Журнал для интеллектуальной элиты общества  
 
 

История военных песен Высоцкого, ч.1: «Братские могилы», «Штрафные батальоны», «Солдаты группы «Центр» /С. Курий/    
"Время Z" №1/2014

История военных песен
Владимира Высоцкого

Часть 1:
«Братские могилы» (1963), «Штрафные батальоны» (1963),
«Солдаты группы «Центр» (1965)


Высоцкий в фильме "Я родом из детства".

Автор статьи: Сергей Курий

<<< Вступление


«Братские могилы» (1963)

Сам Высоцкий всегда называл «Братские могилы» своей первой военной песней. Символично, что впервые она была исполнена в 1963 году на дне рождения отца Высоцкого - Семёна Владимировича - полковника и почётного гражданина городов Кладно и Праги. Как и во многих других героических песнях, в «Братских могилах» слышен пульс и дух баллад Киплинга, влияние которого на Высоцкого трудно переоценить. Сама суть групповых захоронений на местах массовых битв выражена гениальными строчками:

Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче - гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы -
Все судьбы в единую слиты.


Братская могила в городе Красный Кут.

Поначалу Высоцкий предлагал песню для спектакля Театра на Таганке "Павшие и живые", в котором играл. Она прекрасно подходила для сцены, когда прямо на сцене зажигался Вечный Огонь, но по каким-то соображениям режиссёра Юрия Любимова в спектакль так и не вошла.
Зато попала в к-ф "Я родом из детства", снятый в 1966 году на студии "Беларусьфильм" режиссёром Виктором Туровым, где Высоцкий сыграл роль танкиста Володи. Кстати, первоначально песни в фильм не планировались. Но, когда Высоцкий приехал на съёмки, то оказалось, что в его творческом багаже накопилось немало военных песен - "Высота", "Звёзды", "Штрафные батальоны"...


Высоцкий в фильме "Я родом из детства".

В. Высоцкий:
«"Беларусьфильм", пожалуй, единственная студия, где так бережно используются песни в фильмах всегда. Виктор Туров, другие ребята, которые работают здесь, находят возможность и место для этих песен, чтобы они были на равных с изображением».


Высоцкий в фильме "Я родом из детства".

Правда, «Братские могилы» в фильме прозвучали не в авторском исполнении. Жена режиссёра - Светлана Турова - вспоминала, что было много споров по поводу того, кто должен исполнять песню. И чтобы не было проблем с согласованием фильма (имя Высоцкого уже тогда было одиозным), решили, что песню должен исполнять Марк Бернес.


Марк Бернес.

Воспоминания же жены Бернеса - Лилии Михайловны - рисуют немного другую картину. Высоцкий пришёл к знаменитому исполнителю "Тёмной ночи" и предложил ему на выбор несколько песен. Бернес остановился на «Братских могилах», но с одним условием - он изменит звучание этой песни под себя. Марк Наумович мотивировал своё условие так:  "Володя, мне нужна мелодия, без этого я петь не могу". И, действительно, в фильме эта песня прозвучала несколько иначе - более мягко и душевно.

Высоцкий, разумеется, не возражал, а после смерти Бернеса нередко посвящал «Братские могилы» его памяти.

В. Высоцкий:
«Я с ним был знаком, в конце жизни дружил с ним, и он пел эту песню и на концертах потом. А нам нужен был голос, который бы звучал после войны сразу. И во время войны. Чтоб было такое узнавание голоса. И вот во время сцены, когда женщины с заплаканными глазами подходят к стене, которая вся выщерблена пулями и снарядами, и кладут к могиле неизвестных солдат, кто цветы, кто зелень, в это время Марк Бернес поёт эту самую песню...
И вот после этого фильма мы получали много писем. И даже было одно письмо от женщины, на глазах которой в 42-м году расстреляли двух её сыновей. Она лишилась памяти. В течение многих-многих лет всё силилась вспомнить, где же это было. И вот она нам написала письмо, что когда зазвучала песня "Братские могилы", то она вспомнила это место, где случилась эта трагедия. А этого места не было. Мы его сами построили. Вы понимаете? Но было такое сильное воздействие на неё вот этой вот сцены: сочетание музыки, текста и изображения вместе, что она подумала, что вот это было здесь на самом деле».

Как бы там ни было, песни из к-ф "Я родом из детства" стали первым "официальным" признанием Высоцкого, как автора-исполнителя. В этом качестве его имя было указано в титрах, а 21 августа 1966 года «Братские могилы» в исполнении Бернеса прозвучали по радио. В 1967 году текст песни был напечатан в журнале "Новые фильмы", став первой публикацией Высоцкого в прессе, а сама песня выходила на пластинках-миньонах в 1972 и 1979 годах.

В. Высоцкий (на концерте, июнь 1980 г.):
«Почему я начал с этой песни "Братские могилы"? Ну, чтобы у вас исчезли последние сомнения в том, что перед вами тот самый человек, которого вы ждали. Потому что так много появилось подражателей в последнее время, что я сам иногда на магнитофонных плёнках не различаю — где я, где кто».


«Штрафные батальоны» (1963)

Кроме "Братских могил" в к-ф "Я родом из детства" прозвучали и другие песни Высоцкого - кстати, все в авторском исполнении. Правда, из них относительно цельно прозвучала лишь "В холода" - стилизация, написанная бардом, специально для фильма. Что касается песни "Звёзды", то её куплеты звучат в разных сценах - так сказать, в разрозненном виде. Ну, а от песни «Штрафные батальоны» в фильме и вовсе осталась пара строчек, которые голосом Высоцкого исполняет под гармошку инвалид на рынке.
Удивляться тут нечего. Тема уголовников, принимающих участие в Великой Отечественной войне, всегда казалась официальной культуре "скользкой". И именно по этой причине она даже стала на какое-то время модной в среде кокетливо диссидентствующей интеллигенции (взять хотя бы слезливую "Балладу о штрафном батальоне" Е. Евтушенко). Догадываюсь, что и притягательность блатного жанра заключалась, прежде всего, в его запрещённости, когда воры и бандиты воспринимались, как некие "рисковые вольные" люди, противостоящие Системе. Ну, да Бог им судья...
Что касается Высоцкого, то песня про штрафные батальоны стала для него знаковой - своеобразным синтезом блатной и военной тематики. В отличие от баллады Евтушенко она сурова и отчаянна - вполне в духе того же Киплинга.

За этот час не пишем ни строки -
Молись богам войны, артиллеристам!
Ведь мы ж не просто так - мы штрафники,
Нам не писать: "...считайте коммунистом".

Перед атакой - водку, - вот мура!
Свое отпили мы еще в гражданку,
Поэтому мы не кричим "ура" -
Со смертью мы играемся в молчанку.

Людмила Абрамова, 2-я жена Высоцкого:
«Эти выходы вне человеческого понимания, выше собственных возможностей: они у Володи были, и их было много, и происходили они совершенно неожиданно. Идут у него "шалавы", например, и потом вдруг и "штрафные батальоны". Тогда он этого не только оценить, но и понять не мог. А это был тот самый "запредел". У интеллигентных, умных, взрослых людей, таких как Галич и Окуджава - у них такого не было. У них очень высокий уровень, но они к нему подходят шаг за шагом, без таких чудовищных скачков, без запредела».

При этом, романтизируя штрафные батальоны, Высоцкий умудряется избежать множества мифов и лжи, бытующих об этих войсках. То, что штрафбаты использовали на опасных участках фронта и то, что основной наградой за героизм были медали "За отвагу" - чистейшая правда.
А вот известный сериал "Штрафбат" собрал, по-моему, все возможные глупости и антисоветские слухи на эту жареную тему (про фильм Михалкова "Утомлённые солнцем" умолчим в виду его полной неадекватности).
На самом же деле:
1) Войну выиграли не одни только зэки.
2) Штрафбаты стали формировать лишь летом 1942 года. Максимальное количество штрафрот приходится на 1943 год - 335, а 1944 году уменьшается до 11-ти.
3) Пулемётами в бой их не гнали.
4) Командующие из заключённых не назначались (максимум - штрафники могли быть сержантами).
5) Раненые и отличившиеся в боях штрафники представлялись к освобождению, а погибшие восстанавливались в звании и правах автоматически. Семьям погибших штрафников выделялись такие же пенсии, как и другим.


«Солдаты группы «Центр» (1965)

Можете ли вы представить себе Высоцкого в образе Гитлера? А ведь это была одна из его ролей в упомянутом выше спектакле "Павшие и живые", премьера которого состоялась в Театре на Таганке 4 ноября 1965 года. Сам спектакль был посвящён поэтам и писателям, участвовавшим в Великой Отечественной войне, и каждый актёр играл сразу несколько ролей. Высоцкому достались роли двух поэтов - Михаила Кульчицкого и Семёна Гудзенко, а в новелле «Диктатор-завоеватель» он одновременно сыграл Чаплина и Гитлера.


Владимир Высоцкий в спектакле «Павшие и живые» в роли Семена Гудзенко.

В. Высоцкий (июнь 1976 г.):
«Причём мне сразу там рисуют чёлку на сцене, рисуют усы, и я, значит, начинаю говорить там всякие тексты этого бесноватого фюрера. А в это время по двум боковым дорогам, спускаются четверо немецких солдат, бравые и наглые, какими они были в начале войны. Ну, как они уходили, это тоже все знают — а тогда они надеялись на блицкриг. И вот первый раз за всю свою жизнь, я написал песню в этот спектакль. Причём, не для себя, а для персонажей».


Владимир Высоцкий в спектакле «Павшие и живые» в ролях Гитлера и Чаплина.

Речь идёт о песне «Солдаты группы «Центр», которая исполнялась от лица фашистских солдат, марширующих по выжженной Украине. Высоцкому пришлось вжиться в роль вражеских персонажей и при этом не затушевать их грабительскую безжалостную суть.

Пред нами всё цветет,
За нами все горит.
Не надо думать, с нами тот,
Кто всё за нас решит.


Владимир Высоцкий в спектакле «Павшие и живые».

В. Акимов:
«Солдаты группы "Центр"» он написал весной - 27 апреля 1965 года. Это было на квартире у Левы Кочаряна. Мы сидели, болтали о чем-то, а Володя... взял гитару, ушел в другую комнату и какое-то время не появлялся. Затем приходит и спрашивает меня: «Какая из групп немецких армий воевала на Украине?» ...И я ему ответил, что в основном там действовала группа немецких армий «Юг», но участвовала группа «Центр», которая двигалась по Белоруссии, захватывая при этом северные области Украины. Володя выслушал, кивнул и снова ушел, а мы, совершенно не придав этому значения, продолжали разговор. Потом он вернулся и с ходу спел эту песню. Уже потом я Володю спросил, почему, дескать, ты взял в песню все-таки «Центр»? Ведь в основном шла все же группа «Юг»? А он отвечает: «Ты пойми, «Центр» — слово намного лучше. Это как затвор щелкает!».

Песня была специально заказана Высоцкому Любимовым для спектакля, по поводу чего даже заключили договор.
Кстати, в первоначальном варианте в тексте присутствовал куплет, который позже обычно сокращался.

И все-то мы умеем,
Нам трусость не с руки.
Лишь только б не тускнели
Солдатские штыки!
По черепам и трупам, за метром - метр,
Идут по Украине солдаты группы "Центр"...

часть 2 «Военная Песня» ("Мерцал закат, как сталь клинка...") (1966), «Як-истребитель» (1968) >>>.

   « назад





Последний номер
2015/№1 (виртуал.)