Журнал для интеллектуальной элиты общества  
 
 

Сергей Калугин - Сонеты из альбома "Нигредо"    

Сонеты из альбома "Нигредо"
(С. Калугин)

Входит в альбом "Нигредо" (1994) 



КОММЕНТАРИИ:


***
Из интервью с С. Калугиным, январь 1995 г.:

- А теперь насчет поэзии. Там же сонеты...
СК: Я довольно долгое время на вопрос о том, чем я занимаюсь, отвечал, что я консервативный революционер в искусстве. И как раз обращение к сонету связано с тем... хм, оно связано с печальным и смешным событием, когда меня не допустили до экзаменов в Литературный институт. Я подал туда какие-то свои текстушечки и свято верил, что меня сейчас с распростертыми объятиями туда примут, а меня даже до экзаменов не допустили. Я озверел и решил разобраться с классическим стихосложением накоротке. Вот именно "Венок сонетов" - и была такая разборка с классикой; но в результате, как всякий человек, лишенный высшего образования, когда я начал писать"Венок сонетов", я совершенно не удосужился залезть хотя бы в краткое пособие и посмотреть, что же такое сонет. В результате я написал фактически целый венок сонетов, в которых была варварски нарушена сонетная форма. То есть, я четко знал, что сонет это - два четырехстишья и два трехстишья, но я совершенно не учел, что в первом и во втором четверостишьи рифмы должны быть одни и те же; то есть, я соблюдал порядок, но не соблюдал рифмовку. В результате написал венок сонетов, а сонетами эти сонеты не являются! ...А в принципе, тяготение к каким-то классическим формам связано с тем, что я сознаю себя частью этой волны Синтеза, которая идет в противовес Хаосу. Я традиционалист, и опора на традицию - это главная составляющая того, что я делаю. Правда в последнее время я много ошибался, поэтому сложно обо всем об этом говорить.


***
Из интервью с С. Калугиным, газета "Солидарность" №04 (30/01/08):

С. КАЛУГИН: Надо научиться вкладывать мысли в определенные рамки. Есть форма “сонет”, очень жесткая, очень короткая. Достаточно написать несколько сонетов, чтобы научиться писать стихи. Но нужно понять способ рифмовки и построения стихотворения, при этом содержание развивается так: теза, антитеза, синтез (разработка), парадоксальный вывод. И вот когда ты научился вкладывать задуманный посыл в эту строгую форму, ты научился писать стихи.

***
роза на груди креста... -
Крест с розой - эмблема розенкрейцеров, религиозной секты, основанной в 1484 году немецким ученым Христианом Розенкрейцем. В 17 веке эмблема и название "розенкрейцеры" были переняты тайными филосовскими обществами, которые занимались алхимией и мистицизмом и выбрали розу и крест символом Воскрешения и Искупления Христа.
Крест также символизирует человеческое тело, а роза в центре символизирует чистые жизненные флюиды. Иногда крест с розой трактуют как розу, растущую на кресте Дерева жизни, как символ возрождения и воскрешения.


***
эпилепсия - хроническое заболевание головного мозга, протекающее в виде преимущественно судорожных припадков с потерей сознания и изменений личности.


***
камланье - шаманский ритуал, приводящий в экстатическое состояние; сопровождается пением и ударами в бубен.


***
теургия - (греч. theurgia, букв. — божественное действие, чудо), вид магии, с помощью которой считалось возможным изменить ход событий подчиняя своей воле действия богов и духов.


***
Пан - в греческой мифологии первоначально бог стад, покровитель пастухов, затем всей природы. Изображался в виде человека с козлиными рогами, копытами и бородой. Музыкальным инструментом Пана традиционно является флейта.


***
епитрахиль - часть облачения священника, расшитый узорами передник, надеваемый на шею и носимый под ризой.


Епитрахиль с поручами.


***
поденки - отряд насекомых. Большую часть жизни проводят в стадии личинок. Во половозрелой крылатой стадии  живут от полутора часов до двух-трех дней — отсюда название. После размножения гибнут.


Поденка.

 

Тексты "Сонетов":


Сонет №1

Мой голос тих, я отыскал слова
В пустых зрачках полночного покоя.
Божественно пуста моя глава
И вне меня безмолвие пустое.

Скажи я прав ведь эта пустота
И есть начало верного служенья?
И будет свет, и будет наполненье,
И вспыхнет роза на груди креста?

Но нет ответа тянется покой
И кажется следит за мной другой.
Внимательно и строго ожиданье.

И я уже на грани естества.
И с губ моих срываются слова
Равновеликие холодному молчанью.


Сонет №2

Равновеликие холодному молчанью,
Струились реки посреди равнин.
Я плыл по рекам, но не дал названья,
Ни берегу, ни камню средь стремнин.

Я проходил, я рекам был свидетель,
Я знал завет: не выносить суда.
И я не осквернил вопросом рта,
И ничего сужденьем не отметил.

Лишь дельты вид мне отомкнул уста,
Я закричал и гулко пустота.
Слова мои разбив об острова,

Откликнулась бездонным тяжким эхом.
Я слышал крик и понимал со смехом:
Слова мертвы, моя душа мертва.


Сонет №3

Я не ищу пред небом оправданья,
Я начинаю призрачный разбег.
В священной эпилепсии камланья,
Нетопырем кружусь над гладью рек.

Я проницаю горы и лощины,
Я различаю сущности стихий.
Схлестнувшиеся в танце теургий,
И каждый миг являющие сына.

Все время правды суть обнажена,
И льется в полночь полная луна.
И плоть моя не властна надо мной.

И пламя звезд сквозь призму вечных вод.
Пронзает ночь и дарит мне полет,
Над опьяненной ливнями землей.


Сонет №4

Над опьяненной ливнями землей,
Царят седые призраки тумана.
И вечер тих настолько, что порой,
Я слышу плачь далекой флейты Пана.

Бреду рекой по горло в тростниках,
Сам плачу от покоя и бессилья.
А лунный свет лежит епитрахилью,
В крестах поденок на моих плечах.

И ветви ив касаются волны,
И каждое мгновенье тишины.
Стремительно, как тень бегущей лани.

И преломлен речною глубиной.
По темным водам шествует за мной,
Агат Луны, томительно туманен.


 




Автор и координатор проекта "РОК-ПЕСНИ: толкование" -
© Сергей Курий

<<< Вернуться на главную страницу проекта

<<< Вернуться на страницу группы "ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ"

<<< Вернуться на страницу "Дискография"

<<< Вернуться на страницу "Песни по алфавиту"

       « назад





    Последний номер
    2015/№1 (виртуал.)