Журнал для интеллектуальной элиты общества  
 
 

МАШИНА ВРЕМЕНИ - история песни "Поворот" (1980) /С. Курий/    
"Время Z" №1/2014

МАШИНА ВРЕМЕНИ -
"Поворот" (1980)
История песни


Автор статьи: Сергей Курий

В начале 1980-х в советской газете "Московский комсомолец", наконец-то, появляется первый отечественный хит-парад. И в 1981 году его возглавляет не "песня Союза Композиторов на стихи Союза Писателей", а забойный рок-хит "Поворот". Эта композиция продержится на 1-м месте целых полтора года, а МАШИНА ВРЕМЕНИ на время станет бесспорно самой популярной группой СССР...

А ведь буквально за год до прорыва группа находилась на стадии полураспада - её покинули Сергей Кавагое и Евгений Моргулис. Но оказалось, что нет худа без добра. В это же время распадался и другой популярный коллектив 1970-х - ВИСОКОСНОЕ ЛЕТО. Один из его участников - Александр Кутиков - уже когда-то играл с МАШИНОЙ, поэтому, долго не раздумывая, возобновил сотрудничество с Андреем Макаревичем. Мало того - он привёл к нему из ВИСОКОСНОГО ЛЕТА ещё двух ценных музыкантов - барабанщика Валерия Ефремова и клавишника Петра Подгородецкого.

В 1979 году возрождённая МАШИНА ВРЕМЕНИ включает в свою концертную программу новые песни - "Свеча", "Три окна", "Снег" и самое главное - "Поворот".
Официально за "Поворотом" числятся целых три автора. С автором текста всё предельно ясно - им был Андрей Макаревич. А по поводу музыки до сих пор кипят недюжинные споры - кто же всё-таки "более истории ценен" - Кутиков или Подгородецкий?


А. Кутиков, В. Ефремов, А. Макаревис и П. Подгородецкий.

Причиной споров стали скандальные мемуары Подгородецкого "МАШИНА с евреями", где он прямо заявляет, что сочинил мелодию "Поворота" ещё во время службы в армии, и изначально она напоминала не ревущий рок-хит, а любовный опус в духе итальянской эстрады.

П. Подгородецкий:
"До сих пор тешу себя надеждой, что найдется какой-нибудь италоязычный поэт, который придумает к ней стихи. Это будет второе рождение "Поворота“, который не стыдно будет исполнить какому-нибудь Тото или Пупо. Когда я рискнул предложить ее для исполнения, Кутиков немедленно раскритиковал материал, говоря, что это нуднятина в стиле Макара. Потом попробовал сыграть ее быстрее. "Да это же прямо ИГЛЗ какие-то“, – сказал обычно молчаливый Валера Ефремов".

А вот по словам Кутикова ситуация выглядела с точностью до наоборот. Мол, ещё во время работы в ВИСОКОСНОМ ЛЕТЕ он услышал, как Подгородецкий "наигрывал какую-то гармонию на пианино".

А. Кутиков:
"И вдруг я понял, что у меня в голове появилась офигительная тема. Я сказал ему: "Петь, давай я тебе сейчас напою мелодию, а ты ее гармонизируй". И сходу спел весь будущий "Поворот".

А. Макаревич:
"Обычно Кутиков, как всегда переполненный мелодиями, но плохо знавший расположение клавиш, напевал Пете на ушко что-то такое, и это немедленно находило воплощение в конкретных звуках".

Впрочем, Макаревичу первоначальный вариант категорически не понравился. Он был слишком медленный, сладкий, лиричный. Андрей обозвал его "Сентиментальным чудовищем" и "розовыми слюнями" и заявил, что на такую музыку текст сочинить просто не в состоянии.
Тогда Кутиков сыграл ту же мелодию в пять раз быстрее и жёстче. «А вот это ничего» - сказал Макаревич и удалился на два часа в ресторанчик. Там, попивая пиво, он одним махом сочинил аж два текста - "Поворот" и "Ах, что за Луна". Последний был написан на музыку Подгородецкого и специально заточен под его исполнение. Дело в том, что клавишник немного картавил, поэтому Макаревич умудрился написать текст без единой буквы "р", чем страшно гордился. А вот к тексту "Поворота" относился без особого восторга - написал и написал.

Между нами говоря, я вообще считаю текст "Поворота" одним из самых слабых в творчестве МАШИНЫ. Чего только стоят пассажи: "Но - тут уж все равно" и "Вы кое в чём сильны…" (т.е. не то, чтоб сильны, а так - кое в чем…). Да и залихватское утверждение, что не стоит бояться поворота, даже если за ним пропасть - тоже весьма спорно.

Ироничные рисунки Вячеслава Бутусова к песне "Поворот":





Зато, благодаря хриплому мощному вокалу Кутикова, песня звучала весьма бодро, да и под гитару хором распевалась замечательно.

А. Кутиков:
"Никто бы не смог спеть «Поворот» так, как я его пою. Да и, вообще, любые песни МАШИНЫ, исполняемые мной, никто так же не споет. И те вещи, которые поет Женька Маргулис – только ему подходят".

П. Подгородецкий:
"...никому из рок-болельщиков не могло даже прийти в голову, что Кутиков, таким мужественным голосом поющий «Выезжайте за ворота и не бойтесь поворотов…», на самом деле не только не умеет водить машину, но и трясется при мысли о том, что ему предложат сесть за руль".

Впрочем, поначалу "Поворот" особо не выделяли. А директор группы Мелик-Пашаев и вовсе назвал песню ужасом и кошмаром.

А. Бутузов, участник МАШИНЫ ВРЕМЕНИ:
"Летом 79-го мы втроем, Кутиков, Ефремов и я, поехали в Коктебель... В Коктебеле Кутиков пел всем на костровых посиделках «Поворот». А ему говорили: «Ну, тебя с твоим "Поворотом“, отдай гитару вот тому парню, он нам "Отель Калифорния“ споет». МАШИНУ ВРЕМЕНИ никто из крымских отдыхающих особо не знал. В Москве, в Питере, в университетских городах – знали, а в стране в целом – нет".

Ситуация изменилась, когда группа ушла под крыло Росконцерта, обрела официальный статус и стала активно гастролировать. И в 1980 году массовый слушатель узнал и полюбил "Поворот". Слава песни была настолько повальной, что композитор Владимир Матецкий в шутку назвал её новым гимном Советского Союза.

Но вот парадокс тех времён... Хотя "Поворот" по пять раз на дню крутило «Radio Moscow» (специально созданное под Московскую Олимпиаду - 80), его текст долгое время не был залитован (т.е. официально разрешён к исполнению). По словам Макаревича редакторы Росконцерта "имели сомнения относительно того, какой именно поворот мы имели в виду". А в 1982 году в "Комсомольской правде" напечатали печально известный пасквиль "Рагу из синей птицы", где писали следующее:

«…Откуда такое неверие? Очевидно, лирический герой МАШИНЫ ВРЕМЕНИ слишком много лавировал и изменял самому себе:

"Мы себе давали слово
Не сходить с пути прямого,
Но!
Так уж суждено…"».

Тем не менее, когда ситуацию с "Поворотом" утрясли, она стала приносить хороший доход. Сам тариф за авторские права был маленьким, но если песню начинали распевать во всех кабаках СССР, то тут же набегала нехилая сумма. Подгородецкий в своей книге утверждал, что только за "Луну" и часть "Поворота" и "Скачек" он получал отчисления в размере 1200-1500 рублей в месяц (сумма по тем временам космическая).

Интересно, что МАШИНУ ВРЕМЕНИ в те времена довольно активно "кусали" и "независимые" рокеры, вроде Майка Науменко и Юрия Шевчука, которые считали, что творчество группы стало слишком "конформистским".
Тем не менее, бесспорный талант музыкантов и волна народной любви позволили группе не до конца растерять в море житейских компромиссов со старыми и новыми властями свой звездный статус. До сих пор на концертах МАШИНЫ ВРЕМЕНИ толпы людей наизусть распевают "Поворот" - иногда даже без участия Кутикова. Недаром музыканты группы в шутку прозвали свой хит "народной старинной ритуальной песней".


Автор: Сергей Курий 


   « назад





Последний номер
2015/№1 (виртуал.)