Журнал для интеллектуальной элиты общества  
 
 

Рок-толкование песен группы АГАТА КРИСТИ: альбом "Майн Кайф?"    

ВНИМАНИЕ!
Проект "РОК-ПЕСНИ: толкование" переезжает на новый сайт:
http://www.kursivom.ru/
Туда уже перенесён раздел группы АГАТА КРИСТИ.
Теперь все обновления будут происходить по этому адресу.

Автор и модератор проекта - Сергей Курий.

"Майн Кайф?" (2000)

 


1. Пролог. Убитая любовь
(Г. Самойлов)

2. Пират
(Г. Самойлов)

3. Секрет
(Г. Самойлов)

4. Красная Шапочка
(Г. Самойлов)

5. Альрауне
(Г. Самойлов)
 
6. На дне
(Г. Самойлов)

7. Выпить море
(Г. Самойлов)

8. Ein Zwei Drei Waltz
(Г. Самойлов)
 
9. Странное Рождество
(Г. Самойлов)

10.Четыре слова
(В. Самойлов - В. Самойлов, Г. Самойлов)

11.Месяц
(Г. Самойлов)

12.Ветер
(Г. Самойлов, В. Самойлов - Г. Самойлов)
 
13.Снайпер
(Г. Самойлов)

14.Эпилог. На краю
(Г. Самойлов)



Вадим Самойлов - вокал, гитары, клавишные  
Глеб Самойлов - вокал, гитары, клавишные  
Александр Козлов - клавишные  

программирование - Олег Зуев  
звук, сведение - О. Зуев, В. Самойлов  
записано на "АГАТА КРИСТИ Home Studio", г. Москва,  осень 1999г. - весна 2000г.



* * *

Из интервью с А. Котовым, 11.05.2000 год:

- Итак, Андрей, новый долгожданный альбом "Агаты Кристи" выйдет...
- Выход намечен на конец мая.
- И называется он "Майн кайф".
- Так совпало, что альбом с этаким неоднозначным названием написан в год 55-летия Победы над фашисткой Германией. Но пусть это не шокирует людей нашей страны. При прослушивании альбома нехороших аналогий не возникает. Идеологической направленности он не носит. Просто это... разбор жизненных ощущений человека, его поведения, движений его души в экстремальной ситуации. А экстремальной ситуацией выбрана война. Ну, совпало вот так!
- Кто придумал название?
- Глеб.
- Все песни на альбоме опять Глеба, что ли?
- Нет. Две песни написал Вадик - и музыку, и стихи. Одну песню братья написали вместе. А вот Саша КОЗЛОВ в рождении этого альбома не участвовал, решил взять творческий отпуск...
- А что это он вдруг решил взять отпуск?
- Дело в том, что тот материал, который он предложил для этого альбома, оказался... ну, не совсем созвучным со всем остальным, что написали Глеб и Вадик. И тогда Саша сделал достаточно серьезный шаг. Взвесив все "за" и "против", он сказал: "Ну что ж, пусть это будет ваш альбом".
- На вашей совести, другими словами.
- Нет-нет. Он просто отдал этот альбом на откуп братьям САМОЙЛОВЫМ. Как композитор.
- Но обиделся, наверное?
- Нет! Как раз нет. Он сделал очень мужественный шаг...
- Сейчас вся "Агата Кристи" находится в Москве?
- Да, идет досведение альбома. Вообще, сведением, а также звуковым продюсированием занимается Вадик. Ему помогает звукооператор Олег ЗУЕВ. И при этом еще Глеб, как идеолог, присутствует - отслеживает правильное звуковое выражение всего материала.
- Новый альбом - каким он будет?
- По концептуальности он, пожалуй, ближе к "Урагану". То есть, ближе к самому концептуальному альбому "Агаты Кристи", какой она создала за всю историю своего существования, и, к сожалению, невостребованному до конца в силу того, что не вовремя вышел. Люди не готовы были его принять, все ждали чего-то более бравурного... Есть там нотки из старых альбомов. Я бы даже назвал "Коварство и любовь", существуют между ними какие-то аналогии... А есть на новом альбоме вещи очень жесткие и даже жестокие...
- В плане?
- В музыкальном и как бы идеологическом. А тексты я бы даже назвал так: психоделически-жестокие. Нам один из редакторов на радио сказал, что при прослушивании возникает чувство страха. "Меня эта вещь пробирает до мурашек, - признался он, прослушав одну из песен. - Она мне нравится, но поставить ее на радио я не могу, потому что если уж мне - музыкальному зубру, прослушавшему на своем веку, практически, всю музыку мира, - страшно, что ж тогда будет со слушателями?!" (Смеется).
- А о чем песня?
- О жизни. Она очень хорошо вплетается в контекст альбома, который, надо отметить, звучит достаточно цельно. Слушать его надо не отдельными песнями, а целиком. Мы даже решили, что когда будем делать концертную программу для гастролей, выстроим ее так, чтобы в первом отделении звучал только один и полностью этот новый альбом. Ибо в нашем представлении он неделим. И лишь во втором отделении будет так называемый "best".
- То есть писать песни и выступать - настроение есть?
- Есть. Этот новый альбом появился с притоком новых эмоций, подхваченных нами в предвыборных странствиях по стране на поезде под лозунгом "Да!". Это был поистине поезд музыкантов! Атмосфера там была, мягко говоря, дружеская, как ты понимаешь. Общение, посиделки, веселье, обмен опытом - естественно, все это вылилось в написание и нами долгожданного альбома. Да, были определенные упаднические настроения у группы. Но они уже в прошлом. Ведь плюс ко всему еще произошло и объединение братьев. Вадик влился в коллектив как композитор. До этого он, как известно, не писал достаточно долго, а сейчас и тексты начал сам писать! И, надо сказать, его песни получились очень хорошими.


***
Пресс-релиз альбома от "АГАТЫ КРИСТИ":

Альбом называется "Майн Кайф?". Именно так, с вопросительным знаком, который очень важен. Дело в том, что человечество чуть ли не весь прошедший век провело в войнах и распрях. Наверное кто-то ловил от всего этого невероятный кайф, однако для нас подобный кайф очень сомнительный, поэтому в названии вопросительный знак. Наш новый альбом получился, пожалуй, самым концептуальным альбомом "Агаты Кристи". Нас никогда не оставляло желание сделать из пластинки целое драматургическое произведение, и все наши альбомы получались в какой-то мере концептуальными. Но чтобы настолько... В отличии от альбома "Чудеса", который мы писали, сами не понимая, что творим, "Майн Кайф?" - это не просто набор песен. Мы нащупал какую-то невидимую линию в соответствии с которой проходил очень жесткий отбор материала.
Сюжет, в принципе, простой. Альбом о том, как в душе мальчика из-за личной травмы произошел переворот, после которого он стал беспощадным кровавым злодеем, и том как он все это осознал. Вообще в основе всех наших альбомов были песни Глеба, где изначально была заложена какая-то канва. Но потом все обрастало песнями Вадима и песнями нашего клавишника Саши Козлова, которые были немножко сбоку от этой канвы, а иногда и просто из другой оперы. На этот раз мы решили быть верными первоначальной идее Глеба. Было нелегко... Мы, например, поняли, что песни Саши для этого альбома совершенно не подходят, он мужественно это признал и сказал: "Хорошо пусть это будет ваш альбом." Что касается Глеба, то, опять же, концепции ради. он выбросил 18 готовых песен, которые тоже не очень подходили для "Майн Кайфа?".
 

***
Г. Самойлов:

Весь альбом о том, как человек, теряя веру во что-то светлое, убивает в себе человека. Становится кровожадным, переживает личную драму. Можно представить себе человека, который, отправляясь на войну защищать родину, становится убийцей и мародером. Я ни в коем случае не хочу обидеть наших воинов, которые сейчас сражаются за совершенно чужие интересы. Конечно, непосредственная ассоциация была с войной и с третьим рейхом. А иронический знак вопроса в названии - чтобы человек задумался: твой ли это кайф - получать удовольствие от насилия, твой ли это кайф - потерять веру. Пусть даже эту иронию в названии не все прочувствуют... "Майн Кампф" я не читал и не собираюсь...Мне кажется, телевидение навязывает то, каким должен быть современный молодой человек. Молодежи просто втирают, какой она должна быть. В нашей стране дело осложняется тем, что люди старшего поколения выросли на других ценностях, и сегодня внушается, что эти ценности нужно непременно низвергнуть...


***
Глеб Самойлов, Журнал "Бумеранг" № 30:

В отличие от "Чудес" здесь будет много гитар, в том числе и акустическая. Многие песни - крейзи баллады. Конечно, с налетом мистики. Все представляет собой историю одной человеческой души.
Альбом целостный. С завязкой, с развязкой и с эпилогом. Эпилог - он же мораль. Пролог тоже есть. Все это представляет собой даже не набор песен, хотя и достаточно хитовых, а все-таки цельное концептуальное произведение, полотно такое. Если проводить грубо аналогию, скажем так, не музыкальную, а что для нас это значит - этот альбом, наверное, то же самое, что "Стена" для "Пинк Флойд". Не будем говорить об исторической ценности, скажем только о нашем отношении к нему - к нашему альбому. Как уже было сказано, мы создали масштабное полотно, и это больше напоминает рок-оперу.
Песни писались достаточно долго - с сентября месяца 1999 года и буквально по январь 2000-го все сочинялись и сочинялись новые песни. Песен будет много. На каждую найдется свой любитель. Одно можно точно сказать - что это "Агата Кристи". А новая это "АК" или старая "АК", судить уже не нам. Наверное, все-таки что-то и новое и в то же время обобщающее со старым со всем есть. Поклонники раннего творчества - "Коварства и любви" - тоже найдут здесь чему порадоваться. Поклонники "Позорной звезды" - тоже. Даже поклонники "Опиума", наверное, что-нибудь найдут. Практически подо все песни можно танцевать. Не будем говорить уже про "Ураган", потому что по концептуальности, наверное, "Ураган" - это самый наш концептуальный альбом был. Но этот новый альбом его переплюнул.
Песни яркие, очень яркие. Иногда такие бьющие в глаза просто ослепительно. Ну и, как обычно, мрачно-депрессивные, как это и должно быть у "Агаты Кристи", с одной стороны. А с другой стороны - разухабисто-пиратские. А с третьей стороны - декадентско - национал - патриотические.
Можно еще посвятить альбом Геббельсу, но этого никто не напечатает. Но так, для интереса - одна из основ альбома - судьба доктора Йозефа Геббельса. Человека, который начинал с возвышенных христианских идеалов и в принципе был идеологом так называемого теперь фашизма. Вот как петляла судьба человека от правильных идей до невозможности воплотить их в жизнь так, как хочется. Отсюда - проявления бессмысленной жестокости. И потом как финал - самоубийство и убийство всей своей семьи. Очень интересная судьба у человека. От влюбленности в Россию и фанатичной преданности Достоевскому и его идеям до концлагерей и войны с Россией же. И крах.
… Альбом посвящен памяти Альфреда Шнитке, как самого гениального композитора, оставшегося навсегда в ХХ веке. Влияние Шнитке даже теми, кто его не слышал, в альбоме почувствуется. Вот такая у нас получилась "СКАЗКА СТРАНСТВИЙ". Только музыкальная. И для взрослых. Да и не только для взрослых - для всех.
В общем, если "скрестить" Шнитке, Высоцкого, Кейва и Гладкова, то получится примерно вот то, что и есть этот альбом. Очень он похож, именно по музыке, на киномузыку, то есть он весь такой сказочный и киношный. И очень-очень-очень драйвовый.


***
Из интервью Глеба Самойлова (весна 2000 г.)

— Депрессивный настрой песен «Агаты» периодически изменяет оттенок: вы выдаете то мистику, то нечто загробное, а то вдруг — стеб. От чего зависит изменение настроения песен?

— В юности можно было иронизировать над собой и окружающими, но потом настал более серьезный период. В нашей жизни было время агрессивного неприятия мира, откуда и появились альбомы «Опиум» и «Ураган». А «Майн кайф?» был отмечен нашим возвращением к реальности и ее оценкой. Он самый реалистичный. Что будет дальше? Какими будем мы, такими и песни.


***
Интервью В. Степановой и Д. Лабрадорова  с Глебом Самойловым:

- А почему "майн кайф?" неискренний? Это другая жизнь?
- Я это сейчас понимаю. Это очень сентиментальный альбом. Он скорее эмоциональный, чем душевный. Он искренний в том, что он написан не специально. На тот момент я внутри не нес ничего нового и ничего того, что бы я уже не сказал.


***
Глеб Самойлов:

Песни получились очень хоpошими, ну, пpавда, честное слово! Альбом тоже ужасно веселый. Так что в конце пpосто муpашки бегут по коже. Альбом посвящен много чему: пpедчувствию большой войны, напpимеp, осмыслению войн, котоpые идут сейчас. Вообще обо всех войнах, котоpые были и есть. Альбом об убитой любви. Война может убить любовь, и наобоpот, любовь может пpотивостоять войне. Поэтому название альбома - с вопpосительным знаком, а не с восклицательным. Этот альбом - вопpос, а не ответ.
Альбом тpагический. Тpагическая иpония скользит в альбоме и в песнях его. Почему тpагическая? Убитая любовь - pазве не тpагедия? Почему иpонический? Потому что такие вот мы по жизни pаздолбаи. Потому что сеpьезно не можем относиться к себе никак. А поскольку песни пишем мы, то это как-то пpоециpуется на песни. Песни веселые, pаздолбайские, по большей части. Почему только стpашно в конце концов становится - непонятно. Но это вопpос для виктоpины: почему, пpослушав все веселые, pаздолбайские песни "Агаты Кpисти", к концу альбома всегда становится стpашно?
Новый альбом "Агаты Кpисти" - одно из пpоявлений нашего сопpотивления шоу-бизнесу, мещанству и всем миpовым заговорам на свете. Этому альбом, кстати, посвящен тоже.


***
Глеб Самойлов:

Альбом "Майн Кайф?" практически весь посвящен вопросу о том, насколько оправдана месть, как это чувство рождается в человеке. С другой стороны, как бы трезво все ни анализировать, сделать это до конца объективно все-таки очень тяжело. Мы сами подвержены этому чувству, и тяжело в себе воспитать смирение.


***
Интервью с Глебом Самойловым, 2001 г.:

- Не секрет, что Вы интересуетесь фашистской Германией, Гитлером…
- Я интересуюсь человеком вообще, человеком, как таковым, тем более культовыми личностями. Этот интерес не имеет отношения к фашистской Германии. Наверное, Вас смутило название альбома «Майн Кайф?»? Имя альбома относится скорее не к Гитлеру, а к таковому понятию, как готика. К готической культуре. Мне кажется, она смешана с русским кайфом! Так что это каламбурное название.


***
Пресс-конференция группы АГАТА КРИСТИ  в Минске, 2001?:

- Точно определяющий, вы сказали, а как же "?" в конце?
- Этот знак нас попросили поставить различные люди шоу-бизнеса, определяющие информационную
поддержку, чтобы сделать название более корректным. Хотели они "?", мы и поставили.
- Не существует никакой ассоциации с Гитлером ("Майн кампф")?
- Разумеется, присутствует, однако никакого отношения к книге "Майн кампф" альбом не имеет. Каламбур от чего, собственно говоря, и происходит - весёлый стёб над Гитлером и "Майн кампфом" получился сам собой.


***
Из интервью с Глебом Самойловым, 2001:

Дима: Что бы вы рекомендовали читать молодым, вступающим в жизнь мальчикам и девочкам, которые только сегодня окончили школу?
Глеб: Им бы я советовал почитать «Майн кампф». Это очень глупая и очень смешная книга.

Дима: Небездарная, с литературной точки зрения.
Глеб: Небездарная, но такой бред самодовольства человека, такая самоуверенность. Я в Интернет так же захожу, когда читаю, что пишут «настоящие, истинные ценители «Агаты Кристи», в отличие от всей этой остальной мишуры». Такое, знаете ли, само-довольно, тупое. Только у Гитлера был уже не юношеский возраст, а тут субтилыность некоторая такая добавляется. То есть все подростковые комплексы, которые только возможно представить, читаешь в каждой рецензии. Я тоже был таким, я сейчас в ка-кой-то мере таким являюсь. Но сейчас мне хватает ума не выносить это на публику.

Дима: Он тоже знает некоторые тексты этой группы наизусть, поэтому хотя бы чем-то он на вас похож.
Глеб: На них. (указывая на диктофон) Когда я читаю что-нибудь вроде «Для того, что-бы правильно понять альбом «майн кайф?», вам необходимо прочитать…» и список та-кой, я думаю «Да какой же ты дурак!». Песня, творчество, оно тем и ценно, что оно не требует подготовки. Даже если ты не читал того, что читал автор.


***
Из интервью с Глебом Самойловым:

- А Гитлер для вас - герой или антигерой?
- Предатель. Интересен же он своей трансформацией. То есть, интересен процесс, когда человек со светлыми идеями и горящей душой превращается в чудовище.


***
Из интервью с Г. Самойловым:

– Некоторые ваши тексты густо пересыпаны немецкими словами, а один альбом даже называется «Майн кайф». Испытываете тягу ко всему немецкому?
– В наших песнях присутствует перекличка и с немецким языком, и с немецкой историей. Нам кажется, что наши культуры неразрывно связаны. Альбом «Майн кайф» посвящен Альфреду Шнитке, жившему в России. Мы любим также Бетховена, Моцарта и Гофмана. Кроме того, немецкие мотивы в нашей музыке перекликаются с фильмом «Семнадцать мгновений весны» или скорее с анекдотами на тему этого фильма.
– Что же из немецкой культуры и музыки особенно ярко отразилось на вашем творчестве?
– Эрнст Теодор Амадей Гофман и Kraftwerk.


***
Глеб Самойлов:

Наш диск "Майн Кайф" - уже песни твердо стоящего на ногах русского православного человека. 


***
Братья Самойловы делятся своими комментариями с журналистами MTV относительно свежеиспеченого (на то время) альбома "Майн Кайф":




 

Автор и координатор проекта "РОК-ПЕСНИ: толкование" -
© Сергей Курий

<<< Вернуться на главную страницу проекта

<<< Вернуться на страницу "АГАТА КРИСТИ"

<<< Вернуться на страницу "Дискография"


   « назад





Последний номер
2015/№1 (виртуал.)