Журнал для интеллектуальной элиты общества  
 
 

АКВАРИУМ - 2. История песен "Старик Козлодоев", "Мочалкин Блюз", "Десять Стрел", "Иванов" /С.Курий/    
"Время Z" №2/2013

Хиты Бориса Гребенщикова
и группы АКВАРИУМ:
 

1) История песен
"Старик Козлодоев", "Мочалкин Блюз" (1981),
"Десять Стрел", "Иванов" (1981-82)


Задняя сторона обложки альбома "Акустика" (1981-82 гг).

Автор статьи: Сергей Курий

<<< часть 1


"Старик Козлодоев", "Мочалкин Блюз" (1981)

Гребенщиков до сих пор недоумевает, какого рожна он написал эту песню. Вроде бы текст он набросал, сидя в одной из кофеен, но что конкретно вдохновило его на издевательскую сагу о дряхлом ловеласе, ползущем к девушкам по крыше в мокрых брюках - хоть убей, не помнит.
Зато хорошо помнит, как исполнил "Козлодоева" в гостях у каких-то вполне зрелых и обеспеченных москвичей и изумлённо услышал в ответ: "Да, "Старик" - это про нас песня".

БГ:
"Я был так поражен, потому что я никак не представлял, что считающие себя серьезными, москвичи смогут так легко отнести эту песню к самим себе".

Позже Гребенщикову даже пришлось пояснять особо умным журналистам, что Козлодоева он с собой не ассоциирует, а песня вообще "про старческий маразм". От себя добавлю, что "пронырливый коростель" - это такая птичка из семейства пастушковых.

Впрочем, на альбоме "Треугольник" 1981 года эта песня смотрелась вполне на месте, ибо он был задуман, как некий сборник самых абсурдных и стёбовых произведений АКВАРИУМА, некоторые из которых были сочинены ещё в начале 1970-х на стихи Анатолия Гуницкого - одного из основателей группы и поставщика совершенно безумных текстов (возьмите хотя бы "Гибралтар-Лабрадор" в исполнении В. Бутусова).

Второй хит "Треугольника" - "Мочалкин блюз" - был впервые записан ещё в 1973 году для альбома "Искушение святого Аквариума" - как раз в тандеме БГ-Гуницкий, хотя автором и музыки и слов в этой песне выступил только Борис. Слушать ту запись без слёз было невозможно <слушать>. И вот, когда подвернулась возможность песню перезаписать, БГ решил пригласить в студию Тропилло своего приятеля - Сергея Курёхина.


Сергей Курёхин, Борис Гребенщиков и Пётр Трощенков.

Курёхин в отличие от музыкантов АКВАРИУМА был профессиональным пианистом. И, хотя сфера его интересов лежала больше в области джаза и авангарда, позабавиться он был тоже не прочь. Придя в ужас от исполнительского «мастерства» "аквариумистов", он быстренько взял дело в свои руки и придумал к "Мочалкиному блюзу" замечательную аранжировку.


Гребенщиков во время записи композиции "Мочалкин блюз".

БГ:
"Курехин играл на фортепиано, Кондрашкин - на барабанах, Фан бухал на басу, находясь в другой комнате в наушниках, включенных напрямую в пульт. Я пел и вился вокруг микрофона... когда поешь, выделываешь из себя все что угодно. Рядом стоял пионер с отвисшей челюстью и смотрел, как взрослый дядя ведет себя словно Мик Джаггер на кислоте. Зрелище было незабываемое, в особенности - глазами школьника... Его звали Леша Вишня".

Рояль Курёхина в этой песне и "пищалки" в "Козлодоеве" - стали опознавательными знаками записи 1981 года <слушать>.

Широким массам обе песни стали известны в 1987 году, когда они вошли в саундтрек перестроечного к-ф С. Соловьёва - "Асса" (не устану повторять, что считаю этот фильм дурацким в самом плохом смысле этого слова). Кстати, БГ мог вполне сыграть в этом фильме роль Мальчика Бананана, но, слава Богу, отказался.

Хотя записи "Треугольника" были вполне достойны, на "Мосфильме" было правило - включать в кино лишь песни, записанные на их студии. "Козлодоева" и "Мочалкин блюз" переписали заново, при этом в "Блюзе" скрипка была записана так громко, что, когда она вступала, я постоянно вздрагивал.
На пластинку "Асса" эта песня вошла с вокалом Гребенщикова. Зато в кино её исполнял скрипач Сергей Рыженко, ну, а исполнитель роли Бананана - Сергей Бугаев - только открывал рот.

Зато благодаря словарику, сопровождающему кадры с песней, народ мог полностью понять все те хипповские словечки, которыми БГ обильно усыпал "Мочалкин Блюз". Все узнали, что мочалки - это легкомысленные девушки, шуз (от англ. shoes) - обувь, прикид - одежда, а мать - панибратское обращение к девушке (и никакого намёка на инцест).


"Десять Стрел" (1981-82)

Замечательную фентези-песню про десять стрел на десяти ветрах я полюбил сразу, несмотря на довольно сумбурный текст. Однако далеко не сразу я узнал, что авторство самого БГ текстом и ограничивается.
По словам Гребенщикова музыку сочинил его приятель - Юрий Дышлов, а он не удержался и за 10 минут придумал к ней слова. Как известно, БГ был большим поклонником не только восточной мудрости, но и всяких кельтских мифологических штучек - поэтому в песне тут же появились белые волки с единорогами и "лук, сплетённый из ветвей и трав".

Песня вошла в 1982 году в альбом "Акустика", где Борису подпевала Ольга Першина (в это же время она записала целый альбом на стихотворный цикл БГ про Иннокентия и Полтораки).



А в 1994 году свой пространный "медитативный" кавер на "10 стрел" записала Настя Полева, походя вставив в него проигрыш из другой песни АКВАРИУМА "Поколение Дворников" <слушать>.

См. также другие каверы:

Колибри – 10 стрел

Краснознаменная дивизия имени моей бабушки - 10 стрел


"Иванов" (1981-82)

На том же альбоме "Акустика" располагалась ещё одна, знаменитая в те времена песня, о человеке со стандартной фамилией Иванов. В ней с изрядной долей грустной иронии и даже самоиронии ("он живёт на Петроградской в коммунальном коридоре между кухней и уборной...") описаны будни питерского интеллигента-маргинала - чтение Сартра вперемежку с пьянками-гулянками. Недаром на одном из концертов Гребенщиков предварил песню словами: "Была такая книга - "Герой нашего времени". Вот еще один «герой»...".

Иванов на остановке,
В ожиданье колесницы,
В предвкушеньи кружки пива -
В понедельник утром жизнь тяжела;
А кругом простые люди,
Что, толпясь, заходят в транспорт,
Топчут ноги Иванову,
Наступают ему прямо на крыла.
И ему не слиться с ними,
С согражданами своими:
У него в кармане Сартр,
У сограждан - в лучшем случае пятак...

Слушать оригинальную запись 1982 года >>>

Забавно, что "простые люди" действительно не знали о таком философе-экзистенциалисте, как Жан-Поль Сартр, и вместо этого слышали "У него в кармане сахар". Сегодня же молодым людям, скорее, придётся объяснять другое - что "пятак" (5 копеек) - был в те времена обычной ценой проезда в общественном транспорте.
Что до музыки, то БГ как-то признался, что "Иванов" целиком навеян песней Брайана Ино. Какой, правда, не пояснил, но мне кажется, что имеется в виду та же самая песня, что вдохновила ещё один хит Гребенщикова - "Плоскость". А именно - "Here he comes" из альбома "Before And After Science" (1977). Есть определённая схожесть в мелодике всех трёх песен, хотя виолончель Всеволода Гаккеля придаёт "Иванову" свой неповторимый колорит. <сравнить Ино и БГ>
В этой песне БГ цитирует не только Ино, но и самого себя, ведь последняя строчка - цитата из старой песни Гребенщикова "С той стороны зеркального стекла":

А потом приходит утро,
Все прокурено и серо,
Подтверждает старый тезис,
Что сегодня тот же день, что был вчера.

Кавер группы ТЕХНОЛОГИЯ:

Борьбе с косностью существования и прозябания в своём ограниченном мирке будет посвящена и следующая песня Гребенщикова - "Прекрасный дилетант".

2) История песен "Прекрасный Дилетант" (1981),
"Пепел" (1982), "Рок-н-Ролл Мёртв" (1983) >>>

   « назад





Последний номер
2015/№1 (виртуал.)