Журнал для интеллектуальной элиты общества  
 
 

Мурзилка: происхождение и эволюция. Часть 2: противник Ябеды-Корябеды    

ВНИМАНИЕ!
Отредактированную и обновлённую версию книги С. Курия "КУЛЬТОВЫЕ СКАЗКИ" читайте на новом сайте -
ЗДЕСЬ >>>

Мурзилка: происхождение и эволюция. 
Часть 2: противник Ябеды-Корябеды.



Автор статьи: Сергей Курий

<<< Часть 1

Не знаю, поймут ли современные дети тот восторг, который испытал я, когда обнаружил в девятом номере журнала "Мурзилка" за 1977 год "детективно-загадочную историю" под названием "Двенадцать агентов Ябеды-Корябеды". Именно с этого момента я стал ждать каждый номер журнала с нетерпением, то впадая в уныние, когда история заканчивалась, то радуясь, когда появлялось продолжение.

Автор "Ябеды-Корябеды" Александр Иванович Семёнов (р. 25.07.1941) поначалу писателем не был. Он был художником-карикатуристом, работал в журналах "Театр" и "Крокодил". В "Мурзилку" его порекомендовал другой замечательный художник - Виктор Чижиков (его рисунки кроме "Мурзилки" можно было видеть в рубрике "Пестрый мир" журнала "Вокруг Света" и в повести "Алиса в Стране Чудес" в журнале "Костер"). Сначала Семёнов просто рисовал, но потом набрался смелости и показал главному редактору идею новой необычной повести, где авантюрный сюжет сопровождался разнообразными загадками и головоломками.


Возможно мысль о собственной повести возникла у Семенова, когда он рисовал иллюстрации к "Приключениям Мурзилки", сочиненных В. Коржиковым. 

Надо сказать, что детективные комиксы, где читатель должен был распутать преступления, были популярны еще в журнале "Наука и жизнь". Идея Матвееву страшно понравилась, и он дал добро. Так вместо легкомысленного озорника на страницах журнала появился мудрый и грозный борец с коварными агентами злой волшебницы Ябеды-Корябеды - спортсмен, обладающий знаниями в объеме 5 классов и весящий 32 кг 800 гр.

Конечно, на выбор сюжета повлияли и страшно популярный в то время "шпионский роман", и фильмы о борьбе с западными резидентами. Только теперь зловредные агенты направили свои силы на то, чтобы сбить с пути праведного советских школьников. Их "хулигански-диверсионная" деятельность во многих чертах пародировала деятельность вредителей. Агенты Ябеды-Корябеды воровали, оговаривали, подстрекали, лжесвидетельствовали, саботировали, ссорили ребят, устраивали поджоги, вербовали и т.п.

"Подстрекаемые лазутчиками, ребята стали подсказывать на уроках и опаздывать в школу. В городе то здесь, то там стихийно вспыхивали ссоры. Резко возросло число дернутых за косу девчонок.
Было отмечено 57 случаев вранья, 85 - хвастовства и зазнайства, 39 обижания маленьких и даже один случай сваливания вины на другого.
Кроме того, оказалось соленым всё мороженое, продававшееся на улицах города. Вывеска магазина "Детский мир" была переправлена на "Дедский мир", а шины велосипедов, которые в нем продавались, были проколоты".

Как и настоящие агенты, герои Семенова проводили операции ("С больной - на здоровую", "Икота идёт на Федота", "С новым ходом"), использовали шифровки и новейшее техоснащение (веревку-перевертыш, телефон-автомат "Тормашки", снежки со снотворным, летающую машину "Ниточка-иголочка", жвачки, склеивающие рты и др.). В повести даже был аналог, знакомой по "Бондиане", коварной соблазнительницы - голубоглазой Тонечки - агента Локоть, втершейся в доверие к Мурзилке по принципу "Близок Локоть, а не укусишь".
После разоблачения агентов возвращали в советское общество, записывая в школу.


Мурзилка и Тонечка.

На головоломках из Ябеды-Корябеды можно легко проверять IQ детей - их наблюдательность, смекалку, память, логику. Чтобы их разгадать, надо было знать таблицу умножения, правила дорожного движения, поведения в лесу и обращения с электроприборами, кто такая колибри и то, что папуасы не живут в Парагвае. Отдельные загадки могли поставить в тупик даже взрослых.

НЕСКОЛЬКО ПРИМЕРОВ:

1) "...Мурзилка огляделся: большой камень, лежащий у стены, да кирпич всё, что он увидел.
   Мурзилка поставил на камень кирпич и встал на него. Затем, поднявшись на цыпочки, глубоко всадил ножик в стенку ямы, подтянулся и встал на него.
   Теперь Мурзилка всего на три-четыре сантиметра не дотягивался до края ямы. Но где взять эти сантиметры?

 

   И тут у него мелькнула мысль...

   КАК ВЫБРАЛСЯ МУРЗИЛКА?"


2) "Солнце клонилось к вечеру, когда поступило сообщение: из пункта А в пункт Б отправилась подозрительная туристская группа. Расстояние между пунктами - 16 километров плюс ещё половина всего расстояния между ними.

    1. КАКОВО РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ А И Б?"


3) "- Теперь я знаю, что Ябеда-Корябеда задумала что-то ужасное. А чтобы ты не мог ничего предпринять, она решила подослать к тебе своего агента.
    - Не на такого напали, - усмехнулся Мурзилка.
    - Ну так вот. Этот знаменитый делатель доброго, Костя Когтев - агент Коготь, - заключила Тонечка.
    - Не может быть!
    - Не может быть? А ты думаешь, это Карл у Клары украл кораллы?  И Клара у Карла украла крар... крал... дудочку? Это всё сделал Коготь. И подкинул вещи. Если ты сомневаешься, что кража кораллов и кларнета дело рук Когтя, взгляни на эту фотографию. На ней ваш Костя Когтев.

 

    - Эта фотография снимает все подозрения с Кости. Она поддельная.

ПОЧЕМУ МУРЗИЛКА ТАК РЕШИЛ?"


Блестяще были показаны и демагогические выверты.

"Когда Таратора открывала рот, то это действительно напоминало шквал или буран. Приходилось наклоняться вперёд, чтобы тебя не сдуло, и придерживать шапку, чтобы её не унесло бешеным напором слов.
По-разному вели себя жертвы после разговора с Тараторой. Одни долго ходили задумчивыми, испуганно вздрагивали, если к ним обращались. Другие же заражались от лазутчицы болтовнёй.
...Прошла неделя. Таратора стала считаться самой знающей и умной в классе. Стали поговаривать о том, чтобы сделать её председателем совета отряда. И никто не замечал, что ничего путного и толкового лазутчица не говорила.



"...- А о чём я сейчас подумаю? - И Мурзилка стал вспоминать где-то прочитанную фразу:

- Если "произвести все действия", то это можно сказать гораздо короче и проще: "Человеку нужно спать".


Может быть все эти достоинства сказки и померкли по мере взросления, если бы не вкусный, ироничный язык, насквозь пропитанный каламбурами и обыгрыванием детского фольклора.

"Было без пяти двенадцать, когда Мурзилка, надевший для тепла курточку, был у ямы. Вышел месяц из тумана... Вынув ножик из кармана, Мурзилка строгал прутик.
Где-то далеко часы начали бить полночь: раз, два, три, четыре, пять… Из-за кустов показался заяц. "...Вышел зайчик погулять.." - отметил про себя Мурзилка".

"Перед Кошкиным, Жучкиным, Внучкиной, Бабкиной и Дедкиным была поставлена задача: вытянуть Репкина. Но как ни старались, как ни тянули они Репкина, вытянуть его из двоек не могли. На дополнительные занятия он не ходил, на уроках не слушал, домашние задания в дневник не записывал.
Вырос Репкин, необходимо отметить, большим-пребольшим и довольно крепким".

"- Теперь второй вопрос. - Мурзилка подошёл к доске и крупными буквами написал на ней: ДУНЯ
    - Как расшифровать это слово? - обратился он к лазутчице.
    - Собственно... в некотором роде... в общем...- та совсем раскисла.
    - В общем, не знаете?
    - Собственно… в некотором смысле... как бы не знаю.
    - Это расшифровывается так.- Мурзилка стал поочерёдно показывать на буквы. Д - дураков, У - у нас, Н - нет.
    - А Я? - ликующе воскликнула Таратора".


Уже одни имена агентов заставляют вспомнить детские дразнилки и считалки: "Жадина, Говядина, Соленый, Барабан, Эники, Бэники, Дора-1, Дора-2, Помидора, Коготь, Локоть и Кулак". Эники и Бэники, как и положено по считалке, очень любят вареники.

Петр Петрович говорит исключительно словами на букву "П".

   "Пётр Петрович
    Пошел погулять.
    Поймал перепёлку,
    Пошёл продавать.
    Просил полтинник -
    Получил подзатыльник,
    Просил прощенья -
    Получил пачку печенья.

    Получив поручение, Пётр Петрович пожал плечами: "Пожалуйста!" Проглотил пельмени, почесал пятку, потёр переносицу. Потом принялся придумывать план... Прошло полчаса. Пётр Петрович просиял, поднял палец: "Придумал! Порядок!" Потом принялся поглощать прекрасные пухлые пельмени, попивая лимонад (это единственное, что он позволял себе на другую букву, потому что очень его любил)".


 Саша идет по шоссе с сушками, по улице бродит большая крокодила, гуси (один - серый, другой - белый) спасают... нет, не Рим, а двух девочек Римм, а к Ябеде-Корябеде постоянно цепляются слова-паразиты.

"- Ловко мы Мурзилку за нос водили. Так он с носом и остался. И не заметил, что под носом-то у него... Не будет теперь нос задирать. Повесил небось нос-то..."

"- Мурзилка-то - ни в зуб ногой! - стонала от смеха злая волшебница.- С кем вздумал тягаться! Мы ж на этом деле зубы съели! Не по зубам это ему, скоро зубы ему пересчитаем, в порошок сотрём. В зубной, - подумав, добавила она".

А что стоят одни названия улиц - Ненаглядная, Перевыколпаковская или Малый Агромадный переулок! Пародируется не только фольклор, но и штампы литературные штампы.

"В глубокой задумчивости слушал Мурзилка Девятую сонату композитора Бетховена".

"В глубокой задумчивости смотрел Мурзилка передачу "Спокойной ночи, малыши!". Но не милые сердцу образы Хрюши и Фили видел он. Картины недавнего путешествия на Чёрную Дыру проплывали перед его мысленным взором".

"Лазутчик застыл. Спине вдруг стало холодно. Лицу жарко, рукам влажно.  Во рту сухо. В голове гулко, в глазах пусто, в груди тесно..."

Ну и простого юмора в сказке хватало.

"- Я, к сожалению, не учусь в вашем прекрасном классе, - начала она, - но зато давно знаю вашего восхитительного будущего председателя совета отряда. С самого раннего детства. Уже тогда было видно, что это растёт, председатель. Ни разу не отказалась она есть манную кашу. Ни одной кошки не дёрнула за хвост. А пелёнки? Её мать забот не знала с пелёнками!.."

"- Нужно помочь дорожным строителям! - громыхала она утюгами.- У них испортился каток! Хватайте утюги! Бегите разглаживать ими асфальт! Кому не хватит - возьмите дома!"

Все эти компоненты, слившись в единое целое, и потрясли меня в детстве. И, видимо, не одного меня. Редакцию заваливали письмами с требованием продолжить сказку. Тут же появились завистники из всяких Союзов писателей - мол, это почему какой-то художник так уютно расположился на их территории. И хотя место под сказку сокращали, шрифт уменьшали, она продолжала выходить.

Полностью "сериал" про Ябеду-Корябеду включал в себя три цикла: первый - 1977-1978 гг., второй - 1981 г. и последний - 1983 г., где волшебница сменила имя на Катавасию (по предложению детей). Было, правда, в 1979 г. еще одно замечательное "ответвление" - повесть "Путешествие Туда и Обратно, или Научно-фантастические сны", где Мурзилка вместе с племянником Ябеды-Корябеды путешествовал, то в макромир Космоса, то в микромир элементарных частиц.

"Все вы, ребята, смотрите сны. Но происходит это без всякой системы, кое-как. То сон бывает скучным, неинтересным, то таким, что просыпаешься в поту, то вовсе никакого не увидишь. Поэтому редакция журнала начинает печатать для вас сны.

ИНСТРУКЦИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ:
Чтобы посмотреть сон, его нужно прочитать, СИДЯ в постели, когда вы уже собрались спать. Прочитав его, положите журнал под подушку и погасите свет. В случае, если изображение сна нечёткое, пропадает и т. п., проверьте, может быть, вы забыли проветрить на ночь комнату или спите на левом боку... Если изображение всё равно остаётся неудовлетворительным, вспомните, может быть, вы не делаете утреннюю гимнастику или мало бываете на воздухе..."


Сейчас трудно поверить, что столь сложные темы (наподобие "пузырьковой камеры" или ускорителя частиц) могли считаться уместными для детей младшего школьного возраста. Но Семёнов, как всегда, справился блестяще. Да еще и обогатил свой стиль новыми находками - "отставшими изображениями и разговорами", рисунками буквально изображающими выражения, вроде  "вышел из себя", "загорелись глаза" или "сошел с ума", зрительными иллюзиями вроде бесконечной лестницы и многозначительными пропусками букв, некоторые из которых сегодня могут восприняты превратно.

"- Побродишь тут, - хмыкнул Шиворот-Навыворот. - Бродить-то не по чему, п-----а кругом".
- А если сделать вот такую лестницу? -  Мурзилка   нарисовал что-то на клочке бумаги.
- Сейчас попробуем. Царь, царица, клоп, мокрица, - прошептал Шиворот-Навыворот.
К его удивлению, лестница получилась. Бесконечная лестница, ведущая всё время вверх.


Кроме научной информации повесть показывала, каким образом злобная античастица Жора вносит раздор в сообщество атома, или до чего может дойти общество потребления.

"У каждого по двести шкафов одежды. Есть костюмы, в которых чистят зубы. Одежда, которую носят при насморке. Костюм с подключенным весёлым  настроением. А есть специальная одежда, которую надевают, чтобы подойти к шкафу и выбрать одежду..."

"...Жители Антимолекулы даже в мелочах всё делали наоборот.
Если они, например, садились обедать, то первое, уж конечно, наливали не в тарелки и, понятное дело, ели его не ложками. Всё было наоборот. Суп разливали в ложки и затем тарелками его хлебали.
Это было, конечно, не очень удобно. Ложки были слишком малы для этого,  а тарелки чересчур  велики.
Поэтому ложки стали делать большущими, как миски. И без ручек. - за них всё время цеплялись, и ложки опрокидывались. А потом уже их стали делать фарфоровыми - металл очень нагревался и обжигал руки.
Тарелки же, наоборот, сделали маленькими и металлическими. Для удобства к ним приделали железную же ручку.
...Проголодавшийся Жора сел за стол. Антиобед, как вы догадались, тоже был обедом "наоборот". Начал его античастица Жора, как и положено, с третьего.
На третье был компот. Вернее, антикомпот. Ну и конечно, "компот наоборот" варился не из сухофруктов и сахара. Он был сварен, смешно сказать, из капусты и мяса К тому же его солили.
Зато второе блюдо, которое, как известно, находится посередине обеда, ничем не отличалось от антивторого - те же котлеты с картошкой.
Под конец антиобеда было первое. Но и оно, как вы понимаете, было "наоборот". Суп был заправлен сухими яблоками, грушами и сливами. К тому же он был сладким.
Так что внешне антиобед выглядел довольно обычно, но вы видели, какая за всем этим крылась сложность".


После цикла о Мурзилке Семёнов напишет очень неплохие "Записки волшебника", а в 1993 г. переиздаст рассказы об агентах единой книгой "Ябеда-Корябеда, её проделки и каверзы".



Естественно для того, чтобы объединить все три цикла в единое логичное повествование, писатель кое-что изменил, кое-что добавил (например, целую новую часть "Инопланетяне из Укромного"), а кое-что убрал. Сокращения касались, в первую очередь, отживших своё реалий советской эпохи, как то пионерские галстуки, сменная обувь, или обязательный магазинный перерыв с 13 до 14. Кроме того, пришлось добавить комментарии, где объяснялся устаревший детский фольклор, а то и вовсе элементарные вещи. Уровень образованности детей и их интересы разительно менялись.

К сожалению, больше повести Семёнова не переиздавались. Сам он сменил множество работ и, по последним данным, жив и в одиночку воспитывает пятерых детей, оставшихся ему от нерадивых жен.


Александр Семёнов с детьми (2007 г.)

Однако мое поколение, как оказалось, не забыло его творчество. Силами энтузиастов в Интернете были опубликованы все сканы повестей Семенова из старых "Мурзилок".
Переживет ли борец с агентами - Мурзилка - "недетские" времена? Будем надеяться, что нашими усилиями - да.

P.S.:

ВНИМАНИЕ!

Все, кто желает вспомнить произведения А. Семёнова о Мурзилке или или ознакомиться с ними, могут сделать это
ЗДЕСЬ >>>

Автор статьи: Сергей Курий

   « назад




Складные, металлопластиковые окна Киев. Дистрибюция Продажа металлопластиковых окон Киев .
dom-okon.com.ua
Возможность заказать билеты через интернет
parallaks.com
Фотографии кроватей мебели для спальни
dekonte.ru

Последний номер
2015/№1 (виртуал.)