Журнал для интеллектуальной элиты общества  
 
 

Рок-толкование песен группы ПИКНИК: альбом "Харакири" (1991)    
/С. Курий/

ВНИМАНИЕ!
Проект "РОК-ПЕСНИ: толкование" переезжает на новый сайт:
http://www.kursivom.ru/
Туда уже перенесён раздел группы ПИКНИК.
Теперь все обновления будут происходить по этому адресу.

Автор и модератор проекта - Сергей Курий.

"Харакири" (1991)

 


1. Настоящие дни
(Э. Шклярский)

2. Мы, как трепетные птицы
(Э. Шклярский)

3. Я - пущенная стрела
(Э. Шклярский)

4. Там, на самом краю земли
(Э. Шклярский)

5. Течет большая река
(Э. Шклярский)

6. С тех пор, как сгорели дома
(Э. Шклярский)

7. Это река Ганг
(Э. Шклярский)

8. Новая азбука
(Э. Шклярский)



Anima Vox Co. ©1991
 
Эдмунд Шклярский - вокал, гитара, клавишные.
Сергей Воронин - клавишные.
Леонид Кирнос - ударные.
Юрий Ключанцев - саксофон.
Виктор Евсеев - бас гитара.


* * *

Э. Шклярский, Программа "Летопись", "Наше Радио", 22.02.2004

Каждое время, оно имеет какую-то свою окраску. Например, "Танец волка" - я помню время, когда это писалось - там, вот, эти все времена, когда люди, там, значит, ходили в кинотеатр, потом включался свет, и их там, значит переписывали и фамилии, и все прочее, отправляли данные на работу. "Харакири" - была, скажем, для нас другая история. Ну, распад, или полураспад, значит, вот, того, что казалось незыблемым - фирмы "Мелодия", на которой вышли три первые наши виниловые пластинки. Опять же, концертные организации, которые нас возили, они начали распадаться. Появлялось жуткое совершенно явление - это МКЦ, молодежный комсомольский центр. И, значит, вот в это время рождались, вот, песни, которые потом вошли в "Харакири". То есть, это время такого разброда и шатания, не самое, в общем-то, лучшее, если так рассмотреть, что когда было.
Помню, там, звонили друг другу, значит, продавали спирт "Рояль" :). То есть… :) Вот, все торговали металлами. Черными. Или там, цветными. Ну, я имею в виду, теоретически. Опустели институты, конкурс был совершенно ничтожный, потому что, все, значит, рванули… То есть, совершенно дикие какие-то, вот, с людьми происходили такие метаморфозы, значит, и не только с людьми. Вот вся атмосфера, она была вот такая - что, значит, образование не нужно, значит, нужно что-то другое, нужно, там, значит… Ну, не ценности, ну в принципе, вот, какая-то даже, переоценка ценностей, наверно, была, раз вот, опустели институты и все прочее. То есть, время, поскольку мы не выбираем, когда это все происходит, в это время был написан "Харакири", опять же, под, вот, впечатлением того времени, когда это все и происходило.


***
Информация с буклета CD "Полная История. Харакири", (текст - А. Шклярская), 2004:

Если тебя обуревал дух авантюризма, но что-то мешало ему вырваться наружу, то лучшим временем, чтоб пуститься во все тяжкие были, конечно, 90-егоды прошлого (страшно сказать) столетия.
Вот и ПИКНИК вольно или невольно был вовлечен в водоворот музыкальных и около музыкальных событий.
Так, не веря своим глазам, летом 1990 года музыканты приземляются в жарком городе Осака, и уже через полчаса мчащийся по сияющим чистотой улицам автомобиль ввозит музыкантов прямо на сцену. Благодарные японские зрители вежливыми аплодисментами встречают группу и обмахиваются веерами (город Осака летом, ну очень жаркий!).
Попадание ПИКНИКа на фестиваль ЕХРО-90 было действительно проблематичным, поскольку радушное японское консульство выдало визы лишь тогда, когда самолет, на который у музыкантов были билеты, благополучно улетел.
Еще за полгода до этого, ПИКНИК в полном составе делает прививки от экзотических болезней для поездки в Сенегал. Некая французская фирма обещала незабываемые впечатления в знойной Африке. Выпускается красочная рекламная продукция и загранпаспорта уже в Сенегальском консульстве, но новая цена на авиабилеты с 1-го января (новогодний подарок) вынуждает французов ретироваться, а музыкантов носить в своих организмах ослабленные вирусы диковинных болезней.
А еще: уже не в полном составе (Воронин и Шклярский с женой) совершают пешее паломничество к Папе Римскому и возвращаются вечером 18 августа 91 года чуть ли не в другую страну (19-го августа - печально памятный путч). Только путч ПИКНИКу не помеха. Подтверждение этому - галаконцерт на Дворцовой площади 20-го августа, после которого музыканты отправляются в Анапу на детские (естественно, не в качестве детей) Олимпийские игры.
Но и жаркое лето когда-то подходит к концу и, засучив рукава музыканты во главе с исполняющим теперь функции директора Али Бахтияровым готовятся к сольным концертам в родном городе, в БКЗ "Октябрьский". В это неспокойное время и «куются» песни альбома "Харакири". Но если говорить подробно, то сначала появились «Настоящие дни» и «Мы как трепетные птицы». Песни были записаны на студии и активно исполнялись на концертах. С ними ПИКНИК изловчился стать лауреатом фестиваля "Шлягер-90" и был премирован бесплатной путевкой (нет не в Сибирь), а на Черное море, А дальше, после прочтения книги Ницше «Так говорил Заратустра», появилась песня «Я пущенная стрела». Где-то в неблизких зимних переездах по Дальнему Востоку родилась следующая: «С тех пор, как сгорели дома». «Это река Ганг» - результат спецзаказа, а именно, песня была написана для телеконкурса на знание французского языка.

Процесс написания, как и окончание записи, сопровождался бурными возлияниями, но это не мешает музыкантам считать альбом одним из лучших в собственной дискографии. Кроме прочего, впервые диск оформлен картиной Шклярского. Появляется фирменный знак ПИКНИКа, который теперь присутствуетпрактически на всех атрибутах группы, включая такие как гонг и баннер.

В сценическом арсенале группы появляется новый элемент - указующий перст, неоднократно утерянный и неоднократно восстановленный.
И еще было нечто новое (к сожалению, уже вынужденное), а именно - закончилась монополия фирмы грамзаписи «Мелодия», и теперь исполнители на вольных хлебах носились в поисках инвестора, который соизволит вложить деньги не в водку, не в строительство или производство колбасы, а нечто эфемерное под названием Виниловый диск.

Из курьезов того времени можно отметить гонорар за харьковский концерт в виде мешков сахара, который был привезен устроителями концертов в Питер. Но надо сказать, такая форма оплаты была как нельзя кстати, ведь ассортимент продовольственного магазина иногда ограничивался свиными рульками.
Еще некой экзотикой была попытка записи CD в Минске, закончившаяся правда ничем, если не считать появившихся вследствие этого акта новых версий песен «Опиумный дым», «Вечер», «Я иду по дну», «А учили меня летать» <впоследствии они войдут в коллекционную пластинку-сборник 1993 года - С.К.>.
Вот такое, извините, ХАРАКИРИ!..


***
Из интервью с Э. Шклярским, "Я - Молодой" №23, декабрь, 1993:

Пластинка "Харакири" отразила мое знакомство с книгой Ницше "Так говорил Заратустра". Тогда это для меня было некоторым откровением. Я вынес из книги мысль о том, что все настоящее должно стоять на крови. Храмы, стихи - все на крови. Даже каждая строчка в песне должна быть пронизана кровью.


***
Из интервью с Э.Шклярским. лето 2000 г.:

...попалась книга Ницше "Заратустра". Тогда был написан "Харакири", возможно, Ницше и повлиял... Очень сильные в "Заратустре" образы, мне даже было удивительно, как человек, один человек, мог всё это пережить. Если бы несколько, поколение - тогда понятно. Но когда один человек может выплеснуть себя сам... это очень сложно.


***
Из интервью с Э. Шклярским, FUZZ №12/2002:

- До «Харакири» вы ездили в Японию. Это было какой-то вехой?
- Ну, заграница – это всегда веха, особенно в 1990 году. Это сейчас съездить ничего не стоит.
- А почему именно в Японию?
- Тогда еще было понятие «города-побратимы», и мы ездили в Осаку как в город-побратим. Был фестиваль, один день игры...
- И на «Харакири» эта поездка отразилась?
- Не особо. Скорее, отразились какие-то внутренние вещи. Я тогда прочитал «Так говорил Заратустра» Ницше, и вот это как раз повлияло.
- На вашем сайте написано, что «Харакири» – лучший альбом ПИКНИКА. Это мнение музыкантов?
- Андрей Бурлака, например, считает, что лучший – «Танец Волка». Назло всем остальным. А для нас «Харакири»... хороший.
- Он жестче, чем все остальные.
- Там примером для написания был взят T.REX, как ни странно. Короткие повторяющиеся фразы, без припевов, малые формы. Не расширенные, как, например, в «Родом Ниоткуда», где есть навороты, длинные вступления, соло, – здесь все минимизировано. Такие были формальные ориентиры.


***
Из книги "ПИКНИК. 30 световых лет" (составитель - Марат Корчемный) - М.: "Нота-Р" 2014:

Андрей Бурлака: «Лютовала инфляция, гастролей почти не было, но не увядало в русских нуворишах желание заработать много денег на концертах. Группа могли слетать из Питера в Ростов-на-Дону или Воронеж, сыграть один концерт, вернуться, получить какие-то деньги за это, но назвать это коммерцией язык не поворачивался. Даже фестивали почти прекратились - где-то устраивали, но достаточно скромно. Издавать что-то стало вообще невозможно. «Мелодия» просто загибалась – заказов не было, винил начал выходить из моды, а компакт-диски у нас еще не появились. Кстати, в этот период я довольно плотно сотрудничал с «Пикником», помог им выпустить пластинку «Харакири», - грубо говоря, послужил исполнительным продюсером. Альбом вышел на виниле под собственным лейблом Эдика – «Matuzalem», но фактически был напечатан на заводе «Мелодии».

Эдмунд Шклярский: «Родом ниоткуда» был витиеватый, сложный, навороченный. А «Харакири» – лаконичная форма повторений короткой структуры. Как у «Ти-Рекс». Поскольку нельзя было рассчитывать на какое-то эфирное радиовещание, одной из целей было быстро зацепить внимание слушателя. Если человек где-то услышал — достаточно нескольких секунд. Поэтому многие песни («Настоящие дни», «Мы как трепетные птицы») строились по этой формуле. Они появились немного раньше записи альбома, мы их уже играли в 1990 году. На том же «Шлягере 90», потом в Японии».

...Виктор Евсеев: «Когда мы приступили к записи «Харакири», на Ленфильм, по нашей просьбе, приехали знакомые музыканты. Привезли дорогие инструменты, синтезатор и так далее. А наш директор, по этому поводу, устроил пьянку. До записи дело так и не дошло. Все уже в зюзю, собрались уходить. А Эдик говорит: «Нет-нет, одну вещь я все же должен написать». В альбоме «Харакири» есть инструментальная композиция, она называется, по-моему, «Новая азбука». И вот он говорит: «Так, поставьте трек с барабанами, сделайте мне колокольчики, сейчас запишу одну партию и поедем». Те, кто был потрезвее, говорят: «Зря сидим, только время теряем...» И вот где-то в середине вещи, когда все думали, что заснул уже, он неожиданно — блямс, потом подождал немного, опять блямс. Я сказал вполголоса: «Надо будет стереть эту историю». Эдик говорит: «Как стереть, ты что?» Я говорю: «Ладно, ладно, не будем ничего стирать».
Но самое интересное, что когда на следующий день мы все трезвые пришли в студию, наложили остальные партии, эти блямсы оказались точно на том месте, где они и должны быть. Вот тут мы все рты поразевали».

Впервые для оформления альбома Шклярский использует фрагмент свой картины. Увлечение абстрактной живописью шло паралельно с музыкальной жизнью уже несколько лет и оказалось весьма кстати. Для обложки «Харакири» прекрасно подошел фрагмент картины «Марионетки», куда автор добавил несколько штрихов. В их числе оригинальный автопортрет, висящий на крючке у великана-кукловода, первые буквы имени автора, исполненные в виде монограммы и таинственный символ в нижнем левом углу обложки. Позже этот символ появится на обложке следующего альбома, украсит гонг, его напечатают на заднике сцены и в его форме сделают музыкальный инструмент. Символ незатейливо прозвали «Знаком» и определили ему быть гербом «Пикника».
 

Автор и координатор проекта "РОК-ПЕСНИ: толкование" -
© Сергей Курий

<<< Вернуться на главную страницу проекта

<<< Вернуться на страницу "ПИКНИК"

<<< Вернуться на страницу "Дискография"


   « назад





Последний номер
2015/№1 (виртуал.)