Журнал для интеллектуальной элиты общества  
 
 

Сергей Курий - "Оседлать Пегаса, или Как писать стихи"    
январь 2012


Сергей Курий
 

"Оседлать Пегаса,
или
Как писать стихи"

(пособие для начинающего поэта)

Ростов-на-Дону, Феникс, 2012.



Количество страниц - 220
Переплет - мяг.цел.
Формат  - 84Х108/32


"Необходимо постоянно изучать технику своего искусства,
чтобы не думать о ней в минуты творчества".
(Эжен Делакруа)



АННОТАЦИЯ ИЗД-ВА:

Эта книга приоткроет дверь в удивительный мир поэзии, обучит основным правилам стихосложения, поможет сформировать у читателя представление о самом предмете и сути поэзии, покажет все разнообразие технического арсенала и форм, уже накопленных предыдущим поэтическим опытом, и поможет предостеречь от самых характерных и распространенных ошибок всех неофитов. Без всего этого начинающий поэт будет постоянно бродить уже вытоптанными дорогами и «изобретать велосипед».
Книг по стихосложению существует немало, однако большинство их написано тяжелым научным языком. Человека, впервые соприкасающегося с поэзией, они, вероятнее всего, отпугнут. Автор этой книги излагает основы поэтического творчества понятным простым языком, свободным от всего того, что затрудняет первое знакомство с поэзией.


Прочесть книгу "Оседлать пегаса" можно на моём сайте здесь >>>

---------------------------

СОДЕРЖАНИЕ:

ВСТУПЛЕНИЕ

1. Чем поэзия отличается от прозы?
Поэзия на границе с прозой. - Рифмовать не обязательно. - Что такое "складно"? - Поэтический язык и "проза жизни". - "Имей слова - мысли придут". - Определения поэзии от великих людей.

2. Зачем люди пишут и читают стихи?
Видеть и чувствовать иначе. - Можно ли писать стихи "для себя"? - Пропуск в мировую культуру. - Практическая польза поэзии.

3. Ритм и размер
Ритм - каркас стихотворения. - Стихи, строфы и паузы. - Системы стихосложения. - Стопа. - Кому нужны стихотворные размеры? - Ямб, хорей, дактиль, амфибрахий анапест. - Вольный стих. - Убывание и рост (логогрифы и ропалики).

4. Звукопись: рифма
Благозвучие и звуковые повторы. - Чем хороша и плоха рифма? - "Палка-селедка", или как нельзя рифмовать. - Рифмы закрытые и открытые, мужские и женские. - Рифмы в конце, начале и середине. - Рифмы богатые и бедные, точные и приблизительные. - Можно ли рифмовать "палку" с "палкой"? - Три "косы": каламбурные рифмы. - Монорим и рассеченная рифма. - "Читатель ждет уж рифмы "розы"..." (банальные рифмы). - Способы рифмовки (aa bb, abab и др.) - "Не рифмуется..." (холостая рифма)

5. Звукопись: еще о звуковых повторах, приемах и ошибках
"Чуждый чарам черный челн..." (аллитерации и ассонансы). - "Каркнул ворон "Nevermore!"... (звукоподражание). - Никакого "Р"! (липограммы) - Только "П"! (тавтограммы) - Повторенье - соль стихотворенья. - "У, жопа, стой!" (неблагозвучные скопления и неожиданные слияния).

6. Строгие строфические формы
Строгие стражи поэзии. - Может ли стихотворение быть в одну строку или вообще без слов? - Двустишия и четверостишия. - Терцинами проложен путь в ад. - Катрены + терцеты = Сонет. - Тяжел же ты, "Венок Сонетов"! - Онегинская строфа. - "Любимая, дай спеть тебе канцону..." - Октава. - Тасуем рифмы и строки (секстины, триолеты, рондо и рондели). - Лимерики - английские "чепушинки".

7. О других формах и жанрах
Эпос, лирика и драма. - Такая разная баллада. - Раздумья и грусть (стансы и элегия). - Хвалебные жанры (ода и мадригал). - "Мораль сей басни такова..." - "Огонь нежданных эпиграмм..." - "Три гирлицы под виндом..." (макароническая поэзия). - Подражание подражанию рознь. - Стилизация и реминисценция. - Центон - модель для сборки. - Зачем посвящают стихи?

8. Стихотворения без рифмы
Века без рифмы. - Белые стихи. - Как верлибр приблизился к прозе. - Стихотворения  в прозе. - Стоит ли злоупотреблять верлибром и выдавать прозу за поэзию?

9. Восточная поэзия
Танка и хайку (хокку). - В чем прелесть знаменитого хайку о прыгнувшей лягушке? - Можно ли создать русское хайку? - Страсть к повторениям в мусульманской поэзии. - Рубаи, газель, касыда, муссадас, диван.

10. Визуальная поэзия и графические приёмы
Акростихи, мезостихи, телестихи, абецедарии. - Образы, составленные из строчек (фигурные стихи). - Задом наперед (палиндром, анацикл, реверс). - Как графически оформить стихотворение? - "Лесенка" Маяковского, тире Цветаевой и мобильные "смайлики".

11. Слова. Образы. Темы.
Мир глазами поэта. - Что такое «рвакля», «шорьки» и «убещур»? (неологизмы и заумь) - Абсурдная поэзия ОБЭРИУтов. - Что поэт может делать со словами? - Образы, одетые  в эпитеты, метафоры, гиперболы. - Образы банальные, двусмысленные и ошибочные. - Какие темы в поэзии наиболее популярны? - Что такое «поток сознания»?

12. От вдохновенья до стихотворенья (поэтическая практика)
Что такое вдохновенье и стоит ли его ждать? - Как не стать "чукчей-писателем"? - Что иметь под рукой? - Черновики и чистовики. - Править? Сократить? Отложить? Бросить? - Творческое "похмелье". - К кому обращаться за помощью?

13. Графоманы, критика и поэтическая среда
Стихотворение написано. Что дальше? - Зачем нужна поэтическая среда: ее плюсы и минусы.  - Как оценить поэта? - Как реагировать на критику? - Ищите своего читателя. - Поэтические игры и конкурсы. - Кто такой графоман и как им не стать?

14. Поэтический сборник
Как оформить поэтический сборник? - Вступительные статьи, биография, комментарии. - Картинки и рамочки. - Отбор и расположение стихотворений. - Осторожно: редактор!

15. Чему служит поэзия? (о «высоком» и «низком»)
Поэзия - «штык» или «замок из слоновой кости»? - Политическая конъюнктура. - Должна ли поэзия быть понятной? - Нужно ли стремиться к простоте? - Поэзия от Бога или от Дьявола?

ЭПИЛОГ

 


<<< вернуться на главную страничку Сергея Курия 


 

   « назад





Последний номер
2015/№1 (виртуал.)