Журнал для интеллектуальной элиты общества  
 
 

В. Бутусов и Г. Каспарян - "Незаконнорожденный АльХимик доктор Фауст пернатый змей" (1997)    

ВНИМАНИЕ!
Проект "РОК-ПЕСНИ: толкование" переезжает на новый сайт:
http://www.kursivom.ru/
Туда уже перенесён раздел группы Ю-ПИТЕР.
Теперь все обновления будут происходить по этому адресу.


В. Бутусов и Г. Каспарян -
"Незаконнорожденный АльХимик
доктор Фауст пернатый змей" (1997)




1. Дума об Уйме студиозиуса Вагнера
(В.Бутусов - В.Коваль)

2. Дух назойливый
(В.Бутусов - В.Коваль)

3. Швайнехунде
(В.Бутусов - В.Коваль)

4. Квазифолькорная Зомбическая
(В.Бутусов - В.Коваль)

5. В генеральный час уборки
(В.Бутусов - В.Коваль)

6. Пещерный гимн Пернатого Змея
(В.Бутусов - В.Коваль)

7. Моление о тишине Золотой Рыбки
(В.Бутусов - В.Коваль)

8. In Vitro
(В.Бутусов - В.Коваль)

9. Вассар и Масса
(В.Бутусов)

10. Заговор против Херочувствия
(В.Бутусов - В.Коваль)

11. История Кентавра и Всадницы
(В.Бутусов - Д.Диколукский)

12. Чёрный пудель
(В.Бутусов - В.Коваль)

13. Письмо Махатме
(В.Бутусов - Д.Диколукский)



Тексты песен:
Виктор Коваль (1-8, 10, 12)
Даниил Диколукский (11, 13)
Вячеслав Бутусов (9)

Вокал:
Вячеслав Бутусов (2, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 12);
Георгий Кэспарян (3, 7, 11);
Виктор Коваль (1);
Сергей де Рокамболь (13);
Квартет "Птица"(12)

Автор идеи проекта - Сергей де Рокамболь
Композитор и аранжировщик - Георгий Каспарян
Композитор - Вячеслав Бутусов
 
Жёсткое саунд-продюсирование Сергея Житкова (Студия "Валентина")

Концепт-дизайн и дизайн:
Сергей де Рокамболь и Анна Николаева

Обеспечение грамотной работы компьютерной части проекта - фирма MacService и. особо. -
Владимир Макеев и Олег Расторопов.

Особая благодарность Г. Э. Вельховецкому и
Леониду Прохорову

Выпускающий продюсер - Андрей Феофанов.




* * *

С 1990 года с этой арт-группой "Атриум Драконовы ключи", во главе которой стоят Питерские художники Сергей Де Рокамболь и Анна Николаева, начал сотрудничать Юрий Каспарян. Через 6 лет совместной работы вышел инструментальный альбом "Драконовы ключи". А уже в 1997 году начинается работа над новым концептом-проектом Де Рокамболя "Незаконнорождённый АльХимик доктор Фауст-Пернатый Змей". Основой проекта стал сценарий к несуществующему одноимённому фильму, а на его базе была начата работа над саундтреком. В качестве композитора и вокалиста к этому проекту был привлечён Вячеслав Бутусов. Тексты песен были написаны московскими поэтами Виктором Ковалем и Даниилом Диколукским.


***
В. Бутусов в радиопередаче "Мишанина", 2009:

- Вот альбом "Незаконнорожденный"... Хотелось бы побольше услышать об истории создания этого альбома.
Бутусов: - Ну, наверное, это вопрос больше не ко мне, а к Георгию Каспаряну, но... мы сотрудничали довольно долго, и я кое-что могу рассказать об этом альбоме, поскольку это такая, знаете ли, концептуальная работа. И мое участие заключалось в общем-то в том, что я исполнял... опять же... исполнял песни уже на готовый материал практически. Изначально была придумана идея, как я понимаю, и под эту идею были написаны специальные тексты Виктором Ковалём из Москвы. И Георгий Каспарян должен был это всё сопроводить музыкой. А я уже подключился на последнем этапе - по большому счету, как исполнитель, и мне удалось только "просунуть" там несколько музыкальных таких задумок, и один текст. По большому счету, это был жестко спланированный проект.

 

***
ОБ АЛЬБОМЕ "Незаконноржденный", «FUZZ» март 1997:

ЮРИЙ КАСПАРЯН: В 90-м году я встретился с Сергеем де Рокамболем и Аней Николаевой и начал с ними как-то сотрудничать. Сергей с Аней - художники экстра-класса, они мои учителя. В 87-м году они разработали так называемый "Атриум Алфавит", это такой специальный мета-алфавит, типа "игры в бисер". Меня такой подход к творчеству очень заинтересовал, и я попытался освоить эти культурные пространства. Для этого приходилось очень много учиться. Сергей нашел мне китайского учителя кун-фу, я упражнял свое тело, чтобы соотносить разные уровни внимания. Требовалась очень интенсивная работа, а цепью моей было как-то отразить в музыке подобные вещи, процесс музыкального формообразования. И в результате этого труда - 6 лет, конечно, довольно долгий срок - вышел альбом "Драконовы Ключи". Это что-то вроде дипломной работы.
...Все проекты Сергея обладают свойствами концептуальной голограммы. Они резонируют, взаимодействуют друг с другом. Автор проекта - Сергей. Он предложил мне как композитору, - Сделаешь? - Сделаем. Но одному мне, конечно, не потянуть. И Сергей говорит - А давай Славу Бутусова пригласим. Сергей уже давно наблюдал за Славой. А мы со Славой были знакомы.

ВЯЧЕСЛАВ БУТУСОВ: Общались пару раз - в Екатеринбурге и в Питере в ЛДМе.

ЮРИЙ: Потом на свадьбе Слава был. Подарок был не свадебный, а сугубо профессиональный. Это была ручка для верчения колков гитары, это была тогда редкость ужасная. Единственно ценное для меня, что было из подарков, поэтому я всегда питал к Славе добрые чувства.

СЛАВА: Я очень охотно ответил на этот проект, несмотря на то, что я находился в коматозном состоянии, от всех этих гастролей, у меня времени не было. Но у меня давно были мысли, что нужно чем-то... расширять поле деятельности. Все это было вполне закономерно. Заниматься 16 лет одним и тем же - это очень скучное занятие. Это был даже не сознательный шаг, и не мой сознательный шаг, - естественное стечение обстоятельств. Мы сейчас представляем себе свои потенциальные возможности, и мы хотим этот этап использовать для того, чтобы их реализовать, чтобы потом было поле для дальнейшего развития.

ЮРИЙ: Концептуальной базой проекта является сценарий и некоторое воздействие. Проект называется "Незаконнорождённый АльХимик доктор Фауст-Пернатый Змей". (Выходит на "Шок Рекордс", продюсер - Илья Бортнюк).

СЛАВА: В принципе, это - концептуальный подход к тому, чем мы так или иначе занимались.

ЮРИЙ: На самом деле, для нас - музыкантов и рокеров, это - шанс поднять рок-искусство, которое пребывает в весьма плачевном состоянии. Даже не то чтобы рок-искусство приподнять, а дело в том, что там, в средства поп-культуры, много нормальных находок, ходов.

СЛАВА: По отношению, например, к эстраде в рок-н-ролле больше положительных предназначений.
...Это может быть началом новых направлений в музыке вообще, и рок-музыке - в частности.

СЛАВА: Ключом можно определить только направленность данного проекта. Он все-таки более широкий, чем попсовый, чем рок-н-ролльный. Мы идем от сути и от настроения. Есть такие вещи, которые мы можем использовать; хотя они нам и не нравятся, но в контексте будут необходимыми. Мы тут объективно подходим, непредвзято - нам, скажем, хард-рок не нравится или трэш какой-нибудь, ну, мы его использовать и не будем, но элементы-то можно использовать, потому что они не виноваты ни в чем. Виноваты люди.

ЮРИЙ: Потом, например, сама форма проекта, а форма такая, что это - саундтрэк к несуществующему фильму, сама форма позволяет нам использовать любые музыкальные средства.

ЮРИЙ: Поэт, который написал тексты для этого альбома, Виктор Коваль, очень известный концептуалист. Он друг Сергея, с которым они работали уже не раз.

СЛАВА: Мы прикидывали, кто может сформулировать достойный текст. Поскольку Виктор - великолепный поэт, кроме того - старый друг Сергея и даже - его кум, то он предложил кандидатуру, а мы уже потом подключились. Мы просто убедились в том, что Виктор - достойный человек. С ним приятно работать, приятно работать с таким материалом, и чувствуешь уже ответственность другую, высокую.

ЮРИЙ: Его текст подстегивает. Дело в том, что сценарий Сергея достаточно сложный. Я его читал несколько раз, и там настолько логически всё выверено, при этом он живой и при этом оперирует мифическими персонажами, т. в, каждое действие сценария обладает целой уймой подтекстов, и написать адекватный текст и музыку - это не простая задача, отнюдь.

СЛАВА: Кто из рок-тусовок знает, кто такой Виктор Коваль? А между тем - он талантливейший поэт и входит в одно из сильнейших московских поэтических объединений, где такие поэты, как Дмитрий Александрович Пригов, Михаил Айзенберг, Сергей Гандлевский...

СЛАВА: Мы занимаемся коллективным творчеством, примитивно выражаясь, а это вообще очень интересная вещь, во многом помогает, и укрепляет, и... терапевтический эффект есть. Эффективность больше намного. Юра давно отошел от концертной деятельности, а я относительно недавно. Получается, что у меня освобождается масса времени и пространства для того, чтобы заниматься какими-то вещами, которые на самом деле полезны и интересны, начиная от прочитывания книжек. Где-то лучше, где-то хуже.

СЛАВА: Нам эти узкопленочные понятия имиджей совершенно не нужны.

ЮРИЙ: Тем более что человек уж физиологически всяко меняется - толстеет, ноги ломает.

СЛАВА: Поэтому нужно двигаться. Чтобы двигаться, нужно знать свои возможности, знать карту местности. Меня в чем упрекали последние годы существования НАУТИЛУСА - что я усталый, что во мне нет никакого оптимизма, что я нудный и т. д. и т. п., причем все претензии со стороны журналистов были весьма объективны, потому что я таким выглядел и ничего другого не показывал. В семье, среди знакомых я был несколько другим человеком.

ЮРИЙ: Создается какой-то имидж, и орудие труда постепенно превращается в ограничение. Смена имиджа довольно сложное дело обычно - а у нас сейчас появилась возможность заниматься вообще чем угодно.

СЛАВА: Концерт запланирован независимо оттого, что эти проекты происходят. Просто они будут использованы, поскольку они будут раньше. Если б не было этих проектов - всё равно был бы концерт, но на другом материале. Тем более что идея заключается в том, что там будет одна концептуальная вещь, для которой все и делается. Она сейчас пишется московским мастером Евгением Головиным и будет исполнена один - единственный раз. Все это благотворительное должно быть, т.е. без элемента алчности и зарабатывания денег.

ЮРИЙ: Часть средств от концерта пойдет в Музей Смерти при нашем питерском Бюро Судмедэкспертизы.


***
Журнал «Сноб» №10(63), октябрь 2013 г.:
http://www.snob.ru/magazine/entry/66285

- На мой взгляд, ваш альбом «Незаконнорожденный» на стихи не самого известного, но великого современного поэта Виктора Коваля — одна из лучших ваших работ.

В. Бутусов: - Но для меня это не было творчеством, потому что там я был привлечен в основном как исполнитель. Только к одной песне я написал текст. Гитарист группы «Кино» Георгий Каспарян с музыкальной точки зрения этот проект вел. Он меня пригласил туда, после чего и началось наше сотрудничество. И это Георгий предложил создать новую группу. А у меня была тогда жесткая позиция, что я больше в эти концертные игры не играю. Мне не нужна никакая группа, потому что все это неправильно. Я для этого не создан и к этому не предрасположен. Но Георгий убедил меня, что надо создать коллектив, что нечего сидеть по норам. Так появилась группа «Ю-Питер».
 А у меня была такая идея, что нужно объединяться на время — под конкретные проекты, как тот, который мы делали тогда вместе с Каспаряном и Ковалем. Тогда много чего происходит. Вот я с Виктором познакомился. Он замечательный человек и прекрасный поэт. Более того, он еще и замечательно рисует.

- Странно, но этот альбом попал в полосу забвения. Чем объяснить, что некоторые не самые удачные вещи становятся популярными, а некоторые не пользуются интересом слушателей?

В. Бутусов: - Я над этим часто думаю и порой нахожу массу объяснений, а порой не нахожу вовсе. Сейчас я могу объяснить это так. Почему во всех супермаркетах тонны бананов продаются, а корня мандрагоры днем с огнем не сыщешь. Мы привыкли употреблять только то, что не надо себе готовить. То, что легко поддается усвоению. Снял кожуру и проглотил. Вот сейчас меня фотографируют, и я вдруг подумал: «Почему после вспышки на миг становится темно?» Может, и хорошая музыка, и хорошие стихи — они как вспышка, после которой в сознании большинства людей наступает некоторое помутнение и они не готовы воспринять яркий свет откровений. После умопомрачений надо еще прийти в себя, очухаться, понять, сориентироваться в пространстве.


 

Автор и координатор проекта "РОК-ПЕСНИ: толкование" -
© Сергей Курий

<<< Вернуться на главную страницу проекта

<<< Вернуться на страницу группы "Ю-ПИТЕР" и других проектов В. Бутусова

<<< Вернуться на страницу "Дискография"

<<< Вернуться на страницу "Песни по алфавиту"

       « назад





    Последний номер
    2015/№1 (виртуал.)