Журнал для интеллектуальной элиты общества  
 
 

THE CURE - альбом "Faith " (1981)    

ВНИМАНИЕ!
Проект "РОК-ПЕСНИ: толкование" переезжает на новый сайт:
http://www.kursivom.ru/
Туда уже перенесён раздел группы THE CURE.
Теперь все обновления будут происходить по этому адресу.

Автор и модератор проекта - Сергей Курий.


"Faith " (1981)
(Вера)




1. The Holy Hour
(Smith/Gallup/Tolhurst)

2. Primary
(Smith/Gallup/Tolhurst)

3. Other Voices
(Smith/Gallup/Tolhurst)

4. All Cats Are Grey
(Smith/Gallup/Tolhurst)

5. The Funeral Party
(Smith/Gallup/Tolhurst)

6. Doubt
(Smith/Gallup/Tolhurst)

7. The Drowning Man
(Smith/Gallup/Tolhurst)

8. Faith
(Smith/Gallup/Tolhurst)




Robert Smith - guitar, keyboards, voice
Simon Gallup - bass
Laurence Tolhurst - drums

Produced by Mike Hedges and THE CURE
Recorded and mixed at Morgan Studios? Abbey Road Studios, Red Bus Studios, London
Engineered by Mike Hedges, Graham Carmichael, David Kemp

Artwork by Porl and Undy.

"A&M"
LP - 14.04.1981 г.
CD - 1986 г.



* * *

Продолжая тенденции предыдущего лонгплея, "Faith" создает еще более мрачное (порой унылое) настроение. Возможно на это повлияло увлечение Роберта гипнотическими индийскими мантрами и монотонными ритмами песнопений монахов Ордена Бенедиктинцев.
Многим критикам альбом пришелся не по вкусу. "Record Mirror", в частности, писала: "Загробно звучащий, поверхностный, преденциозный альбом, лишенный сердца и души. Банальная поделка с претензией на обреченность, которая должна была умереть вместе с JOY DIVISION". Между тем, альбом выполнил те функции, которые возложил на него Смит, стремившийся описать "бесплодную инертность бытия". Кроме меланхоличных, несколько отстраненных и амбивалентных композиций, в Faith включены более энергичная "Primary" (издана на сингле) и агрессивно звучащая "Doubt". Записанная во время сейшенов композиция "Charlotte Sometimes" в альбом не вошла и была издана отдельно в виде сингла.
После ухода Мэтью Хартли за клавиши взялся сам Роберт Смит.
 На обложке, оформленной арт-дуэтом Parched Art. к вящему недовольству руководителей фирмы грамзаписи, было помещено нечеткое фото аббатства Bolton, в саду которого ребенком любил бродить Роберт. В Англии альбом занял 14-е место.


***
Из книги М. Ивановой "THE CURE: Странное колдовство":

… приступив к работе над новым альбомом, группа, сокращенная до трио, столкнулась при записи с небывалыми трудностями. Попытки, предпринятые в сентябре в студии "Morgan" не привели ни к чему. Несмотря на все усилия, у группы не получалось перенести желаемое настроение в музыку. Звучание, вместо торжественного и траурного, выходило на деле скучным и вялым. Не добившись никаких результатов в студии, команда возобновила выступления, уже в составе трех человек в октябре вновь побывала в Европе, а в ноябре проехалась с концертами по родной Англии.
В феврале 1981 музыканты вторично предприняли попытку записи альбома, но нужного звучания добиться все же никак не удавалось. Поскольку в альбом был вложен, как и в прошлый раз, своеобразный замысел, то и довольны могли быть своей работой ребята лишь в том случае, если им удалось воплотить эту идею в жизнь, любая другая запись казалась бы неживой. Не останавливаясь на своих небольших достижениях, если такие были, они продолжали экспериментировать.
Творческие изыскания Смита в области религии завершились разочарованием, личные обстоятельства влияли на расположение духа каждого члена группы, и никому не удавалось настроиться на нужный лад. Сменив за месяц четыре студии, они, в конце концов, кое-как уловили необходимое душевное состояние, и с помощью детально проработанной за все это время драматургии альбом представил собой нечто совершенно отличное от их прежних исследований. Пасмурное настроение нового альбома местами было сходно* с туманным унынием предыдущего лонгплея, но явная напряженность на протяжении всего получаса и отсутствие даже намека на светлый финиш меняли концепцию произведения в целом.
- Эти песни будто специально предназначены для того, чтоб под них вешаться, - с неодобрением говорил Хеджес об альбоме Faith, хотя сам участвовал в его создании.
По завершении изнурительной работы в студии предстояло полугодовое турне, на котором группа должна была играть все эти "самоубийственные" песни живьем. Не рассчитывая на помощь какой-нибудь самоотверженной предгруппы, THE CURE решили заполнять время перед каждым выступлением с помощью короткометражного фильма. Требуемые полчаса киноленты, сделанной на профессиональной студии, обошлись бы в кругленькую сумму, но поскольку таковой они не обладали, в который раз пришлось прибегнуть к бескорыстной помощи Рика Гэллапа. К его неудачным попыткам отснять картину был добавлен саундтрек, сыгранный Робертом "вслепую" с помощью бас-гитары и драм-машины.
Сингл "Primary/Descent", с изображением трех нарисованных девочек на обложке, был первой работой Порла Томпсона над оформлением. Давний знакомый музыкантов, который после ухода из EASY CURE играл в Других командах и одновременно учился в колледже дизайна, предложил свои услуги по художественной части и с таким усердием вместе со своим другом Энди Велла взялся за дело, что даже позабыл о своем колледже.
Мотив тщательного самоанализа, черной линией проходящий сквозь все новые песни, эпатировал слушателей своим безысходным отчаянием, которое из скорби "Seventeen Seconds" переросло в самобичевание. "The Holy Hour", "The Funeral Party", "Faith" и другие безрадостные композиции сделали группу предметом своеобразного культа, а получасовой "разогрев" - фильм без всякого сюжета "Carnage Visors", превращал концерты в целые ритуалы игтодопоклонения. совсем такие же, какие происходили чуть раньше на выступлениях JOY DIVISION. Но несмотря на постепенно растущую известность группы и все больше проявляемый к ней интерес, на некоторые концерты едва набиралось по две дюжины человек, вместе с которыми, после исполнения песен, музыканты устраивали пирушки. А если и набиралось припичное количество зрителей, то выступления срывались из-за потасовок. Полурелигиозная программа и регулярное ее исполнение доводили членов группы до нервных срывов, и зачастую Смит покидал сцену со слезами на глазах.

 

***
Из статьи "The Cure":

 В сентябре 1980 года группа принялась за создание третьего альбома. Хотя название еще не придумали, но Смит уже определился с центральной темой пластинки – ряд песен, раскрывающих идею веры. Сначала были записаны версии композиций Primary, All Cats Are Grey и The Holy Hour, однако из них лишь первая казалась законченной, остальные « были какими-то тусклыми. Мы хотели, чтобы песни были мрачными, но эмоциональными, и пока нам это не удавалось».
К концу года вера стала важнейшей темой для Смита, он часто посещал церкви, в которых часами наблюдал за молящимися людьми, пытаясь понять, в чем смысл этого явления. В феврале участники группы вновь вернулись в студию. Вместе со Смитом продюсером новой работы снова был Майк Хиджес (он же принимал участие в записи "Seventeen Seconds") , чему Роберт очень обрадовался: «Его присутствие было важным, не столько для того, чтобы получить нужный звук, сколько, потому что он находился на одной с нами волне, понимал, что мы хотим сделать. Кроме того, у него было очень черное чувство юмора, это нам здорово помогало». Однако процесс записи все равно оказался довольно тяжелым: «Порой мы замечали, что снова и снова делаем одно и то же. Ничего толком не выходило, и нам пришлось больше проводить время в студии». Это повлекло за собой новые расходы, и вскоре у группы закончились деньги. Нужно было обращаться к менеджеру Крису Перри и вовлекать его в работу. Вот как он описывает то, что предстало его глазам: «Увеличивалось количество наркотиков, увеличивались запросы, а тексты песен записывались прямо на полу студии».


***
Р. Смит:

Группа потеряла человека, который был довольно близким нам, и это прекрасно иллюстрирует альбом Faith. Исходные демо-записи, сделанные нами в доме моих родителей, были вполне даже оптимистичными. Но впоследствии, буквально через пару недель, настроение наше изменилось. Я написал "The Funeral Party" и "All Cats Are Grey" за ночь, и эти 2 песни задали тон всему альбому. Во время тура, уже после выхода альбома, настроение было довольно мрачным. Не слишком-то это все здорово, ведь тогда мы переживали не самый лучший период, день за днем, ночь за ночью, и настрение становилось все более и более депрессивным. Что ж, я не полностью, но все же смог передать эмоции, присутствовавшие на Faith.
Многих людей из нашего окружения отнюдь не радовало то, что к группе пришел успех, пусть и не столь большой. Вокруг чувствовалась зависть, люди говорили "Ребята, да вы изменились!" Мы должны были измениться, ведь мы не ходим в одни и те же пабы, да и вообще, гастролируем по Европе. Мы потеряли тогда многих друзей, мы стали более замкнутыми, закрытыми. Мы напивались до беспамятства, мы играли эти песни…

 

***
Р. Смит, "Uncut", 2000:

Мне исполнился 21, но я чувствовал себя по-настоящему старым. Я ни во что не верил. Я не видел особого смысла в том, чтобы продолжать жить. Два года после этого мне на самом деле казалось, что долго я не проживу, и я очень старался сделать так, чтобы это чувство не осталось фантазией.
...Эти песни о попытке обрести веру, о потере невинности и взрослении, и борьбе, направленной на то, чтобы найти смысл собственной жизни.


***
Р. Смит, из интервью "OOR" (Голландия), 1981:

"Faith" должен показать наш прогресс по сравнению с "17 Seconds". Во время записи этого альбома мы осознали, что можем лучше чем раньше управляться с музыкой и словами, чтобы  выразить свои эмоции. Люди говорят, что "Faith" звучит также как "17 Seconds". Это неправда, потому что больше глубины и тонкости именно в "Faith". Мы могли бы отправиться в студию и "Faith" получил бы отличное от "17 Seconds" звучание. Я бы добавил больше дисторшн на свою гитару и спел бы иначе. Все стали бы говорить: «О боже, the Cure опять изменились, они утратили то особенное, что в них было». Это не имеет смысла. "17 Seconds" рассказывает нам об инстинктивных, детских эмоциях. Для многих людей это имело смысл. С "Faith" мы продолжаем развиваться, там речь идет о возрасте, старении и умирании. Звучит депрессивно, но так не должно быть. "Faith" значит, что вы можете сделать что-то в этой жизни, даже если вам суждено умереть. Новый сингл о другом чувстве, у него иная цель


***
"Trauser Press", 1981 г.:

"У меня своё мнение об альбоме. Он спродюсирован просто дерьмово!" Группа хохочет, Смит продолжает более серьёзно: "Мы не давали себе достаточно времени для работы над песнями в студии. Опять же, если бы мы потратили мы потратили больше времени это было бы жалостью к себе. Предыдущий альбом занял около 20-ти дней, этот - чуть больше, но даже это слишком много, мы сами установили пределы того, сколько денег и времени мы должны потратить. Запись заняла столько времени в основном из-за того, что нас выкидывали из студий, предпочитая "более важным людям", а потеряв однажды нужное настроение мы не можем попасть в него снова. Также какая-то часть материала могла бы быть более монолитной. Многим людям мы нравимся. Все, кого я знаю, прошли через эоцианальный кризис, описаный в "Seventeen Seconds", когда понимаешь, что не можешь доверять людям так же безоглядно, как когда ты был моложе. "Faith" расказывает о том, как пройдя через это пытаешся обрести веру во что нибудь, о потере невинности и взрослении, как в Primary и попытках найти смысл в своей жизни."

 

***
Р. Смит:

"Вера" стала весьма полезной записью для всего поколения неверующих. Но появился... болезненный диск, который содержал только личные размышления относительно избранной темы. Мы на том вынуждены были жить со всем этим багажом в течение всего года, пока гастролировали с программой. Диск, вообще, не стоило выпускать, потому что весь год мы жили его роковой, полурелигиозной музыкой. Все это не было похожим на посыпание головы пеплом, будто бы в знак раскаянья...


***
"Поп-музыка", г. Минск, 1991:

Вышедший в апреле 1981 года альбом "Faith" критиками и фанами был признан лучшей работой группы. Он продемонстрировал и новое направление в творческом развитии. Смит так говорил об этом: "Это должна была быть оптимистическая музыка. Поняли ее, однако, по-иному. И, наверное, были правы, потому что совершенно нерадостным было то, что случилось с нами в последующие месяцы...".


***
Из интервью с Р. Смитом, "Rock & Folk Magazine" (Франция), 2003:

R&F: Вы выросли в очень религиозной семье – как насчет Библии?
Роберт: Я всегда беру её с собой в тур - она больше подходит для того, чтобы вдарить кому-нибудь по голове, гораздо лучше, чем телефонный справочник! На протяжении Faith-тура я читал отрывки из Библии каждый вечер. Но в детстве родители никогда меня не заставляли это делать. С меня хватило «Тошноты» Сартра!


Автор и координатор проекта "РОК-ПЕСНИ: толкование" -
© Сергей Курий

<<< Вернуться на главную страницу проекта

<<< Вернуться на страницу группы "THE CURE"

<<< Вернуться на страницу "Дискография THE CURE"

<<< Вернуться на страницу "THE CURE: песни по алфавиту"

       « назад





    Последний номер
    2015/№1 (виртуал.)