И в такой футболке я пришел к Петьке. Там все: «О, бля, как круто, ваше!»
О.: Тогда было такое время, что ни сделай, все должно было приниматься на ура. Шизели независимо от качества и дизайна.
М.: Ну, качество вполне приличное было. А дизайн.... Я не знаю, ребята, вы же видели, знаете. А вот с Уорхолом... Я, собственно, тоже Энди где-то.


***
Из интервью с К. Кинчевым, "РОКСИ" №9, лето 1985г.:

- ПОЧЕМУ "КИНЧЕВ"?
- Вообще-то это и должна быть моя фамилия. Мои дедушка и бабушка уехали в СССР из Болгарии в 1933 году, после фашистского путча в Германии. У них родился сын - мой отец. Потом дед умер. В 1937 году. В городе Магадан. Ну, и бабушка второй раз вышла замуж, дала моему отцу фамилию Панфилов. Так что я только восстанавливаю историческую генеалогию моего рода.


***
Из интервью с К. Кинчевым, 2008:

- Сейчас многие поп-артисты поменяли паспорта и официально закрепили в них свои сценические псевдонимы. Не хочешь последовать их примеру?
- Кинчев - моя настоящая, кровная фамилия от дедушки, репрессированного болгарского революционера. Фамилия Панфилов, вписанная в мой паспорт, принадлежит второму мужу моей бабушки. Сейчас мне просто лень заниматься сменой документов. Сколько мне там на веку осталось? Проживу и с фамилией Панфилов, к которой я отношусь очень уважительно.


Автор и координатор проекта "РОК-ПЕСНИ: толкование" -
© Сергей Курий

<<< Вернуться на главную страницу проекта

<<< Вернуться на страницу группы "АЛИСА"

<<< Вернуться на страницу "Дискография"

<<< Вернуться на страницу "АЛИСА: песни по алфавиту"

       « назад




    http://antik-books.ru/ книги в антикварной: книги антикварные купить.

    Последний номер
    2015/№1 (виртуал.)