Журнал для интеллектуальной элиты общества  
 
 

Рок-толкование песен группы ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА: альбом "Солнцеворот" (1997)    

ВНИМАНИЕ!
Проект "РОК-ПЕСНИ: толкование" переезжает на новый сайт:
http://www.kursivom.ru/
Туда уже перенесён раздел группы ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА.
Теперь все обновления будут происходить по этому адресу.

Автор и модератор проекта - Сергей Курий.


"Солнцеворот" (1997)


 

1. Солнцеворот
(Е. Летов)

2. Про Зёрна, Факел и Песок
(Е. Летов)

3. Родина
(Е. Летов)

4. Нечего Терять
(Е. Летов)

5. Мёртвые
(Е. Летов)

6. Далеко Бежит Дорога
(Впереди Веселья Много)
(Д.Кузьмин "Черный Лукич")

 
7. Новый День
(Е. Летов)

8. Про Дурачка
(Е. Летов)

9. Поздно
(Е. Летов)

10.Забота у Нас Такая
(Е. Летов)

11.Жить
(Е. Летов)

12.Дембельская
(Е. Летов)

 



Записано в ГрОб-студии в мае-октябре 1995 г.
Сведено там же Егором, Нюрычем и Махно, январь 1997.

Егор Летов: голоса, гитары, ударные, басс, губная гармошка, перкуссия
Анна Волкова: голоса, электроскрипка, губная гармошка, перкуссия
Евгений Махно: гитара
Кузьма Рябинов: электроорган, гитары, басс, губная гармошка, дуремика, вибрафон, перкуссия
Игорь Жевтун: гитара, басс.

Продюсер: Егор Летов
Техническая часть: Анна Волкова и Рябинов.
Оформление: Егор, Нюрыч и Махно
Художник: А. Фефелов.
Фото: Анна Волкова.

Альбом посвящается всем воевавшим и воюющим за славное дело отечества.

Слушать громко!

© 1995 ГрОб Records
© 1998 hor-music



* * *

Из интервью с Е. Летовым, журнал "FUZZ", июнь, 1997 г.:

- Егор, расскажи про последний альбом - как появилась идея его создания, что вдохновляло, как шла работа...?
- Идея появилась после октября 1993 года. Мы поняли, что не можем оставаться в стороне. Наше оружие - что можно было сделать в то время - это музыка, песни. Первая идея была записать что-то вроде двух больших сорокапяток, где были бы задействованы ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫЖИВАНИЮ, ДК, ЧЕРНЫЙ ЛУКИЧ, мы, может быть, еще кто-нибудь. Я сочинил тогда песни "Родина", "Победа". Но постепенно выяснилась невозможность такого проекта по причине тяжелой ситуации, в том числе, финансовой.
Затем стало понятно, что замысел перерастает во что-то большее: В 94-м году я сочинил почти все песни из вышедшего двойника - "Солнцеворот" и "Невыносимая Легкость Бытия" - они писались как одно целое. Записывать стали в 95-м. У меня принцип "сделай сам", так что начали работать в домашних условиях, на "Опимпе". Когда записали первые 9 песен, наш бывший директор Евгений Грехов неожиданно (для меня) привез цифровой восьмиканальник, и пришлось затратить около десяти месяцев, чтобы адаптировать записи с "Олимпа" к цифровым записям. На самом деле, это была ошибка, надо было, конечно, записывать все заново, а то невозможно состыковать по звуку ни орган, ни голос. Затем, когда мы наконец-то все состыковали, довольно быстро записали болванки обоих альбомов. Технически запись сделана довольно интересно, потому что там много хитростей - например, играют восемь гитар в унисон:
- Все гитары - твои?
- Да, мои. Мы сделали такой звук, какого, вероятно, нет в природе. Мы полностью добились того, чего хотели. Если, например, об альбоме "Сто Лет Одиночества" я мог говорить, что мы максимально приблизились к тому, что хотели выразить, то здесь - сделали все, как надо, хоть и ушло чудовищное количество времени и энергии. Присутствует и метафизический план, неотделимый от нашего творчества. Как только записали альбом - около года назад - из группы неожиданно, в последний момент, ушел Кузьма (Рябинов). Как раз когда он должен был подкрутить ручки и отрегулировать свой бас.
- Вы поссорились?
- Нет. Просто он ушел, без объяснения причин, уехал. Сейчас он находится где-то в Ленинграде. Ушло еще три месяца, чтобы научить нашего нового гитариста Махно всем партиям, чтобы он адаптировался.
- Это ваш старый знакомый?
- Конечно, он из группы РОДИНА.
- Какой из двух альбомов лично тебе ближе?
- Они очень разные, хотя части единой работы, отражающей нашу жизнь в коммуне почти за полтора года. Я сначала хотел сделать альбом "Новый день", куда вошла бы песня 'Родина", и так далее - боевой такой альбомчик, минут на тридцать. Потом он еще больше оброс песнями. В окончательном варианте первый альбом "Солнцеворот", там обложка просто роскошная. Это прямое руководство к действию. Второй альбом - более философский, что ли... Там о том, что нужно осмыслить для действия.


***
Из интервью с Е. Летовым, "Nашъ Драйвъ" (СПб) № 2, январь 1996:

- Егор, расскажи пожалуйста, о твоем новом альбоме.
- Он не закончен, а поэтому я, как человек суеверный, не люблю говорить, пока не доведу до конца. Два больших альбома будет, видимо... Один будет называться "Солнцеворот", другой "Новый день".
- Они будут посвящены политическим событиям?
- "Новый день", видимо, будет политическим альбомом, но дело в том, что у нас нет прямой политики, мы больше метафизики, чем политики. Второй альбом будет более философский, наверное... Тяжелый, в общем!


***
Из интервью с Е. Летовым в Харькове, 1998:

Ни разу в жизни я не достиг того звука, которого хотел. Это не  должно быть чистым или грязным или каким-то еще... Единственный раз, правда, удалось - в последних двух альбомах "Солнцеворот" и "Невыносимая легкость бытия". Но народ, оказалось, это совершенно не принял. Звук этот ему не понравился - кажется им, что записано очень плохо. На самом деле это писалось в течении двух лет и специально выстраивался очень четкий, очень тонкий звук, где вырезались все средние частоты, где вся атака на басе была полностью похерена, где играл басовый орган. Звук вышел нетривиальный и никому не понравился. По моим понятиям - это самый идеальный альбом, который я хотел создать. Там восемь гитар играет в унисон. И так далее.


***
Е. Летов, интервью в марте 2000г. (напечатано - журнал "НАШ", 2001г.):

Последние альбомы - нечто совсем другое. Возьму широкий, немного неточный символ - стоицизм. Это когда все проиграно, но все равно надо продолжать сопротивляться. "Солнцеворот" и "Невыносимая легкость бытия" - именно про это.
 

***
Из интервью с Е. Летовым, "Тектоника", Смоленск, 2002?:

...звук у нас меняется, как вы, наверное, заметили, от альбома к альбому. Потому что как только появляется клише звука в масс-медиа или даже в альтернативных масс-медиа, мы его нарушаем. Последними альбомами "Солнцеворот" и "Невыносимая легкость бытия" мы это сделали совершенно тотально. И реакция была совершенно незамедлительной. Люди плевались, материли этот звук. Мы добивались этого очень долго. Вы себе не представляете, что значит сделать именно такой звук. Это, допустим, четыре органа в унисон, восемь гитар в унисон играют ритм. Понимаете, да, что это означает? Это такая профессиональная как бы технология, и пишется три вокала, из которых убираются все согласные, гласные, и пишутся тоже в унисон.


***
Интервью с Егором Летовым, 2004:

«Солнцеворот» — это нечто, конечно. Это, в принципе, тупиковый момент нашего бытия, но тупиковый в правильном смысле. Любой предел — это тупиковый момент, из него нужно выбираться, потому что если там оставаться, то так и будешь до конца жизни повторяться.
...Эти альбомы — «Солнцеворот», «Невыносимая Легкость Бытия», — они сочинены после событий 1993 года, октября, когда, собственно говоря, реально восторжествовал... не то что восторжествовал — а, я считаю, было на весь мир показано, что такое есть вот наш, русский экзистенциализм. Когда горстка отстреливалась, по ним там били из танков, а все думали, что победим. Альбомы, собственно говоря, про это: когда человек полностью проиграл — и он поет, как он победил, и побеждает. Народ, как мне кажется, так до сих пор и не понимает ничего. Эти альбомы и записаны, соответственно, с таким звуком, который ни на что не похож. Он и не должен быть ни на что похож! Мы сделали такую стену звука, которую так никто и не расщупал. Потому что такого звука, собственно говоря, нет ни у одной команды в мире!


***
Из ответов Е. Летова на вопросы посетителей официального сайта ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ gr-oborona.ru, 12.09.2005:

От записывающего агрегата зависит очень многое: примочки, микрофоны, именно от этого всё и пляшется. Самая тяжелая ситуация, которую я помню, возникла во время записи "Солнцеворота" и "Невыносимая Легкость Бытия". Мы не успели перестроиться к цифровому звуку и оказались в какой-то степени беспомощными. Все предыдущие коронные "фишки" уже не работали в этом режиме, а компенсирующие это новинки были нам тогда не знакомы. В дальнейшем мы все это освоили и наверстали, и еще и напридумывали новые собственные специфические средства.

 

***
В 2005 году Летов  пересвел, частично переписал и отредактировал песни "Солнцеворота" и выпустил их под названием «Лунный Переворот».

См. трэк-лист "Лунного Переворота":

1. Солнцеворот
(Е.Летов)

2. Про зёрна, факел и песок
(Е.Летов)

3. Родина
(Е.Летов)

4. Нечего терять
(Е.Летов)

5. Мёртвые
(Е.Летов)

6. Далеко бежит дорога (впереди веселья много)
(В.Кузьмин)

7. Новый день
(Е.Летов)

8. Про дурачка
(Е.Летов)

9. Поздно
(Е.Летов)

10. Забота у нас такая
(Е.Летов)

11. Жить
(Е.Летов)

12. Дембельская
(Е.Летов)

13. Пой, революция
(Е.Летов)

14. Пасха
(Е.Летов)

15. Из последних сил
(К.Рябинов)

 

Записано: ГрОб-студия, январь-октябрь 1996 года, а также апрель-июнь 2005 года.

Сведено в данном виде Е.Летовым и Н.Чумаковой 19.06 — 02.07.2005, ГрОб-студия.
Егор Летов: голоса, гитары, ударные, бас, губная гармошка, перкуссия
Кузьма Рябинов: электоорган, гитары, бас, губная гармошка, дуремика, вибрафон, перкуссия
Анна Волкова: голоса, электроскрипка, губная гармошка, перкуссия
Евгений Махно: гитара
Игорь Жевтун: гитара, бас

а также
Наталья Чумакова: бас
Александр Чеснаков: гитары, бас
Продюсер: Егор Летов
Мастеринг: Наталья Чумакова
Оформление: Егор Летов
Фото: А.Волкова, Е.Летов, Е.Колесов
Художник: Маттиас Грюневальд, работа «Воскресший Христос» (Изенхеймский алтарь, 1510—1515)

 

***
Ответы Е. Летова на вопросы посетителей официального сайта ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ gr-oborona.ru, 05.04.2005:

- Зачем нужно переиздание таких альбомов, как "Солнцеворот" и "Невыносимая лёгкость бытия", которые вышли относительно недавно и вроде бы представляют собой законченный материал?
- Объясняю. Альбомы очень плохо сведены. Записаны очень хорошо, а сведены плохо. На тот момент у нас не было опыта работы с многоканальной цифровой техникой, которая у нас впервые появилась. В результате половины записанных инструментов просто не слышно, из другой половины каша, что-то таинственно выпирает, чего-то вопиюще не хватает. Сейчас все будет, как надо, благо, что все записанное изначально сохранилось на мастерах.


***
Из ответов Е. Летова на вопросы посетителей официального сайта ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ gr-oborona.ru, 23.02.06:

- На днях купил на "Горбушке" переиздание "Невыносимой Лёгкости Бытия". Почему при переиздании альбом называется "Сносная Тяжесть Небытия" (равно как и "Солнцеворот" называется "Лунный Переворот")?
- Во-первых, это очень в глобальной степени пересведение, переделывание, ДОДЕЛОВАНИЕ того, что было раньше, в результате чего, по сути, возникли новые альбомы, максимально соответствующие задуманному в те годы. То, что называлось "Солнцеворотом" и "Невыносимой Лёгкостью Бытия" - это - в силу обстоятельств - как бы демо-версии, которые сейчас нашли своё совершенное воплощение. А во-вторых, новые названия - это акт отказа от излишнего пафоса, сопутствующего предыдущим релизам этого материала.


***
Алес Валединский, директор лейбла «Выргород», "Афиша", 19.02.2013:
http://www.afisha.ru/article/letov_5_years/

Помню, когда вышел переизданный «Прыг-скок», мне безумно понравились там комментарии Егора. И я его просил для «Лунного переворота» и «Сносной тяжести небытия» сделать то же самое. Но Егор ответил две вещи. Во-первых, это новые альбомы, а не старые — и время комментариев придет лет через десять. А во-вторых, ему придется касаться темы НБП, а делать ему этого бы не хотелось. Ему было неприятно об этом говорить.

 

Автор и координатор проекта "РОК-ПЕСНИ: толкование" -
© Сергей Курий

<<< Вернуться на главную страницу проекта

<<< Вернуться на страницу "ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА"

<<< Вернуться на страницу "Дискография"


   « назад





Последний номер
2015/№1 (виртуал.)