Журнал для интеллектуальной элиты общества  
 
 

группа АЛИСА - "Тыр-тыр-тыр (Тоталитарный рэп)"    

"Тыр-тыр-тыр
(Тоталитарный рэп)"
(К. Кинчев)

Входит в альбом "Шестой Лесничий" (1989) 



КОММЕНТАРИИ:


***
Вариант песни в "Шестом лесничем" сильно отличался от первоначального, который можно услышать на акустических записях 1987-88 годов. Изначально песня действительно напоминала рэп и игралась более энергично. Затем ее музыка стала более тягучей, в связи с чем, видимо, название и изменили на "Тыр-тыр-тыр".


***
К. Кинчев, "Наше радио", программа "Летопись":

Помню я ситуацию, концерт в Шушарах был, когда мы "Блокаду" писали. Вот. И мы сидели в беседке с Рикошетом, подошёл Шевчук и сказал: "У меня день рождения", ну, то есть мы там сразу выпили по этому поводу, и он спел песню "Революция", а я продекламировал ему "Тоталитарный рэп". На чём мы, в общем, обнявшись, продолжили чествовать Юрия Юлианыча.


***
Из интервью с К. Кинчевым, "Сельская Молодежь" №2'1989:

- Теперь относительно антисоветизма. Со "вступительным словом", которое ты сделал к "Тоталитарному рэпу", эта вещь, пожалуй, может восприниматься как своеобразная трактовка социалистического строя.
- На самом деле это не так. "Тоталитарный рэп" не имеет какого-то конкретного адресата. То, о чем в ней говорится, было и у нас, и в других странах.
Я представляю себе так: несколько раз в столетие с небес на землю ниспосылается этакий монстр. Он устанавливает режим, который держит людей в постоянном страхе. И эта песня как раз о таком режиме, о презрении прав человека, об отсутствии свободы - об обществе, лишенном демократии. В XX веке этими монстрами были Гитлер, Мао Цзедун... У нас - Сталин.


***
Интервью с К. Кинчевым, "Аргументы Недели", февраль 2012:

- Мы выбрались из этого «тоталитарного рэпа», или он по-прежнему с нами, только в легком и загримированном образе?
КК: Если процитировать весь текст песни, станет ясно, что ничего не изменилось. Ну, нет счастья на земле, что ж поделать:))


***
…это вариант реконструкции церкви под склад... - во время антирелигиозной компании 1920-х годов в СССР было закрыто и разрушено множество церквей. Нередко помещения церкви использовались под клуб или склад.


***
Шаг вперед, два шага назад... - обыгрывается название одной из статей В. И. Ленина.


***
Аусвайс (нем. Ausweis) - пропуск, удостоверение личности.


***
Во втором куплете иронично обыгрываются названия групп Ленинградского рок-клуба: АКВАРИУМ, ЗООПАРК, АУКЦЫОН, ДЖУНГЛИ, ТЕЛЕВИЗОР, КИНО, ИГРЫ.


***
Но о "Кино" я не могу говорить... - см.:

Н. Барановская "По дороге в рай", 1993:

...Сложнее было с Цоем. Точнее - было страннее. Я знаю, что Константин и Виктор всегда с интересом следили друг за другом. В творческом, конечно, отношении. И каждый из них ценил то, что делает другой. Помню, когда московская рок-лаборатория впервые устроила нечто вроде фестиваля, в качестве гостей пригласили и питерские команды, в том числе "Кино" и "Алису". После мрачноватых изысков москвичей выступление "Кино" было как порыв свежего ветра. В антракте я подошла к Цою и сказала ему об этом. И он, несомненно, радуясь отличному своему выступлению, с азартом произнес:
- Э, подождите, вот сейчас еще Костя выступит! Он им покажет!.. Куда Москве
до нас!..
В одном из своих интервью Цой называл Кинчева в числе немногих, чьи песни ему близки. Марианна Цой, помнится, говорила, что "бунтарский" период Виктора (когда на смену песням "Фильмы", "Звезды останутся здесь", его иронично-любовной лирике пришли "Перемены", "Дальше действовать будем мы" и т.п.) начался в творчестве Цоя не без влияния "героических" песен Кинчева.
Между ними не было конкуренции. Каждый был самодостаточен. И тем не менее отношения были удивительные. Во всяком случае, меня они поразили. Цой во времена своего московского периода жизни не раз бывал у Кости. В один из своих приездов в Москву я заехала к Кинчеву и застала там Цоя Это было время, когда Виктор писал песни, вошедшие потом в альбом "Звезда по имени Солнце".
Сидели как всегда на кухне. Цой пел. И заметно нервничал. Потом гитару взял Костя Начал что-то наигрывать. Вдруг отставил гитару
- А-а, новых песен нет, а старые не хочу петь...
Но я видела, что дело в чем-то другом. И вдруг словно озарило: да они стесняются, боятся друг друга. Как боится публики человек, первый раз выходящий на сцену.
Когда Цой ушел, я спросила Костю:
- А что это вы с Витькой так друг друга стесняетесь, так дрейфите, будто от вашего взаимного суда вся жизнь зависит?
- Ты заметила? Слушай, никто не замечает... Но ты права, права... Это так. А почему? А черт его знает. Сам не знаю, почему. Но это правда.
В самом начале их знакомства у них был какой-то мелкий конфликт. Даже не у Кинчева с Цоем, а, скорее, у "Алисы" и "Кино". Вот почему в первоначальном варианте "Тоталитарного рэпа" появились слова "...но о "Кино" я не хочу говорить". Категоричное "не хочу" со временем сменилось на нейтральное "не могу". Но, будучи людьми талантливыми, занятыми в гораздо большей степени вопросами из так называемых "проклятых" и в меньшей, если не совсем в малой, - житейскими, они быстро поняли, что делить им нечего. Я уверена, они оба глубоко уважали друг друга.


Из ответов К. Кинчева на вопросы посетителей официального сайта АЛИСЫ alisa.ru:

Василий:
Я слышал, что вроде в первоначальном варианте песни "Тоталитарный рэп" было "..но о КИНО я не хочу говорить...", правда ли это? И почему о КИНО ты не мог или не хотел говорить? Спасибо.

Кинчев:
Василий, действительно, первоначально эта строчка звучала именно так. Дело в том, что в момент написания этой песни я только что отснялся в кинофильме. И этот кинофильм мне очень не понравился. Со временем я успокоился и стал произносить эту строчку так, как произношу ее и сейчас.


"Наше радио", программа "Летопись":

Единственная, по-настоящему обидная строчка "Тоталитарного рэпа" посвящалась группе "Кино" "Но о "Кино" я не хочу говорить". В Питере Кинчев и Цой общались не особенно близко, хотя за творчеством "Кино" лидер "Алисы" следил еще со времен альбома "45". Отношения стали ближе, когда Цой перебрался в Москву. В то время - в последний период жизни Виктора - они часто сидели на кухне и показывали друг другу новые песни. Так, именно Кинчев стал одним из первых слушателей "Красно-желтых дней". Мало того, позже Кинчев вспоминал еще об одной неопубликованной цоевской песне - со словами "Не промахнись, атаман, не заряди холостым". По словам Кинчева, Цой не стал записывать ее из-за того, что остальные киношники сочли ее похожей на "Алису". Далеко не со всеми коллегами Цоя по группе "Кино" у Кинчева были теплые отношения - может быть, это и вызвало к жизни столь резкую строчку. В любом случае, уже через 2 года, на концертах, вместо "не хочу говорить" Кинчев стал петь "не могу говорить".


***
Из интервью с К. Кинчевым, "Время Культуры" (Петербург), № 2 (4) за 2014 г.:

-  «Тоталитарный рэп - это вам не ха-ха, тоталитарный рэп - это факт, тоталитарный рэп сформирован годами под вой сирен и лай собак...» Как ты считаешь, потеряла ли актуальность эта твоя песня?
- Нет. Не потеряла. Пропагандистская машина работает отлаженно. Но что поделать, холодная война на дворе, пропаганда необходима. Причём всем сторонам. Мы тут не оригинальны.
 

Текст песни "Тыр-тыр-тыр (Тоталитарный рэп)":

Тоталитарный реп - это вам не ха-ха,
Тоталитарный реп - это факт.
Тоталитарный реп сформирован годами
Под вой сирен и лай собак.
Тоталитарный реп - это вариант
Реконструкции церкви под склад.
Тоталитарный реп - это танец:
Шаг вперед, два шага назад.
Тоталитарный реп - это еквилибр,
Тоталитарный реп - это акт,
Тоталитарный реп - это абстрактный пряник
И совершенно конкретный кулак.
Тоталитарный реп - это експеримент
По перестройке сознания масс.
Тоталитарный реп - это голос:
- Предьявите ваш аусвайс!

Тоталитарный реп - это "Аквариум"
Для тех, кто когда-то любил океан.
Тоталитарный реп - это "Зоопарк",
Если за решеткой ты сам.
Тоталитарный реп - это "Аукцион",
Где тебя покупают, тебя продают.
Тоталитарный реп - это "Джунгли",
В которых, как ни странно, живут.
Тоталитарный реп - это "Телевизор" -
Он правит нами, он учит нас жить.
Тоталитарный реп - это "Кино",
Но о "Кино" я не могу говорить.
Тоталитарный реп - это "Игры" под током,
Етакий  брейк-данс.
Тоталитарный реп - это дискотека,
Где крутит свои диски пулеметчик Ганс.

Тоталитарный реп - это старый, как мир, аттракцион,
Но он жив и теперь.
И комнату смеха от камеры пыток
До сих пор отделяет лишь дверь.
И гласность имеет свой собственный голос,
Но за гласностью негласный надзор.
И если тебя выбирают мишенью, то стреляют точно, в упор.
Тоталитарный реп - это модель общества глухонемых.
И если они вдобавок плохо видят,
То это только лучше для них.
Вы скажете мне: "Что за поза? Вы, батенька, максималист!"
Я отвечу вам: "Что вы, мой фюрер, я просто антифашист!"

Раз-два, тыр-тыр-тыр.
Раз-два, у нас новый командир.





Скачать программу-сборник аккордов группы 
АЛИСА можно здесь >>>






Автор и координатор проекта "РОК-ПЕСНИ: толкование" -
© Сергей Курий

<<< Вернуться на главную страницу проекта

<<< Вернуться на страницу группы "АЛИСА"

<<< Вернуться на страницу "Дискография"

<<< Вернуться на страницу "АЛИСА: песни по алфавиту"

       « назад





    Последний номер
    2015/№1 (виртуал.)