Журнал для интеллектуальной элиты общества  
 
 

Глеб Самойлов - Маленький Фриц (1990)    


Глеб Самойлов (соло) -
"Маленький Фриц" (1990)


 


1. Барон и за рекой
(Г. Самойлов)

2. Но пасаран
(Г. Самойлов)

3. Фрау Его Мечты
(Г. Самойлов)

4. Блиц Криг
(Г. Самойлов)

5. Последний подвиг Евы Браун
(Г. Самойлов)

6. Гитлер
(Г. Самойлов)

 
7. Командир
(Г. Самойлов)

8. Покрышкин
(Г. Самойлов)

9. Партизаны
(Г. Самойлов)

10. Дезертир
(Г. Самойлов)

11. Искушение Маленького Фрица
(Г. Самойлов)



Глеб Самойлов - музыка, стихи, пение, игра на синтезаторах.
Александр Кузнецов - программирование, звукосведение.

Запись "Студия-8" Екатеринбург 1990 (декабрь)






* * *


Маленький Фриц - ироническое обыгрывание имени героя романтической сказки-притчи А. Сент-Экзюпери "Маленький Принц".


***
Альбом был издан лишь в 1995 году.


***
Пресс-релиз En Face Tutti Records:

Фирма En Face Tutti Records и Музыкально-информационное агентство Tutti представляют сольный альбом музыканта и автора группы "Агата Кристи" Глеба Самойлова "Маленький
фриц".
Материал альбома был записан Глебом (музыка, стихи, пение, игра на синтезаторах) в декабре 1990 года на екатеринбургской "Студии-8" при участии Александра Кузнецова (программирование, звукосведение) и Александра Пантыкина (стратегия).
Уже в начале 1991 года его смогли услышать многие музыканты Екатеринбурга и Москвы: кассеты с записью "Маленького фрица" распространялись только среди друзей и знакомых Глеба. Однако, ни на одном аудионосителе альбом растиражирован не был. И только в 1995 году желание Глеба Самойлова донести свою сольную работу до широкого круга слушателей получило реальную основу для осуществления при помощи Александра Пантыкина, принимавшего участие в создании "Маленького фрица" (ныне - президента "ETR Company").
Альбом содержит 11 композиций ("Барон и за рекой", "Но пасаран!", "Фрау его мечты", "Блиц криг", "Последний подвиг Евы Браун", "Искушение Маленького фрица" и др.), отличающихся тонким мелодизмом, иронией, сопряженной с драматизмом ситуаций. Идея альбома представляет собой взгляд на события Второй мировой войны глазами "противной стороны" - глазами молодого немецкого солдата, брошенного в кровавый кошмар сражений. Ироническая антифашистская линия в альбоме четко прослеживается от первой до последней песни.
Оригинальное оформление компакт-диска, разработанное известным художником Александром Коротичем с учетом всех пожеланий автора, весьма неожиданно: на обложке буклета изображен пятиконечный знак, стилизованный под свастику. Один из его надтреснутых концов угрожающе навис прямо над головой Глеба-Маленького фрица. Пятиконечный знак повторяется и на "пятаке" диска. Буклет, содержащий тексты всех песен, отпечатан на "оберточной" бумаге песочного цвета (обычно такая используется в продовольственных магазинах). По мнению дизайнера альбома, именно гакая бумага наиболее подходит для передачи духа войны, трудностей и лишений того тяжелого времени.
Продюсеры компакт-диска - Александр Пантыкин и Глеб Самойлов. Тираж отпечатан на заводе UEP в Екатеринбурге.


***
Из интервью с Г. Самойловым, 1995:

Корр.: - Глеб, совсем недавно у вас вышел сольный альбом «Маленький Фриц». Почему вы сочли, что эти песни не могли быть реализованы в рамках «Агаты Кристи» и предпочли выпустить сольный альбом?
Глеб: - Я и не думал о том, годятся они для «Агаты» или не годятся… Это просто совершенно отдельное произведение. Цельное. Это как книга, как повесть, ну, я не знаю, как роман…


***
Из интервью с Г. Самойловым, "На смену!", 1993 г.:

- Объясни, пожалуйста, смысл твоего термина "милитаризация чувств". Вопрос в связи с военным антуражем последнего альбома <речь идет о "Позорной Звезде">.
- Началось еще, наверное, с "Маленького Фрица", альбома, в принципе, о второй мировой войне. Может быть, меня зациклило, все еще не могу отойти от военной поэтики. Ну, и бог знает, пишется так. Просто война - экстремальная ситуация, которая максимально обостряет чувства, ранее дремавшие. То есть просто всплеск эмоций, дефицит которых в обыденной жизни налицо. Все идет как-то неглубоко, на поверхностном уровне. Самую сильную ненависть мы испытываем, наверное, к продавщице из кооперативного ларька или что- то в этом роде.
А тут, с одной стороны, облагораживает все наши обыденные мещанские чувства, а с другой стороны, слушая эту музыку, чувствуя способность сопереживать этим текстам, начинаешь себя уважать. Это как комплемент в свою сторону: ишь, ты какой, глубоко чувствующий.
Вот и рассчитано, наверное, на это. Сознательно. Потому что я сам такой же обыватель, такой же мещанин, как и все остальные.


***
Из интервью с Г. и В. Самойловыми, "Музыкальная газета", 1998 г.:

- Есть ли желание записать сольный проект, как это в свое время сделал Глеб?
Вадим: - Времени на это нет и сил нет. Сейчас нас АГАТА КРИСТИ полностью поглощает. Желание высказаться в другом направлении появляется, когда не высказался в группе, а тут еще есть над чем работать, что сочинять...
Глеб: - На самом деле с "Маленьким Фрицем" я не сказал бы, что так было. Просто каким-то там молотом свыше мне бабахнуло... Это цельное произведение. Его делить никак нельзя, рассовывать тоже невозможно по одной песне, по две... А не записать было стремно на самом деле, настолько это лежало на поверхности.


***
Из интервью с Г. Самойловым, "На Смену!", 15 июня 1991 г.

- Почему именно такая тема освещена в твоем альбоме "Маленький фриц"?
- А я никогда не пытался догадываться об этом. Просто родилась песня однажды - "Партизаны взрывают мосты" - и как-то вне моего контроля пошли песни. Почему-то именно о Великой Отечественной войне и почему-то все время от лица, так сказать, противоборствующей группировки. Но я не задавался такой целью: вот сейчас запишу антивоенный альбом, с позиции Маленького фрица, потом еще проанализирую, как он там связан с Маленьким Принцем или еще с кем-то. То есть я не хочу сказать, что все это с неба взято, так, на халяву наиграно ради чего-то. Может быть, это где-то внутри и сидело, но объяснить словами - по крайней мере, во время записи альбома, - я еще не мог.
- Как ты сам относишься к своему альбому?
- Много критических замечаний выслушал в его адрес - от разных людей, в основном от музыкантов. Несколько раз я сталкивался с тем, что начинающие и записавшие свой первый альбом люди обычно при этом еще объясняют: там не было того-то, там как-то не получилось, да времени было мало, но ты пойми, что в принципе все хорошо. Нет, я никоим образом не пытаюсь оправдать какие-то там технические огрехи или еще что-то, но тем не менее я считаю, что этот альбом - готовый, а не лабораторный опыт. Таким, какой он сейчас есть, я его принимаю, полностью считаю себя за него в ответе.


***
Интервью АГАТЫ КРИСТИ на телепередаче "АКУЛЫ ПЕРА":

- Ходили слухи, что у вас испортились отношения между собой. У Вадика с Глебом. Были моменты, когда отношения были на грани ухода, полного раздрая. И в связи с этим Глеб как так получилось что твой сольный проект "Маленький Фриц", оказался не так раскручен, как все то, что делает группа вместе.
Глеб: - Я его не раскручивал. Он был выпущен через 5 лет, после того как был записан, и выпушен для тех людей, которые настолько любят творчество "Агаты Кристи", что интересуются и такими вещами. За этот альбом я отвечаю полностью, мне за него не стыдно, я его считаю цельным нормальным альбомом.


***
Из интервью с Г. и В. Самойловыми:

- Откуда в вашем творчестве навязчивые реалии фашистской Германии: диски "Маленький Фриц", "Майн Кайф?" и т. д.?
Глеб: - Из какого-то детства, когда мы играли в "Семнадцать мгновений весны".
Вадим: - Ну да, это ведь культовый фильм, который повлиял на всех нас.
Глеб: - Создатели этого фильма сделали для эстетизации фашизма в нашей стране гораздо больше, Эпоха фашистской Германии многих привлекает прежде всего тем, что это совершенно непонятный исторический всплеск бунта мистического, нематериального против материального мира, против обывательских отношений, против атеизма, наконец. Всякий такой утопический бунт был, конечно, обречён на жестокость и провал.


***
Из интервью с Г. Самойловым, "ИNАЧЕ" № 4, 2001 год, г. Петрозаводск:

- Я имею в виду политические выражения такого экстремизма. К примеру, твой сольный альбом "Маленький фриц" многими правыми радикалами был воспринят едва ли не как руководство к действию. Я понимаю всю провокационность ситуации, но, как бы то ни было, преступлением против принципа "политкорректности" это было однозначным.
- Замечательное слово ты употребил - "провокация". Главное, что я ненавижу в этой жизни - "политкорректность". Творчество группы "Агата Кристи" и мое собственное, как бы там попсовым или роковым его не обзывать, оно всегда будет провокационным. Что же касается "Маленького фрица", то, с моей точки зрения, этот альбом очень человечный, каждая его песня была мною пережита, каждый текст был прожит изнутри, но одновременно с этой искренностью я сознавал, что я иду против истеблишмента просто с дикой силой и подставляю коммерческий успех этого альбома. Но это творчество - никакой политической мотивации за ним не было. Да, там есть самоирония. Но самоирония и стеб над тем, что поешь - разные вещи. Ирония там не над персонажем, а надо мной, над автором, над теми штампами, которые надо мной довлеют. Боль этого лирического героя я переживал, как будто она моя. Это подарок Бога, наверное - такое самоотождествление. Такое редко происходит и со мной этого больше никогда не происходило.


***
Из интервью с Г. Самойловым:

- У тебя нет ощущения, что со временем ты становишься менее искренним?
- Наоборот, я неискренним считаю только альбом "майн кайф?". Вот почему я записывал одновременно и "Декаданс", и "Маленький фриц"? Потому что тогда мое участие в группе "Агата Кристи" сводилось к тому, что я конструировал эстетство. А вот в "Маленьком фрице" был откровенен. Но постепенно альбомы группы становились все больше моими. И если в "Маленьком фрице" я рвал на себе рубашку, но в "Урагане" этого делать не пришлось - она уже была порвана.


***
Из интервью с Глебом Самойловым, 2001:

- Вы читали Ремарка?
- Да, конечно. Я записал альбом «Маленький Фриц», а потом кто-то сказал: «Боже мой! Это же Ремарк!». Я удивился: «Да? А кто это?». После этого я прочитал его произведения. Самое любимое – «Время жить и время умирать».


***
Из интервью с Г. Самойловым, KMnews, 25.02.2010:

Г. Самойлов: - ...материал, который будет исполнять наша группа <ГЛЕБ САМОЙЛОFF & THE MATRIXX - С.К.>, – абсолютно новый. Мы НЕ будем эксплуатировать наследие группы «Агата Кристи», это обязательно нужно до всех донести! Помимо премьер, будет также частично представлен мой первый сольный альбом 1990 года «Маленький Фриц». Дело в том, что по настроению и аранжировкам он получился электронным, а мы сейчас как раз планируем замес электроники с какими-то «тяжелыми» вещами. В принципе, «Маленький Фриц» хорошо вписывается в новую программу. А уж со стихами – тем более.
KM.Ru: А можете сказать, какие конкретно песни из «Маленького Фрица» войдут в готовящуюся программу? И насколько они будут меняться в подаче?
Г. Самойлов: - Этого я пока сказать не могу. Меняться в подаче они, конечно, будут, потому что живьем в «Агате Кристи» они никогда не исполнялись. Как я уже говорил, среди наших новых песен будет много электронных вещей, Так что относительно воплощения «Фрица» у меня тоже есть свое видение.


***
Из интервью с Г. Самойловым, Звуки.RU, 17.03.2010:

Звуки.RU: В альбоме будут только новые песни, или материал Вашей первой сольной пластинки "Маленький Фриц" тоже будет переработан?
Глеб: Нет, только новые песни. На данный момент их уже 17, и все сочинены за последние полгода. А в концертной программе будут звучать и они, и песни из "Маленького Фрица", ему как раз двадцать лет в этом году исполняется. Я думал, будут ли соединяться эти материалы, и да, песни из него очень хорошо вписываются и музыкально и лирически: песня "Спокойной ночи, оккупант", которая станет финалом новой пластинки, запросто могла бы открывать "Маленький Фриц". И, думаю, в концертной программе все это будет очень естественно соседствовать. Что же до аранжировок, то мы их изменим — "Маленький Фриц" был полностью электронным альбомом, ни одного живого инструмента, а теперь мы добавим гитару и барабаны.


***
Из интервью с Г. Самойловым, Звуки.RU, 2010:

Звуки.RU: С момента выхода "Маленького Фрица" прошло двадцать лет. Срок немалый, и за это время сама музыкальная индустрия кардинально изменилась, изменились и методы и темпы записи пластинок. Вы – сторонник технических новшеств в области студийного оборудования или считаете, что хороший альбом можно записать и на домашний магнитофон?
Глеб: Смотря чего хочется. Сегодня я абсолютно доволен звучанием "Маленького Фрица". Сейчас, правда, мы рассчитываем на большее — и в плане качества звука тоже.


***
Из интервью с Г. Самойловым, газета "Труд" №56, 01.04.2011:

— Как могла возникнуть идея «Маленького Фрица»? Понятно, ироническая аллюзия на «Маленького принца». Но ведь вас же наверняка стали ругать за то, что вы изобразили фашистского летчика этаким милым романтическим юношей, искренне удивляющимся, почему эти русские дикари стреляют в его самолет… Или вы и вправду ему сочувствовали как жертве войны?

— Это было неожиданное озарение, такие озарения случаются очень редко. Я вдруг начал писать песни от лица этого маленького Фрица. Чувствовал его, сопереживал ему. Отчасти это были и мои мысли, просто как бы аранжированные в определенной теме. Очень люблю этот альбом. А ругать меня за него стали сейчас: что за музыкальное восхваление Гитлера?.. Я отвечаю: вы ничего не понимаете, это не хвала Гитлеру, а песни о нашей ущербности, которая рождает в нас жажду своего собственного Гитлера — в музыке ли, в индустрии, в политике. Люди не могут жить без фюрера, вот о чем речь.
Тут и сочувствие к маленькому человечку, нуждающемуся в вожде, и брезгливость. Меня вообще интересовали разные идеологии, пытавшиеся стать альтернативами миру без идеологии, в котором единственная идея — это зарабатывание денег и успех любой ценой. Мне хотелось понять, с какими мыслями и настроем зарождался национал-социализм, поначалу — у того же Муссолини — не носивший такого кровавого характера, как затем у Гитлера. Меня интересовала идея пролетарской коммунистической революции. Хотелось проследить, как эти идеи перерождаются в свою полную противоположность, какие перемены происходят с людьми, которые сначала бесстрашно боролись против тиранов, а потом сами становились еще худшими тиранами и убийцами. Еще в «Агате Кристи» у нас был альбом «Майн Кайф», где я попытался в меру своих способностей проанализировать эту тему.


***
Из интервью с Г. Самойловым, газета "Завтра", январь 2011:

"ЗАВТРА". Как же тогда получается, что "Маленький Фриц", записанный в двадцатилетнем возрасте, пришёлся кстати именно сейчас?

Г.С. Потому что для меня самого это был очень неожиданный и взрослый альбом, так я его воспринимаю до сих пор. Неожиданный даже тогда, потому как тема Второй мировой войны в таком ракурсе не волновала, кроме фильмов о Штирлице. "Маленький Фриц" был неожиданным тогда. Таким же чудом я его воспринимаю сейчас, и он достаточно органично вписывается в новую программу.

"ЗАВТРА". Но записан-то он был "самовлюблённым эстетом".

Г.С. У меня всегда было какое-то "раздвоение личности". То, что в рамках "Агаты Кристи" я следовал определённым установкам, давало мне безбашенную свободу параллельно группе. Хотя это и случилось два раза во время "Маленького Фрица" и во время не вышедшего альбома "Свистопляска". Сейчас я эту полную свободу снова получил


 

Автор и координатор проекта "РОК-ПЕСНИ: толкование" -
© Сергей Курий

<<< Вернуться на главную страницу проекта

<<< Вернуться на страницу "АГАТА КРИСТИ"

<<< Вернуться на страницу "Дискография"


   « назад





Последний номер
2015/№1 (виртуал.)